Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические черты эффективной требовательности




Реализация педагогической функции при предъ­явлении властной требовательности осуществ­ляется приданием ей определенных, педагоги­чески значимых черт: деловой целесообразно-понятности, справедливости, законности, неотступности, постоянства, человечности, индивидуализированности.

Требовательность справедлива, целесообразна, обоснована, понят­на сотрудникам, когда она законна, четко и очевидно ориентирована на интересы дела и людей. Необоснованность — предтеча субъекти­визма, волюнтаризма и произвола руководителя. Демонстрация вла­сти, срыв плохого настроения на сотрудниках, преследование по ка­ким-то личным или корыстным соображениям и другие негативные явления приносят только вред. Опросы показывают, что персонал час­то сетует на бессистемность, непоследовательность и противоречи­вость в требовательности руководителей, создающих лишь неразбериху и нервозность в работе, нарушающих организационный порядок. Не­ровность требовательности, ее вспышки, чередующиеся со спадами, воспринимаются личным составом как проявления хорошего или пло­хого настроения начальника, и все грани педагогических влияний ее от этого серьезно страдают.

Требовательность приносит успех и воспитывает, если применяет­ся к месту, без уравниловки, индивидуализированно. Хорошие работ­ники ожидают, что руководитель выявит нерадивых, выведет на чис­тую воду ловкачей, создающих лишь видимость работы, живущих за счет упорного труда других, и строго накажет их. Существует четыре способа предъявления требований: приказ, указание (распоряжение), со­вет (рекомендация) и просьба, которые отличаются по жесткости про­явления властности, категоричности. Выбор одного из этих способов всегда должен быть индивидуализирован. С добросовестным, воспи­танным сотрудником можно разговаривать и языком просьб («Иван Петрович, я знаю, что вы очень заняты, перегружены работой. Но, понимаете, никому, кроме вас, не могу дать это поручение; только с вашим опытом можно его выполнить. Я прошу, найдите время и вы­полните его к субботе»). Ну, а если кто-то не понимает другого языка, кроме языка приказов, то надо пользоваться им. Большая ошибка — строить властные отношения со всеми одним способом. Следует все­гда индивидуально подбирать наименее жесткий способ выражения властности (с учетом воспитанности и опытности данного сотрудника) и вести стратегическую линию на увеличение числа сотрудников (ис­пользуя иные направления и методы воспитания их), к которым мож­но предъявлять требования в виде указаний, а затем и советов, будучи уверенным, что они будут выполнены точно.

Проявляя требовательность к одному из сотрудников, опытный руководитель всегда считается с тем, как она будет воспринята всем личным составом, способствует ли она созданию в коллективе об­становки нетерпимости к лодырям, нарушителям дисциплины, не­добросовестным сотрудникам, оказывает ли она воспитывающее влияние на других.

Принципиальность, непримиримость, непреклонность, посто­янство, неотступность требовательности — в ее безусловном при­менении ко всем, ровности, постоянстве, доведении до конца, дос­тижении требуемого результата. Ничто не может служить оправда­нием нетребовательности, если она приносит ущерб делу, другим людям, коллективу, обществу. Властные полномочия, которые имеют руководители, исключают терпимость к недостаткам, всепрощенчество, принятие во внимание «оправдывающих обстоятельств», служа­щих для прикрытия некоторыми сотрудниками собственной безот­ветственности и упущений. Недопустимо быть добрым за счет госу­дарства, интересов дела, списывать нанесенный ущерб, прикрываясь неделовыми соображениями. Это не значит, что не надо выслуши­вать объяснения сотрудников, но четко разбираться в реальных при­чинах, отделять правду от лукавства и лжи руководитель обязан. Вместе с тем он должен быть неподатливым к попыткам некоторых нерадивых работников оправдаться ссылками на «отсутствие условий» и «непреодолимые трудности».

Требовательность должна быть доведена до конца. Этой черты порой недостает молодым руководителям. Указания они рассыпают словно из рога изобилия, мало заботясь о выполнении каждого. Ме­жду тем каждое решение, указание, требование, не доведенное до точного исполнения, до получения предусмотренного им результа­та, множит неисполнительность. Оно зарождает надежду у некото­рых недостаточно деловых сотрудников, что и очередное задание можно будет не исполнять, найдя оправдательные причины.

Требовательность дает воспитательный эффект, когда она чело­вечна, тактична, выражена в культурной, уставной, не оскорбитель­ной форме, сочетается с уважением, внимательностью, по возмож­ности — с убеждениями, разъяснениями, созданием условий, вни­манием к интересам и мнениям сотрудников.

При предъявлении требовательности важно чувство меры. Опыт­ный руководитель расчетливо выбирает путь между противостоя­щими друг другу соображениями: единоначалием и коллегиальностью, централизацией и децентрализацией, исполнительностью и самостоя­тельностью, строгостью и добротой, доверием и контролем, прин­ципиальностью и чуткостью и др. Это не значит, что надо быть по­лутребовательным, полупринципиальным, полувнимательным. Об оши­бочности такого понимания меры не раз говорил А.С. Макаренко, отмечая, что нужно как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему.

Черты требовательности внешне кажутся отдаленными, изоли­рованными друг от друга, но в действительности они взаимосвяза­ны и выражаются в разных стилях требовательности конкретных руководителей: авторитарной, властно-благожелательной, властно-коллегиальной, распорядительной и попустительской. Самым эф­фективным в педагогическом плане является стиль властно-колле­гиальной требовательности, сочетающий ее проявления руководи­телем, коллективом к своим членам, сотрудниками друг к другу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.