КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ненормативная правовая информация 3 страница
18 марта 1994 г. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества приняла постановление "О формировании в рамках Содружества Независимых Государств межгосударственной системы правовой информации". 28 октября 1994 г. постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи (№ 54) была утверждена Концепция межгосударственной системы обмена правовой информацией (далее — Система). Концепция юридически оформляет задачи и структуру Системы, содержит основные принципы ее создания. Система — часть автоматизированной системы информационного обмена СНГ (АСИО СНГ). АСИО СНГ — более общая система, она охватывает все виды информации. Информационную основу АСИО составляют: административно-управленческая информация, правовая, экономико-статистическая, экономико-географическая, научно-техническая, сообщения СМИ. Система предусматривает создание и развитие национальных систем правовой информации государств — участников СНГ. В их задачи входит формирование и ведение эталонных банков нормативных правовых актов. Процесс формирования единого информационно-правового пространства государств — участников СНГ не завершен. Будет продолжаться и создание национальных систем правовой информации. Этому посвящен ряд указов Президента РФ.* Получает развитие практика заключения двусторонних соглашений об информационно-правовом сотрудничестве. В рамках задач стратегии создания единого информационно-правового пространства необходимо принять несколько рекомендательных законодательных актов, в том числе "О сотрудничестве государств — участников СНГ в сфере массовой информации" (проект акта имеется). Принятие такого акта должно содействовать широкому распространению периодических печатных изданий, телевизионных и радиопередач одних государств СНГ на территории других, на взаимной основе без дискриминации и незаконных ограничений, созданию безопасных и благоприятных условий работы редакций и корреспондентов СМИ на всем пространстве Содружества. * Указ Президента РФ "Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами — членами Содружества Независимых Государств" от 19 октября 1993 г. № 1665, Указ Президента РФ "Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств" от 27 декабря 1993 г., Указ Президента РФ "О взаимодействии федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств — участников Содружества Независимых Государств" от 29 марта 1994 г.
Единое информационное пространство требует также согласования информационно-правовых норм, содержащихся в законодательствах субъектов Федерации. § 4. Проблема вхождения России в мировое информационное пространство Одна из грандиозных задач, стоящих перед человечеством на современном этапе, — создание мирового информационного пространства, частью которого призвано стать международно-правовое пространство. Международные компьютерные сети (и прежде всего глобальная международная сеть) призваны охватить практически все страны мира, благодаря чему открываются новые возможности в мировой экономике, политике, бизнесе, социальных отношений, заключения контрактов, выполнения платежей и т. д.* * Открывается возможность создания социальных групп по интересам людей, находящихся в разных странах и на разных континентах, включая деятельность удаленных друг от друга научных коллективов.
Создание международных компьютерных сетей связано с необходимостью модернизации национальных систем. В большинстве развитых стран зреет убеждение в том, что отставание в сфере информационных технологий может стать необратимым.* * Вместе с тем следует учитывать, что "идеология" создания глобальных компьютерных сетей разработана неудовлетворительно. В этой сфере много стихийных неупорядоченных процессов.
В России развитие процессов информатизации происходит в условиях общего и информационного кризиса и отличается следующим: отставание в развитии информационных технологий, средств связи и телекоммуникации; недостаточная плотность телефонизации страны; отставание в развитии национального информационного законодательства, выражающееся в том, что до сих пор не принят ряд важнейших законов, а введенные в действие законы часто не исполняются; слабая информационно-правовая культура членов общества на всех уровнях; недостаточное внимание со стороны органов государственной власти, общественных объединений, СМИ к проблемам вхождения России в мировое информационное сообщество; недостаточная финансовая поддержка государством научных исследований в области информатики.* * По количеству установленных телефонов (21,2 млн.) в пересчете на 100 жителей России занимает 33-е место в мире и 21-е в Европе. Из 270 тыс. каналов России 65% организованы по металлическим кабельным линиям, 30% — по радиорелейным и лишь 3% — по спутниковым.
Отставание России от развитых стран Запада в области новейших информационных технологий даже по оптимистическим оценкам составляет не менее 20—25 лет. Так, по объему производимых средств информатики, технико-экономическим показателям ЭВМ, системам передачи информации РФ уступает США на 1—2 порядка. В основе формирования концепции вхождения России в мировое информационное пространство лежит понятие международной сети. Международная сеть — компьютерная сеть, компоненты которой расположены в нескольких странах. Такие сети создаются для информационного обеспечения научных исследований, решения экономических и технологических задач. Современные телекоммуникационные средства связи единой мировой информационно-сотовой сети сбора, обработки и передачи данных передовых стран мира используют государственную связь с коммутацией каналов, системы спутниковой связи, системы подземной (подводной) связи, радиосвязь с подвижными и стационарными объектами, системы документального обмена с коммутацией пакетов (сообщений) и др. В настоящее время строятся и уже успешно функционируют мировые коммерческие и банковские сети, где широко используются глобальные спутниковые системы, сети ЭВМ, международные морские системы связи и сети телерадиосвязи. Важнейшей международной компьютерной сетью является Интернет.* * Он вырос из сети Арпанет, созданной четверть века назад для информационного обмена между рядом исследовательских центров военной промышленности США.
Всемирная компьютерная сеть Интернет относится к числу выдающихся достижений нашего времени. Сегодня Интернет, его приложения и технологии влияют на экономику и обороноспособность многих стран, являются важным фактором их развития, способствуя росту бизнеса и торговли. Глобальная сеть Интернет (Сеть Сетей) объединяет (на 1999 г.) более 170 стран мира. Эта сеть обеспечивается не только инфраструктурами национального масштаба (США и Канада), но и аналогичными континентальными инфраструктурами Европы.* * Часть сети Интернет, функционирующая в отдельной стране, называется национальным сегментом. Национальные сегменты составляют важный системообразующий компонент информационной инфраструктуры большинства развитых стран мира.
Интернет имеет несколько уровней. Низший связан с формированием отдельных поставщиков сетевого сервиса и включает: транспортную среду (высокоскоростную, межрегиональную опорную, региональную (местную) и "последнюю милю" — средства доступа локальной сети клиента в глобальную сеть); программно-аппаратные средства; персонал, обеспечивающий эффективное функционирование сети; канальные емкости, связывающие сеть с другими сетями (национальными или транснациональными), обеспечивающими, в свою очередь, связь с остальными сетями Интернет. Российский сегмент Интернет, история которого началась менее 10 лет назад, сегодня переживает этап интенсивного развития.* * Темпы роста Интернет в России не только не уступают, но и превосходят по целому ряду показателей среднемировые.
Рис. 4. Блок-схема международной сети Интернет ЛВС — локальная вычислительная сеть В сеть Интернет представили свою информацию следующие научные организации США: Корнельский институт юридической информации США; школа права университета штата Индиана, юридические ресурсы Колумбийского университета, архив школы права Сиднейского университета. Представлено и законодательство информационно развитых стран. К Интернет подключены все парламенты Западной Европы. В настоящее время некоторые юридические органы и учреждения России начинают подключаться к сети Интернет (Совет Федерации, Государственная Дума, Министерство юстиции). Информация, которая может в таких случаях использоваться, — это юридические документы, которые хранятся в библиотеке Конгресса США, в библиотеках парламентов других стран.* * Сеть Интернет использует особые компьютерные программы, именуемые "всемирная паутина" (сокращенно www).
Мировой является и компьютерная сеть Интерпола (международной организации уголовной полиции*). Она охватывает полицейские органы и учреждения 177 стран, имеет своей целью информационное обеспечение оперативной работы полицейских органов всего мира и работы по раскрытию и расследованию преступлений. Компьютерная сеть Интерпола является весьма эффективным средством борьбы с международной преступностью. * Создана в 1925 г. как Международная Комиссия уголовной полиции.
Картотека Интерпола подразделяется на три отдела: досье со сведениями об отдельных преступниках; собрание фотоснимков и десятипальцевых дактилокарт; документация, в которой регистрируются преступления, имеющие международный характер. Телекоммуникационная сеть Интерпола имеет трехзвенную структуру. Первый уровень представлен 177 Национальными Центральными Бюро и 13 подбюро. Второй включает региональные станции, которые осуществляют сбор и передачу сообщений для их зон. Третий уровень представлен центральной станцией, расположенной в Лионе, которая контролирует поток информации из разных зон, направляя информацию конкретным НЦБ через региональные станции. В соответствии с Указом Президента РФ "Об участии РФ в деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола" от 30 июля 1996 г. Национальному Центральному Бюро (НЦБ) предоставлен статус национального органа по координации и осуществлению сотрудничества всех государственных правоохранительных и иных структур, ведущих борьбу с преступностью. Компьютерная система "Lexis-Nexis" (США) содержит правовую информацию англоязычных стран объемом до 100 гигабайт. Она обслуживает свыше 60 стран (650 тысяч пользователей). Технической основой системы являются мировые телекоммуникационные линии и спутники связи. Гигабайт — самая крупная единица измерения информации. Один гигабайт равен 700 тыс. страниц типографского текста (отобранного, проанализированного и структурированного).* * Отсюда следует, что общий объем правовой информации, содержащейся в Системе, равен 70 млн. страниц типографского текста.
Конгрессом США разработан проект Всемирной компьютерной сети правовой информации (JLIN). Она призвана объединить и сделать доступными массивы нормативных актов всех государств.* Формируется понятие национального фонда правовой информации. Научный центр правовой информации Министерства юстиции представил Российский национальный фонд правовой информации (банк данных "Фонд"). Развивается взаимодействие в данной сфере с Комиссией по правовой информатике Совета Европы. * Отдельные национальные системы именуются "станциями". Архивы JLIN уже сейчас включают в себя нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках.
Создание мировых и международных компьютерных сетей связано с необходимостью решения сложных правовых проблем. Этим проблемам посвящен Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" от 4 июля 1996 г.* Он регулирует международный информационный обмен —передачу и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу РФ.** Федеральный закон регулирует также порядок определения состава документированной информации, ввозимой на территории РФ для пополнения государственных информационных ресурсов РФ (в том числе закупаемой документированной информации), порядок ее приобретения. * СЗ РФ 1996. № 28. Ст. 3347. ** Средства международного информационного обмена — информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене.
Предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в сфере международного информационного обмена осуществляются федеральным антимонопольным органом в соответствии о законодательством РФ. Распространение недостоверной (ложной) иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена, на территории РФ не допускается. Включение информационных систем в состав международного информационного обмена осуществляется при наличии международного кода.* * Порядок получения международного кода устанавливается Правительством РФ.
Включение в состав средств Международного информационного обмена государственных информационных систем осуществляется с разрешения Государственной технической комиссии при Президенте РФ и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ. § 5. Информационная безопасность Выполняя важные функции по обеспечению общества сведениями и знаниями, информация в то же Время может причинить ему определенный ущерб. Возникает проблема информационной безопасности, которая имеет два аспекта; блокирование негативной информации; защита самой информации. Информатика и информационные технологии являются эффективным средством обеспечения национальной безопасности каждой страны. Информатизация вызвала и негативные последствия — появились новые виды преступлений (компьютерные), основанные на возможностях несанкционированного и неправомерного доступа к информации. Это — компьютерные вирусы, "логические бомбы", программы, допускающие неправомерное проникновение в информационные сети с целью "электронной кражи" денег, распространение порнографии, а также "электронный" шпионаж. Существует проблема отбора качественной и достоверной информации, т. е. освобождения информационной среды от "загрязнения". Правовые вопросы общей безопасности рассмотрены в Законе РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г.* Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. * Угроза информационной безопасности — это фактор или совокупность факторов, создающих опасность функционированию и развитию информационной среды общества. Несанкционированный доступ к информации — это доступ к информации, нарушающий установленные правила ее получения.
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.* * См.: Судебная и правоохранительная системы // Сб. нормативных актов. М., 1994. С. 47—50.
Информационная безопасность — это состояние защищенности информационной среды, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие. Информационная безопасность наряду с подсистемами государственной, экономической, общественной, оборонной, экологической и иных видов безопасности играет ключевую роль в обеспечении жизненно важных интересов государства. Средствами защиты информации являются организационные, правовые, технические меры по сохранению информации, предотвращению угрозы ее похищения или уничтожения. Все средства защиты информации делятся на юридические и технические. Информационная безопасность включает в себя элемент защиты от негативной информации, которая циркулирует в обществе, ибо в условиях возрастающей роли телевидения, радио, печати, информационных и рекламных агентств в создании морально-психологического климата в стране ширятся возможности воздействия СМИ на сознание и подсознание общества и отдельных социальных групп. Борьба с распространением всякого рода негативной информации должна вестись в том числе и с помощью правовых средств и формирования правовых запретов. С другой стороны, понятие "информационная безопасность" касается и самого понятия "информация". Информационно-психологическая безопасность — это предотвращение или парирование опасностей, вызываемых информационными воздействиями. Или, другими словами, — это минимизация информационно-психологических факторов риска. В Федеральном законе "Об информации" вопросам защиты информации посвящена самостоятельная глава пятая "Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации". В соответствии со ст. 20 целями защиты являются: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Под защитой информации в Законе подразумевается любое активное или пассивное действие, направленное на достижение определенного состояния или уровня безопасности объекта. Впервые в законодательной практике Российской Федерации провозглашаются такие цели защиты информации, как обеспечение безопасности человека, общества и государства. При этом под защитой понимается не только обеспечение секретности и конфиденциальности информации, предполагающее безусловное сохранение ее в тайне от третьих лиц, но и принятие необходимых мер, предотвращающих нанесение ущерба собственнику информации. Контроль осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, создают специальные службы, обеспечивающие ее защиту. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать ее обработку, когда эти требования нарушаются. Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в органы государственной власти (их определяет Правительство РФ) для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности самой информации и результаты проверки. В ст. 21 Федерального закона "Об информации" установлены следующие положения. 1. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Режим защиты информации устанавливается: в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании Закона РФ "О государственной тайне"; в отношении конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона "Об информации"; в отношении персональных данных — федеральным законом. 2. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации. 3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти.* * УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации, если это деяние причинило существенный вред (ст. 272, 274).
Технические средства защиты преследуют цели предупреждения: физической целостности ЭВМ; несанкционированной модификации ЭВМ; несанкционированного получения информации; несанкционированного копирования информации. Для введения ограничений доступов к файлам и каталогам устанавливается несколько типов прав доступа, к информации.* * Право доступа — возможность выполнить в сети определенные операции с данными.
Технические средства защиты информации включают пароли и средства криптографической защиты. Технические меры защиты, как правило, применяются в совокупности с административными мероприятиями. К ним относятся: организация соответствующего режима секретности, пропускного и внутреннего режима, создание службы безопасности, обучение и инструктаж персонала. Технические системы охраны включают в себя электромеханические, акустические емкостные, радиотехнические, магнитометрические средства. Криптографические меры защиты позволяют шифровать информацию таким образом, чтобы ее содержание могло стать доступным только при предъявлении специфической информации (ключа). Специалисты считают криптографическое закрытие информации наиболее эффективным и надежным средством. В качестве потенциальной угрозы безопасности информации могут выступать стихийные бедствия, неблагоприятная внешняя среда, катастрофы, политическая нестабильность, ошибки и неисправности программы, компьютерная преступность. Исходя из свойств угрозы, выбираются различные меры противодействия. В современных международных отношениях возникает такое понятие, как информационная война — враждебное противостояние двух и более государств, активно использующих информационное оружие.* * По данным Министерства внешних экономических связей, Россия ежегодно теряет около 500 млн. долл. из-за бесконтрольного вывоза научных разработок и компьютерных программ. Большая часть вывезенного потребляется американскими фирмами.
Согласно ч. 2. ст. 139 ГК РФ лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и на контрагентов, сделавших это вопреки граж-данско-правовому договору. В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Коммерческие секреты различаются по следующим признакам: по своей природе (технологические, производственные, организационные, маркетинговые, интеллектуальные, рекламные секреты); по принадлежности собственнику. § 6. Государственная информационная политика От понятия "информатизация" необходимо отличать другое, близкое понятие — "государственная информационная политика". Хотя они и близки, но существенно отличаются друг от друга. Государственная информационная политика — эта часть внутренней и внешней политики государства, которая состоит в регулировании информационных потоков и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля. Однако значительный конструктивный потенциал информационной политики еще не нашел адекватной оценки и необходимого уровня практической реализации. Ключевой проблемой в данной области является разработка концепции государственной информационной политики и системы мероприятий по ее активизации. В настоящее время у России нет официально обозначенной государственной информационной политики. Главными направлениями и способами государственной информационной политики являются: обеспечение доступа граждан к информации; укрепление материально-технических, финансовых, организационных, правовых и научных основ информационной деятельности; обеспечение эффективного использования информации; обеспечение информационной безопасности; содействие постоянному обновлению, обогащению и хранению национальных информационных ресурсов; создание общей системы охраны информации; содействие международному сотрудничеству в области информации. Государственную информационную политику разрабатывают и осуществляют органы государственной власти общей, а также специальной компетенции. Помимо указанных целей государственная информационная политика призвана содействовать решению следующих задач: повышение роли и значимости деятельности информационных учреждений и органов общества и государства (СМИ, информационных агентств и центров, государственных органов информационного профиля, фондов, библиотек) в решении задач реформирования всей системы общественных отношений, в усилении степени интегрированности российского общества; развитие оптимальных форм координации и взаимодействия государственных, общественных и частных информационных структур, установления взаимосвязи и взаимодействия информационной политики и государственной политики информатизации, четкое разграничение указанных направлений политики государства; финансовая поддержка создания и распространения информации в социально значимых областях, формирование прогностических оценок изменений, возникающих под влиянием информатизации; стимулирование новьк технологий преподавания, всех форм опережающего и непрерывного обучения; содействие обсуждению и решению этических проблем, возникающих в процессе формирования информационного общества. СМИ и другие источники политической информации призваны обеспечить своевременное и достоверное информирование общества о событиях в стране и мире. При этом должны быть решительно исключены ложная политическая информация, использование СМИ в односторонних партийных интересах. Информационная политика в качестве одной из важнейших целей должна преодолевать тенденции к монополизации СМИ. Необходимо оперативно реагировать на идеологическую деятельность политических групп, партий, движений, противостоящих реформаторской политике государства. В нравственно-правовой сфере эта политика призвана обеспечить полное информирование граждан о принимаемых законах и других нормативных правовых актах, обо всех наиболее значимых явлениях правовой жизни общества. Надо обеспечить защиту нравственных интересов детства и юношества в СМИ. В целях укрепления нравственных и правовых начал в жизни российского общества требуется срочно начать восстановление системы раннего предупреждения преступности, упорядочить правовую информацию в целях повышения ее эффективности и сбалансированности. Необходимо увеличить число передач на нравственные темы с одновременным существенным улучшением их качества. Необходимо использовать нравственный потенциал передач на религиозные темы. В нормативно-правовой сфере целесообразно: создать последовательное демократическое законодательство об информации и информатизации, соответствующее мировым стандартам, подготовить и принять Федеральный закон "О правовой информации"; укреплять правоприменительную практику в рассматриваемой сфере; повысить количество и качество распространяемой правовой информации. Это особенно касается текстов законодательных и иных актов, распространяемых частными компьютерными фирмами.*
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |