КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ненормативная правовая информация 2 страница
формирование научно-производственных комплексов по разработке и производству отечественных оборудования и систем связи с использованием передовых достижений науки и мирового опыта; привлечение к созданию и развитию общероссийской телекоммуникационной системы российских и иностранных инвесторов; обеспечение государственного контроля деятельности общероссийской телекоммуникационной системы. * СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2639.
Во всех странах все более активную роль в решении задач правовой информатизации играют частные фирмы и компании. Так, в США государственная правовая база "Juris" создавалась с 1971 г. В 1982 г. государство было вынуждено вступить в кооперацию с частной фирмой. В 1993 г. администрация США сообщила, что "Juris" целиком приватизируется, передается в руки двух частных компаний. Роль государства сводится к прямому (инвестирование средств госбюджета в проекты создания правовых баз) и косвенному (льготное кредитование и налогообложение) стимулированию деятельности фирм. Перед общей и правовой информатикой возникает задача принципиальной важности — выработать оптимальную позицию по вопросу соотношения государства и частных компонентов в решении задач информатизации. Реальное распределение функций должно быть следующим: государство обеспечивает: разработку законодательной базы; разработку стандартов (классификаторов требований к качеству информации и т. д.), гарантирующих необходимую целостность всей системы правовой информатизации; проведение работ по отдельным проектам, связанным с созданием специфических систем правовой информации для органов государственной власти; негосударственные компании осуществляют работы по: созданию и развитию необходимых компьютерных технологий; созданию и ведению информационных банков; обеспечению реального доступа конечных пользователей к информационным ресурсам. Реализация этих. функций для тех или иных категорий пользователей должна вестись всеми предприятиями, включая государственные, на конкурсной основе, что будет гарантировать высокое качество услуг при минимальных затратах средств, в том числе и бюджетных. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об информации" информационные ресурсы могут быть государственными или частными. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за их счет и приобретены ими на законных основаниях. Государственные и частные организации имеют равное право на разработку и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения (ст. 16). Информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут быть объектами собственности граждан, организаций, государства. Собственником информационной системы, технологии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произведены (ст. 17). Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных, подлежит обязательному лицензированию (ст. 11).* * Информация, полученная на законных основаниях из государственных источников, может быть использована для создания производной информации.
В проекте Федерального закона "О правовой информации" говорится, что негосударственные организации (коммерческие и некоммерческие), граждане могут создавать системы нормативной правовой информации (базы и банки данных и другие системы) для информационно-правового обеспечения собственной деятельности, а также для распространения нормативной правовой информации на законных основаниях. В целях активизации информационного потенциала общества создается информационная инфраструктура — совокупность центров обработки и анализа информации, каналов информационного обмена и телекоммуникации, линий связи, систем и средств защиты информации. В общественных организациях и государственных органах действуют особые организационные структуры, цель которых — удовлетворение информационных потребностей членов общества и их объединений. Это информационные агентства, СМИ, рекламные и торгующие организации, представляющие информационные услуги. Важнейшим компонентом информационной инфраструктуры являются информационные ресурсы. Данный термин широко представлен в Федеральном законе "Об информации". Закон концептуально построен на всестороннем использовании данного понятия и определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, массивы документов в информационных системах — библиотеках, архивах, банках данных, других информационных системах (ст. 2). Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов.* * Информационный продукт — совокупность данных, сформированная для распространения в социальной среде. Информационный продукт может быть зафиксирован на материальном носителе в виде программ, документов, программно-аппаратных средств и т.д.
Федеральный закон "Об информации" устанавливает три группы государственных информационных ресурсов: федеральные информационные ресурсы; ресурсы Федерации и ее субъектов; ресурсы субъектов Федерации. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, граждане обязаны в установленном порядке представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни обязательно представляемой документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона).* * Порядок обязательного представления (получения) информации, отнесенной к государственной тайне и конфиденциальной информации, устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.
Ресурсы правовой информации формируются путем: производства и документирования хода правоприменительной и правоохранительной деятельности; поступления информации от граждан, государственных органов и их должностных лиц, органов общественного самоуправления, частных организаций и других субъектов; создания автоматизированных систем, сетей, банков и баз данных правовой ненормативной информации; производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы. В настоящее время рядом ученых разработана теоретическая модель информационного общества. Она приобрела определенную популярность среди представителей технических и общественных наук. По мнению этих ученых, информационное общество характеризуется следующими чертами: решена проблема информационного кризиса; обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; информационная технология приобретает глобальный характер; формируется информационное единство всей человеческой цивилизации, с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей планеты; большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний; формирование компьютерной памяти всего человечества, включающей информацию обо всех этапах его эволюции и развития; развитие информационной экономики, основанной на экономических знаниях и технологической информации. Концепция информационного общества заслуживает внимания со стороны науки и практики. Вместе с тем при его оценке необходим определенный уровень осторожности. В ряде научных публикаций наблюдается преувеличение (абсолютизация) информационного общества и информационных технологий.* * Так, некоторые ученые говорят об информационной эре или даже об информационной цивилизации.
Научная футурология включает получение данных о концепциях будущего общественного развития. К ним можно отнести концепции: постиндустриального общества; посттоталитарного общества; смешанного общества. Так, "смешанное общество" — новый тип общественного устройства, принципиально отличающийся по характеру взаимодействия различных социальных сил и их структур. В развивающихся и развитых странах постепенно возникают новые общественные системы, принципиально отличающиеся как от капитализма, так и от "социализма". Это новый, современный тип общественного прогресса. Можно сказать, что это "посткапиталистическое" или "постсоциалистическое" общество. В основе общества смешанного типа лежат в первую очередь такие факторы, как становление, конкуренция, взаимодействие и переплетение различных экономических типов хозяйств — частный, коллективный и государственный сектор экономики. В социальной сфере это постепенное ослабление роли социально-классовой дифференциации, "размывание" ее социально-профессиональным типом и т.д. Социально-экономический тип общества определяется формами собственности, распределением богатства, социальной структурой. С методологических позиций концепция построения информационного общества должна быть четко согласована с футурологическими концепциями, что помогло бы понять его социально-экономическую природу. Такого согласования нет, и это невольно ослабляет позиции данной концепции.* * Общепризнанно, что ближе всех к информационному обществу стоят страны с развитой инфраструктурой (США, Япония, Англия, Германия). Однако экономический анализ показывает, что формирование основ информационного общества в указанных странах не привело к тем радикальным сдвигам, которые вытекают из концепции информационного общества.
§ 2. Задачи государственной политики информатизации правовой сферы В России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта).* * Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (далее — САПП). 1993. № 27. Ст. 2521.
Термин "государственная политика информатизации правовой сферы" получил нормативное закрепление. Он применен в Указах Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 996 "Концепция правовой информатизации России" и от 4 августа 1995 г. № 808 "О президентских программах правовой информатизации".* * Российская газета. 1995. 15 авг.
Государственная политика в этой сфере имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации. Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Как показывают расчеты, в некоторых областях юридической деятельности информатизация позволяет увеличить производительность труда юристов в 3— 4 раза. Реализация государственной политики информатизации обеспечивается системой органов, включающей органы при Президенте Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.* В этой деятельности участвуют практически все государственные органы как в центре, так и на местах, т. е. речь идет о широком круге субъектов. * САПП. 1994. № 4. Ст. 305.
Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. "Концепция правовой информатизации России" определяет основные направления информатизации: информатизация правотворчества; информатизация правоприменительной деятельности; информатизация правоохранительной деятельности; информатизация правового образования и воспитания; правовое обеспечение процессов информатизации. Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот пробел восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. "О президентских программах по правовой информатизации". Указом предусмотрена разработка программ правовой информатизации: органов государственной власти РФ; органов исполнительной власти РФ; органов государственной власти субъектов РФ. Важной задачей науки и практики является формирование четких методологических основ политики информатизации правовой сферы России. При этом приоритетным направлением является создание глобальных автоматизированных систем, составляющих ядро всей Общенациональной системы правовой информации. Автоматизированные системы правовой информации относятся к классу социально-технических. Они синтезируют технические и социальные параметры. Увеличение масштабности технических систем влечет усиление роли человеческого фактора, который, в свою очередь, оказывает возрастающее воздействие на эффективность систем. Информатизация влияет не только на эффективность юридических технологий, сферу правотворчества и правореа-лизации, но и на существо правовых отношений. Все большую роль играют такие понятия, как электронная сделка, электронное издание, электронная биржа, электронные торги, электронная система финансовых расчетов, электронный архив и т. п. Федеральный закон "Об информации" предусматривает введение в практику электронной цифровой подписи. В соответствии со ст. 5 юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных, информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью, которая при определенных условиях имеет юридическую силу. Применение электронной цифровой подписи предусматривает также проект федерального закона "О Государственной автоматизированной системе "Выборы". В соответствии со ст. 160 ГК РФ при совершении сделок может быть использована наряду с другими средствами электронная цифровая подпись в случае и в порядке, предусмотренном законом. Электронная цифровая подпись посредством специального программно-информационного комплекса обеспечивает надежное подтверждение оригинальности сведений, реквизитов документа и факта его "подписания" конкретным лицом. Наряду с имеющейся концепцией правовой информатизации необходимо разработать многоаспектную концепцию информатизации правовой системы России. Она должна учитывать все средства, реально существующие способы информирования граждан о нормативных правовых актах. Так, право на свободный доступ к информации о действующих в Российском государстве законодательных и иных нормативных актах реализуется: путем обязательной публикации в установленном порядке законодательных и иных нормативных актов в открытой общедоступной печати; через организации и службы, специализирующиеся на сборе, обработке и распространении нормативной правовой информации; путем получения информации в государственных органах, издающих ведомственные нормативные акты, непосредственно затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан. Многоаспектная концепция информатизации правовой сферы России учитывает (помимо компьютеризации) следующие факторы: деятельность средств массовой информации; задачи подготовки и переподготовки кадров, вопросы образования и преподавания основ правовой информатики; повышение эффективности официальных источников правовой информации; достижение баланса в деятельности государственных и частных организаций в сфере правовой информации; создание консультационных и экспертных систем; использование идей искусственного интеллекта и интеллектуальных технологий как главного направления информатизации; использование для целей информатизации современных математических методов и средств (т. е. достижение определенного уровня математизации).* * Государственный образовательный стандарт в области профессиональной подготовки юристов (1996 г.) предусматривает изучение современных математических методов.
Разработка такой концепции под силу достаточно крупному коллективу представителей юридических и технических наук, активно участвующих в решении научных и практических проблем правовой информатики. Все содержание многоаспектной концепции отображено на рис. 3. Рис. 3. Структура многоаспектной концепции информатизации правовой системы Многоаспектная концепция должна охватить и деятельность СМИ. В современном мире СМИ выполняют три основные функции: информируют общество, выражают определенные социальные позиции, осуществляют идеологическое воздействие. Одной из особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие таких источников информации, как газеты, журналы, кино, телевидение, радио. Они объединены в мировые информационно-коммуникационные сети и оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию массы людей во всем мире. В последние годы деятельность СМИ в области правовой информации стала более широкой и многоплановой. Вопросы государства и права освещаются в них регулярно. Создаются передачи о новых законодательных и иных нормативных правовых актах. Возросла их тематическая сбалансированность, представлены все отрасли российского права. Средства массовой информации являются могучим источником распространения правовой культуры.* * Термин "культура" охватывает в данном случае совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой связью с "памятью" общества, материализованной в библиотеках и языках.
Юридические учреждения, их руководители и иные должностные лица предоставляют СМИ сведения об основных направлениях своей деятельности по запросам редакций и информационных агентств, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, в иных формах. Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни. Дополнительные возможности открывает Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. Первостепенное значение имеют ст. 38 и 39 Закона. Согласно ст. 38 граждане вправе оперативно получить через СМИ достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии со ст. 39 редакция СМИ имеет право запрашивать (в устной и в письменной форме) информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. 15 декабря 1994 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".* Он регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными СМИ материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. * СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170. Порядок вещания разрабатывается руководством редакций соответствующих средств массовой информации по представлению пресс-служб Совета Федерации и Государственной Думы. Государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны обеспечить прием этих программ телезрителями и радиослушателями на территории всех субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны еженедельно выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 мин. об итогах работы Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и о практике российского и зарубежного парламентаризма, об укреплении российской государственности, о содержании и применении основных положений Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации. В ст. 8 сформулированы требования, предъявляемые к информационным и информационно-просветительским программам. Вопросы деятельности СМИ в сфере правовой информации регулируются и в подзаконных актах. В частности, в Указе Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. установлено, что в информационных программах государственных телевещательных компаний до сведения граждан в обязательном порядке доводятся основные положения правовых актов и решений государственных органов по основным вопросам внутренней и внешней политики в день их выпуска. Деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти освещается в равном объеме.* * САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
Из сказанного можно сделать следующий вывод: развитие законодательства за последние годы сформировало нормативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему. Функции СМИ в сфере правовой информации могут быть охарактеризованы следующим образом. 1. Информационная функция: передача информации различным социальным слоям и социальным группам общества; информирование о подготовке и принятии новых законов и иных нормативных правовых актов. 2. Оперативная функция: выявление реакции общества на важнейшие государственно-правовые акты. 3. Координирующая функция: установление единства моделей правовых ценностей у большинства граждан и социальных групп. 4. Идеологическая функция: формирование высокого уровня правового сознания каждого гражданина, всего общества, пропаганда идей законности и правопорядка; распространение практики научно-практического толкования законодательных актов, институтов и норм; освещение деятельности правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов. В рассматриваемой сфере имеется значительное число нерешенных вопросов. В ближайшее время необходимо решить следующие задачи: более тщательно урегулировать вопросы деятельности СМИ; добиться сбалансированного представления в СМИ различных институтов и норм российского права (конституционного, гражданского, уголовного и др.); усилить аналитическое начало — имея в виду, что главная задача СМИ — формировать общие представления о государстве и праве, поднимать уровень правового сознания различных социальных групп; добиться высокой культуры предоставления материала; создать во всех СМИ систематический и постоянный поток сведений о государстве и праве. Деятельность СМИ в сфере распространения правовой информации должна быть дополнена официальными публикациями.* * В данной сфере действует Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
Официальные публикации нормативных актов — один из серьезных каналов информации. Представляют интерес данные о тиражах официальных изданий: Собрание законодательства РФ — 150 тыс. экз.; Российские Вести (нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции) — 100 тыс. экз.; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации — 50 тыс. экз. Проведенный издательством "Юридическая литература" выборочный анализ газет и журналов показал, что во многих случаях отсутствуют ссылки на источник опубликования актов, публикуемые тексты не всегда соответствуют текстам официальных изданий, выявлено множество грубых искажений. В этой сфере целесообразно наметить и реализовать такие меры, как упорядочение издания нормативных актов негосударственными структурами; введение лицензионного порядка издательской деятельности. § 3. Создание единого информационно-правового пространства России и государств — участников СНГ Важной практической задачей государственной политики информатизации правовой сферы РФ является создание единого информационно-правового пространства России и других стран СНГ. Единое информационно-правовое пространство представляет собой систему организационно и методически увязанных информационных ресурсов, формируемых государством и другими субъектами информационных отношений. В информационном обществе граждане и другие участники правового общения смогут свободно обмениваться, производить, хранить, распространять и потреблять любую интересующую их информацию. Построение Общенациональной системы правовой информации будет осуществляться на основе высших достижений науки и техники, интеграции действующих средств коммуникации и связи и сопряжения различных систем правовой информации, а также с использованием элементов искусственного интеллекта. Содержание понятий "информационное пространство" и "информационно-правовое пространство" лучше всего раскрывается через понятия "интеграция", "совместимость", "единство" и др. Интеграция информационных центров и служб различного уровня включает объединение и развитие: новых аппаратно-программных средств и систем телекоммуникаций; информационно-аналитических пунктов различного уровня; информационного и лингвистического обеспечения. Учитывая большое количество абонентов, распределенных по всей территории России, необходимо разработать единые правила по структурированию и кодированию информации, а также единые методические подходы по использованию и выбору информационных языков. Необходимость создания единого информационно-правового пространства на уровне России определяется тем, что на ее территории действует большое число информационных центров и информационных сетей. Прежде всего это федеральные и территориальные центры общего назначения. Общее количество баз данных, создаваемых в стране, оценивается примерно в 25—30 тысяч. Сюда входят документографические, фактографические, полнотекстовые и прочие типы баз данных. В регионах организуются многочисленные территориальные информационные центры и службы. Здесь необходимо действовать в двух направлениях: 1) интеграция всех информационных центров и систем правового профиля как на межведомственном, так и на национальном уровне; 2) интеграция центров и систем, создаваемых на региональном уровне, т. е. речь должна идти о межрегиональном взаимодействии. Расширение и углубление социально-экономических связей между государствами — участниками СНГ существенно сдерживаются отсутствием доступной, оперативной, полной и достоверной информации о правовых актах каждой страны. Проблема осложняется быстрым ростом национального законодательства, резким увеличением числа многосторонних и двусторонних соглашений между ними и в то же время объективными сложностями развития национального законодательства. Для сближения законодательств государств — участников СНГ, совершенствования правовой основы сотрудничества в программе взаимообмена информацией предусмотрена возможность своевременного получения информации о принятых в странах Содружества нормативных актах, относящихся к экономическим, финансовым, таможенным и другим сферам государственной политики. С этой целью должна быть создана межгосударственная система правовой информации. Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. регламентирует порядок информационных обменов между государствами — участниками СНГ в рамках специально разработанного тематического перечня. Организуется интегрированная база данных многосторонних соглашений. Каждая сторона несет ответственность за полноту, точность, достоверность и своевременность предоставления информации. Создание единого информационно-правового пространства требует "наведения порядка" в информационно-правовых ресурсах. Для этого их необходимо систематически и строго учитывать, поддерживать в состоянии, пригодном для хранения, дополнения, использования. Единым для всех создаваемых систем должны быть и логико-семантические средства.* * Предусмотрено также ведение Единого классификатора отраслей Законодательства.
Задача стратегического уровня — создание единого информационно-правового пространства СНГ. Единое информационное пространство представляет собой систему организационно и методически увязанных национальных информационных ресурсов, формируемых каждым государством как в своих интересах, так и в интересах двустороннего и многостороннего обмена данными, в том числе на условиях их совместного использования.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |