КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникший в степи
Безбрежная волнистая степь... Выжженные солнцем и иссушенные восточными ветрами-суховеями типчаково-ковыльные и полынные травы, оголенные участки лишенной влаги и потрескавшейся земли, скальные выходы известняков и песчаников, изредка дополняемых зарослями кустарников, а еще реже — небольшими байрачными лесами,— таков был в недалеком прошлом пейзаж Донецкого края. Коренным образом изменилась Южная украинская степь после победного Октября; особенно велики изменения в Донецком крае, ландшафт которого определяется просторами возделанных полей, плодовыми садами и виноградниками, пригородными лесами, многочисленными прудами. На этом природном фоне, созданном руками людей, размещены индустриальные города и поселки, множество шахт, заводов, мест массового отдыха, спортивных баз и пр. Среди городов страны, численность населения которых превышает 1 млн. человек, Донецк — наиболее молодой. Относительно молод по промышленному освоению также и Донбасс — важнейший угольный бассейн в Европейской части СССР, один из главных индустриальных районов страны. Заселение земель в районе Донецка было начато запорожскими казаками, которые, осваивая в XVII в. водный путь по Кальмиусу к Азовскому морю, создавали вдоль него укрепленные хутора-зимовники. Из зимовника, расположенного на правом берегу Кальмиуса, в последующем образовалась слобода Александровская, а несколько ниже — зимовник Мандрыкино. Население увеличивалось за счет беглых крестьян — украинцев и русских, которые бежали в донецкие степи, спасаясь от помещичьего гнета. Основным занятием было земледелие и скотоводство. После русско-турецкой войны 1768—1774 гг. царское правительство принимает меры к скорейшему заселению юга Украины, в том числе и донецких степей. Согласно указу Екатерины II население было закрепощено за войсковыми чиновниками. Бывший зимовник Мандрыкино в 1803 г. был превращен в помещичье имение — Авдотьино, затем возникли села Александровка и Григорьевка, принадлежащие помещикам. В первой половине XVIII в. недра Донбасса привлекли внимание Петра I. Русский рудознавец крепостной крестьянин Григорий Капустин в 1721 г. открыл каменный уголь близ притока Северного Донца — реки Курдючьей. В декабре 1722 г. Петр именным указом послал Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды. В 1820 г. в Александровке обнаружен уголь; вскоре здесь появились первые мелкие шахты — «дудки», в которых добывали уголь верхних пластов. В 1841 г. новороссийский генерал-губернатор М. С. Воронцов построил три шахты Александровского рудника с целью добычи угля для Одессы и Черноморского флота. Возрастали потребности страны и в металле, который был необходим для военных нужд, железнодорожного строительства, хозяйственных потребностей. Однако чугун надо было возить с Урала. Крымская война 1853 — 1856 гг. и оборона Севастополя убедительно показали слабость русской экономики и необходимость развития угольной и металлургической промышленности на юге России. Однако вплоть до 70-х годов прошлого столетия развитие каменноугольной и металлургической промышленности Донбасса шло медленно. «После падения крепостного права в России довольно быстро стал развиваться капитализм, прежде всего в промышленности... Быстро росли большие города — центры экономической, политической и культурной жизни. Возникли новые промышленные районы: Донецкий угольный бассейн, Бакинский нефтяной район. Все эти перемены произошли за четверть века, на глазах одного поколения»[2]. С открытием в 1869 г. Курско-Харьковско-Азовской железной дороги Донбасс в короткое время становится важнейшей угольно-металлургической базой страны. Развитие промышленности привело к быстрому росту численности рабочего класса Донбасса, к возникновению значительного количества новых поселков у шахт заводов и железнодорожных станций. С 1895 по 1900 гг. количество рабочих, занятых только в каменноугольной промышленности, увеличилось с 32 543 до 82 420 — более чем в 2,5 раза. В пореформенное время происходило закабаление Донецкого бассейна иностранным капиталом: в погоне за прибылями, при содействии царского правительства, в Донбасс устремляются зарубежные дельцы и предприниматели. Западные монополии захватили каменноугольную промышленность Донбасса, рудную промышленность Приднепровья, металлургические заводы юга, экспортную торговлю Украины и т. д. В. И. Ленин говорил, что иностранные капиталисты «...жадно набрасываются на молодую страну, в которой правительство так благосклонно и угодливо к капиталу, как нигде... в которой жизненный уровень рабочих, а потому и их заработная плата гораздо ниже, так что иностранные капиталисты могут получать громадные, неслыханные у себя на родине барыши»[3]. 18 апреля 1869 г. царское правительство утвердило «Договор на образование Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии», обладающего, в соответствии с его уставом, «ограниченной ответственностью». Акционерами-основателями общества были англичане, а директором-распорядителем Джон Джеймс Юз — до этого управляющий небольшим Мильвольским заводом в Лондоне. Место для строительства металлургического завода Юз выбрал на правом берегу р. Кальмиуса, южнее села Александровки: каменный уголь здесь был на месте, в селах Стыла — разведанные железные руды, в Еленовке — необходимый камень-известняк; источником водоснабжения служила река Кальмиус, рабочей силой обеспечивали близлежащие села. Строительство завода и шахт началось в 1869 г.; 24 января 1872 г. был получен первый чугун. Удачное размещение завода, наличие дешевой рабочей силы, льготы, предоставленные концессии, а также бурное железнодорожное строительство, начавшееся в России,— все это способствовало быстрому развитию производства. В 1899 г. у Юза было выплавлено 17,7 млн. пудов чугуна, число заводских рабочих в 1900 г. достигло 7 147 человек, а горняков — 5 839 человек. Из 17 металлургических предприятий, действовавших на юге России в период промышленного подъема 90-х годов, завод Новороссийского общества был крупнейшим. Несмотря на большие объемы производства, завод был оборудован отсталой техникой, широко применялся ручной труд. Выдающийся советский металлург академик М. А. Павлов, посещавший Юзовку еще в 1884 г., писал о заводе: «В Англии, на родине коксового доменного производства, в то время было много устаревших заводов, отстававших лет на 50 от металлургической техники,— вот такой-то завод англичане устроили у нас». С началом строительства завода и шахт в 1869 г. возник рабочий поселок, который был назван Юзовкой; эту дату принято считать временем основания города Донецка. Рост завода и добычи угля вызывает усиленный приток рабочих, быстро увеличивается численность населения поселка. Так, в 1870 г. в Юзовке проживало 164 человека, в 1884 г.— 5 494; к 1910 г. население возросло до 48 тыс. человек, а в 1914 г. достигло 70 тыс. Интенсивно развивалась угледобыча: в 1899 г. в Юзовке имелось 9 рудников, было добыто 99,2 млн. пудов угля, более 75 % которого давали рудники, принадлежавшие англичанам (Новороссийское общество) и французам (Рутченковское горнопромышленное общество). Для ремонта и изготовления шахтного и заводского оборудования в 1889 г. построены чугунолитейный и машиностроительный заводы, также принадлежавшие иностранцам Боссе и Геннефельду. Кроме того, в Юзовке существовали небольшой завод Путилова, рудоремонтный завод, Прохоровские коксовые печи, 10 угольных шахт и несколько десятков мелких мастерских. Появились мелкие предприятия легкой и пищевой промышленности, с каждым годом увеличивалось количество торговых предприятий и питейных заведений. ***Юзовка делилась на две части: южную (заводскую) и северную. В южной части размещались заводы, депо, телеграф, небольшая больница и школа. Несколько в стороне находилась так называемая Английская колония — в благоустроенных, утопающих в зелени и цветах коттеджах жили управляющие и инженеры, мастера и служащие Новороссийского общества; улицы здесь имели тротуары и замощение, имелись электричество и водопровод. Северная часть Юзовки именовалась Новым Светом — по названию базара и находящегося на нем первого юзовского трактира. В Новом Свете проживали торговцы, ремесленники, чиновники и пр.; центральная улица и прилегающие к ней застраивались 1 —2-этажными жилыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гостиниц, различных контор, банков и пр. На территории базара находились множество трактиров и кабаков, здание полицейского управления, содержавшееся за счет средств Новороссийского общества, а также громоздкая церковь, господствующая над окружением. Разрастаясь, Юзовка поглощала окружающие села, какого-либо планового начала в ее развитии не было, не осуществлялись даже элементарные меры по благоустройству. В этом, в частности, сказалась «ограниченная ответственность», предусмотренная уставом Новороссийского общества и дававшая право акционерам на неподконтрольность государственным органам. Зарубежные дельцы, думая лишь о прибылях, не заботились об условиях жизни рабочих. Особенно острой была проблема жилья: бывшие крестьяне, тысячами прибывавшие в Юзовку в поисках заработка, оказывались без жилища. Этим пользовались администрация и домовладельцы: они строили для рабочих примитивные сооружения — казармы и балаганы, которые служили весьма выгодным источником прибылей. В казармах и балаганах рабочие размещались артелями; спали на сплошных нарах, здесь же, на нарах, принимали пищу. Невероятная скученность и грязь, отсутствие каких-либо
Уплотненная застройка, отсутствие зеленых насаждений и благоустройства — характерные черты дореволюционной Юзовки. Одна из улиц Юзовки. Торговая площадь — базар «Новый свет», 1908 г. Балаганы — жилища рабочих.
бытовых удобств и антисанитарное состояние — характерные черты этих жилищ. Казарм и балаганов не хватало; большинство рабочих сами строили для своих семей жилье — небольшие землянки («каюты») и саманные «мазанки», которые хаотически размещались вблизи заводов и шахт, в том числе по берегах Кальмиуса и Бахмутки. Территории, где располагались жилища рабочих, не имели никакого благоустройства. Не хватало питьевой воды: воду доставляли водовозы за плату, так как даже в 1910 г. в Юзовке было только 27 колодцев с ручными насосами и один — с водокачкой. Чрезмерное перенаселение, антисанитарное состояние примитивных жилищ и территории поселка способствовали распространению частых эпидемий, увеличению смертности населения. В 1892 и 1893 гг. в этих краях вспыхнула эпидемия холеры — в Юзовке было зарегистрировано 708 больных (из 908 по всему Бахмутовско-му уезду), 313 умерли; в 1896 г. брюшным тифом и дизентерией болело свыше 400 человек и т. д. В 1913 г. в Юзовке на 100 родившихся умерло в возрасте до одного года 25 детей. Заводскую больницу, имевшую всего 12 коек, построили в 1871 году; земскую больницу открыли лишь в 1911 г. В 1916 г. в заводской и земской больницах на рудниках Ветка и Смолянка было 275 коек, включая несколько десятков мест в холерном бараке. Только в 1877 г. в Юзовке открылась одноклассная школа на 54 ученика с одной учительницей. Обучение было платное. К 1904 г. в поселке с населением 40 тыс. человек действовали всего четыре начальных школы на 800 мест. Юзовка — типичное детище развивающегося на юге России капитализма — привлекала внимание передовых просвещенных людей страны. В работе «Развитие капитализма в России», изданной в 1899 г., В. И. Ленин приводит многочисленные факты об экономике и положении рабочих Донбасса, в том числе Юзовки. Интересуясь условиями труда и жизни рабочих, в Юзовке неоднократно бывали писатели В. Вересаев, А. Куприн, А. Серафимович, художник Н. Касаткин и другие. Длительное время здесь жили донецкий писатель И. Гони-мов, известный социолог-экономист В. Берви-Флеров-ский. На металлургическом заводе Юза работали упоминавшийся выше ученый-металлург М. А. Павлов, а также академик И. П. Бардин, знаменитый русский доменщик М. К. Курако. В своих воспоминаниях, очерках, рассказах, повестях и картинах эти люди показали невероятно тяжелые условия труда и жизни рабочих. Так, А. Серафимович после посещения Юзовки в 1896 г. в рассказе «На заводе» писал: «Юзовка — это целый город... с огромными рядами каменных лавок, с кипучей торговой деятельностью, а жители его умирают без медицинской помощи, дети вырастают, не зная грамоты и школы». Невыносимо тяжелым был труд рабочих. В горячих цехах металлургического завода, у коксовых печей, а также в сырых и непроветриваемых забоях шахт, где отсутствовали самые элементарные условия гигиены и безопасности труда, изнурительный рабочий день длился 12 часов. Загрузка доменных и коксовых печей осуществлялась вручную; на каждом шагу рабочему угрожало увечье или смерть ввиду отсутствия элементарных мер безопасности. А. Куприн, посетивший в 1896 г. завод и шахты, в очерке «Юзовский завод» пишет: «На площадке над доменной печью работает пять человек. Они быстро вытаскивают вагонетки из ящика, влекут их к устью домны и, переворачивая их, высыпают руду поверх колпака. Когда на колпаке наберется достаточно руды, его опускают на цепях вниз, и руда падает в печь. За слоем руды идет слой каменного угля, потом опять слой руды и так далее. Засыпка не прекращается ни днем, ни ночью...» Добыча каменного угля на шахтах Юза, как и на всех рудниках Донбасса, осуществлялась также при помощи простейших ручных орудий — обушка и кайла; доставка угля из забоя производилась вручную рабочим-саночником в 10—12 пудовых санках-волокушах. Освещались шахты открытыми лампочками, которые выделяли большое количество копоти, отравляли воздух и нередко служили причиной взрывов, уносивших жизни шахтеров. Эксплуатировали рабочих не только в цеху или же на шахте: вся система найма и оплаты, штрафов, хозяйских лавок и порядок обеспечения рабочих жильем были направлены на усиление эксплуатации, на окончательное закабаление трудящихся. Наем рабочих на шахтах и заводах производился в основном через подрядчика и артельно. Поступая на рудник или завод, рабочие сразу же попадали в тяжелую зависимость от подрядчика и владельца. Заработная плата зачастую выплачивалась от одного до трех раз в год, при этом жалованье выдавалось не деньгами, а ордерами на лавки. Лавки предприятий были средством ограбления и закрепощения рабочих. Интересами наживы объясняется также и то, что акционеры, боясь ущемления своих хозяйских прав, не допускали преобразования Юзовки в город. Так, в 1913 г.. когда в Юзовке насчитывалось свыше 40 тыс. жителей, они дали Министерству внутренних дел царской России следующий ответ: «Поселок Юзовка не имеет никакого самостоятельного значения, он не жизнеспособен и является чисто фабричным поселком. Поселок неминуемо обречен на запустение. Преобразование поселка в город не вызывается необходимостью, и поэтому «Новороссийское общество» просит вопрос о преобразовании поселка в город признать подлежащим разрешению в отрицательном смысле». Юзовка приобрела статус города лишь летом 1917 г. Тяжелые условия жизни усугублялись огромной безработицей, охватывавшей миллион городских и сельских рабочих России. «И вот,— пишет В. И. Ленин,— чтобы не дать довести себя до такого крайнего положения, рабочие начинают отчаянную борьбу. Видя, что по одиночке каждый из них совершенно бессилен и что ему грозит гибель под гнетом капитала, рабочие начинают подымать сообща восстания против своих хозяев. Начинаются рабочие стачки»[4]. В Донбассе, как и по всей России, ширилось и крепло рабочее движение; его пролетариат являлся одним из передовых революционных отрядов страны. В 1874 г. в Юзовке прошла первая стачка, в следующем году — повторная крупная забастовка и демонстрация рабочих, подавленные солдатами и полицией. В 1892 г. состоялись крупные забастовки в Юзовке и Макеевке; полиция и казачья сотня, расквартированные в Юзовке, оказались бессильны — пришлось вызвать регулярные войска. В январе 1898 г. рабочие добились сокращения рабочего дня до 10,5 часов. В 1898 г. в Юзовке возник первый социал-демократический кружок. Мощная волна революционного движения охватила весь Донбасс в 1905—1907 гг. Рабочие Юзовки 18 января 1905 г. начали забастовку, она была подавлена войсками; в феврале — снова двухнедельная всеобщая забастовка; в декабре в Юзовке был создан Совет рабочих депутатов, а при нем — боевые дружины. 27 декабря 1905 г. каратели разгромили рабочих. После подавления революции 1905 г. в стране господствовал кровавый террор царизма и реакции. Новый подъем рабочего движения начался в 1912—1914 гг.; в Юзовке существовала сильная большевистская организация, которая провела несколько забастовок. Пролетариат всего Донбасса активно поддержал революцию 1917 г. В мае 1917 г. был создан Юзовский комитет РСДРП (б). Уже 5 марта в Юзовке был организован Совет рабочих депутатов, который в декабре 1917 г. призвал трудящихся на борьбу против контрреволюционной центральной рады. Рабочие Юзовки принимали активное участие в борьбе против немецкой интервенции, сражаясь в отрядах К. Е. Ворошилова. В январе 1918 г. в Юзовке установлена Советская власть. Социалистической реконструкции Донбасса предшествовали годы напряженной работы по восстановлению разрушенного за период мировой войны, иностранной интервенции и гражданской войны. В Юзовке, например, все 49 шахт не работали, железнодорожный транспорт был почти полностью разрушен, заводы и электростанции бездействовали. Большое внимание восстановлению угольной и металлургической промышленности Донбасса уделял В. И. Ленин. Несмотря на голод и разруху, в Юзовку начало поступать оборудование для шахт и заводов, улучшилось снабжение рабочих. На шахты Рутченково в 1921 г. было доставлено 10 первых электровозов, приобретенных за границей по указанию В. И. Ленина. При его содействии для восстановления Юзовского, Макеевского и Енакиевского металлургических заводов Советское правительство в 1921 г. ассигновало 10 млн. руб. золотом. В итоге уже б июля 1921 г. на Юзовском заводе дала чугун первая доменная печь, а 14 мая 1922 г.— вторая; в марте 1923 г. начал работать рельсопрокатный стан. В 1925 г. выплавка чугуна достигла довоенного уровня. С первых же дней Советской власти в Юзовке начались работы по улучшению санитарного состояния города. Непригодные для жизни землянки были снесены, приводились в порядок жилые территории, очищались от грязи и отбросов улицы и площади, в том числе бывший базар «Новый Свет», улучшались источники водоснабжения и т. д. Начала работать поликлиника, была создана первая школа фабрично-заводского обучения, открывались детские дома. Уже в 1921 г. работал гор-номеханический техникум, приравнивавшийся к высшему учебному заведению; в 1926 г. он преобразован в горный институт. В городе открылись большая библиотека, 85 народных читален, 2 клуба, 2 театра и 2 кинотеатра. С восстановлением промышленности быстро увеличивалось население: в 1924 г. в Юзовке уже насчитывалось 63 708 жителей. В связи с этим, а также учитывая, что за годы гражданской войны почти четверть имевшихся жилищ были разрушены, в 1923 г. Госплан СССР выделил на строительство и ремонт жилых домов, на благоустройство городов Донбасса, в том числе Юзовки, 6,4 млн. руб. С этого момента в городе начинается новое жилищное строительство. В 1924 г. Юзовка переименовывается в город Сталино. Для развития города в двадцатые годы и особенно в период первых пятилеток характерна комплектность строительства, чего не знала дореволюционная практика: наряду с проектированием и строительством промышленных предприятий одновременно проектировались и строились связанные с ними жилые образования. Так, для шахтеров Рутченковских и Вознесенских шахт строятся тридцать 2- и 3-этажных домов; в 1924 и 1925 гг. возведен новый жилой массив Стандарт. Началось замощение основных дорог, соединяющих город с шахтными поселками. XIV съезд ВКП(б), состоявшийся в 1925 г., принял курс на социалистическую индустриализацию страны. Уже в середине 20-х годов в городе велось строительство 10 крупных механизированных шахт мощностью более 500 тыс. тонн угля каждая, в том числе шахты № 5-6ис «Трудовская», № 6 «Красная Звезда», № 11 «Смолянка», № 17—17-бис, № 29 и другие; реконструировались и механизировались старые шахты. В 1928 г. закончено строительство Рутченковского коксохимического завода. В годы предвоенных пятилеток коренным образом реконструирован и расширен металлургический завод: построены новые доменные печи, бессемеровский цех, установлено новое оборудование. После реконструкции завод выпускал ежегодно 300 тыс. тонн чугуна, свыше 500 тыс. тонн стали и около 400 тыс. тонн проката; было освоено производство специальных сталей. Небольшое предприятие Боссе превратилось в крупный современный машиностроительный завод
Просторные озелененные улицы и проспекты, обилие садов и парков, благоустроенные набережные, современные архитектурные ансамбли — типичные черты Донецка. Набережная правого берега Кальмиуса.
им. 15-летия ЛКСМУ, созданы новые заводы — обработки вторичных цветных металлов, механический «Дон-энерго», авторемонтный. Строились многочисленные предприятия легкой и пищевой промышленности. Быстрыми темпами увеличивалось население: в 1926 г. в городе было 106 тыс. жителей, в 1937 — 246 тыс., в 1940 — свыше 500 тыс. По численности населения город занял пятое место в Украинской ССР и двенадцатое — в СССР. Нарастали объемы жилищного и культурно-бытового строительства, работ по благоустройству, озеленению и обводнению. Так, в 1930—1939 гг. на жилищное, коммунально-бытовое и культурное строительство было израсходовано
Многоэтажные благоустроенные дома — основной тип жилища трудящихся современного Донецка. Фрагмент жилого комплекса на улице Артема.
свыше 300 млн. руб. К 1940 г. жилой фонд по сравнению с 1926 г. возрос более чем вдвое и составлял 2 млн. м2. Возникли новые благоустроенные поселки — Октябрьский, Красный Пахарь, 15-летия комсомола Донбасса, Красный Фронт, 20-й годовщины Октября, имени академика Павлова и другие. Осуществлялись работы по благоустройству центра города: на Первой линии (современная улица Артема) в 1925 г. были начаты работы по устройству тротуаров, а в 1927 г. — по асфальтированию ее проезжей части на участке от металлургического завода до Советской больницы (территория современной площади им. В. И. Ленина). В административных районах города создаются районные центры, связанные с общегородским центром благоустроенными дорогами. В 1929 г. город становится областным центром; в 1931 г. было принято решение о его коренной реконструкции и благоустройстве. Уже в 1932 г. был разработан первый проект генерального плана города; дальнейшее его развитие осуществлялось по единому плану. Юзовка не имела питьевого водопровода; в 1931 г. было проложено 55,3 км городского водопровода, к 1941 г. сеть его достигла 125 км. Одновременно велись работы по устройству канализации: в 1933 г. построены первые 12 км канализационной сети, в 1940 г. она составляла уже 53 км. В 1934 г. в городе вступил в строй первый в Донбассе городской газопровод бытового назначения. Коксовый газ,который до этого выбрасывался в атмосферу и отравлял окружающую среду, начали использовать как эффективное и дешевое топливо; к 1937 г. газифицировано более 500 квартир, а в 1940 — 3000 квартир. Уделялось внимание устройству центрального отопления жилых и общественных зданий. Создавалось разветвленное городское энергохозяйство, включенное в систему новых мощных электростанций — «Донэнерго», город получил электроэнергию для промышленности, освещения и бытовых нужд населения. В связи с наличием большого количества промышленных поселков, рассредоточенных на обширной территории, и быстрым ростом населения весьма актуальной стала проблема внутригородского транспорта. В 1927 г. были построены первые 8 км трамвайного пути: трамвай соединил центр с вокзалом, а в 1932 г.— с заводом имени 15-летия ЛКСМУ, с поселками в Рутченково и на Смолянке; в 1940 г. длина трамвайных линий составила 86,4 км. В 1939 г. сдана в эксплуатацию первая трасса троллейбуса; в значительной степени расширились автобусный и таксомоторный парки города. Было замощено и заасфальтировано 85 км дорог и тротуаров. На склонах правого берега пруда в балке Бахмутке, где рабочие в дореволюционное время проводили свои маевки, в 1932 г. на площади 120 га заложили Центральный парк культуры и отдыха; скверы и бульвары создавались в Буденновском, Петровском, Кировском и Куйбышевском районах города. Озеленялись и благоустраивались жилые территории и улицы, территории предприятий. Наряду с развитием жилищного и коммунального строительства, возводятся школы, вузы, кинотеатры, клубы, Дворцы культуры, театры и пр. Все это способствовало расцвету культурной жизни горняков и металлургов. К концу 1940 г. в городе насчитывалось 113 школ на 70 тыс. детей, индустриальный (в настоящее время — Донецкий политехнический), медицинский, педагогический и учительский институты. Кроме того, к 1940 г. в городе имелись: институт усовершенствования врачей, научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, филиал Промакадемии, 9 техникумов; функционировали 7 Дворцов культуры, 62 клуба, 3 кинотеатра, Дворец пионеров. В 1928 г. создан первый в Донбассе стационарный украинский театр «Дон-держдрама». Незадолго до войны сооружено крупнейшее в республике здание театра оперы и балета. К 1941 г. город стал крупнейшим промышленным и культурным центром Украинской ССР. Созидательный труд нашего народа был прерван Великой Отечественной войной. В октябре 1941 г. город был оккупирован фашистскими захватчиками; оккупация длилась 22 месяца. Отступая под ударами советских войск, фашисты производили массовые разрушения. Все промышленные предприятия были выведены из строя — шахты разрушены и затоплены, здания заводов и фабрик взорваны и сожжены. Сильно пострадал жилой фонд: разрушено более 3700 жилых домов общей площадью 1 207 470 м2. Большинство больниц, школ, клубов и Дворцов культуры, кинотеатров и институтов было разграблено, а затем сожжено и разрушено. Взорваны предприятия коммунального хозяйства, сооружения и подвижной состав городского транспорта, водопровод, мосты и пр. Освобожденный Советской Армией в сентябре 1943 г. город представлял собой страшную картину опустошения и разрухи. Общая сумма ущерба составила почти 4 млрд. руб. За время оккупации фашисты уничтожили 167 тыс. человек, из более полумиллиона довоенных жителей осталось всего 175 тыс. Продолжая напряженную войну с еще сильным противником, советский народ, руководимый Коммунистической партией и Советским правительством, и в том числе жители шахтерской столицы приступили к восстановительному строительству. В городе вскоре начали работать многие заводы, шахты, фабрики, транспорт, водопровод, энергоснабжение, начались массовые работы по восстановлению жилых и общественных зданий — город превратился в огромную строительную площадку. К 1949 г. был достигнут довоенный уровень добычи угля, а через год восстановлены все предприятия, которые в 1950 г. на 70% превысили довоенный уровень выпуска продукции. В 1950 г. в городе работали 3 вуза, 10 техникумов, 139 школ, в которых обучалось свыше 11 тыс. студентов и более 75 тыс. школьников. Пятидесятые годы стали для города временем дальнейшего бурного развития промышленности, городского хозяйства, здравоохранения, расширения и улучшения бытового обслуживания, роста культуры. За 1950— 1959 гг. население возросло с 500 до 730 тыс. человек. В течение первого послевоенного десятилетия полностью восстановлен и более чем в 2,5 раза увеличился капитальный жилой фонд. В ноябре 1961 г. город Сталино переименован в Донецк. В середине 60-х годов в Донецке ежегодно вводится в эксплуатацию до 300 тыс. м2 жилой площади, а в 70-е годы — до 400 тыс. м2. На свободных от застройки территориях появляются новые крупные жилые районы, в больших объемах осуществляются работы по реконструкции малоценной исторически сложившейся застройки. Наряду с жилищным строительством возводятся культурно-бытовые и другие общественные здания, ведутся работы по благоустройству и озеленению, строительству дорог, тротуаров, мостов и путепроводов, по расширению систем общественного транспорта, городского водоснабжения, канализации и энергоснабжения. Улучшается санитарно-гигиеническое состояние городской среды, город обогащается новыми архитектурными ансамблями, повышаются их функциональные и эстетические качества, улучшаются условия жизни, труда и быта населения. Решением ЮНЕСКО в 1970 году Донецк признан лучшим молодым промышленным городом мира, а в 1978 г. группе архитекторов и инженеров (П. И. Виг-дергаузу, В. П. Кишканю, И. Н. Седаку, Д. М. Цими-данову, Б. Ф. Девятловской, Д. П. Родионову, В. П. Миронову, В. Ф. Пеклуну) за ландшафтную архитектуру центра Донецка присуждена высокая награда — Государственная премия СССР. За успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, в 1979 году Донецк награжден орденом Ленина.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |