Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие способностей в психологии. Сущность педагогических способностей




Сущность педагогических способностей

ТЕМА 13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы курсовых работ и рефератов

1. Проблема педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе.

2. Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя.

3. Структура педагогической деятельности.

4. Основные противоречия педагогической деятельности.

5. Профессиональное самосознание учителя в его деятельности.

6. Какие функции выполняет самосознание в жизнедеятельности человека?

7. Место самооценки в структуре профессиональной Я-концепции учителя.

8. Основные направления психологических исследований по проблеме педагогической направленности.

9. Типы педагогической направленности.

10. Особенности мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности.

11. Концепция "мотивационного комплекса" педагога.

 

Интернет-ресурсы (ссылки)

1. Сайт кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ

2. Кафедра психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ

 


· 13.1. Сущность педагогических способностей

· 13.2. Структура педагогических способностей

· 13.3. Профессионально важные качества учителя

· 13.4. Стиль педагогической деятельности

 

· 13.1.1. Понятие способностей в психологии

· 13.1.2. Сущность педагогических способностей

· 13.1.3. Базовые педагогические способности

 

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности (рис. 1).
На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей (рис. 2). Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым (Теплов Б.М., 1985). Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
В связи с этим сперва рассмотрим соотношение понятий: способности, задатки, гениальность и талант на основе общей структуры способностей (рис. 3, см. анимацию).
Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей (рис. 5).
В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими (Дружинин В.Н., 2002; см. аннотацию).
Талант и гениальность являются уровнями способностей. Талант - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.
Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации (Шадриков В.Д., 1996; см. аннотацию).
В этом плане можно выделить (рис. 6):
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;
Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.
Специальные способности органически связаны с общими.

· Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:

o в общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;

o изучается их развитие в конкретных видах деятельности;

o изучаются общие механизмы формирования способностей (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html).

Перейдем к анализу педагогических способностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.