Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Донецк довоенный 2 страница




Клуб металлургического завода им. В. И. Ленина построен по проекту ленинградского архитектора А. И. Дмитриева. Клуб состоял из зрелищной (зал на 1200 мест) и клубной частей, включающей лекционный зал, библиотеку с книгохранилищем, балетную студию, зимний зал для проведения танцевальных вечеров и 25 аудиторий для кружков — от духовых инструментов до изостудии. Архитектурная трактовка интерьеров всех без исключения помещений основана на художе­ственном осмыслении и мастерском исполнении моно­литных железобетонных перекрытий, которые очень хорошо увязаны с размерами и назначением помеще­ний. Это предельно простые квадратные кессоны в за­ле библиотеки, балки с утами в зале балетной студии и десять железобетонных балок, которые как бы вее­ром расходятся от центра в полукруглом в плане по­мещении лекционного зала. На фасадах большие плос­кости стекла сочетаются с глухими поверхностями стены.

В предвоенный период начато строительство одной из крупных в республике библиотеки им. Н. К. Круп­ской (архитектор Э. Л. Гамзе, в послевоенный период строительство завершалось по проекту архитектора Н. И. Порхунова). Здание занимает угловой участок на пересечении улицы Артема и бульвара Тараса Шев­ченко. Главный вход размещен с угла и акцентирован по второму этажу колоннадой несколько упрощенного коринфского ордера. В первом этаже — книгохранили­ще, основные залы расположены на втором этаже. Это одно из зданий, которое традиционно и достойно пред­ставляет архитектурный облик Донецка.

В предвоенный период в городе построены еще Два крупных общественных здания: кинотеатр им. Т. Г. Шевченко и театр оперы и балета. Трехзаль­ный кинотеатр им. Т. Г. Шевченко (архитектор А. И. Теплицкий) — один из первых в Советском Со­юзе многозальных кинотеатров. Здание размещено на

 


Библиотека им. Н. К. Крупской. 1937 г. Строительство завершено в 1951 г.

 

 

углу улицы Артема и Театрального проспекта. Его об­лик запоминается благодаря трем мощным аркам, за которыми размещены входы в кассовый вестибюль. Из кассового вестибюля зрители попадают в холл, от­куда по двум парадным трехмаршевым лестницам под­нимаются на второй этаж в просторное фойе. Перво­начально кинотеатр имел три зрительных зала с об­щей вместимостью 1500 человек, а также помещения для гардеробов. После внутренней реконструкции здания в нем было организовано четыре зала с мес­тами для 2200 зрителей: 2 зала по 700 и 2 — по 400 мест.

Значительным событием в культурной жизни Укра­ины было открытие театра оперы и балета в Донецке,

 

 

Многозальный кинотеатр им. Т. Г. Шевченко. 1938 г.

 

 

построенного в 1935 — 1940 гг. по проекту архитектора Л. И. Котовского. Объемно-пространственная компози­ция театра традиционная, с последовательным разме­щением кассового вестибюля, фойе с гардеробами, бу­фетами и другими обслуживающими помещениями, которые с трех сторон окружают подковообразный в плане зрительный зал. Далее размещена сценическая часть. Обычную колоннаду на фасаде заменила высо­кая пятипролетная аркада, которая образует в уровне второго этажа лоджии. Зрительный зал театра имеет 1500 мест; несмотря на большие размеры, в нем сред­ствами архитектуры созданы атмосфера уюта, прекрас­ная акустика, хорошо просматривается сцена, обеспе­ченная необходимой механизацией.

Административные здания Донецка представляли трехэтажное здание Окружкома (теперь обкома Компартии Украины),


 

Оперный театр — предмет гордости жителей шахтерской столицы. 1940 г.

 

 

построенное в 1932 г. по проекту архитектора Л. И. Котовского; четвертый этаж над­строен в 1934 г. по проекту архитектора Н. И. Порху-нова. План сооружения достаточно сложный, а для об­лика характерны формы конструктивизма.

Монументальными сооружениями являются здания Госбанка (1934 г., архитектор В. А. Эстрович), а также научно-исследовательского института гигиены труда на проспекте Б. Хмельницкого (1936 г., архитектор Н. И. Порхунов). На улице Артема было построено несколько крупных торговых учреждений общегород­ского значения; среди них здание Центрального га­стронома с рестораном «Москва» (1936 г., архитектор И. А. Голосов) и Центрального универмага (1937 г., архитектор В. К. Карпов) и другие.

Возрождение из руин

Планировка и застройка. После освобождения от фашистских захватчиков Донецк представлял собой сплошные развалины. Развернувшееся в больших объе­мах строительство требовало быстрого создания про­ектной документации по восстановлению и реконструк­ции города; проведение этих работ было поручено Гипрограду.

Специалисты Гипрограда сразу же, на месте, присту­пили к разработке проекта первоочередных мероприя­тий по восстановлению Донецка. Проект был закончен в 1944 г., а в 1945 г. Гипроград составил схему гене­рального плана города, в которой были решены основ­ные положения дальнейшего развития города, послужив­шие обоснованием к проекту первоочередных ме­роприятий по его восстановлению. Схема была разра­ботана для трех центральных районов: Калининского, Сталинозаводского и Куйбышевского. Разрабатывались также ряд проектов детальной планировки, в том чис­ле центральной административно-общественной пло­щади города, привокзальной площади, районов Кали-новки, Октябрьского поселка и др. В 1946—1947 гг. со­здан проект реконструкции центра, а в 1947—1948 гг.— комплексная схема размещения текущего строительства на 1948—1952 гг. Параллельно с этими работами в боль­шом объеме проводились топографическая съемка тер­ритории города в его административных границах, а также работы по уточнению промышленной геологии, что позволило в 1947 г. приступить к составлению ге­нерального плана.

Первый послевоенный проект генплана Донецка в его современных административных границах разрабо­тан Гипроградом в 1949 г. (архитекторы В. И. Нови­ков, Д. М. Баталов, Э. Г. Теплицкий, Д. С. Бойченко, О. Н. Трикаш, П. М. Лежнев, инж.-эконом. А. С. Чмы­хов и др.). В связи с тем что к тому времени в городе уже имелась значительная промышленность, проек­том предусматривалось ограничение дальнейшей кон­центрации промышленных предприятий. Кроме разви­тия существующих производств, намечались закладка новых мощных шахт для добычи каменного угля, а так­же строительство лишь тех новых предприятий, кото­рые призваны обеспечить потребности населения го­рода,— пищевой и легкой промышленности, промыш­ленности стройматериалов и строительной индустрии.

Большое внимание уделялось развитию внешнего транспорта — железнодорожного, автомобильного и воздушного; предусматривалось значительное строи­тельство автомобильных, в том числе скоростных до­рог, создание обходных трасс для транзитного движе­ния. Протяженность линий трамвая планировалось до­вести до 93 км, а троллейбуса — до 25. Намечались также большие объемы работ по дальнейшему разви­тию бытового и промышленного водоснабжения, канализации, энергоснабжения, теплофикации и газифика­ции города. Особое внимание уделялось работам по. озеленению и обводнению городских и пригородных территорий. Так, площадь зеленых насаждений города должна была увеличиться с 1696 га до 6525, в том чис­ле насаждений общего пользования с 313 до 1603 га, что составляет на 1 жителя соответственно 7,2 и 24,7 м2.

Восстановительное строительство осуществлялось ин­тенсивными темпами. В марте 1944 г. начал работать металлургический завод, стали выдавать уголь шахты. Наряду с восстановлением разрушенных жилых домов развернулось новое жилищное строительство, подня­лись из руин наиболее значительные общественные здания: Дом Советов, Главный почтамт и АТС, комби­нат Донецкуголь, Управление Донецкой железной до­роги, гостиница «Донбасс», кинотеатр «Комсомолец», библиотека им. Н. К. Крупской, Дворец культуры име­ни И. Франко, учебные корпуса политехнического и медицинского институтов и многие другие.

В восстановительный период с октября 1943 по 1954 гг. все еще преобладала тенденция к созданию новых и наращиванию существующих разрозненных поселков при отдельных промышленных предприятиях. В центральной же части города выборочно отстраива­лись и реконструировались разрушенные и сожженные во время войны капитальные здания, возводились от­дельные новые дома вдоль главных улиц.

Наряду с этим, в соответствии с генпланом, осуще­ствлялись работы по капитальной реконструкции цен­тра и дальнейшему совершенствованию уличной сети. Так, в 1947 г. из центра вынесены остатки старого кир­пичного завода, который размещался в районе пере­сечения проспекта 25-летия РККА и улицы Универ­ситетской — здесь была начата закладка бульвара им. А. С. Пушкина; велись работы по сносу старой за­стройки на месте современной центральной площади


 

 

 

В Донецке большое внимание уделяется формированию городских

транспортных магистралей.

Улица Артема удобна для пешеходов и транспорта.

Важная транспортная артерия города — улица Челюскинцев.

Озелененный проспекч Ильича связывает Донецк с Макеевкой.

 

им. В. И. Ленина — в северной ее части уже в 1949 г. заложен сквер.

До 1950 г. застройка центра осуществлялась, в ос­новном, вдоль улицы Артема на участке от металлур­гического завода до бульвара Т. Г. Шевченко. Разви­тие же центра в широком направлении сдерживалось, в частности, тем, что с западной стороны непосред­ственно к ул. Артема примыкали территории товарной станции с торговыми и строительными базами, склада­ми. После 1950 г., когда были сняты железнодорожные линии, а для складов и баз, в соответствии с генпланом, выделены другие участки, началась прокладка новой улицы — Университетской, застройка ее осуществля­лась быстрыми темпами. Появилась также возможность продолжить бульвар А. С. Пушкина до пересечения с бульваром Т. Г. Шевченко. Кроме того, с выносом товарной станции поперечные проспекты получили вы­ход в сторону балки Бахмутки и далее в Куйбышев­ский район города.

В этот же период велись большие работы по созда­нию первого большого пруда на реке Кальмиус, нача­лось осуществление реконструкции проспекта Ильича, расширение проезжей части и тротуаров улицы Арте­ма, в том числе вдоль ее выхода к железнодорожному вокзалу, а также вдоль Киевского проспекта, положе­но начало реконструкции района бывшей Семеновки, расположенной на приречных склонах, продлению в северном направлении улицы Челюскинцев и ряд дру­гих работ.

Промышленные здания и сооружения. В первые же дни после освобождения в Донецке развернулись ра­боты по восстановлению разрушенных промышленных предприятий. Уже в феврале 1944 г. восстановлена и пущена в эксплуатацию четвертая мартеновская печь металлургического завода, в марте задута доменная печь № 2, а за ней печь № 3, пущен прокатный стан 400 мм. К 1951 г. было завершено восстановление всех мартеновских печей, вступил в строй механизирован­ный шихтовый двор. Велось строительство нового лис­топрокатного цеха. К 1948 г. уже работали 44 крупные и средние шахты, успешно завершалось восстановле­ние других промышленных предприятий. В 1949 г. про­мышленность Донецка по выпуску валовой продукции превзошла довоенный уровень на 8,4%.

В начале 50-х годов в Калининском районе, вдоль Макеевского шоссе, формируется комплекс новых сов­ременных промышленных предприятий пищевой про­мышленности. В его составе — маргариновый завод, молокозавод, мясокомбинат, макаронная фабрика, вин-завод, мелькомбинат и другие производства. Размеще­ние предприятий специализированного профиля на общей промышленной площадке с элементами коопери­рования представляло собой прогрессивное градостро­ительное явление, которое может рассматриваться как одна из первых на Украине попыток создания промыш­ленных узлов. Тогда же были вынесены складские соо­ружения из центра города в специальную загородную складскую зону. Таким образом осуществлялось не только восстановление промышленности, но и ее упо­рядочение.

При восстановлении и реконструкции шахт большое внимание уделялось архитектурной организации и бла­гоустройству их поверхности. Получили дальнейшее развитие прогрессивные принципы довоенного шахтно­го строительства. Однако осуществлялось оно все еще по индивидуальным проектам.

На шахтной поверхности возводилось большое ко­личество зданий и сооружений. Так, по проекту 1949 г. на промплощадке шахты производительностью 3000 тонн в сутки размещалось 33 здания. Переломный этап в архитектурно-строительной организации шахт­ных комплексов начался в 1952 г., когда проектные ин­ституты «Южгипрошахт», «Донгипрошахт» и др. при­ступили к широкой разработке типовых проектов на основе принципиально новых идей и новой методоло­гии. Для различных технологических и функциональ­ных процессов были созданы типовые узлы-секции, из которых компоновались крупные блоки зданий и соо­ружений. Осуществляя принцип блокировки, укруп­нения, на поверхности шахты были предусмотрены три (вместо 35—45 зданий) основных крупных корпу­са — блоки главного ствола, вспомогательного ствола и административно-бытового комбината. Унификация объемно-планировочных параметров этих блоков предусматривала серийное заводское изготовление унифи­цированных строительных конструкций и технологи­ческого оборудования. Такое решение позволило так­же существенно сократить численность трудящихся, обслуживающих поверхность шахт, значительно улуч­шить архитектурный облик шахты, повысить уровень благоустройства, сократить размеры территории, про­тяженность коммуникаций и дорог. Разработка и реа­лизация первых типовых проектов блокированной по­верхности шахт — один из важных итогов этого пе­риода.

Архитектура жилых зданий. Оккупанты сожгли и разрушили в Донецке более 3700 жилых домов пло­щадью свыше 1 млн. м2. Необходимо было в кратчай­шие сроки восполнить потерянное, обеспечить трудя­щихся жилищем. В послевоенные годы в первую оче­редь восстанавливались разрушенные многоэтажные дома, а также строились в основном одноэтажные, а иногда 2- и 3-этажные жилые здания. В 1948 г. Гипро-град разработал для Донбасса серии типовых проектов домов, отличающихся этажностью, числом и типами квартир, конфигурацией плана и объемными решения­ми. В них было предусмотрено минимальное количе­ство стандартных элементов строительных деталей, рас­считанных на применение местных строительных ма­териалов — кирпича, шлакоблоков и природного камня. Жилая площадь 2-комнатных квартир составляла 24— 30 м2, 3-комнатных — 34—38 м2. В каждой квартире были кухня, санузел и застекленная веранда.

Из металлургических шлаков было налажено произ­водство шлакоблоков, которые использовались для воз­ведения стен домов. Шлакоблоки затем штукатурились, крышу покрывали черепицей или шифером. Белые до­ма в сочетании с яркокрасной черепицей и цветными деталями (наличники окон, цоколи, двери и т. д.) при­давали застройке нарядный вид.

 

 

Жилой дом в поселке шахты им. Абакумова. 1946 г.

 

В эти годы расширялись существующие и возникали новые поселки при шахтах и других промышленных предприятиях. Характерным примером строительства того периода может служить поселок шахты им. Абаку­мова.

Укрепление строительных организаций, обеспечение их средствами механизации позволили в дальнейшем вести строительство все большими темпами, шире вне­дрять многоэтажную застройку. В 1949 — 1953 гг. ши­рокое распространение получают угловые и торцовые секции. Это давало возможность компоновать здания различной конфигурации в соответствии с градострои­тельными условиями. Жилым домам, сооружаемым на главных улицах и площадях, уделялось больше внима­ния, что проявлялось в укрупнении объемов, увеличении этажности, монументализации и насыщенности архитектурными деталями. Во многих случаях приме­нялись эркеры, лоджии и другие элементы, не преду­смотренные в типовых секциях. Первые этажи жилых домов часто отводили для торговых предприятий, дет­ских садов, пионерских комнат, ремонтно-бытовых мас­терских, кинотеатров и других учреждений культурно-бытового обслуживания. В связи с этим первые этажи решались более монументально, их отделяли от верх­них тягами или выносили вперед.

Доминировала поквартальная застройка с преиму­щественно групповым и периметрально-комбинирован­ным размещением домов. Зеленые насаждения зани­мали до 60% площади кварталов, что создавало здоро­вые условия жизни.

Характерным примером жилищного строительства начала 50-х годов является жилой дом, расположенный на ул. Университетской между проспектами Маяков­ского и Комсомольским (арх. Г. И. Навроцкий). Дом хорошо вписывается в рельеф, его фасады отличаются гармоничными пропорциями. Угловая секция запроек­тирована более высокой, чтобы создать визуальный акцент, пространственно завершающий композицию улицы.

Развитие строительной индустрии позволило увели­чить этажность жилищного строительства: в поселках при шахтах с начала 50-х годов возводятся преимуще­ственно 3-этажные дома. Укрупняются и строительные элементы — вместо кирпича и мелких шлакоблоков применяются крупные блоки, позволяющие применять четырехрядную разрезку стены (высоты четырех бло­ков достаточно для возведения одного этажа). С сере­дины 50-х годов осуществляется переход к возведению стен из двух типов блоков — подоконного и простеноч­ного. По существу, это уже были не блоки, а па­нели.

Примером крупноблочного строительства являются 3-этажные дома поселка шахты Мушкетовская-Запере-вальная (1954—1956 гг.). В том же поселке в 1956 г. по­строены первые крупнопанельные дома с двухрядной разрезкой стен (проект Центрогипрошахта). В каче­стве несущего остова в них применен железобетонный каркас, на который навешивались легкие керамзитобе-тонные стеновые панели. Это давало возможность со­кратить сроки возведения жилого дома, позволило пе­ренести многие строительные процессы в заводские цеха. Каркасные дома выдерживали проседание грунта, что давало возможность перейти к многоэтажному ин­дустриальному домостроению на подрабатываемых тер­риториях. Таким образом, строители Донецка были в числе первых, кто начинал каркасно-панельное домо­строение на Украине.

Архитектура общественных зданий. В первое после­военное десятилетие большое внимание уделялось строительству массовых общественных зданий — шко­лам и дошкольным учреждениям, Дворцам культуры, кинотеатрам, больницам и поликлиникам. Возводи­лись и уникальные здания: именно в Донецке появился новый тип сооружения — крытый спортивный зал, рас­считанный не только на проведение тренировок, но и на размещение значительного количества зрителей. В городе построены крупнейшие в стране комплексы научно-исследовательских и административных учреж­дений, а также другие значительные общественные зда­ния. Общественные здания становились доминирующи­ми объемами в городских архитектурных ансамблях и во многом определили художественный облик города. В их архитектуре широко использовались композици­онные приемы и формы классики — для них характер­ны колоннады, аркады и другие элементы ордерной системы при обязательных симметричных композициях фасадов и планов зданий.

Самыми распространенными массовыми обществен­ными сооружениями Донецка послевоенного десятиле­тия стали детские ясли, сады и школы. Особенно ши­роко применялся проект детского сада на 125 мест, разработанный архитектором Н. А. Якобсоном. Ком­пактный план (25,8 X 14,9) позволял с успехом возво­дить такие здания как в застроенных, так и в новых кварталах. Детский сад был рассчитан на размещение пяти групп — две на первом и три на втором этаже.

В послевоенный период развернулось также массо­вое строительство школ. Почти все школы, запроекти­рованные и построенные в это время, имеют П-образ-ную форму плана; курдонер — своеобразный дворик — создавался перед главным или дворовым фасадом зда­ния.

Из многих типов школ в Донецке предпочтение от­давалось серии типовых проектов, разработанной архи­текторами И. Ю. Каракисом и Н. Г. Савченко. Объем­но-пространственное решение школ этой серии отли­чается компактностью, их размеры в плане одинаковы, а вместимость повышается от 280 до 400 мест только за счет увеличения этажности. Для внешнего облика зда­ний характерен своеобразный колорит: они увенчаны небольшим барочным фронтоном, а стена на всю высо­ту фасада расчленена пилястрами. Одна из наиболее удачных школ этой серии вместимостью 400 мест по­строена в поселке шахты Мушкетовская-Заперевальная.

В 1955 г. по проекту архитектора Н. И. Порхунова и инж. С. А. Позиной по ул. Челюскинцев возведен Донецкий горно-обогатительный техникум (ныне поли­техникум Министерства черной металлургии УССР). Одновременно в других районах города строятся зда­ния ряда техникумов и школ фабрично-заводского обу­чения.

Культурно-просветительные учреждения — клубы и Дворцы культуры, кинотеатры — возводились как на основе типовых, так и с использованием индивидуальных проектов. Среди типовых наиболее часто применялся клуб с залом на 500 мест, разработанный архитекто­ром К. К. Барташевичем. По этому проекту в Донецке было возведено три клуба: им. Куйбышева, завода им. Ленинского комсомола и в поселке шахты им. Абаку­мова. Здание обеспечивает все условия для проведения клубной работы, прекрасный зал со сценой позволяет организовать просмотр театральных и концертных программ. Планировка обеспечивает раздельную эк­сплуатацию клубной и зрелищной частей. Зрелищная часть традиционна для театров — по продольной оси расположены вестибюль, фойе и зрительный зал с об­служивающими помещениями. К вестибюлю с двух сторон примыкают крылья, в одном из них находятся административные помещения на первом этаже и спор­тивный зал на втором, а в другом — клубные помеще­ния на первом и лекционный зал на втором этажах. Главный вход находится в уютном дворике, куда нуж­но пройти под колоннадой несколько тяжеловатого дорического ордера. Лучший клуб по этому проекту построен в 1953 г. в поселке шахты им. Абакумова (ав­тор привязки архитектор Б. П. Жежерин).

В типовом проекте клуба архитектора И. Е. Рожина не предусмотрено раздельное использование клубной и зрелищной частей, благодаря чему здание имеет более компактный объем. По этому проекту построен клуб шахты им. М. И. Калинина. По проекту архитектора Л. Л. Берберова восстановлен и реконструирован Дво­рец культуры им. И. Франко.

Наиболее распространенный в то время типовой проект кинотеатра на 500 мест (архитектор В. В. Щер­баков) использован для кинотеатра «Победа», постро­енного по просп. Ильича.

К числу крупных культурно-просветительных соору­жений послевоенного периода относится возведенный

 

 

 

Комплекс Донецкого угольного института. 1948—1951 гг. Проект. Перспектива с птичьего полета.

 

 

на площади Ленина Донецкий государственный музы­кально-драматический театр им. Артема (архитектор Е. И. Чечик). Облик театра, если не учитывать форму сценической части, напоминает древнегреческий храм и является примером неудачного использования клас­сического наследия. Здесь же на площади, замыкая ее южную часть, в 1951 — 1956 гг. построено здание Мини­стерства угольной промышленности (архитекторы В. М. Орехов, В. Р. Косенко). Формы здания подчерк­нуто монументализированы: на высоту пяти этажей фа­сад расчленен полуколоннами коринфского ордера, а над шестым этажом расположен сложный, большого выноса карниз. Достоинством здания является правиль­но выбранный масштаб, в результате чего южная сторо­на площади Ленина получила градостроительное завер­шение.

В послевоенный период Донецк становится крупнейшим научным центром республики — здесь строятся комплексы научно-исследовательских институтов. Наи­более значительным комплексом того времени был До­нецкий научно-исследовательский угольный институт (ДонУГИ) Министерства угольной промышленности УССР, построенный в 1953 г. по проекту архитекторов В. К. Троценко и А. В. Лукьянова. Он занимает весь квартал; вдоль ул. Артема расположено протяженное здание лабораторного корпуса, состоящего из цент­рального объема с двумя боковыми крыльями. На противоположной стороне улицы в этот же период закончено строительство еще одного крупного архи­тектурного комплекса — Всесоюзного научно-иссле­довательского института горноспасательного дела (ВНИИГД) Министерства угольной промышленности СССР (архитектор А. П. Страшнов), который по общей композиции имеет много сходного с ДонУГИ.

 

 

Здание водолечебницы на проспекте имени 25-летия РККА.

 

 

Наряду с научно-исследовательскими институтами строятся здания проектных организаций — Донгипро-шахт (1953 г., архитектор Г. И. Навроцкий, инж. В. В. Казанцев), Донбассводтрест (1953 г., архитектор Г. А. Благодатный) и др.

В послевоенный период в Донецке продолжалось строительство поликлиник, больниц, родильных домов на основе использования типовых проектов. С 1947 г. в проектировании наметилась тенденция к объедине­нию больниц с поликлиниками. Большинство лечебно-оздоровительных учреждений размещались непосред­ственно в поселках, и только специализированные ле­чебно-оздоровительные учреждения строились в цент­ральной части города по индивидуальным проектам. Среди таких учреждений привлекает внимание здание водолечебницы на 110 коек, построенной недалеко от Парка культуры и отдыха им. Щербакова (1952 г., ар­хитектор Г. Г. Лукьянченко).

В центре города в 1953 г. возведен комплекс Доне­цкого научно-исследовательского института травмато­логии и ортопедии Министерства здравоохранения УССР, призванный обслуживать весь Донецкий уголь­ный бассейн (архитектор Н. И. Яковлев). В плане зда­ние напоминает разогнутую в сторону улицы Артема гигантскую подкову, к тыльной стороне которой при­мыкают блоки лечебных корпусов, выходящих в бла­гоустроенный сад. Центральный объем, завершающий­ся легкой, изящной по пропорциям башенкой, соединен с боковыми корпусами переходами, в пластической об­работке которых использованы пилястры, полуколонны и междуэтажные пояски. С большим мастерством вы­полнены капители, карнизы и другие элементы ордер­ной системы. Во внутренний двор можно пройти через три арки, расположенные с каждой стороны от цент­рального объема. Утренние лучи выявляют пластику фасадов здания, а во второй половине дня воспринимается только силуэт и сквозь арки со стороны внут­реннего дворика пробивается солнечный свет, созда­вая неожиданный художественный эффект, зритель­но как бы облегчающий объем крупного сооруже­ния.

Городской железнодорожный вокзал во время войны был разрушен, однако уже в 1951 г. приняло пассажи­ров новое монументальное здание вокзала (архитектор И. И. Воронцов). Как и большинство сооружений та­кого типа, вокзал имеет традиционную центрально-осевую схему объемно-пространственной организации, в которой центральное место занимает вестибюль, до­минирующий в общей композиции сооружения. Перед вокзалом создана просторная площадь, застройка кото­рой завершена в 60-е годы.

В послевоенное десятилетие построен один из пер­вых на Украине аэропорт. Его главное здание (сей­час используется для административно-хозяйственных нужд) по объемно-пространственной композиции на­поминает небольшой железнодорожный вокзал.

Широко велось строительство общегородских и рай­онных спортивных сооружений. В 1949 г. на терри­тории Центрального парка культуры и отдыха им. А. С. Щербакова построен стадион «Шахтер» (ар­хитекторы Г. И. Навроцкий, С. И. Северин); первона­чально его трибуны были рассчитаны на 25 тыс. зри­телей; в 1967 г. стадион реконструирован и число мест доведено до 43 тыс. (архитекторы В. Д. Проценко и Л. С. Барабаш). При строительстве стадиона удачно использован рельеф местности для устройства запад­ных трибун, расположенных на повышенных отметках, земляные откосы, насыпи и подпорные стены; в про­странстве под южными, восточными и северными три­бунами размещены тренировочные залы и другие по­мещения. Кроме того, шахты и заводы строили свои небольшие стадионы вместимостью 5 — 10 тыс. зрителей

 

 

Один из первых в Советском Союзе крытый спортивный зал — про­образ современных Дворцов спорта. 1953 г.

 

создавали спортивные площадки, лодочные стан­ции. В 1954 г. на территории, примыкающей к ул. Ар­тема, по проекту архитектора Е. А. Ревина строится самый крупный по тем временам стадион «Локомотив», трибуны которого вмещали 40 тыс. зрителей.

В Донецке построен первый в республике крытый спортивный зал, где предусмотрены места для зрителей (1953 г., архитекторы Г. И. Навроцкий, О. К. Терзян). Это гимнастический зал добровольного спортивного общества «Шахтер». Основной зал размером 30 X 30 м имеет трибуны для 600 зрителей; кроме того, в комп­лекс входят залы для занятий тяжелой атлетикой, фех­тованием и боксом. Все раздевальные с душевыми, инструкторские, массажные и другие подсобные помещения находятся в подтрибунном пространстве. Не­смотря на небольшие размеры, крытый спортивный зал в Донецке сыграл огромную роль в формировании но­вого типа общественных зданий и является прообра­зом современных многофункциональных спортивных залов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.