Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Айсмонтас Б.Б. 3 страница




7.2.9. VA & OBV

Все предыдущие индикаторы никак не использовали важное первичное данное - объем. Существуют индикаторы, которые пытаются восполнить этот пробел. Напомним, что основная идея анализа объемов состоит в том, что они должны подтверждать тренд. То есть в направлении основного тренда объемы увеличиваются, а при откатах и коррекции - уменьшаются. Анализ объемов с помощью обычной гистограммы, построенной внизу нашего графика, не достаточно, нагляден (см. рис. 6-18), поэтому пытаются изобрести индикаторы, которые смогут более наглядно представить изменения объемов и связать их с изменением цен.

Баланс объема (OBV - On Balance Volume) был изобретен Джозефом Гранвиллем (Joseph Granville) в 1963 г. Этот индикатор строится очень просто.

  • Объему за каждый очередной день присваивается знак плюс или минус в зависимости от того, выше или ниже предыдущего дня оказалась цена закрытия.
  • Составляется сумма таких значений объемов. При этом объемы со знаком плюс добавляются к сумме, а со знаком минус вычитаются.
  • На основе этой суммы строится график в виде линии.
  • Так как нас интересует не конкретное значение данной суммы, а ее изменение, берется абстрактное начальное значение суммы, например 10000, чтобы избежать отрицательных значений индикатора, хотя такая операция не имеет никакого значения для дальнейшего анализа.

Интерпретация этого индикатора чрезвычайно проста. Если он изменяется в том же направлении, что и цены, то тренд подтверждается; если же наблюдается дивергенция, то это сигнализирует о возможном развороте. Действительно, если цены растут, мы будем добавлять объемы к сумме; когда цены убывают, мы будем вычитать объемы из суммы. Также при анализе OBV нужно использовать линии его тренда, чтобы выявить направленность изменения объемов.

 

Как альтернатива для OBV используется индикатор накопления объема (VA - Volume Accumulation), созданный Марком Хайкиным (Mark Chaikin). На наш взгляд, этот индикатор более информативен, чем простейший индикатор OBV.

VA = (((C-L) - (Н-С)) / (H-L)) x V,

где C - цена закрытия, L - минимальная цена Н - максимальная цена, V - объем.

 

 

Смысл этой формулы очень прост (см. рис. 7-15): мы пытаемся определить силу «быков» и «медведей», считая, что сила первых пропорциональна диапазону цен от минимальной цены до цены закрытия, а вторых - диапазону цен от максимальной цены до цены закрытия. За счет разницы «бычьей» и «медвежьей» частей изменения цен мы определяем победителя и долю его объемов. В дальнейшем, так же как и для OBV, строим сумму за счет добавления очередной порции объемов. При этом «бычьи» объемы добавляются с плюсом, а «медвежьи» - с минусом (т.е. вычитаются).

Интерпретация VA аналогична интерпретации OBV.

Для увеличения наглядности и отрезания статистических шумов можно использовать линии, построенные как усредненные значения объемов или их индикаторов.

Мы подчеркивали, что на FOREX объемы не столь значимы, как на других рынках. Поэтому VA и OBV не пользуются большой популярностью на этом рынке.

7.3. Объединяя всё вместе

Итак, проводя технический и компьютерный анализ, мы с помощью графиков делаем следующее:

  • пытаемся определить тренды - долгосрочный (анализ месячных и недельных графиков), среднесрочный (анализ недельных и дневных графиков) и краткосрочный (анализ дневных и часовых графиков);
  • составляем список важных уровней цен, находя линии поддержки-сопротивления и важные уровни;
  • определяем возможные уровни откатов и отскоков;
  • отмечаем уровни движущихся средних и границ Боллингера;
  • пытаемся найти фигуры продолжения и разворота тренда, а также возможные цели их разрешения;
  • проводим скоростные линии, веерные лучи и лучи Ганна;
  • пытаемся провести анализ волн Эллиота с расчетом целей для очередных волн;
  • обращаем внимание на освоенные нами компьютерные индикаторы, проведя анализ их трендов, определяя возможные сигналы, в первую очередь дивергенцию;
  • анализируем объемы как основной признак, подтверждающий наши выводы.

В результате мы можем определить не только возможное направление изменения цен, но и возможный диапазон их изменения за тот или иной период. Как мы увидим дальше, эти данные позволяют нам составить торговый план, а также разработать стратегию и тактику торговли.

7.4. Математика и компьютеры на службе прогнозирования

Попытки использовать компьютеры и сложные математические теории для анализа рынка и его прогнозирования не прекращаются, и огромное количество учёных занимаются исследованием финансовых рынков. Но до сих пор, несмотря на периодические всплески оптимизма по отношению к таким исследованиям, реальных и значимых результатов не достигнуто. Мы относимся достаточно скептически к этим исследованиям, так же как и к возможности создания искусственного интеллекта. Однако наш скептицизм не является абсолютным. Тем более, что автор в свое время достаточно времени посвятил проблемам искусственного интеллекта. Мы попробуем кратко и объективно осветить нынешнее состояние указанных исследований. При этом мы исходим из следующих реалий современности:

  • финансовые и военные учреждения всего мира тратят огромные средства на поддержку как фундаментальных, так и прикладных исследований в области искусственного интеллекта, нечетной логики, экспертных систем, нейтронных сетей и т.п.;
  • эти исследования носят характер по большей части задела на будущее по принципу «а вдруг что-нибудь получится»;
  • основные решения всегда принимаются человеком, поэтому так дорого стоят специалисты по финансовой и инвестиционной деятельности;

· полученные результаты исследований, если потратить значительное время на их изучение, могут облегчить нам жизнь, но вряд ли существенно увеличат результативность наших решений, так как результат зависит от способностей и таланта человека.

В дополнение к сказанному мы хотим поделиться собственным опытом из другой области человеческого знания - психологии. Как математик по образованию автор с интересом относился к психологическим тестам. Возможность определить характер и личностные проблемы человека по результатам ответов на определенные вопросы, по выбору цветов, по интерпретации картинок и т.п. представлялась весьма заманчивой. Действительно, после двух-трех часов заполнения тестов испытуемым и такого же времени обработки этих тестов и интерпретации данных психологом можно получить достаточно точные результаты. Но те же результаты профессиональный психолог может получить без всяких тестов в течение одного - двух часов непосредственной беседы с человеком!

По-нашему мнению, при работе на FOREX профессиональный трейдер тоже может чувствовать состояние рынка без компьютерных индикаторов и анализа графиков. Для этого, правда, необходимо обладать хорошей памятью и вниманием. В самом деле, наблюдая скорость изменения цен, можно определить достижение областей перезакупленности и перезапроданности. Отмечая уровни, на которых цены задерживались, можно выделить значимые уровни поддержки и сопротивления. Сложность такой работы без графиков, без технического и компьютерного анализа, наверное, эквивалентна сеансу одновременной игры в шахматы на двадцати досках, причем вслепую. Поэтому такие профессионалы встречаются очень редко. Большинство участников рынка все же используют и графики, и компьютеры.

Основной вывод, который мы можем сделать из всего сказанного, состоит в том, что опыт, знания и талант трейдера не заменят хитрые теории, компьютеры и математические расчеты.

7.4.1. Математические модели

В силу сложности прогнозирования рынка возникает ощущение, что рынок и изменения цен можно рассматривать как вероятностный процесс и применять для исследования цен методы статистического анализа. Мы с таким подходом не согласны, считая, что рынок содержит в себе объективные движущие причины, которые определяют изменения цен. Но сложность и неоднозначность анализа этого рынка создают иллюзию хаотичности и случайности. Однако предложенная нами модель борьбы спроса и предложения (см. 2.6) приводит к выводу о том, что применение методов статистического анализа к изучению рынка вполне обосновано. Статистическое исследование цен помогает нам в стандартных ситуациях, но как с помощью статистики спрогнозировать или объяснить сильные изменения цен, например при похищении М.С. Горбачева в Форосе?

Кроме того, мы уже упоминали о невозможности исследовать методами естественных наук "рефлексивные» рынки, поведение которых зависит от субъективной воли участников. Естественные науки, в первую очередь математика как наиболее абстрактное и последовательное применение классической логики, не способны дать точного объяснения таким явлениям.

Но необходимо отдать должное разнообразию, абстрактности и силе математических теорий, которые так или иначе применяются во всех областях человеческих знаний. Использование математических методов для исследования рынка может принести большую пользу, но при этом надо учитывать ограниченность такого подхода к изучению рынка. Например, при попытке выявить циклы не обойтись без спектрального анализа, рядов Фурье и т.п. Однако повышенная точность математических результатов для анализа рынка не нужна, так как большинство соотношений выполняется на рынке только с определенной точностью и велики погрешности и отклонения от точных значений.

7.4.2. Экспертные системы

Бум искусственного интеллекта в 30-х годах закончился большим разочарованием. Но исследования продолжались и не стояли на месте. Одним из направлений искусственного интеллекта было создание экспертных систем. Основная идея этого подхода состоит в следующем:

  • если заложить в компьютер правила, основанные на мнении экспертов,
  • научить компьютер делать логические выводы на основе этих правил,

· то окажется возможным получать решения для новых нестандартных ситуаций.

Экспертные системы успешно применяются в некоторых областях
(например, в медицине). Но успешность их работы ограничена набором правил вывода, основанных на классической логике. Кроме того, базовые знания и правила, которые вырабатывает группа экспертов, тоже вызывают сомнение в их абсолютной истинности. Самое главное ограничение для экспертных систем - это невозможность саморазвития.

Тем не менее экспертные системы позволяют избавиться от боль шого количества рутинной работы, перелагая на плечи компьютера всю заботу по обработке и анализу огромного количества данных.

7.4.3. Нейронные сети

Большим успехом в последние несколько лет пользуется специфическое направление искусственного интеллекта - нейронные сети. Главная идея этого подхода заключается в том, чтобы смоделировать работу человеческого мозга: нейронные связи в человеческом мозгу обладают способностью при повторении определенных импульсов укрепляться, а при отсутствии повторений ослабевают и пропадают. На данном принципе основана способность мозга к обучению и запоминанию. Математическая модель нейронной сети позволила создать само обучающиеся компьютерные программы. Использование таких про грамм возможно практически во всех областях человеческой деятельности, в частности на финансовых рынках.

Процедура использования этих программ состоит в том, что на большом массиве известных данных мы можем «обучать» эту программу. Подавая на вход программы набор данных, мы «просим» ее спрогнозировать результат. После ее прогноза мы «поправляем» ее, сообщая точный результат. Таким образом, с помощью большого количества обучающих циклов мы настраиваем программу на анализ конкретных данных. При этом мы не пытаемся сами определить никаких правил или закономерностей, которые влияли бы на ее работу. успешность «обучения» программы, конечно, зависит от способностей учителя. Он должен представлять себе устройство программы и суметь выделить те данные, которые необходимо передавать по нейронной сети для анализа, и т.п.

В многочисленных зарубежных публикациях о нейронных сетях утверждается, что такие программы способны давать прогнозы с точностью до 70-90%. Точность прогнозирования зависит от того, в какой области применяется нейронная сеть, и от тщательности процесса обучения. Как мы видели, прибыль на FOREX складывается как статистический результат прибылей и потерь. Поэтому, если нейронная сеть сможет давать правильные прогнозы с вероятностью более 50%, мы будем получать устойчивую прибыль.

Еще одним достоинством нейронных сетей является то, что экспериментирование можно начать с простых вариантов программ стоимостью $500-$1500, которые работают на обычных персональных компьютерах. В случае успеха можно переходить к более дорогим программам и дополнительному оборудованию. Самый последний этап совершенствования - специализированные нейронные компьютеры и суперпрограммы стоимостью в несколько сотен тысяч долларов. Таким образом, эксперимент с нейронными сетями доступен не только банкам или инвестиционным компаниям, но и частным инвесторам. Если вы убедились в эффективности нейронных сетей, то можно переходить к более мощным и дорогим вариантам программ. Если вы разочарованы первыми результатами, то ваши затраты на эксперимент не столь велики.

Начиная с 1995г. некоторые московские участники рынка ГКО пытаются использовать нейронные сети в своей работе. Судя по отзывам в прессе, эти эксперименты принесли обнадеживающие результаты. Но успешное применение таких программ для рынка ГКО вызывает у нас сомнение. Действительно, мы не можем воспринимать этот российский финансовый инструмент как настоящий рынок: слишком малы объемы операций, слишком велико волюнтаристское воздействие небольшого количества участников на весь рынок. Поэтому волюнтаристский характер рынка должен существенно снизить эффективность нейронной сети. Хотя, кто знает?


8. Психологический анализ рынка

Как мы неоднократно подчеркивали, основой и причиной изменения цен являются спрос и предложение, которые определяются ожиданиями и решениями участников рынка. Поэтому необходимо стараться по мере возможностей понять эти стремления и ожидания. Все виды анализа рынка как раз нацелены на то, чтобы попытаться определить именно эти параметры — ожидания участников рынка, спрос и предложение. Но участники рынка делают разные выводы из одних и тех же данных. Поэтому важно не столько определить направление тренда, состояние экономики страны или что-либо еще, сколько понять, как оценивают эти явления большинство участников рынка. Решение ука данной задачи — дело наиболее сложное. Несмотря на то, что мы уже не раз пытались рассмотреть возможные действия участников и давали психологическое объяснение некоторым явлениям рынка, в этом разделе мы попробуем собрать вместе и систематизировать эти рассуждения.

Мы будем исходить из того, что участниками рынка выступают люди, которые являются мыслящими существами и действуют достаточно последовательно. В силу определенной консервативности и шаблонности действий человека, а также существования стереотипности мышления и поведения людей, мы все-таки можем с известной долей достоверности прогнозировать ожидания участников рынка. На этих же предположениях базируется как технический, так и фундаментальный анализ.

8.1. «Быки» и «медведи»

В результате анализа рынка у каждого участника складывается свое отношение к нему, на основании которого он принимает одно из трех решений:

  • встать на сторону «быков», рассчитывая на повышение цен;
  • встать на сторону «медведей», рассчитывая на понижение цен;
  • остаться нейтральным и ждать более благоприятного и определенного момента.

Если мы присоединяемся к «быкам» и начинаем покупать, то тем самым увеличиваем спрос, а значит, и цену. Если мы присоединяемся к "медведям" и начинаем продавать, то мы увеличиваем предложение и тем самым уменьшаем цену. С другой стороны, когда мы теряем веру в «бычий» тренд, мы ликвидируем свои позиции, осуществляя продажи. Увеличение продаж увеличивает предложение и понижает цену. Таким образом, при ликвидации длинных позиций мы помогаем побеждать «медведям». Наоборот, потеря уверенности в «медвежьем» тренде заставляет нас ликвидировать короткие позиции, и мы покупаем. Наши покупки увеличивают спрос и способствуют повышению цены, чем мы и помогаем «быкам». Очевидно, что любыми своими действиями - открытие или закрытие позиции - мы всегда помогаем либо «медведям», либо «быкам».

Борьба между «быками» и «медведями» решается в пользу более сильной группировки, и цены начинают либо расти, либо понижаться. Так как борьба между ними никогда не прекращается, движение цен не может выглядеть как непрерывный подъем или спад, а представляет собой последовательность волновых колебаний - подъемов и спадов. При это, чтобы появился сдвиг в одном из направлений, необходимо, чтобы суммарная величина движения в побеждающем направлении была хоть бы чуть-чуть больше, чем в противоположном. Если силы «быков» и «медведей» равны, то цены будут колебаться около некоторого среднего значения.

Когда тренд сформировался и движение цен становится отчетливым, часть неприсоединившихся (нейтральных) участников могут попытаться присоединиться к победителям, что усилит главенствующее движение. Это движение не заканчивается, когда силы победителей иссякают. Тогда большинство неустойчивых и слабонервных уходят с этого тренда, и даже если они и не присоединятся к противоположной партии, то ликвидацией своих позиций все равно помогают противникам заканчивающегося тренда.

Разделение на «быков» и «медведей» условно это не психологическая характеристика участника, а его ожидание и прогноз в текущей ситуации. Т.е. в результате анализа рынка участник принимает решение о том, к кому он будет присоединяться. Поэтому в одной ситуации он будет «медведем», в другой - «быком», а иногда он станет неопределившимся, так как не сможет принять четкого решения.

С точки зрения разделения участников на эти три группы и их желаний можно анализировать различные ситуации.

Первое, на что необходимо обратить внимание: рынок не двигается хаотично. Поскольку большинство использует в своей работе технический анализ, подавляющее большинство участников рынка получают в результате анализа одинаковые важные уровни цен. Также рынок запоминает важные в прошлом уровни цен и ориентируется на них. Знание участниками одних и тех же уровней приводит к тому, что ценовые промежутки между этими уровнями безразличны для рынка. Цены двигаются «скачкообразно»: надолго задерживаются у значимых уровней и быстро проходят расстояние между важными соседними уровнями. Данная закономерность помогает нам правильно выбирать ключевые точки для нашей торговли: точки входа и выхода из рынка. Эти важные точки определяются сильными уровнями цен. Выбор их между уровнями - бессмыслен, ибо между сильными уровнями цена вряд ли задержится, а значит, мы либо увеличим наши потери, либо сократим прибыль.

При приближении к достаточно сильному уровню сопротивления движение цен наверх поддерживается «быками», которые побеждают «медведей». Если этот уровень воспринимается большинством участников рынка как очень важный и сильный, то при его достижении попутчики истинных «быков» выйдут из рынка, ослабив партию «быков» и поддержав «медведей». При этом самые яростные и агрессивные «быки», рассчитывая на пробитие этого уровня и, следовательно, сильный дальнейший рост цен, усиливают свои позиции вблизи него. Наоборот, наиболее агрессивные и рискованные «медведи» начинают открывать позиции в противоположном направлении и своими действиями помогают «бычьему» тренду ослабнуть. Если борьба около этого уровня решается в пользу «медведей», то самые смелые «нейтралы», решив, что образовался новый тренд, присоединяются к «медведям», помогая цене падать. «Быки» оказываются в проигрыше и готовы уже признать свое поражение, но им надо закрыть свои убыточные позиции в точке, максимально близкой к сильному уровню, чтобы минимизировать свои потери. «Медведи», уже открывшие позиции, не боятся воз врата к этому уровню, потому что они чувствуют себя победителями и знают, что смогут еще добавить позиции к своим прибыльным; кроме того, колеблющиеся, которые не успели или не решились открыть позиции в сторону нового тренда, тоже готовы присоединиться к «медведям», но на более высоком уровне. Поэтому всех участников рынка устраивает повторный подъем к этому уровню: «быки» могут закрыть свои убыточные позиции с минимальными потерями, «медведи» добавят прибыльные позиции, колеблющиеся откроют позиции на более выгодном уровне. Таким образом, практически все участники рынка хотели бы вернуться к этому уровню. А если 6ольшинство участников имеют одинаковые желания, то скорее всего, именно так все и произойдет. После повторного достижения этого сильного уровня сопротивления практически все действия участников направлены в сторону понижения цены: «быки» закрывают свои позиции, осуществляя продажи, «медведи» и неопределившиеся открывают новые позиции, тоже производя продажи. Поэтому падение цены после повторного достижения этого уровня происходит быстро и устойчиво.

Похожая психологическая картина возникает и при пробитии сильного уровня сопротивления. Только в такой ситуации победителями оказываются «быки», но повторный возврат к этому уровню тоже выгоден всем участникам рынка: победившие «быки» могут усилить свои позиции, агрессивные «медведи» могут ликвидировать убыточные позиции с минимальными потерями, а неопределившиеся участники могут присоединиться к «быкам» на более выгодном уровне. И после повторного отката к этому уровню цены начинают быстро и уверенно расти.

Когда вы хотите открыть или закрыть позицию вблизи сильного уровня поддержки или сопротивления, нужно отдавать себе отчет в том, что цена может не дойти точно до этого уровня. Действительно, если не только вы, но и большинство участников рынка считают его очень сильным и непробиваемым и основной тренд не очень силен, то наиболее агрессивные участники начнут закрывать старые и/или открывать новые позиции заблаговременно, т.е. еще перед этим уровнем. Такими операциями они помогут движению цен быстро ослабнуть и развернуться раньше, чем цены достигнут точного значения сильного уровня. Однако в большинстве случаев цена не только доходит до уровня поддержки или сопротивления, но и чуть-чуть «пролетает» его по инерции. Правда, для такого движения необходимы наличие достаточной силы основного тренда и недостаточная уверенность рынка в силе этого уровня.

К сожалению, от приведенных здесь рассуждений мало практической пользы. Определить силу «медведей» и «быков» - это то, что хотели бы уметь делать все участники рынка. Мы можем это сделать лишь через вторичные признаки, осуществляя технический или фундаментальный анализ рынка. Однако знание механизма этой борьбы может нам помочь в более творческом подходе к интерпретации результатов технического и фундаментального анализа.

8.2. «Киты» и «овцы»

Существует классификация участников рынка как профессионалов и непрофессионалов. Часто их называют «китами» и «овцами», подразумевая, что «овцы» предназначены на заклание более профессиональными участниками рынка.

«Овцы» обычно обладают небольшими капиталами, действуют достаточно хаотично, психологически не выдержаны и очень сильно похожи па азартных игроков. Операции таких участников часто напоминают ставки в рулетку, когда все ставится на кон с надеждой получить быструю и большую прибыль. Но, как мы уже знаем, подобные действия на рынке приводят только к потерям. Наиболее частая ситуация, в которую попадают «овцы», состоит в следующем. Когда рынок пошел против открытой позиции, «овцы» очень часто не решаются ликвидировать свою убыточную позицию, надеясь на то, что цены вернуться к прежнему тренду. Их надежды почти всегда оправдываются, и рынок разворачивается в ту сторону, куда они и прогнозировали, но происходит это уже без них. Неблагоприятный откат приводит либо к тому, что в точке наибольшего отката у "овцы" не хватает выдержки или капитала, чтобы удерживать свою временно убыточную позицию, и они вынуждены ее закрывать. Наличие достаточно большого количества «овец» приводит к тому, что закрытие позиций в этой точке стимулирует быстрый возврат цен к основному тренду.

«Киты» действуют размеренно. Они пытаются понять рынок и найти правильную тактику торговли Основная цель их работы - правильно, торговать, а не получить быструю прибыль. Размеры предыдущих потерь или прибылей не мешают им работать объективно и беспристрастно. Эмоционально «киты» нейтральны, как и любой профессионал, который занимается серьезным делом, а не игрой. Обычно профессионалы управляют большими капиталами, что позволяет им выдерживать в случае необходимости значительные неблагоприятные колебания цен. Профессионалы огромное внимание уделяют управлению счетом и риском (см. 9.3).

Наиболее благоприятный момент входа и выхода из рынка, который приносит максимальную прибыль, - до или после сильного движения. Входить в рынок во время сильного движения цен очень опасно, особенно для начинающих. Во-первых, часто решение о вхождении в рынок при быстром изменении цен обусловлено спонтанностью и массовым гипнозом. Такое скоротечное решение редко имеет под собой какое-либо обоснование и основано больше на эмоциях, чем на анализе. Спонтанные и непродуманные действия на финансовых рынках обычно влекут за собой значительные потери. Для при6ыльной торговли необходимо, чтобы вхождения в рынок и выход из него были планомерными, продуманными и обоснованными. Во-вторых, спонтанное решение присоединиться к быстрому движению рынка, как правило, возникает уже после того, как цены прошли основную часть своего пути, после чего следует откат или даже разворот. Если вы вошли в рынок в конце этого быстрого движения, то скорее всего, на вашу долю придется как раз убыточный для вашей позиции откат.

Заблаговременный вход в рынок перед началом сильного движения говорит о продуманности вашей позиции и позволит получить самую большую прибыль от этого движения, если ваш прогноз оправдался. Единственное, что может оправдать операции на стремительно движущемся рынке, - это ликвидация убыточных позиций. И даже такая ликвидация не должна содержать элементы паники, а должна соответствовать вашему первоначальному плану.

Умение входить и выходить из рынка в таких экстремальных точках свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Отличие «овец» от «китов» состоит еще и в том, что первые очень часто мечутся, пытаясь угнаться за быстрым движением цен, тогда как вторые умеют дожидаться окончания этих быстрых движений.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что рынок - арена борьбы большого количества участников. Среди них находится очень много умнейших и опытнейших трейдеров, к тому же обладающих огромными капиталами. Поединок с такими противниками сложен и опасен, поэтому нужно весьма уважительно относиться к рынку.

8.3. Ожидания рынка

Определить ожидания рынка - соотношение силы «быков» и «медведей» - на самом деле и есть задача любого анализа. Все хитросплетения технического и компьютерного анализа можно рассматривать как попытку в графической или числовой форме выразить соотношение этих сил. Фундаментальный анализ тоже надо рассматривать не как анализ экономики стран, а попытку определить, что от тех или иных макроэкономических показателей ожидают участники рынка, и какую оценку этим показателям они дадут. Сильное влияние на ожидания рынка оказывают новости, прогнозы, бюллетени, которые выпускаются в большом количестве различными аналитиками. Так, например, если авторитетные аналитики убедительно утверждают, что те или иные параметры экономики противоречат текущему курсу валюты, то возможно, что это мнение может заметно воздействовать на ожидания рынка. Поэтому возможность получать большое количество подобной аналитической информации может помочь определить ведущее настроение рынка. При этом правильность прогнозов и оценок аналитиков не имеет значения. Важно лишь, поверят ли большинство участников этим прогнозам или нет.

8.4. Принцип противоположного мнения

При анализе рынка и принятии решений возможно применение такого парадоксального метода, как принцип противоположного мнения. Суть его состоит в том, что если подавляющее большинство людей согласны с одним и тем же мнением, то они не правы. Источник этого принципа можно попробовать искать в признании идеального механизма поиска истины, аналогичного борьбе спроса и предложения. Последние могут найти равновесную и оптимальную цену лишь в условиях массового рынка и свободной конкуренции. Также и истина обычно может появиться только в условиях борьбы различных мнений, потому что, как мы видели (см. 2.6), не существует истины самой по себе, а существует область допустимых решений.

Наиболее полно данный принцип был описан в 1954г. Хэмфри Нэйл (Humphrey B.Ncill). А десять лет спустя в 1964г. Джеймс Сибет (James H.Sibbet) попробовал применить его для торговли на товарных фьючерсах.

Из принципа противоположного мнения следует простой вывод: надо определить, что делает большинство, и действовать в противоположном направлении.

Основа применения этого принципа на финансовых рынках состоит в изучении мнения профессионалов или превалирующего настроения, выраженного в аналитических бюллетенях. Если это исследование показывает, что основное ожидание «бычье» (более 80%), то можно попробовать открыть позицию в противоположном направлении.

Рациональное объяснение такой стратегии заключается в следующем. Спекулянты, особенно индивидуальные, сильно привержены влиянию своих любимых бюллетеней. Если бюллетени говорят о сильном «бычьем» рынке, то спекулянты покупают до тех пор, пока не исчерпают свои не слишком большие фонды. Таким образом, возникает ситуация, когда 80-90% участников открыли длинные позиции и исчерпали свои фонды, т.е. больше открывать позиций не могут. Кто тогда в данной ситуации сможет еще покупать? А раз мы исчерпали возможность покупок, значит цена начнет падать, что подтверждает принцип противоположного мнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.