Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ненормативная правовая информация 2 страница




формирование научно-производственных комплексов по разработке и производству отечественных оборудования и си­стем связи с использованием передовых достижений науки и мирового опыта;

привлечение к созданию и развитию общероссийской те­лекоммуникационной системы российских и иностранных ин­весторов;

обеспечение государственного контроля деятельности об­щероссийской телекоммуникационной системы.

* СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2639.

 

Во всех странах все более активную роль в решении за­дач правовой информатизации играют частные фирмы и ком­пании. Так, в США государственная правовая база "Juris" со­здавалась с 1971 г. В 1982 г. государство было вынуждено всту­пить в кооперацию с частной фирмой. В 1993 г. администрация США сообщила, что "Juris" целиком приватизируется, пере­дается в руки двух частных компаний. Роль государства сво­дится к прямому (инвестирование средств госбюджета в про­екты создания правовых баз) и косвенному (льготное кредито­вание и налогообложение) стимулированию деятельности фирм.

Перед общей и правовой информатикой возникает задача принципиальной важности — выработать оптимальную пози­цию по вопросу соотношения государства и частных компо­нентов в решении задач информатизации. Реальное распреде­ление функций должно быть следующим:

государство обеспечивает: разработку законодательной базы; разработку стандартов (классификаторов требований к качеству информации и т. д.), гарантирующих необходимую це­лостность всей системы правовой информатизации; проведе­ние работ по отдельным проектам, связанным с созданием спе­цифических систем правовой информации для органов госу­дарственной власти;

негосударственные компании осуществляют работы по:

созданию и развитию необходимых компьютерных технологий;

созданию и ведению информационных банков; обеспечению

реального доступа конечных пользователей к информацион­ным ресурсам.

Реализация этих. функций для тех или иных категорий пользователей должна вестись всеми предприятиями, вклю­чая государственные, на конкурсной основе, что будет гаран­тировать высокое качество услуг при минимальных затратах средств, в том числе и бюджетных.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об инфор­мации" информационные ресурсы могут быть государствен­ными или частными. Физические и юридические лица явля­ются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за их счет и приобретены ими на законных основаниях. Государственные и частные организации имеют равное право на разработку и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения (ст. 16). Инфор­мационные системы, технологии и средства их обеспечения могут быть объектами собственности граждан, организаций, государства. Собственником информационной системы, техно­логии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произве­дены (ст. 17). Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользо­вателям персональных данных, подлежит обязательному лицен­зированию (ст. 11).*

* Информация, полученная на законных основаниях из государственных источников, может быть использована для создания производной инфор­мации.

 

В проекте Федерального закона "О правовой информа­ции" говорится, что негосударственные организации (коммер­ческие и некоммерческие), граждане могут создавать систе­мы нормативной правовой информации (базы и банки данных и другие системы) для информационно-правового обеспечения собственной деятельности, а также для распространения нор­мативной правовой информации на законных основаниях.

В целях активизации информационного потенциала обще­ства создается информационная инфраструктура — совокуп­ность центров обработки и анализа информации, каналов ин­формационного обмена и телекоммуникации, линий связи, систем и средств защиты информации. В общественных орга­низациях и государственных органах действуют особые органи­зационные структуры, цель которых — удовлетворение информационных потребностей членов общества и их объединений. Это информационные агентства, СМИ, рекламные и торгующие организации, представляющие информационные услуги.

Важнейшим компонентом информационной инфраструк­туры являются информационные ресурсы. Данный термин широко представлен в Федеральном законе "Об информации". Закон концептуально построен на всестороннем использова­нии данного понятия и определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, массивы документов в информационных системах — библио­теках, архивах, банках данных, других информационных сис­темах (ст. 2). Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов.*

* Информационный продукт — совокупность данных, сформированная для распространения в социальной среде. Информационный продукт мо­жет быть зафиксирован на материальном носителе в виде программ, документов, программно-аппаратных средств и т.д.

 

Федеральный закон "Об информации" устанавливает три группы государственных информационных ресурсов:

федеральные информационные ресурсы;

ресурсы Федерации и ее субъектов;

ресурсы субъектов Федерации.

Государственные органы, органы местного самоуправле­ния, организации, общественные объединения, граждане обя­заны в установленном порядке представлять документирован­ную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информаци­онных ресурсов.

Перечни обязательно представляемой документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона).*

* Порядок обязательного представления (получения) информации, отне­сенной к государственной тайне и конфиденциальной информации, уста­навливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

 

Ресурсы правовой информации формируются путем:

производства и документирования хода правоприменительной и правоохранительной деятельности;

поступления информации от граждан, государственных органов и их должностных лиц, органов общественного само­управления, частных организаций и других субъектов;

создания автоматизированных систем, сетей, банков и баз данных правовой ненормативной информации;

производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы.

В настоящее время рядом ученых разработана теорети­ческая модель информационного общества. Она приобрела оп­ределенную популярность среди представителей технических и общественных наук. По мнению этих ученых, информацион­ное общество характеризуется следующими чертами:

решена проблема информационного кризиса;

обеспечен приоритет информации по сравнению с други­ми ресурсами;

в основу общества заложены автоматизированные генера­ция, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

информационная технология приобретает глобальный ха­рактер;

формируется информационное единство всей человечес­кой цивилизации, с помощью средств информатики реализо­ван свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей планеты;

большинство работающих заняты производством, хране­нием, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний;

формирование компьютерной памяти всего человечества, включающей информацию обо всех этапах его эволюции и развития;

развитие информационной экономики, основанной на эко­номических знаниях и технологической информации.

Концепция информационного общества заслуживает вни­мания со стороны науки и практики. Вместе с тем при его оцен­ке необходим определенный уровень осторожности. В ряде на­учных публикаций наблюдается преувеличение (абсолютизация) информационного общества и информационных технологий.*

* Так, некоторые ученые говорят об информационной эре или даже об информационной цивилизации.

 

Научная футурология включает получение данных о кон­цепциях будущего общественного развития. К ним можно от­нести концепции: постиндустриального общества; посттотали­тарного общества; смешанного общества.

Так, "смешанное общество" — новый тип общественного устройства, принципиально отличающийся по характеру вза­имодействия различных социальных сил и их структур. В раз­вивающихся и развитых странах постепенно возникают но­вые общественные системы, принципиально отличающиеся как от капитализма, так и от "социализма". Это новый, со­временный тип общественного прогресса. Можно сказать, что это "посткапиталистическое" или "постсоциалистическое" общество.

В основе общества смешанного типа лежат в первую оче­редь такие факторы, как становление, конкуренция, взаимо­действие и переплетение различных экономических типов хозяйств — частный, коллективный и государственный сектор экономики. В социальной сфере это постепенное ослабление роли социально-классовой дифференциации, "размывание" ее социально-профессиональным типом и т.д.

Социально-экономический тип общества определяется формами собственности, распределением богатства, социаль­ной структурой. С методологических позиций концепция пост­роения информационного общества должна быть четко согла­сована с футурологическими концепциями, что помогло бы понять его социально-экономическую природу. Такого согла­сования нет, и это невольно ослабляет позиции данной кон­цепции.*

* Общепризнанно, что ближе всех к информационному обществу стоят страны с развитой инфраструктурой (США, Япония, Англия, Германия). Однако экономический анализ показывает, что формирование основ ин­формационного общества в указанных странах не привело к тем ради­кальным сдвигам, которые вытекают из концепции информационного общества.

 

§ 2. Задачи государственной политики информатизации правовой сферы

В России информатизация правовой сферы жизни обще­ства поднята до уровня государственной политики. Государ­ство при участии негосударственных структур проводит це­ленаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных тех­нологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта).*

* Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (далее — САПП). 1993. № 27. Ст. 2521.

 

Термин "государственная политика информатизации пра­вовой сферы" получил нормативное закрепление. Он применен в Указах Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 996 "Концепция правовой информатизации России" и от 4 августа 1995 г. № 808 "О президентских программах правовой информатизации".*

* Российская газета. 1995. 15 авг.

 

Государственная политика в этой сфере имеет своей ко­нечной целью создание в России общенациональной автомати­зированной системы правовой информации. Она призвана ох­ватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Как показывают расчеты, в некото­рых областях юридической деятельности информатизация по­зволяет увеличить производительность труда юристов в 3— 4 раза.

Реализация государственной политики информатизации обеспечивается системой органов, включающей органы при Пре­зиденте Российской Федерации, федеральные органы испол­нительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.* В этой деятельности участвуют прак­тически все государственные органы как в центре, так и на местах, т. е. речь идет о широком круге субъектов.

* САПП. 1994. № 4. Ст. 305.

 

Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. "Концепция правовой информатизации России" определяет основные направления информатизации:

информатизация правотворчества;

информатизация правоприменительной деятельности;

информатизация правоохранительной деятельности;

информатизация правового образования и воспитания;

правовое обеспечение процессов информатизации.

Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот про­бел восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. "О пре­зидентских программах по правовой информатизации". Указом предусмотрена разработка программ правовой информа­тизации:

органов государственной власти РФ;

органов исполнительной власти РФ;

органов государственной власти субъектов РФ.

Важной задачей науки и практики является формирова­ние четких методологических основ политики информатиза­ции правовой сферы России. При этом приоритетным направ­лением является создание глобальных автоматизированных си­стем, составляющих ядро всей Общенациональной системы пра­вовой информации. Автоматизированные системы правовой ин­формации относятся к классу социально-технических. Они син­тезируют технические и социальные параметры. Увеличение масштабности технических систем влечет усиление роли че­ловеческого фактора, который, в свою очередь, оказывает воз­растающее воздействие на эффективность систем.

Информатизация влияет не только на эффективность юридических технологий, сферу правотворчества и правореа-лизации, но и на существо правовых отношений. Все боль­шую роль играют такие понятия, как электронная сделка, элек­тронное издание, электронная биржа, электронные торги, электронная система финансовых расчетов, электронный ар­хив и т. п.

Федеральный закон "Об информации" предусматривает введение в практику электронной цифровой подписи. В соот­ветствии со ст. 5 юридическая сила документа, хранимого, об­рабатываемого и передаваемого с помощью автоматизирован­ных, информационных и телекоммуникационных систем, мо­жет подтверждаться электронной цифровой подписью, кото­рая при определенных условиях имеет юридическую силу.

Применение электронной цифровой подписи предусмат­ривает также проект федерального закона "О Государствен­ной автоматизированной системе "Выборы". В соответствии со ст. 160 ГК РФ при совершении сделок может быть использова­на наряду с другими средствами электронная цифровая под­пись в случае и в порядке, предусмотренном законом.

Электронная цифровая подпись посредством специально­го программно-информационного комплекса обеспечивает на­дежное подтверждение оригинальности сведений, реквизитов документа и факта его "подписания" конкретным лицом.

Наряду с имеющейся концепцией правовой информатиза­ции необходимо разработать многоаспектную концепцию информатизации правовой системы России. Она должна учиты­вать все средства, реально существующие способы информи­рования граждан о нормативных правовых актах. Так, право на свободный доступ к информации о действующих в Россий­ском государстве законодательных и иных нормативных актах реализуется:

путем обязательной публикации в установленном порядке законодательных и иных нормативных актов в открытой обще­доступной печати;

через организации и службы, специализирующиеся на сборе, обработке и распространении нормативной правовой информации;

путем получения информации в государственных органах, издающих ведомственные нормативные акты, непосредственно затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан.

Многоаспектная концепция информатизации правовой сфе­ры России учитывает (помимо компьютеризации) следующие факторы:

деятельность средств массовой информации;

задачи подготовки и переподготовки кадров, вопросы об­разования и преподавания основ правовой информатики;

повышение эффективности официальных источников пра­вовой информации;

достижение баланса в деятельности государственных и частных организаций в сфере правовой информации;

создание консультационных и экспертных систем;

использование идей искусственного интеллекта и интел­лектуальных технологий как главного направления информа­тизации;

использование для целей информатизации современных математических методов и средств (т. е. достижение опреде­ленного уровня математизации).*

* Государственный образовательный стандарт в области профессиональ­ной подготовки юристов (1996 г.) предусматривает изучение современных математических методов.

 

Разработка такой концепции под силу достаточно крупно­му коллективу представителей юридических и технических наук, активно участвующих в решении научных и практичес­ких проблем правовой информатики.

Все содержание многоаспектной концепции отображено на рис. 3.

Рис. 3. Структура многоаспектной концепции информатизации правовой системы

Многоаспектная концепция должна охватить и деятель­ность СМИ. В современном мире СМИ выполняют три основ­ные функции: информируют общество, выражают определен­ные социальные позиции, осуществляют идеологическое воз­действие.

Одной из особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие таких источников информации, как газеты, журналы, кино, телевидение, радио. Они объеди­нены в мировые информационно-коммуникационные сети и оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию мас­сы людей во всем мире.

В последние годы деятельность СМИ в области правовой информации стала более широкой и многоплановой. Вопросы государства и права освещаются в них регулярно. Создаются передачи о новых законодательных и иных нормативных пра­вовых актах. Возросла их тематическая сбалансированность, представлены все отрасли российского права. Средства массо­вой информации являются могучим источником распростране­ния правовой культуры.*

* Термин "культура" охватывает в данном случае совокупность интел­лектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой связью с "памятью" общества, материа­лизованной в библиотеках и языках.

 

Юридические учреждения, их руководители и иные долж­ностные лица предоставляют СМИ сведения об основных на­правлениях своей деятельности по запросам редакций и ин­формационных агентств, а также путем проведения пресс-кон­ференций, рассылки справочных и статистических материа­лов, в иных формах.

Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соот­ветствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может ис­пользоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участву­ют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

Дополнительные возможности открывает Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. Перво­степенное значение имеют ст. 38 и 39 Закона. Согласно ст. 38 граждане вправе оперативно получить через СМИ достовер­ные сведения о деятельности государственных органов и орга­низаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии со ст. 39 редакция СМИ имеет право запраши­вать (в устной и в письменной форме) информацию о деятель­ности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

15 декабря 1994 г. Государственная Дума приняла Феде­ральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".* Он регулирует отношения, возникающие в свя­зи с распространением государственными СМИ материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

* СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170. Порядок вещания разрабатывается руковод­ством редакций соответствующих средств массовой информации по пред­ставлению пресс-служб Совета Федерации и Государственной Думы. Го­сударственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны обеспечить прием этих программ телезрителями и радиослушателями на территории всех субъектов Российской Федерации.

 

В соответствии со ст. 7 государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны еженедельно выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 мин. об итогах работы Совета Федерации и Государствен­ной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объедине­ний в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и о практике российского и зарубеж­ного парламентаризма, об укреплении российской государ­ственности, о содержании и применении основных положе­ний Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации.

В ст. 8 сформулированы требования, предъявляемые к ин­формационным и информационно-просветительским программам.

Вопросы деятельности СМИ в сфере правовой информа­ции регулируются и в подзаконных актах. В частности, в Ука­зе Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граж­дан на информацию" от 31 декабря 1993 г. установлено, что в информационных программах государственных телевещательных компаний до сведения граждан в обязательном порядке доводятся основные положения правовых актов и решений го­сударственных органов по основным вопросам внутренней и внешней политики в день их выпуска. Деятельность законода­тельной, исполнительной и судебной власти освещается в рав­ном объеме.*

* САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

 

Из сказанного можно сделать следующий вывод: разви­тие законодательства за последние годы сформировало нор­мативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.

Функции СМИ в сфере правовой информации могут быть охарактеризованы следующим образом.

1. Информационная функция: передача информации раз­личным социальным слоям и социальным группам общества; информирование о подготовке и принятии новых законов и иных нормативных правовых актов.

2. Оперативная функция: выявление реакции общества на важнейшие государственно-правовые акты.

3. Координирующая функция: установление единства мо­делей правовых ценностей у большинства граждан и социальных групп.

4. Идеологическая функция: формирование высокого уров­ня правового сознания каждого гражданина, всего общества, пропаганда идей законности и правопорядка; распространение практики научно-практического толкования законодательных актов, институтов и норм; освещение деятельности правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов.

В рассматриваемой сфере имеется значительное число нерешенных вопросов. В ближайшее время необходимо решить следующие задачи:

более тщательно урегулировать вопросы деятельности СМИ;

добиться сбалансированного представления в СМИ раз­личных институтов и норм российского права (конституцион­ного, гражданского, уголовного и др.);

усилить аналитическое начало — имея в виду, что глав­ная задача СМИ — формировать общие представления о госу­дарстве и праве, поднимать уровень правового сознания раз­личных социальных групп;

добиться высокой культуры предоставления материала;

создать во всех СМИ систематический и постоянный по­ток сведений о государстве и праве.

Деятельность СМИ в сфере распространения правовой информации должна быть дополнена официальными публика­циями.*

* В данной сфере действует Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

 

Официальные публикации нормативных актов — один из серьезных каналов информации. Представляют интерес дан­ные о тиражах официальных изданий:

Собрание законодательства РФ — 150 тыс. экз.;

Российские Вести (нормативные акты министерств и ве­домств Российской Федерации, затрагивающие права, свобо­ды и законные интересы граждан, прошедшие государствен­ную регистрацию в Министерстве юстиции) — 100 тыс. экз.;

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации — 50 тыс. экз.

Проведенный издательством "Юридическая литература" выборочный анализ газет и журналов показал, что во многих случаях отсутствуют ссылки на источник опубликования ак­тов, публикуемые тексты не всегда соответствуют текстам официальных изданий, выявлено множество грубых искаже­ний. В этой сфере целесообразно наметить и реализовать та­кие меры, как упорядочение издания нормативных актов не­государственными структурами; введение лицензионного по­рядка издательской деятельности.

§ 3. Создание единого информационно-правового пространства России и государств — участников СНГ

Важной практической задачей государственной политики информатизации правовой сферы РФ является создание еди­ного информационно-правового пространства России и других стран СНГ.

Единое информационно-правовое пространство представ­ляет собой систему организационно и методически увязанных информационных ресурсов, формируемых государством и дру­гими субъектами информационных отношений. В информаци­онном обществе граждане и другие участники правового об­щения смогут свободно обмениваться, производить, хранить, распространять и потреблять любую интересующую их инфор­мацию. Построение Общенациональной системы правовой ин­формации будет осуществляться на основе высших достиже­ний науки и техники, интеграции действующих средств ком­муникации и связи и сопряжения различных систем правовой информации, а также с использованием элементов искусст­венного интеллекта.

Содержание понятий "информационное пространство" и "информационно-правовое пространство" лучше всего раскры­вается через понятия "интеграция", "совместимость", "един­ство" и др.

Интеграция информационных центров и служб различно­го уровня включает объединение и развитие:

новых аппаратно-программных средств и систем телеком­муникаций;

информационно-аналитических пунктов различного уровня;

информационного и лингвистического обеспечения.

Учитывая большое количество абонентов, распределен­ных по всей территории России, необходимо разработать еди­ные правила по структурированию и кодированию информа­ции, а также единые методические подходы по использова­нию и выбору информационных языков.

Необходимость создания единого информационно-право­вого пространства на уровне России определяется тем, что на ее территории действует большое число информационных центров и информационных сетей. Прежде всего это феде­ральные и территориальные центры общего назначения.

Общее количество баз данных, создаваемых в стране, оценивается примерно в 25—30 тысяч. Сюда входят документографические, фактографические, полнотекстовые и прочие типы баз данных. В регионах организуются многочисленные территориальные информационные центры и службы. Здесь необходимо действовать в двух направлениях:

1) интеграция всех информационных центров и систем правового профиля как на межведомственном, так и на наци­ональном уровне;

2) интеграция центров и систем, создаваемых на регио­нальном уровне, т. е. речь должна идти о межрегиональном взаимодействии.

Расширение и углубление социально-экономических свя­зей между государствами — участниками СНГ существенно сдерживаются отсутствием доступной, оперативной, полной и достоверной информации о правовых актах каждой страны. Про­блема осложняется быстрым ростом национального законода­тельства, резким увеличением числа многосторонних и дву­сторонних соглашений между ними и в то же время объектив­ными сложностями развития национального законодательства.

Для сближения законодательств государств — участников СНГ, совершенствования правовой основы сотрудничества в программе взаимообмена информацией предусмотрена возмож­ность своевременного получения информации о принятых в странах Содружества нормативных актах, относящихся к эко­номическим, финансовым, таможенным и другим сферам го­сударственной политики. С этой целью должна быть создана межгосударственная система правовой информации.

Соглашение об обмене правовой информацией от 21 ок­тября 1994 г. регламентирует порядок информационных обме­нов между государствами — участниками СНГ в рамках спе­циально разработанного тематического перечня. Организует­ся интегрированная база данных многосторонних соглашений. Каждая сторона несет ответственность за полноту, точность, достоверность и своевременность предоставления информации.

Создание единого информационно-правового пространства требует "наведения порядка" в информационно-правовых ре­сурсах. Для этого их необходимо систематически и строго учи­тывать, поддерживать в состоянии, пригодном для хранения, дополнения, использования. Единым для всех создаваемых си­стем должны быть и логико-семантические средства.*

* Предусмотрено также ведение Единого классификатора отраслей За­конодательства.

 

Задача стратегического уровня — создание единого ин­формационно-правового пространства СНГ. Единое информа­ционное пространство представляет собой систему организа­ционно и методически увязанных национальных информаци­онных ресурсов, формируемых каждым государством как в своих интересах, так и в интересах двустороннего и многосто­роннего обмена данными, в том числе на условиях их совмест­ного использования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.