КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Донецк довоенный 2 страница
Клуб металлургического завода им. В. И. Ленина построен по проекту ленинградского архитектора А. И. Дмитриева. Клуб состоял из зрелищной (зал на 1200 мест) и клубной частей, включающей лекционный зал, библиотеку с книгохранилищем, балетную студию, зимний зал для проведения танцевальных вечеров и 25 аудиторий для кружков — от духовых инструментов до изостудии. Архитектурная трактовка интерьеров всех без исключения помещений основана на художественном осмыслении и мастерском исполнении монолитных железобетонных перекрытий, которые очень хорошо увязаны с размерами и назначением помещений. Это предельно простые квадратные кессоны в зале библиотеки, балки с утами в зале балетной студии и десять железобетонных балок, которые как бы веером расходятся от центра в полукруглом в плане помещении лекционного зала. На фасадах большие плоскости стекла сочетаются с глухими поверхностями стены. В предвоенный период начато строительство одной из крупных в республике библиотеки им. Н. К. Крупской (архитектор Э. Л. Гамзе, в послевоенный период строительство завершалось по проекту архитектора Н. И. Порхунова). Здание занимает угловой участок на пересечении улицы Артема и бульвара Тараса Шевченко. Главный вход размещен с угла и акцентирован по второму этажу колоннадой несколько упрощенного коринфского ордера. В первом этаже — книгохранилище, основные залы расположены на втором этаже. Это одно из зданий, которое традиционно и достойно представляет архитектурный облик Донецка. В предвоенный период в городе построены еще Два крупных общественных здания: кинотеатр им. Т. Г. Шевченко и театр оперы и балета. Трехзальный кинотеатр им. Т. Г. Шевченко (архитектор А. И. Теплицкий) — один из первых в Советском Союзе многозальных кинотеатров. Здание размещено на
Библиотека им. Н. К. Крупской. 1937 г. Строительство завершено в 1951 г.
углу улицы Артема и Театрального проспекта. Его облик запоминается благодаря трем мощным аркам, за которыми размещены входы в кассовый вестибюль. Из кассового вестибюля зрители попадают в холл, откуда по двум парадным трехмаршевым лестницам поднимаются на второй этаж в просторное фойе. Первоначально кинотеатр имел три зрительных зала с общей вместимостью 1500 человек, а также помещения для гардеробов. После внутренней реконструкции здания в нем было организовано четыре зала с местами для 2200 зрителей: 2 зала по 700 и 2 — по 400 мест. Значительным событием в культурной жизни Украины было открытие театра оперы и балета в Донецке,
Многозальный кинотеатр им. Т. Г. Шевченко. 1938 г.
построенного в 1935 — 1940 гг. по проекту архитектора Л. И. Котовского. Объемно-пространственная композиция театра традиционная, с последовательным размещением кассового вестибюля, фойе с гардеробами, буфетами и другими обслуживающими помещениями, которые с трех сторон окружают подковообразный в плане зрительный зал. Далее размещена сценическая часть. Обычную колоннаду на фасаде заменила высокая пятипролетная аркада, которая образует в уровне второго этажа лоджии. Зрительный зал театра имеет 1500 мест; несмотря на большие размеры, в нем средствами архитектуры созданы атмосфера уюта, прекрасная акустика, хорошо просматривается сцена, обеспеченная необходимой механизацией. Административные здания Донецка представляли трехэтажное здание Окружкома (теперь обкома Компартии Украины),
Оперный театр — предмет гордости жителей шахтерской столицы. 1940 г.
построенное в 1932 г. по проекту архитектора Л. И. Котовского; четвертый этаж надстроен в 1934 г. по проекту архитектора Н. И. Порху-нова. План сооружения достаточно сложный, а для облика характерны формы конструктивизма. Монументальными сооружениями являются здания Госбанка (1934 г., архитектор В. А. Эстрович), а также научно-исследовательского института гигиены труда на проспекте Б. Хмельницкого (1936 г., архитектор Н. И. Порхунов). На улице Артема было построено несколько крупных торговых учреждений общегородского значения; среди них здание Центрального гастронома с рестораном «Москва» (1936 г., архитектор И. А. Голосов) и Центрального универмага (1937 г., архитектор В. К. Карпов) и другие. Возрождение из руин Планировка и застройка. После освобождения от фашистских захватчиков Донецк представлял собой сплошные развалины. Развернувшееся в больших объемах строительство требовало быстрого создания проектной документации по восстановлению и реконструкции города; проведение этих работ было поручено Гипрограду. Специалисты Гипрограда сразу же, на месте, приступили к разработке проекта первоочередных мероприятий по восстановлению Донецка. Проект был закончен в 1944 г., а в 1945 г. Гипроград составил схему генерального плана города, в которой были решены основные положения дальнейшего развития города, послужившие обоснованием к проекту первоочередных мероприятий по его восстановлению. Схема была разработана для трех центральных районов: Калининского, Сталинозаводского и Куйбышевского. Разрабатывались также ряд проектов детальной планировки, в том числе центральной административно-общественной площади города, привокзальной площади, районов Кали-новки, Октябрьского поселка и др. В 1946—1947 гг. создан проект реконструкции центра, а в 1947—1948 гг.— комплексная схема размещения текущего строительства на 1948—1952 гг. Параллельно с этими работами в большом объеме проводились топографическая съемка территории города в его административных границах, а также работы по уточнению промышленной геологии, что позволило в 1947 г. приступить к составлению генерального плана. Первый послевоенный проект генплана Донецка в его современных административных границах разработан Гипроградом в 1949 г. (архитекторы В. И. Новиков, Д. М. Баталов, Э. Г. Теплицкий, Д. С. Бойченко, О. Н. Трикаш, П. М. Лежнев, инж.-эконом. А. С. Чмыхов и др.). В связи с тем что к тому времени в городе уже имелась значительная промышленность, проектом предусматривалось ограничение дальнейшей концентрации промышленных предприятий. Кроме развития существующих производств, намечались закладка новых мощных шахт для добычи каменного угля, а также строительство лишь тех новых предприятий, которые призваны обеспечить потребности населения города,— пищевой и легкой промышленности, промышленности стройматериалов и строительной индустрии. Большое внимание уделялось развитию внешнего транспорта — железнодорожного, автомобильного и воздушного; предусматривалось значительное строительство автомобильных, в том числе скоростных дорог, создание обходных трасс для транзитного движения. Протяженность линий трамвая планировалось довести до 93 км, а троллейбуса — до 25. Намечались также большие объемы работ по дальнейшему развитию бытового и промышленного водоснабжения, канализации, энергоснабжения, теплофикации и газификации города. Особое внимание уделялось работам по. озеленению и обводнению городских и пригородных территорий. Так, площадь зеленых насаждений города должна была увеличиться с 1696 га до 6525, в том числе насаждений общего пользования с 313 до 1603 га, что составляет на 1 жителя соответственно 7,2 и 24,7 м2. Восстановительное строительство осуществлялось интенсивными темпами. В марте 1944 г. начал работать металлургический завод, стали выдавать уголь шахты. Наряду с восстановлением разрушенных жилых домов развернулось новое жилищное строительство, поднялись из руин наиболее значительные общественные здания: Дом Советов, Главный почтамт и АТС, комбинат Донецкуголь, Управление Донецкой железной дороги, гостиница «Донбасс», кинотеатр «Комсомолец», библиотека им. Н. К. Крупской, Дворец культуры имени И. Франко, учебные корпуса политехнического и медицинского институтов и многие другие. В восстановительный период с октября 1943 по 1954 гг. все еще преобладала тенденция к созданию новых и наращиванию существующих разрозненных поселков при отдельных промышленных предприятиях. В центральной же части города выборочно отстраивались и реконструировались разрушенные и сожженные во время войны капитальные здания, возводились отдельные новые дома вдоль главных улиц. Наряду с этим, в соответствии с генпланом, осуществлялись работы по капитальной реконструкции центра и дальнейшему совершенствованию уличной сети. Так, в 1947 г. из центра вынесены остатки старого кирпичного завода, который размещался в районе пересечения проспекта 25-летия РККА и улицы Университетской — здесь была начата закладка бульвара им. А. С. Пушкина; велись работы по сносу старой застройки на месте современной центральной площади
В Донецке большое внимание уделяется формированию городских транспортных магистралей. Улица Артема удобна для пешеходов и транспорта. Важная транспортная артерия города — улица Челюскинцев. Озелененный проспекч Ильича связывает Донецк с Макеевкой.
им. В. И. Ленина — в северной ее части уже в 1949 г. заложен сквер. До 1950 г. застройка центра осуществлялась, в основном, вдоль улицы Артема на участке от металлургического завода до бульвара Т. Г. Шевченко. Развитие же центра в широком направлении сдерживалось, в частности, тем, что с западной стороны непосредственно к ул. Артема примыкали территории товарной станции с торговыми и строительными базами, складами. После 1950 г., когда были сняты железнодорожные линии, а для складов и баз, в соответствии с генпланом, выделены другие участки, началась прокладка новой улицы — Университетской, застройка ее осуществлялась быстрыми темпами. Появилась также возможность продолжить бульвар А. С. Пушкина до пересечения с бульваром Т. Г. Шевченко. Кроме того, с выносом товарной станции поперечные проспекты получили выход в сторону балки Бахмутки и далее в Куйбышевский район города. В этот же период велись большие работы по созданию первого большого пруда на реке Кальмиус, началось осуществление реконструкции проспекта Ильича, расширение проезжей части и тротуаров улицы Артема, в том числе вдоль ее выхода к железнодорожному вокзалу, а также вдоль Киевского проспекта, положено начало реконструкции района бывшей Семеновки, расположенной на приречных склонах, продлению в северном направлении улицы Челюскинцев и ряд других работ. Промышленные здания и сооружения. В первые же дни после освобождения в Донецке развернулись работы по восстановлению разрушенных промышленных предприятий. Уже в феврале 1944 г. восстановлена и пущена в эксплуатацию четвертая мартеновская печь металлургического завода, в марте задута доменная печь № 2, а за ней печь № 3, пущен прокатный стан 400 мм. К 1951 г. было завершено восстановление всех мартеновских печей, вступил в строй механизированный шихтовый двор. Велось строительство нового листопрокатного цеха. К 1948 г. уже работали 44 крупные и средние шахты, успешно завершалось восстановление других промышленных предприятий. В 1949 г. промышленность Донецка по выпуску валовой продукции превзошла довоенный уровень на 8,4%. В начале 50-х годов в Калининском районе, вдоль Макеевского шоссе, формируется комплекс новых современных промышленных предприятий пищевой промышленности. В его составе — маргариновый завод, молокозавод, мясокомбинат, макаронная фабрика, вин-завод, мелькомбинат и другие производства. Размещение предприятий специализированного профиля на общей промышленной площадке с элементами кооперирования представляло собой прогрессивное градостроительное явление, которое может рассматриваться как одна из первых на Украине попыток создания промышленных узлов. Тогда же были вынесены складские сооружения из центра города в специальную загородную складскую зону. Таким образом осуществлялось не только восстановление промышленности, но и ее упорядочение. При восстановлении и реконструкции шахт большое внимание уделялось архитектурной организации и благоустройству их поверхности. Получили дальнейшее развитие прогрессивные принципы довоенного шахтного строительства. Однако осуществлялось оно все еще по индивидуальным проектам. На шахтной поверхности возводилось большое количество зданий и сооружений. Так, по проекту 1949 г. на промплощадке шахты производительностью 3000 тонн в сутки размещалось 33 здания. Переломный этап в архитектурно-строительной организации шахтных комплексов начался в 1952 г., когда проектные институты «Южгипрошахт», «Донгипрошахт» и др. приступили к широкой разработке типовых проектов на основе принципиально новых идей и новой методологии. Для различных технологических и функциональных процессов были созданы типовые узлы-секции, из которых компоновались крупные блоки зданий и сооружений. Осуществляя принцип блокировки, укрупнения, на поверхности шахты были предусмотрены три (вместо 35—45 зданий) основных крупных корпуса — блоки главного ствола, вспомогательного ствола и административно-бытового комбината. Унификация объемно-планировочных параметров этих блоков предусматривала серийное заводское изготовление унифицированных строительных конструкций и технологического оборудования. Такое решение позволило также существенно сократить численность трудящихся, обслуживающих поверхность шахт, значительно улучшить архитектурный облик шахты, повысить уровень благоустройства, сократить размеры территории, протяженность коммуникаций и дорог. Разработка и реализация первых типовых проектов блокированной поверхности шахт — один из важных итогов этого периода. Архитектура жилых зданий. Оккупанты сожгли и разрушили в Донецке более 3700 жилых домов площадью свыше 1 млн. м2. Необходимо было в кратчайшие сроки восполнить потерянное, обеспечить трудящихся жилищем. В послевоенные годы в первую очередь восстанавливались разрушенные многоэтажные дома, а также строились в основном одноэтажные, а иногда 2- и 3-этажные жилые здания. В 1948 г. Гипро-град разработал для Донбасса серии типовых проектов домов, отличающихся этажностью, числом и типами квартир, конфигурацией плана и объемными решениями. В них было предусмотрено минимальное количество стандартных элементов строительных деталей, рассчитанных на применение местных строительных материалов — кирпича, шлакоблоков и природного камня. Жилая площадь 2-комнатных квартир составляла 24— 30 м2, 3-комнатных — 34—38 м2. В каждой квартире были кухня, санузел и застекленная веранда. Из металлургических шлаков было налажено производство шлакоблоков, которые использовались для возведения стен домов. Шлакоблоки затем штукатурились, крышу покрывали черепицей или шифером. Белые дома в сочетании с яркокрасной черепицей и цветными деталями (наличники окон, цоколи, двери и т. д.) придавали застройке нарядный вид.
Жилой дом в поселке шахты им. Абакумова. 1946 г.
В эти годы расширялись существующие и возникали новые поселки при шахтах и других промышленных предприятиях. Характерным примером строительства того периода может служить поселок шахты им. Абакумова. Укрепление строительных организаций, обеспечение их средствами механизации позволили в дальнейшем вести строительство все большими темпами, шире внедрять многоэтажную застройку. В 1949 — 1953 гг. широкое распространение получают угловые и торцовые секции. Это давало возможность компоновать здания различной конфигурации в соответствии с градостроительными условиями. Жилым домам, сооружаемым на главных улицах и площадях, уделялось больше внимания, что проявлялось в укрупнении объемов, увеличении этажности, монументализации и насыщенности архитектурными деталями. Во многих случаях применялись эркеры, лоджии и другие элементы, не предусмотренные в типовых секциях. Первые этажи жилых домов часто отводили для торговых предприятий, детских садов, пионерских комнат, ремонтно-бытовых мастерских, кинотеатров и других учреждений культурно-бытового обслуживания. В связи с этим первые этажи решались более монументально, их отделяли от верхних тягами или выносили вперед. Доминировала поквартальная застройка с преимущественно групповым и периметрально-комбинированным размещением домов. Зеленые насаждения занимали до 60% площади кварталов, что создавало здоровые условия жизни. Характерным примером жилищного строительства начала 50-х годов является жилой дом, расположенный на ул. Университетской между проспектами Маяковского и Комсомольским (арх. Г. И. Навроцкий). Дом хорошо вписывается в рельеф, его фасады отличаются гармоничными пропорциями. Угловая секция запроектирована более высокой, чтобы создать визуальный акцент, пространственно завершающий композицию улицы. Развитие строительной индустрии позволило увеличить этажность жилищного строительства: в поселках при шахтах с начала 50-х годов возводятся преимущественно 3-этажные дома. Укрупняются и строительные элементы — вместо кирпича и мелких шлакоблоков применяются крупные блоки, позволяющие применять четырехрядную разрезку стены (высоты четырех блоков достаточно для возведения одного этажа). С середины 50-х годов осуществляется переход к возведению стен из двух типов блоков — подоконного и простеночного. По существу, это уже были не блоки, а панели. Примером крупноблочного строительства являются 3-этажные дома поселка шахты Мушкетовская-Запере-вальная (1954—1956 гг.). В том же поселке в 1956 г. построены первые крупнопанельные дома с двухрядной разрезкой стен (проект Центрогипрошахта). В качестве несущего остова в них применен железобетонный каркас, на который навешивались легкие керамзитобе-тонные стеновые панели. Это давало возможность сократить сроки возведения жилого дома, позволило перенести многие строительные процессы в заводские цеха. Каркасные дома выдерживали проседание грунта, что давало возможность перейти к многоэтажному индустриальному домостроению на подрабатываемых территориях. Таким образом, строители Донецка были в числе первых, кто начинал каркасно-панельное домостроение на Украине. Архитектура общественных зданий. В первое послевоенное десятилетие большое внимание уделялось строительству массовых общественных зданий — школам и дошкольным учреждениям, Дворцам культуры, кинотеатрам, больницам и поликлиникам. Возводились и уникальные здания: именно в Донецке появился новый тип сооружения — крытый спортивный зал, рассчитанный не только на проведение тренировок, но и на размещение значительного количества зрителей. В городе построены крупнейшие в стране комплексы научно-исследовательских и административных учреждений, а также другие значительные общественные здания. Общественные здания становились доминирующими объемами в городских архитектурных ансамблях и во многом определили художественный облик города. В их архитектуре широко использовались композиционные приемы и формы классики — для них характерны колоннады, аркады и другие элементы ордерной системы при обязательных симметричных композициях фасадов и планов зданий. Самыми распространенными массовыми общественными сооружениями Донецка послевоенного десятилетия стали детские ясли, сады и школы. Особенно широко применялся проект детского сада на 125 мест, разработанный архитектором Н. А. Якобсоном. Компактный план (25,8 X 14,9) позволял с успехом возводить такие здания как в застроенных, так и в новых кварталах. Детский сад был рассчитан на размещение пяти групп — две на первом и три на втором этаже. В послевоенный период развернулось также массовое строительство школ. Почти все школы, запроектированные и построенные в это время, имеют П-образ-ную форму плана; курдонер — своеобразный дворик — создавался перед главным или дворовым фасадом здания. Из многих типов школ в Донецке предпочтение отдавалось серии типовых проектов, разработанной архитекторами И. Ю. Каракисом и Н. Г. Савченко. Объемно-пространственное решение школ этой серии отличается компактностью, их размеры в плане одинаковы, а вместимость повышается от 280 до 400 мест только за счет увеличения этажности. Для внешнего облика зданий характерен своеобразный колорит: они увенчаны небольшим барочным фронтоном, а стена на всю высоту фасада расчленена пилястрами. Одна из наиболее удачных школ этой серии вместимостью 400 мест построена в поселке шахты Мушкетовская-Заперевальная. В 1955 г. по проекту архитектора Н. И. Порхунова и инж. С. А. Позиной по ул. Челюскинцев возведен Донецкий горно-обогатительный техникум (ныне политехникум Министерства черной металлургии УССР). Одновременно в других районах города строятся здания ряда техникумов и школ фабрично-заводского обучения. Культурно-просветительные учреждения — клубы и Дворцы культуры, кинотеатры — возводились как на основе типовых, так и с использованием индивидуальных проектов. Среди типовых наиболее часто применялся клуб с залом на 500 мест, разработанный архитектором К. К. Барташевичем. По этому проекту в Донецке было возведено три клуба: им. Куйбышева, завода им. Ленинского комсомола и в поселке шахты им. Абакумова. Здание обеспечивает все условия для проведения клубной работы, прекрасный зал со сценой позволяет организовать просмотр театральных и концертных программ. Планировка обеспечивает раздельную эксплуатацию клубной и зрелищной частей. Зрелищная часть традиционна для театров — по продольной оси расположены вестибюль, фойе и зрительный зал с обслуживающими помещениями. К вестибюлю с двух сторон примыкают крылья, в одном из них находятся административные помещения на первом этаже и спортивный зал на втором, а в другом — клубные помещения на первом и лекционный зал на втором этажах. Главный вход находится в уютном дворике, куда нужно пройти под колоннадой несколько тяжеловатого дорического ордера. Лучший клуб по этому проекту построен в 1953 г. в поселке шахты им. Абакумова (автор привязки архитектор Б. П. Жежерин). В типовом проекте клуба архитектора И. Е. Рожина не предусмотрено раздельное использование клубной и зрелищной частей, благодаря чему здание имеет более компактный объем. По этому проекту построен клуб шахты им. М. И. Калинина. По проекту архитектора Л. Л. Берберова восстановлен и реконструирован Дворец культуры им. И. Франко. Наиболее распространенный в то время типовой проект кинотеатра на 500 мест (архитектор В. В. Щербаков) использован для кинотеатра «Победа», построенного по просп. Ильича. К числу крупных культурно-просветительных сооружений послевоенного периода относится возведенный
Комплекс Донецкого угольного института. 1948—1951 гг. Проект. Перспектива с птичьего полета.
на площади Ленина Донецкий государственный музыкально-драматический театр им. Артема (архитектор Е. И. Чечик). Облик театра, если не учитывать форму сценической части, напоминает древнегреческий храм и является примером неудачного использования классического наследия. Здесь же на площади, замыкая ее южную часть, в 1951 — 1956 гг. построено здание Министерства угольной промышленности (архитекторы В. М. Орехов, В. Р. Косенко). Формы здания подчеркнуто монументализированы: на высоту пяти этажей фасад расчленен полуколоннами коринфского ордера, а над шестым этажом расположен сложный, большого выноса карниз. Достоинством здания является правильно выбранный масштаб, в результате чего южная сторона площади Ленина получила градостроительное завершение. В послевоенный период Донецк становится крупнейшим научным центром республики — здесь строятся комплексы научно-исследовательских институтов. Наиболее значительным комплексом того времени был Донецкий научно-исследовательский угольный институт (ДонУГИ) Министерства угольной промышленности УССР, построенный в 1953 г. по проекту архитекторов В. К. Троценко и А. В. Лукьянова. Он занимает весь квартал; вдоль ул. Артема расположено протяженное здание лабораторного корпуса, состоящего из центрального объема с двумя боковыми крыльями. На противоположной стороне улицы в этот же период закончено строительство еще одного крупного архитектурного комплекса — Всесоюзного научно-исследовательского института горноспасательного дела (ВНИИГД) Министерства угольной промышленности СССР (архитектор А. П. Страшнов), который по общей композиции имеет много сходного с ДонУГИ.
Здание водолечебницы на проспекте имени 25-летия РККА.
Наряду с научно-исследовательскими институтами строятся здания проектных организаций — Донгипро-шахт (1953 г., архитектор Г. И. Навроцкий, инж. В. В. Казанцев), Донбассводтрест (1953 г., архитектор Г. А. Благодатный) и др. В послевоенный период в Донецке продолжалось строительство поликлиник, больниц, родильных домов на основе использования типовых проектов. С 1947 г. в проектировании наметилась тенденция к объединению больниц с поликлиниками. Большинство лечебно-оздоровительных учреждений размещались непосредственно в поселках, и только специализированные лечебно-оздоровительные учреждения строились в центральной части города по индивидуальным проектам. Среди таких учреждений привлекает внимание здание водолечебницы на 110 коек, построенной недалеко от Парка культуры и отдыха им. Щербакова (1952 г., архитектор Г. Г. Лукьянченко). В центре города в 1953 г. возведен комплекс Донецкого научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения УССР, призванный обслуживать весь Донецкий угольный бассейн (архитектор Н. И. Яковлев). В плане здание напоминает разогнутую в сторону улицы Артема гигантскую подкову, к тыльной стороне которой примыкают блоки лечебных корпусов, выходящих в благоустроенный сад. Центральный объем, завершающийся легкой, изящной по пропорциям башенкой, соединен с боковыми корпусами переходами, в пластической обработке которых использованы пилястры, полуколонны и междуэтажные пояски. С большим мастерством выполнены капители, карнизы и другие элементы ордерной системы. Во внутренний двор можно пройти через три арки, расположенные с каждой стороны от центрального объема. Утренние лучи выявляют пластику фасадов здания, а во второй половине дня воспринимается только силуэт и сквозь арки со стороны внутреннего дворика пробивается солнечный свет, создавая неожиданный художественный эффект, зрительно как бы облегчающий объем крупного сооружения. Городской железнодорожный вокзал во время войны был разрушен, однако уже в 1951 г. приняло пассажиров новое монументальное здание вокзала (архитектор И. И. Воронцов). Как и большинство сооружений такого типа, вокзал имеет традиционную центрально-осевую схему объемно-пространственной организации, в которой центральное место занимает вестибюль, доминирующий в общей композиции сооружения. Перед вокзалом создана просторная площадь, застройка которой завершена в 60-е годы. В послевоенное десятилетие построен один из первых на Украине аэропорт. Его главное здание (сейчас используется для административно-хозяйственных нужд) по объемно-пространственной композиции напоминает небольшой железнодорожный вокзал. Широко велось строительство общегородских и районных спортивных сооружений. В 1949 г. на территории Центрального парка культуры и отдыха им. А. С. Щербакова построен стадион «Шахтер» (архитекторы Г. И. Навроцкий, С. И. Северин); первоначально его трибуны были рассчитаны на 25 тыс. зрителей; в 1967 г. стадион реконструирован и число мест доведено до 43 тыс. (архитекторы В. Д. Проценко и Л. С. Барабаш). При строительстве стадиона удачно использован рельеф местности для устройства западных трибун, расположенных на повышенных отметках, земляные откосы, насыпи и подпорные стены; в пространстве под южными, восточными и северными трибунами размещены тренировочные залы и другие помещения. Кроме того, шахты и заводы строили свои небольшие стадионы вместимостью 5 — 10 тыс. зрителей
Один из первых в Советском Союзе крытый спортивный зал — прообраз современных Дворцов спорта. 1953 г.
создавали спортивные площадки, лодочные станции. В 1954 г. на территории, примыкающей к ул. Артема, по проекту архитектора Е. А. Ревина строится самый крупный по тем временам стадион «Локомотив», трибуны которого вмещали 40 тыс. зрителей. В Донецке построен первый в республике крытый спортивный зал, где предусмотрены места для зрителей (1953 г., архитекторы Г. И. Навроцкий, О. К. Терзян). Это гимнастический зал добровольного спортивного общества «Шахтер». Основной зал размером 30 X 30 м имеет трибуны для 600 зрителей; кроме того, в комплекс входят залы для занятий тяжелой атлетикой, фехтованием и боксом. Все раздевальные с душевыми, инструкторские, массажные и другие подсобные помещения находятся в подтрибунном пространстве. Несмотря на небольшие размеры, крытый спортивный зал в Донецке сыграл огромную роль в формировании нового типа общественных зданий и является прообразом современных многофункциональных спортивных залов.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |