Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Город роз 1 страница




Планировка и застройка. Формирование обществен­ного центра. Завершение восстановления и рекон­струкции разрушенного во время войны, резкое увели­чение объемов промышленного и гражданского строи­тельства, достигнутое в годы пятой пятилетки, а также решительные меры, принятые в 1954—1955 гг. Пар­тией и Правительством по дальнейшему развитию ма­териально-технической базы строительства, по перево­ду строительства на путь индустриализации,— все это благотворно сказалось на развитии архитектуры и гра­достроительства Донецка. Именно с середины 50-х го­дов начинается новый этап в развитии города, обу­словленный требованиями научно-технической револю­ции и дальнейшего прогресса в народном хозяйстве.

Поскольку эти требования не находили достаточного отражения в генплане города, Гипрограду было пору­чено осуществить его корректировку, которая была за­вершена в 1961 г. (архитекторы Д. М. Баталов, Я. П. Табачник, экон. С. А. Гринберг и А. С. Чмыхов при участии архитекторов Г. П. Крутенко, Е. А. Реви-на, А. А. Янчика, инж. В. М. Мещериной и др.). Этим проектом предусматривалось дальнейшее совер­шенствование архитектурно-планировочной структуры города, обеспечивающей наиболее благоприятные усло­вия для труда, быта и отдыха населения.

Со второй половины 50-х годов в Донецке разверну­лось массовое жилищное строительство. На свободных территориях создаются крупные новые жилые массивы, в том числе Донецкие Черемушки — в Калининском районе, шахты «Петровская-Глубокая» — в Кировском, объединенные жилые образования Мушкетовских шахт, а также шахт «Глубокая» и «Восточная» — в Проле­тарском районе и ряд других. В настоящее время эти жилые районы, а также построенные в более позднее время, представляют собой законченные жилые обра­зования с необходимыми учреждениями культурно-бы­тового обслуживания. Они размещены, в основном, на значительном удалении от центра города.

Отсутствие свободных территорий в центре вызвало необходимость проведения реконструкции кварталов с исторически сложившейся одноэтажной застройкой. Первым новым районом на реконструируемых террито­риях стал район бывшей Семеновки, расположенный на берегу Кальмиусского водохранилища в центре го­рода. Застройка здесь начата в 1961 г. и уже в основном завершена: на территории 70 га возведены жилые дома общей площадью 300 тыс. м2, необходимые учреж­дения обслуживания, в том числе экспериментальная школа на 2032 учащихся; на высоком качественном уровне осуществлено благоустройство и озеленение. В этот период начата также реконструкция северных территорий центральной части города — Ветки, Пути-ловки, на которых создаются жилые образования шах­ты «Ветка-Глубокая», поселок Строителей и пр. Боль­шие объемы жилищного строительства велись в районе Калиновки.

Если в 40-х и в начале 50-х годов в центральном рай­оне осуществлялось выборочное строительство отдель­ных зданий в основном вдоль улицы Артема, то после 1955 г. и особенно в 60-е годы развитие центра полу­чает направление вглубину — на восток и на запад. Началось строительство на улицах, параллельных ули­це Артема,— Университетской, Щорса, Розы Люксем­бург, Челюскинцев и др. В результате перехода к комп­лексной застройке крупными жилыми массивами и мик­рорайонами, широкого внедрения типовых проектов достигнут большой градостроительный, экономический и социальный эффект.

В городе в больших объемах осуществлялись также работы по упорядочению размещения промышленных предприятий и складов; ряд производств были вынесе­ны из жилых районов. Началось формирование новых промышленных районов, в том числе группы текстиль­ных предприятий, получил дальнейшее развитие про­мышленный район пищевой промышленности, располо­женный на юго-востоке Калиновки. С каждым годом усиливались темпы реконструкции и нового строитель­ства в общественном центре города, совершенствова­лась уличная сеть, создавались новые транспортные магистрали; в больших объемах осуществлялось инже­нерное оборудование городских территорий, велись работы по охране городской среды от вредных выбро­сов промышленных предприятий. Продолжалось форми­рование системы зеленых насаждений города: к 1970 г. общая площадь всех видов зеленых насаждений уже со­ставляла 25 940 га (284,7 м2 на 1 жителя города), из них насаждения общего пользования — парки, сады, скверы и бульвары — 1190 га (13 м2 на 1 жителя). Это корен­ным образом изменило облик Донецка, в формирова­нии которого все более проявлялись черты будущего промышленного города-сада.

Рост численности населения Донецка в послевоен­ные годы в значительной степени опережал наметки его генпланов. Кроме того, в проектах недостаточно учитывались темпы территориального роста и особен­ности развития архитектурно-планировочной структу­ры двух смежных крупнейших промышленных горо­дов — Донецка и Макеевки. Эти города в прошлом развивались независимо один от другого, а в последую­щем начали сливаться: застройка Красногвардейского района Макеевки вклинилась в центральные районы Донецка. Между городами установились интенсивные производственные, трудовые и культурно-бытовые связи. Эти важнейшие обстоятельства недостаточно учиты­вались в генпланах городов, поскольку планы горо­дов-соседей разрабатывались раздельно, а архитектур­но-планировочные структуры формировались незави­симо друг от друга.

В связи с этим в 1970 г. Гипроградом была закончена разработка единого проекта генпланов Донецка и Ма­кеевки (архитекторы Е. М. Дубинский, В. П. Кишкань, Е. Е. Лишанский, И. Н. Седак, В. Г. Соколинская, Я. П. Табачник, эконом. С. А. Гринберг и А. А. Са-ченко, инж. Э. В. Штундель, В. М. Давыдов, Б. В. Ско-робогатов и др.).

Ко второй половине 60-х годов Донецк и Макеевка уже представляли собой ядро крупнейшей в Советском Союзе промышленной городской агломерации. В процессе развития этих городов и других населен­ных пунктов образовался обширный высокоурбанизи­рованный район — почти сплошной массив промышлен­ных и селитебных территорий, простирающийся с юго-запада на северо-восток. Основу этого района со­ставляют Донецк и Макеевка, общественные центры которых размещены на расстоянии 12 км друг от друга.

В соответствии с генпланом на территории Донецка и Макеевки формируются 11 планировочных районов, которые тремя полосами располагаются в широтном направлении вдоль двух главных скоростных магистра­лей. Шесть планировочных районов, в том числе Центральный, Северный, Южный, Пролетарский, Пет­ровский и Западная группа поселков, размещаются в границах современного Донецка; пять планировочных районов — на территории Макеевки. Планировочные районы отделяются друг от друга озелененными про­странствами; транспортные артерии изолируются от селитьбы мощными защитными полосами зеленых на­саждений. Численность населения планировочных районов колеблется от 100—120 тыс. человек (Северный и Петровский) до 225 — 375 тыс. (Южный и Централь­ный). Планировочные районы, в свою очередь, членят­ся на ряд жилых районов, объединяемых между со­бой общественными центрами общегородского значе­ния.

В связи с недостаточностью территорий, которые мо­гут быть отведены под застройку, а также недопусти­мостью использования для этих целей ценных сельско­хозяйственных земель, новая жилая застройка в Доне­цке осуществляется, в основном, 9-этажными домами, а в отдельных случаях, где это вызвано градостроитель­ными требованиями, повышается до 14 этажей и более; повышенная этажность применяется при возведении отдельных общественных зданий и их комплексов.

Осуществляются действенные меры по упорядочению промышленных зон и районов города. Ограничиваются новое промышленное строительство и реконструкция существующих предприятий, связанные с расширением территорий и увеличением численности трудящихся (исключение составляет строительство новых угольных шахт и предприятий, призванных обслуживать потреб­ности населения города). В результате этого удельный вес трудящихся, занятых в легкой и пищевой промыш­ленности, в общей численности трудящихся возрастает. Ряд промышленных предприятий, расположенных в пределах жилой застройки, выносятся в промышленные районы. Осуществляется комплекс мероприятий по охране окружающей среды от вредного воздействия промышленности, в том числе создание вокруг пред­приятий озелененных санитарно-защитных зон. При этом важнейшим вопросом развития Донецка и всей агломерации является максимальное сохранение, а где это необходимо — восстановление открытых озеленен­ных пространств, которым принадлежит особо важная роль в формировании жизненной среды в промышлен­ных городах. Особое значение имеют охрана свободных от застройки озелененных территорий и их рациональ­ная организация и использование.

Центры большинства крупных городов складываются многими десятилетиями и столетиями; формирова­ние же центра Донецка началось лишь после разработ­ки его генерального плана, т. е. в середине 30-х годов. До 1941 г. улица Артема была застроена на протяже­нии 3,5 км — от металлургического завода до студен­ческого городка. Здесь в разрозненных 2 —3-, а изредка в 5-этажных домах размещались административные, общественные и культурные учреждения города; преоб­ладала одноэтажная застройка. Несмотря на большие объемы проведенных работ, центр в предвоенные годы не получил завершения как архитектурный ансамбль.

Общественные здания, имеющие существенное градо-формирующее значение, размещались, в основном, вдоль красных линий узкой улицы, их архитектурная роль не была достаточно выявлена, застройка не получила про­странственного развития; не был решен и силуэт города.

В 1949 г. Гипроград разработал предложения по даль­нейшему формированию общественного центра города. Началом его ансамблей на юге должна была явиться Предзаводская площадь, от которой до Комсомольского проспекта сохранялась линейная застройка с частичной реконструкцией разрушенных зданий. Участок улицы Артема от Комсомольского проспекта до студенческого городка решался в виде своеобразной анфилады из трех взаимосвязанных площадей — Центральной администра­тивной, Театральной и Победы. Центральная площадь была задумана в виде прямоугольника 140 X 480 м, вы­тянутого вдоль улицы Артема от Комсомольского про­спекта до проспекта Гурова. По оси проспекта Ильи­ча — на наиболее возвышенном месте — намечалось раз­местить здание Дома Советов, а на флангах, примыкаю­щих к проспектам,— партерные скверы. Центральная площадь пространственно увязывалась с Театральной. С севера комплекс завершался площадью Победы, кото­рая должна была разместиться на участке от бульв. Шев­ченко до студгородка. В верхней части площади — по оси улицы Артема — предусматривалось здание драма­тического театра и монумента Победы в честь освободи­телей Донбасса от фашистских захватчиков. Объем те­атра, главный фасад которого ориентирован на юг, а также монумент, размещаемый в центре площади, долж­ны были замкнуть перспективу вдоль улицы (проект драматического театра на площади Победы разработан архитекторами С. П. Тутученко и А. А. Линковым).

В процессе осуществления застройки допущены суще­ственные отклонения от первоначального замысла. Так, в соответствии с проектом детальной планировки

 

Министерство уголь­ной промышленности УССР — одно из наи­более значительных административных зданий города. 1956 г.


 


 

 

Мост через Кальмиус-ское водохранилище по проспекту Ильича. Правобережный пи­лон. 1953 г.

 

 

центра, разработанным в 1953 г. (архитекторы В. М. Оре­хов, Л. Л. Берберов, Т. И. Бондаренко), на поперечной оси Центральной площади города вместо предусматри­вавшегося ранее здания Дома Советов построен музы­кально-драматический театр, а на южной, короткой ее стороне — в 1956 г. сооружено монументальное админи­стративное здание с мощным 10-колонным портиком, в котором размещено Министерство угольной промышлен­ности УССР (архитекторы В. М. Орехов, В. Р. Костен-ко). В результате этого Центральная площадь города, названная затем именем В. И. Ленина, не получила чет­кой функциональной организации и завершенного архи­тектурно-пространственного решения. Возведение на по­перечной оси площади, являющейся продолжением про­спекта Ильича, вместо здания Дома Советов небольшого по объему и приземистого по пропорциям сооружения музыкально-драматического театра снизило архитектур­ные достоинства ансамбля, обеднило силуэт застройки. К тому же, размещение этого театра в непосредственной близости к зданию театра оперы и балета неоправдано функционально, уменьшает градоформирующее значе­ние этих важнейших общественных сооружений. Кроме того, именно в связи с появлением драматического теат­ра на площади В. И. Ленина площадь Победы не была создана.

Формирование площади В. И. Ленина начато еще в 1929 г. строительством Дома Советов и здания госу­дарственных учреждений; в 1938 г. возведена гостиница «Донбасс», входящая в ансамбль площади. В 1949 г. на­против гостиницы, после сноса одноэтажной застройки, заложен Первомайский сквер, завершающий простран­ство площади с северной стороны. В начале 50-х годов построены жилые и административные здания вдоль правой стороны улицы Постышева; с возведением же здания Министерства угольной промышленности УССР территория между улицами Артема и Постышева освобождена от старой застройки и площадь получила современное пространственное выявление. В 1967 г., после сооружения памятника В. И. Ленину, работы по формированию архитектурного ансамбля площади бы­ли, в основном, завершены.

Рядом с площадью В. И. Ленина расположена Теат­ральная площадь, создание которой также начато в до­военный период строительством зданий кинотеатра им. Т. Г. Шевченко и оперного театра. Рядом с киноте­атром — на противоположной стороне Театрального проспекта — построено здание института «Донгипро-шахт» (архитектор Г. И. Навроцкий, инж. В. В. Кадин-цев, 1952 г.). Организацию пространства площади удач­но завершили два жилых дома, размещенные с южной и северной сторон театра (архитектор Г. А. Благодат­ный, 1950-1951 гг.).

В конце 40-х — начале 50-х годов продолжалось раз­витие центра в северном направлении. Вдоль улицы Артема строятся комплексы Донецкого НИИ травма­тологии и ортопедии, Всесоюзного НИИ горноспаса­тельного дела, Донецкого угольного института, боль­шое количество жилых домов, торговых и культурно-бытовых учреждений, совершенствуются поперечный профиль улицы, ее благоустройство. В 1961 г. возве­дено 10-этажное здание гостиницы «Украина», про­странственно выявившее изменение в направлении трассы улицы. Создана новая магистраль — улица Уни­верситетская, разгрузившая улицу Артема и площади от потоков транспорта; с этой же целью в северном направлении проложена улица Челюскинцев. Значи­тельно расширен проспект Ильича, вдоль которого между проезжей частью и тротуарами созданы широ­кие озелененные полосы и высажены замечательные пирамидальные тополя. Через Кальмиусское водохра­нилище в 1953 г. построен мост (архит. К. Н. Яковлев, скульп. И. Г. Першудчев, Н. И. Мухатаева, Л. А. Райзман). Все это способствовало улучшению транспорт­ных связей центра с жилыми и промышленными рай­онами и позволило проложить троллейбусные трассы от центра до железнодорожного вокзала, к аэропорту, до города Макеевки и пр. В этот период завершены работы по прокладке бульвара Пушкина, созданы буль­вары Шевченко, Комсомольский, проведены расшире­ние и реконструкция сада им. Горького, Горсада, Цент­рального парка культуры и отдыха им. Щербакова и других объектов центра.

Основные положения генплана нашли отражение и развитие в «Проекте детальной планировки центра го­рода Донецка», разработанном в 1973 г. (архитекторы В. С. Бучек, В. П. Кишкань, В. А. Смелянский, Н. А. Павлова, В. К. Сэмка, Н. К. Яковлев). В основу проекта положены также и конкурсные проекты цент­ра Донецка, выполненные в 1970 г.: института Гипро-гор, получивший I премию, и проект группы донецких архитекторов, получивший II премию.

Современная архитектурная структура общественно­го центра Донецка представляет собой сложную про­странственно-развитую систему, находящуюся в состоя­нии постоянного развития и состоящую из ансамблей площадей Предзаводской, В. И. Ленина и Театраль­ной, площади Советской, развитого ансамбля в районе пересечения ул. Артема и проспекта Титова, а также на Шахтерской площади.

Предзаводская площадь, к сожалению, до настояще­го времени не завершена, ее архитектурно-простран­ственное решение пока не соответствует значению этой площади в системе центра, не выявляет ее социальную значимость. Отрезок улицы Артема на участке от ме­таллургического завода до Комсомольского проспекта представляет собой наиболее старую часть центра. Не­большая ширина улицы (до 30 м), ее поперечный про­филь, масштаб и архитектура застройки, недостаточное количество зеленых насаждений не отвечают совре­менным требованиям, усложняют организацию тран­спортного и пешеходного движения, снижают архитек­турную выразительность данной части центра.

Севернее Комсомольского проспекта характер архи­тектуры резко меняется: проезжая часть улицы и тро­туары здесь широкие, более крупномасштабная за­стройка размещена со значительными отступами от красных линий, в северном направлении друг за дру­гом раскрываются пространства площадей, а в запад­ном и восточном — водно-зеленые образования вдоль Кальмиуса и Бахмутки. Вдоль улицы много зеленых насаждений: газонных и цветочных партеров, скверов, садов и бульваров, тщательно выполнено благоустрой­ство. Масштаб архитектуры укрупняется и, в то же время, становится соразмерным человеку. Все это создает впечатление простора, соответствия архитек­турных комплексов функциональным, экологическим и эстетическим потребностям людей.

Участок улицы Артема от Комсомольского проспек­та до проспекта Титова представляет собой наиболее парадную часть центра, важнейшим компонентом ко­торой является площадь В. И. Ленина. Здесь имеется свободное пространство для проведения гуляний, сквер с тенистыми насаждениями для отдыха; композицион­ным центром ансамбля является памятник вождю. Не­сколько севернее расположена Театральная площадь, особое своеобразие которой придают два сквера по флангам оперного театра, а также наличие широтных пространственных связей между зданием театра, вод­ными просторами и левобережными склонами Кальмиу­са, осуществляемых вдоль Театрального проспекта.

Площадь Советская — вторая по значимости в горо­де. Центром ее архитектурного ансамбля является зда­ние Городского Совета народных депутатов, к которо­му от улицы Артема подводит широкий партер с фонтанами; напротив расположен универмаг «Белый ле­бедь», а с южной и с северной сторон — высотные здания проектных институтов Донецкпроекта и Дон-промстройниипроекта. Особенностью ансамбля являет­ся обилие зелени: к зданиям подводят обширные про­странства газонов, дополненных высокодекоративными цветниками, красивоцветущими кустарниками и мно­жеством роз, а фоном служат высокие деревья скверов. К площади примыкают и придают ей дополнительное пространственное развитие широкий Студенческий бульвар, проложенный вдоль улицы Артема, бульвар проспекта Мира и сад отдыха со стороны улицы Уни­верситетской. На пересечении улицы Артема с про­спектом Мира в 1967 г. сооружен памятник Артему.

Крупный объемно-пространственный акцент в систе­ме центра находится в районе пересечения улицы Ар­тема с проспектом Титова. Здесь создан обширный многофункциональный комплекс, состоящий из стади­она «Локомотив», теннисных кортов и спортивного за­ла, гостиницы «Шахтер», Дворца молодежи «Юность», комплекса из 14-этажных жилых домов с крупными встроенно-пристроенными торговыми предприятиями различного назначения; проспект Титова завершается с востока парком Ленинского комсомола.

Улица Артема на отдельных участках плавно меняет свое направление, что дает дополнительные возмож­ности для пространственного обогащения ее ансамб­лей, включая площади Ленина, Театральную и Совет­скую. Это обстоятельство удачно использовано и при строительстве жилого комплекса: высотные дома раз­мещены в месте изгиба трассы, благодаря чему их объе­мы хорошо воспринимаются вдоль улицы с дальних рас­стояний как при движении с севера, так и с юга. Этот комплекс существенно обогатил силуэт города — зда­ния хорошо просматриваются и из отдаленных районов города.

 

Памятник

«Слава шахтерскому труду». 13Б7 г.


 

 

Система центральных ансамблей завершается на се­вере площадью Шахтерской — здесь сходятся улицы Артема и Университетская, берет начало Киевский проспект. Это — транспортная площадь; в ее застройке преобладают высотные здания проектных и научных институтов, возведенные в 70-е годы. Здесь же распо­ложен Северный автовокзал. Композиционным цент­ром площади является памятник «Слава шахтерскому труду».

Важнейшим компонентом рассмотренных архитек­турных ансамблей является также бульвар Пушкина — замечательная пешеходная зона отдыха центра.

В Донецке завершен первый этап формирования ши­ротной структуры центра: уже закреплены его новые композиционные оси — проспект Ильича, бульвар Шев­ченко, проспект Мира и другие, направленные на вос­ток и на запад от улицы Артема. У площади им. Ленина начинается проспект Ильича — в настоящее время главная магистраль между Донецком и Макеевкой, первая широтная ось в структуре центра. Вдоль про­спекта — между площадями Ленина и Кальмиусским водохранилищем — создан целостный архитектурный ансамбль, положивший начало развитию центра в ши­ротном направлении. Здесь ограниченными средствами получен значительный градоформирующий эффект благодаря умелому применению типовых проектов 9-этажных жилых домов, частично переработанных с учетом выраженного рельефа и размещением встроен-но-пристроенных торговых учреждений. С 60-х и осо­бенно в 70-е годы осуществлялась интенсивная застрой­ка восточной части проспекта Ильича. Здесь в 1962 — 1972 гг. возник один из крупнейших жилых районов города — так называемые Донецкие Черемушки. В по­следующем вдоль проспекта развернулось массовое строительство 9-этажных и более высоких жилых до­мов, зданий культурно-бытового назначения; в 1975 г. возведен Дворец спорта «Дружба» на 5100 зрительных мест, появился ряд проектных и научно-исследова­тельских институтов. Здесь расположен промышленный район предприятий пищевой промышленности. Форми­рование архитектурных ансамблей вдоль проспекта Ильича должно быть завершено в ближайшее время.

Широтное развитие центра осуществляется и вдоль Комсомольского проспекта; сформированный в основ­ном 70-е годы, проспект является озелененной пеше­ходной улицей, соединяющей административную зону центра с зонами отдыха, расположенными с востока и запада. Важная широтная ось — бульвар Шевченко, на­чинающийся от бульвара Пушкина. Здесь, на соедине­нии двух бульваров, возведено новое административ­ное здание Донецкого обкома Компартии Украины и облисполкома Совета народных депутатов. Бульвар Шевченко подходит к Кальмиусскому водохранилищу, вблизи которого находится гостиница «Турист», и про­должается на территории Калининского района, где на площади им. Калинина намечено строительство группы общественных зданий, которая будет активно способствовать пространственному выявлению структу­ры центра и широтой направленности в его разви­тии.

В недалеком прошлом, когда главной композицион­ной осью города была улица Артема, зеленым масси­вам и водоемам Кальмиуса и Бахмутки невольно отво­дилась роль своеобразных «тылов»: мощные природные компоненты городского ландшафта как бы исключа­лись из архитектурно-пространственной композиции центра. Сейчас это положение коренным образом изме­нилось: обширные пространства природной среды, в том числе водно-зеленые образования в поймах рек, не только органически включены в систему центра, но и приобретают главенствующее положение в его орга­низации.

Архитектурно-пространственная композиция центра Донецка строится на двух пересекающихся осях: в ка­честве основной меридиональной оси принята пойма Кальмиуса с ее водоемами и прибрежными зелеными массивами. Главной же продольной осью архитектур­ных ансамблей, совпадающей с основным направлени­ем дальнейшего развития всей Донецко-Макеевской агломерации, принят проспект Мира. На этих осях фор­мируется преобладающая часть новых комплексов ад­министративно-общественных, культурных и торгово-бытовых учреждений, которые составят, наряду с уже сложившимися ансамблями, развитую пространствен­ную систему ядра Донецко-Макеевской агломерации и ее общественного центра.

В формировании силуэта города большое значение имеют сложившиеся и создаваемые архитектурные комплексы в районе улицы Артема. Построенные за

 

 

На поверхности шах­ты им. А. М. Горько­го. 1959 г.


 

последние годы здания Дома связи, институтов Донецк-проект и ДонпромстройЙИИпроект, комплекс из четы­рех 16-этажных жилых домов, общественные здания на Шахтерской площади, на пересечении бульваров Пуш­кина и Шевченко и другие, расположенные на повы­шенных отметках водораздела с учетом особенностей их пространственного восприятия с различных направ­лений, уже обогатили городской силуэт. Намечено дальнейшее развитие системы высотных доминант в сложившейся части центра, в том числе строительство таких зданий в районе площадей В. И. Ленина, Совет­ской и Шахтерской.

Группы высотных зданий общественного назначения, институтов, гостиниц, а также отдельных жилых комп­лексов проектируются на повышенных отметках релье­фа — вдоль проспекта Мира и в районе будущей глав­ной площади Мира, на склонах левобережья и в глубине Калининского, Куйбышевского, Кировского районов.

Композиционным ядром пространственной системы центра в недалеком будущем явится площадь Мира, за­проектированная на левом берегу Кальмиуса в месте пересечения проспекта с Кальмиусским водно-зеленым диаметром города. Здесь, в контрасте с высотными зда­ниями, будет создан крупный комплекс культурно-про­светительных и торговых учреждений, размещенных в 2—3-этажных объемах, расположенных вдоль водохра­нилища и выходящих на площадь. В восточном направ­лении от площади Мира проспект завершит площадь им. Калинина, на которой будут размещены культурно-бытовые, торговые и административные здания, а меж­ду этими двумя площадями — жилые районы с домами повышенной этажности. При выходе за пределы Крас­ногвардейского шоссе, на востоке проектируемого рай­она, проспект Мира замкнет группа высотных домов, фиксирующая главный въезд в центр со стороны Ма­кеевки.

С площади Мира откроются глубокие, многокиломет­ровые перспективы на природные и архитектурные комплексы города. В западном направлении будут вос­приниматься силуэтная панорама застройки сложивше­гося центра вдоль ул. Артема, хорошо просматриваться развитые архитектурные ансамбли, расположенные на север и юг от проспекта Мира. В северном направле­нии получит дальнейшее развитие водно-зеленый диа­метр города: на территории Красногвардейского рай­она Макеевки, вдоль примыкающей к левому берегу Кальмиуса Игнатьевской балки будет создан каскад новых прудов с озеленными берегами. Здесь на левобе­режье дальние перспективы с юга замкнут архитектур­ный комплекс нового прибрежного жилого района с домами повышенной этажности, а также застройка в районе поселка Гладковка — на правом берегу. В южном направлении откроются многоплановые перспек­тивы на безбрежную даль водохранилища, на их при­брежные зеленые массивы, на мосты бульвара Шев­ченко и проспекта Ильича, на террасную застройку склонов и ее силуэт вдоль западного и восточного водо­разделов. Южным фокусом этой величественной про­странственной панорамы является архитектурный ан­самбль Кальмуисского жилого района, застройка кото­рого уже завершена.

Промышленные здания и сооружения. Период 1956— 1970 гг. характеризуется значительным увеличением промышленного строительства, внедрением в произ­водство новейших достижений науки и техники. Наря­ду с индустриализацией строительства произошли глу­бокие преобразования в промышленной архитектуре. Вступили в действие шахты: им. Феликса Кона, «Глу­бокая», № 1 «Мушкетовская-Заперевальная», «Восточ­ная», «Ново-Центральная», «Игнатьевская», им. газеты «Социалистический Донбасс» и др. Коренной рекон­струкции подвергся ряд действующих шахт: им. Абаку­мова, № 9 «Капитальная», № 1 им. Челюскинцев, № 17—17 бис и т. д. При этом не только значительно возросли техническая оснащенность и мощности шахт, но и решительно преобразился архитектурный облик их поверхности.

К числу таких предприятий относится шахта им. Абакумова, реконструированная в 1958 г. по про­екту Донгипрошахта (архитекторы Л. С. Барабаш и Н. П. Настенко, инж. В. А. Пискунов, М. А. Назаров и О. А. Крамич). Поверхность шахты представляет со­бой сложный комплекс, все элементы которого имеют четкую пространственную компоновку. Большое вни­мание уделено архитектурно-композиционной органи­зации шахты со стороны производственной зоны. Двух­этажное здание административно-бытового комбината ориентировано главным фасадом на крупную городскую магистраль. В его решении наметился отход от канонических архитектурных форм начала 50-х годов. Предшахтная территория отлично благоустроена и озе­ленена.

Со второй половины 50-х годов на шахтах начинает­ся внедрение многоканатных подъемных машин. Появ­ляется возможность установки их непосредственно на зданиях копров, которые приобретают форму башен; существенно уменьшается территория промплощадки, достигается компактность ее компоновочных решений.

Приоритет в сооружении башенных копров принад­лежит Донецку. Именно здесь в 1957 г. впервые в Со­ветском Союзе на шахте №5 — 6 им. М. И. Калинина запроектирован и в 1959 г. возведен башенный копер из сборных бетонных и железобетонных элементов. Он является примером профессиональной архитектур­ной проработки форм инженерного сооружения, воз­веденного из индустриальных конструкций. Проект был выполнен институтом Донгипрошахт (архитектор С. Д. Мекшун, инж. В. А. Пискунов, В. А. Яренко, С. С. Кац).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.