Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение




Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Образовательные технологии

 

Лекционные и семинарские занятия проводятся в учебной аудитории, оснащенной ПК и мультимедийным проектором.

Лабораторный практикум осуществляется на базе лаборатории, оборудованной специальной подсветкой, необходимым количеством микроскопов и бинокулярных луп (по числу занимающихся студентов), а также обеспеченной постоянными препаратами, оборудованием и материалами для изготовления временных препаратов. В ходе практических занятий используется учебный гербарий и специальные тематические коллекции по морфологии растений.

Самостоятельная работа студентов с литературой проводится на базе Научной библиотеки, библиотеки Гербария им. П.Н. Крылова, библиотеки кафедры ботаники ТГУ. Доступ к электронным ресурсам обеспечен на компьютерах, подключенных к сети ТГУ.

Текущий контроль освоения материала проводится в форме устных опросов и тестовых контрольных работ. Успешное выполнение тестовых контрольных работ является необходимым условием допуска студента к промежуточной аттестации, которая проводится в форме экзамена.

 

 

 

Вопросы и задания для текущего контроля теоретической подготовки

 

К разделу 1. Введение в предмет

1. Понятие ботаники. Основные разделы ботаники.

2. Основные особенности растительного организма:

– особенности строения растительной клетки,

– связь растительного организма со средой,

– способы и типы размножения растений,

– чередование полового и бесполого поколений растений.

3. Роль растений в природе.

4. Роль растений в жизни человека.

 

К разделу 2. Растительная клетка

  1. Открытие растительной клетки.
  2. Клетка – элементарная структурная часть растительного организма.
  3. Размеры и формы клеток одноклеточных и многоклеточных растений.
  4. Понятие «типовой» растительной клетки.
  5. Живые и неживые структурные части клетки.
  6. Физическое состояние, усредненный химический состав, строение и роль цитоплазмы.
  7. Пластиды как специфические органоиды растительной клетки, их строение и значение.
  8. Строение и функции остальных органоидов: эндоплазматической сети, рибосом, митохондрий, аппарата Гольджи, ядра.
  9. Вакуоли, их образование, состав клеточного сока, роль вакуолей в жизни клеток, ткани и растения в целом.
  10. Значение, химический состав и строение клеточной оболочки.
  11. Понятие клеточной стенки.
  12. Понятие первичной и вторичной клеточных оболочек.
  13. Образование простых и окаймленных пор.
  14. Открытие плазмодесм и их биологическое значение.
  15. Образование разных типов изменений вторичных клеточных оболочек.
  16. Основные клеточные включения.
  17. Пять фаз развития клетки в онтогенезе растения.
  18. Растительная клетка как саморегулирующаяся система.

 

К разделу 3. Ткани растений

  1. Понятие растительной ткани. Роль тканей в жизни растений.
  2. Классификация растительных тканей по функциям, происхождению и положению в растении.
  3. Строение и роль апикальных, боковых, вставочных и раневых меристем.
  4. Определение покровных тканей растений.
  5. Строение и роль первичных покровных тканей – эпидермы и эпиблемы.
  6. Образование, строение и значение вторичной покровной ткани – перидермы на примере стебля сосны.
  7. Превращение перидермы в третичную покровную ткань – корку.
  8. Понятие основного типа тканей и их роль в жизни растений.
  9. Особенности строения и функций разновидностей основных тканей – поглощающей паренхимы, ассимиляционной паренхимы (хлоренхимы), запасающей паренхимы, воздухоносной паренхимы (аэренхимы).
  10. Определение и значение в жизни растений механических тканей. Общая их характеристика.
  11. Строение, расположение в растении и роль видов механических тканей – колленхимы, склеренхимы и каменистых клеток (склереид).
  12. Определение и назначение двух разновидностей проводящих тканей – ксилемы и флоэмы.
  13. Строение и функциональные особенности трахеид и сосудов как основных проводящих элементов ксилемы.
  14. Типы сосудов.
  15. Строение и роль проводящих элементов флоэмы – ситовидных трубок.
  16. Формирование закрытых и открытых сосудисто-волокнистых пучков.
  17. Типы сосудисто-волокнистых пучков.
  18. Определение и функционирование выделительных тканей.
  19. Характеристика наружных выделительных тканей.
  20. Характеристика внутренних выделительных тканей.
  21. Разнообразие и значение продуктов выделения для человека и для самих растений.

 

К разделу 4. Вегетативные органы растений

1. Корень и его основные функции.

2. Типы корней по происхождению.

3. Типы корневых систем.

4. Метаморфозы корней.

5. Анатомическое строение корня в продольном направлении.

6. Первичное строение корня на поперечном срезе.

7. Превращение первичного строения корня во вторичное у большинства двудольных и голосеменных растений.

8. Стебель и его основные функции.

9. Морфологическая характеристика стеблей.

10. Типы ветвления стеблей.

11. Первичное строение стеблей у двудольных и однодольных растений.

12. Строение соломины у злаков.

13. Переход от первичного строения стебля ко вторичному.

14. Вторичное строение стебля на примере ветки липы.

15. Лист и его основные функции.

16. Морфологические типы листьев.

17. Анатомическое строение листа двудольных растений, злаков и хвойных.

18. Метаморфозы листьев.

19. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных. Генеративных и вегетативно-генеративных почек.

20. Типы почек по расположению на растении, происхождению, ритмике развития и их значению в жизни растения.

21. Метаморфозы побегов.

22. Понятие и примеры аналогичных и гомологичных органов растений.

 

К разделу 5. Классификация растений

  1. Понятие систематики растений как одного из разделов ботаники.
  2. Основные таксономические единицы растений и правила их наименования.
  3. Система растительного мира и положение ее в общей системе живых организмов.
  4. Таксономическое биоразнообразие растительного мира Земли.

К разделу 6. Низшие растения и грибы

  1. Основные особенности низших растений.
  2. Система таксонов крупных рангов (надцарств, царств, подцарств) низших растений.
  3. Общая характеристика водорослей.
  4. Общая характеристика грибов.
  5. Общая характеристика лишайников.
  6. Общая характеристика слизевиков.

 

К разделу 7. Высшие споровые растения

  1. Общая характеристика группы высших растений.
  2. Схема отделов высших растений и эволюционных связей между ними.
  3. Понятие группы высших споровых растений.
  4. Происхождение, исчезновение и строение спорофита отдела риниовидные.
  5. Микрофильная и макрофильная линии эволюции высших растений.
  6. Жизненный цикл и краткая характеристика гаметофита и спорофита моховидных.
  7. К систематике моховидных.
  8. Жизненный цикл и характеристика гаметофита и спорофита хвощевидных.
  9. Жизненный цикл, строение гаметофита и спорофита равно- и разноспоровых плауновидных.
  10. К систематике плауновидных.
  11. Жизненный цикл папоротниковидных.
  12. Строение спорофита и гаметофита равноспоровых папоротников.
  13. Строение спорофита и гаметофита разноспоровых папоротников.
  14. К систематике папоротников.

 

К разделу 8. Голосеменные растения

  1. Общая характеристика группы семенных растений.
  2. Отличительные признаки голосеменных растений.
  3. Происхождение голосеменных.
  4. Классификация голосеменных.
  5. Полностью вымершие и ныне живущие классы голосеменных.
  6. Таксономическое разнообразие, распространение и особенности строения класса саговниковых.
  7. Таксономическое разнообразие, распространение и особенности строения класса гнетовых.
  8. Распространение и особенности строения Ginkgo biloba – единственного ныне живущего представителя класса гинкговых.
  9. Общая характеристика класса хвойных.
  10. Строение женской и мужской шишек на примере сосны.
  11. Строение семяпочки и образование женского гаметофита.
  12. Опыление, внутреннее оплодотворение, образование зародыша и семени.
  13. Таксономическое разнообразие современных хвойных.

 

К разделу 9. Покрытосеменные (цветковые) растения

  1. Общая характеристика покрытосеменных (цветковых) растений.
  2. Строение цветка. Понятие соцветия.
  3. Типы гинецея.
  4. Типы завязи.
  5. Типы расположения элементов цветка на цветоложе.
  6. Типы цветков с точки зрения симметрии околоцветника.
  7. Строение семяпочки покрытосеменных.
  8. Мегаспорогенез и образование зародышевого мешка.
  9. Микроспорогенез и типы опыления.
  10. Двойное оплодотворение (амфимиксис), образование семени и плода.
  11. Типы семян по происхождению их питательной ткани.
  12. Понятие апомиксиса и его основные формы.
  13. Проблема происхождения покрытосеменных.
  14. Таксономическое биоразнообразие покрытосеменных.
  15. Филогенетическая система покрытосеменных А.Л. Тахтаджяна.

 

 

 

а) основная литература:

  1. Андреева И.И., Родман Н.С. Ботаника. – М.: КолосС, 2010. – 584 с. (есть электронная версия)
  2. Долгачева В.С., Алексахина Е.М. Ботаника. – М.: Академия, 2007. – 409 с. (есть электронная версия)
  3. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений. – М.: Академия, 2006. – 457 с. (есть электронная версия)
  4. Лотова Л.И. Ботаника: Морфология и анатомия высших растений. – М., 2010. – 512 с. (есть электронная версия)
  5. Положий А.В., Гуреева И.И. Высшие растения: анатомия, морфология, систематика. – Томск, 2004. – 188 с.

6. Серебрякова Т.И., Воронин Н.С., Еленевский А.Г. и др. Ботаника с основами фитоценологии: анатомия и морфология растений. – М.: Академия, 2007. – 544 с.

7. Тимонин А.К. Ботаника (в четырёх томах). Т.3. Высшие растения. – М.: Академия, 2007. – 350 с. (есть электронная версия)

8. Тимонин А.К., Филин В.Р. Ботаника (в четырёх томах). Т.4. Систематика высших растений (в двух книгах). Кн. 1. – М.: Академия, 2009. – 315 с. (есть электронная версия)

9. Тимонин А.К., Соколов Д.Д., Шипунов А.Б. Ботаника (в четырёх томах). Т.4. Систематика высших растений (в двух книгах). Кн. 2. – М.: Академия, 2009. – 352 с. (есть электронная версия)

  1. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника. – СПб: СпецЛит, 2008. – 687 с. (есть электронная версия)

 

б) дополнительная литература:

  1. Жизнь растений (в шести томах). – М: Просвещение, 1977. (есть электронная версия)

2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника (в двух томах, пер. с англ.). – М: Мир, 1990. (есть электронная версия)

 

в) видеоматериалы:

  1. Жизнь. Растения (BBC, 2009)
  2. Разум растений (ARTE France, 2009)
  3. Невидимая жизнь растений (BBC, 1995)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.