Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая основа организации[199] управления




Управление реализуется в двух видах деятельности: организации управления и текущем управлении. Организация управления заключается в установлении организационного поряд­ка в управляемой системе, обеспечении согласованного функциони­рования всех ее элементов, а также в самой подсистеме управления. Ее можно сравнить с арматурой бетонного сооружения, скелетом и анатомией человека, сетью арыков для полива поля, составляющих основу существования и функционирования объектов. Специфика организационно-управленческих факторов — в системообразующей, сплачивающей, слаживающей работу правоохранительного органа роли. Они влияют на все и долговременно, проявляясь в система­тически наблюдаемых в правоохранительном органе характерных особенностях работы его персонала, выступая скрытой и устойчивой причиной их. При оптимальном их состоянии, т.е. при высокой орга­низованности, возникает «организационная прибавка» (по сравнению с результатами работы недостаточно и плохо организованной работы) в виде большего успеха в решении задач, стоящих перед персоналом и руководителем. Повышать организованность — значит добиваться бо­лее высоких результатов. Это важнейшая задача управления, предна­значенного для обеспечения целостной, согласованной, упорядочен­ной работы людей и достижения главной, общей для всех цели — обеспечения законности и правопорядка на обслуживаемой территории. Достижение высокой организованности обеспечивается прида­нием всем факторам, действующим внутри системы (и по возмож­ности вне ее), оптимальных и устойчивых характеристик (свойств, качеств), обеспечивающих ее эффективное функционирование. Ор­ганизационный порядок служит управленческой основой и для каж­додневного успешного решения частных ситуативных проблем всем правоохранительным органом и каждым его сотрудником. Факторы организационного порядка оказывают часто не осознаваемое, но постоянное, разностороннее регулирующее влияние на все происхо­дящее в правоохранительном органе, обеспечивая способность сис­темы к самоуправлению. Это своеобразный «управленческий пору­чик Киже», которого часто не видят, но присутствие и воздействие которого постоянно ощущают. Значение организационного порядка можно проиллюстрировать на примере некоторых зарубежных фирм. Если какая-то из них работает не очень хорошо, подбирается но­вый руководитель и ставится задача: навести порядок за определен­ный срок. Когда срок кончается, его отправляют на несколько ме­сяцев в отпуск, запрещая вмешиваться в работу фирмы. Если за время отпуска работа фирмы ухудшится, его увольняют как не спра­вившегося с главной задачей — укреплением организации, ибо дело не должно держаться на одном человеке.

В отличие от задач наведения организационного порядка (орга­низации управления) текущее управление (или повседневное регу­лирование) заключается в ситуативных управленческих реакциях, оперативных вмешательствах руководства в функционирование управ­ляемой системы в конкретных, по ходу работы возникающих си­туациях, каждое из которых имеет разовую управленческую задачу. Причем такое вмешательство правильно, если делается в случаях, когда система почему-то недостаточно подготовлена организацион­но, не способна самостоятельно отреагировать на конкретную ситуа­цию. Если работа персонала плохо организована, то руководитель вынужден постоянно вмешиваться в текущие дела, не доверяя под­чиненным, лишая их возможности самостоятельно решать задачи, относящиеся к их компетенции — организация при этом разруша­ется еще больше. Он становится похожим на кукловода, дергающего за нитки, чтобы вызвать малейшие телодвижения куклы. Пытаясь «двигать» всем в работе органа внутренних дел и лишая других самостоятельности, он перегружается и оказывается неспособным справляться со своими обязанностями. При налаженной же органи­зации и должной профессионально-педагогической подготовленности сотрудников каждый делает свое дело ответственно, правильно и со­гласованно с другими. Поэтому для установления организационного порядка в работе правоохранительного органа и управления им пер­востепенное значение имеет принятие во внимание и совершенст­вование постоянно действующих педагогических факторов, имеющих организационное значение, что связано и с решением большинства педагогических задач управления.

От качества реализации педагогической функции управления во многом зависит общий уровень организации (организационного по­рядка), имеющийся в правоохранительном органе.

1. Уровень дезорганизации (первый, низший). Порядка и организо­ванности в правоохранительном органе нет. Руководитель управляет некомпетентно и систематическую, квалифицированную и созида­тельную работу по укреплению организационного порядка практи­чески не проводит. Свою педагогическую функцию не понимает, порой даже не подозревает о ней либо отрицает, не считая себя обязанным заниматься воспитанием, обучением и развитием личного состава («Мне надо раскрывать преступления, а воспитывать неко­гда» — частая аргументация таких руководителей). Должного лич­ного примера подчиненным не показывает. Серьезную педагогиче­скую работу подменяет окриками, разносами, наказаниями. Кол­лектив не сплочен, в нем плохое взаимопонимание и взаимодействие, часто возникают конфликты, противостояния, нездоровое соперни­чество, нарушаются дисциплина и законность, происходят злоупот­ребления служебным положением, совершаются аморальные по­ступки, существует коррумпированность. Все это свидетельствует о полном отсутствии педагогических основ организационного порядка и управления. Реальное воздействие на правопорядок во внешнем контуре управления крайне слабо.

2. Бессистемный (второй, низкий) уровень отличается тем, что ру­ководитель трудится добросовестно, но управленчески безграмотно. Работа органа, части, подразделения держится преимущественно на усилиях руководителя, который пытается бывать везде, вмешивать­ся во все, решать и наводить порядок за всех, что ему, естественно, не удается. Нижестоящие руководители пассивны, не используют должным образом свои властные полномочия и ждут указаний. Пе­дагогической подсистемы тут нет, педагогическая функция управ­ления не просматривается. При таком подходе к управлению, даже если руководитель будет находиться на службе все 24 ч, ему все рав­но не удастся наладить успешную работу правоохранительного органа.

Она характеризуется серьезными промахами и срывами, а правопо­рядок на обслуживаемой территории — достаточно низкий.

3. Системонапряженный уровень (средний, удовлетворительный). Есть признаки организованного функционирования правоохрани­тельного органа. Ответственно, энергично, с признаками опреде­ленного (хотя и недостаточно высокого) управленческого профес­сионализма действует руководитель, начальник, командир и подчи­ненные ему руководители. Созданы и функционируют, хотя еще с недостаточно высокой организованностью и результативностью, сис­темы воспитания, служебной подготовки. Руководитель учитывает и определенным образом выполняет свою педагогическую функцию, лично учит и воспитывает подчиненных в процессе своей управлен­ческой деятельности. Все это приводит в движение определенные внутренние механизмы самоорганизации в системе управления и жиз­ни коллектива, но они еще действуют слабовато. Определенные не­доработки в создании педагогических основ организации деятельно­сти правоохранительного органа создают нередко внутренние напря­жения, сбои, промахи, издержки, требующие от руководителя частых текущих вмешательств для их устранения. Это отвлекает руководи­теля на выполнение «черновой работы», повышает его нагрузки и. что самое важное, не оставляет ему достаточного времени и сил на то, чтобы полностью посвятить себя поискам новых, более совершенных, интенсивных путей повышения и использования возможностей руко­водимого органа, части, подразделения для укрепления правопорядка. 4. Саморегулируемый уровень организации (высший) возникает при точной и качественной реализации руководителем педагогиче­ской функции управления, воплотившейся в создании под его ру­ководством и при участии надежных педагогических основ органи­зации деятельности правоохранительного органа. Главный признак такого уровня — все элементы и связи организационного порядка саморегулируются самими сотрудниками и руководителями средне­го и низшего звена; возникающие напряжения, задержки, сбои са­моустраняются ими. Происходит самоналаживание, организацион­ный порядок самоподдерживается. Естественно, не следует гипер­болизировать и гипертрофировать понимание самоуправления и представлять дело так, что кто-то хочет вообще убрать руководите­ля, принизить его роль. Напротив, речь идет о прочной организа­ции, порядок в которой держится не только на текущих титаниче­ских усилиях руководителя, но и на стремлении всех сотрудников к организационному порядку, постоянной саморегуляции своего по­ведения и действий по его сохранению и совершенствованию. Под­линный управленческий профессионализм руководителя — в уме­нии построить такую организацию с обязательной полноценно!! реализацией педагогической функции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.