КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Город роз 1 страница
Планировка и застройка. Формирование общественного центра. Завершение восстановления и реконструкции разрушенного во время войны, резкое увеличение объемов промышленного и гражданского строительства, достигнутое в годы пятой пятилетки, а также решительные меры, принятые в 1954—1955 гг. Партией и Правительством по дальнейшему развитию материально-технической базы строительства, по переводу строительства на путь индустриализации,— все это благотворно сказалось на развитии архитектуры и градостроительства Донецка. Именно с середины 50-х годов начинается новый этап в развитии города, обусловленный требованиями научно-технической революции и дальнейшего прогресса в народном хозяйстве. Поскольку эти требования не находили достаточного отражения в генплане города, Гипрограду было поручено осуществить его корректировку, которая была завершена в 1961 г. (архитекторы Д. М. Баталов, Я. П. Табачник, экон. С. А. Гринберг и А. С. Чмыхов при участии архитекторов Г. П. Крутенко, Е. А. Реви-на, А. А. Янчика, инж. В. М. Мещериной и др.). Этим проектом предусматривалось дальнейшее совершенствование архитектурно-планировочной структуры города, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для труда, быта и отдыха населения. Со второй половины 50-х годов в Донецке развернулось массовое жилищное строительство. На свободных территориях создаются крупные новые жилые массивы, в том числе Донецкие Черемушки — в Калининском районе, шахты «Петровская-Глубокая» — в Кировском, объединенные жилые образования Мушкетовских шахт, а также шахт «Глубокая» и «Восточная» — в Пролетарском районе и ряд других. В настоящее время эти жилые районы, а также построенные в более позднее время, представляют собой законченные жилые образования с необходимыми учреждениями культурно-бытового обслуживания. Они размещены, в основном, на значительном удалении от центра города. Отсутствие свободных территорий в центре вызвало необходимость проведения реконструкции кварталов с исторически сложившейся одноэтажной застройкой. Первым новым районом на реконструируемых территориях стал район бывшей Семеновки, расположенный на берегу Кальмиусского водохранилища в центре города. Застройка здесь начата в 1961 г. и уже в основном завершена: на территории 70 га возведены жилые дома общей площадью 300 тыс. м2, необходимые учреждения обслуживания, в том числе экспериментальная школа на 2032 учащихся; на высоком качественном уровне осуществлено благоустройство и озеленение. В этот период начата также реконструкция северных территорий центральной части города — Ветки, Пути-ловки, на которых создаются жилые образования шахты «Ветка-Глубокая», поселок Строителей и пр. Большие объемы жилищного строительства велись в районе Калиновки. Если в 40-х и в начале 50-х годов в центральном районе осуществлялось выборочное строительство отдельных зданий в основном вдоль улицы Артема, то после 1955 г. и особенно в 60-е годы развитие центра получает направление вглубину — на восток и на запад. Началось строительство на улицах, параллельных улице Артема,— Университетской, Щорса, Розы Люксембург, Челюскинцев и др. В результате перехода к комплексной застройке крупными жилыми массивами и микрорайонами, широкого внедрения типовых проектов достигнут большой градостроительный, экономический и социальный эффект. В городе в больших объемах осуществлялись также работы по упорядочению размещения промышленных предприятий и складов; ряд производств были вынесены из жилых районов. Началось формирование новых промышленных районов, в том числе группы текстильных предприятий, получил дальнейшее развитие промышленный район пищевой промышленности, расположенный на юго-востоке Калиновки. С каждым годом усиливались темпы реконструкции и нового строительства в общественном центре города, совершенствовалась уличная сеть, создавались новые транспортные магистрали; в больших объемах осуществлялось инженерное оборудование городских территорий, велись работы по охране городской среды от вредных выбросов промышленных предприятий. Продолжалось формирование системы зеленых насаждений города: к 1970 г. общая площадь всех видов зеленых насаждений уже составляла 25 940 га (284,7 м2 на 1 жителя города), из них насаждения общего пользования — парки, сады, скверы и бульвары — 1190 га (13 м2 на 1 жителя). Это коренным образом изменило облик Донецка, в формировании которого все более проявлялись черты будущего промышленного города-сада. Рост численности населения Донецка в послевоенные годы в значительной степени опережал наметки его генпланов. Кроме того, в проектах недостаточно учитывались темпы территориального роста и особенности развития архитектурно-планировочной структуры двух смежных крупнейших промышленных городов — Донецка и Макеевки. Эти города в прошлом развивались независимо один от другого, а в последующем начали сливаться: застройка Красногвардейского района Макеевки вклинилась в центральные районы Донецка. Между городами установились интенсивные производственные, трудовые и культурно-бытовые связи. Эти важнейшие обстоятельства недостаточно учитывались в генпланах городов, поскольку планы городов-соседей разрабатывались раздельно, а архитектурно-планировочные структуры формировались независимо друг от друга. В связи с этим в 1970 г. Гипроградом была закончена разработка единого проекта генпланов Донецка и Макеевки (архитекторы Е. М. Дубинский, В. П. Кишкань, Е. Е. Лишанский, И. Н. Седак, В. Г. Соколинская, Я. П. Табачник, эконом. С. А. Гринберг и А. А. Са-ченко, инж. Э. В. Штундель, В. М. Давыдов, Б. В. Ско-робогатов и др.). Ко второй половине 60-х годов Донецк и Макеевка уже представляли собой ядро крупнейшей в Советском Союзе промышленной городской агломерации. В процессе развития этих городов и других населенных пунктов образовался обширный высокоурбанизированный район — почти сплошной массив промышленных и селитебных территорий, простирающийся с юго-запада на северо-восток. Основу этого района составляют Донецк и Макеевка, общественные центры которых размещены на расстоянии 12 км друг от друга. В соответствии с генпланом на территории Донецка и Макеевки формируются 11 планировочных районов, которые тремя полосами располагаются в широтном направлении вдоль двух главных скоростных магистралей. Шесть планировочных районов, в том числе Центральный, Северный, Южный, Пролетарский, Петровский и Западная группа поселков, размещаются в границах современного Донецка; пять планировочных районов — на территории Макеевки. Планировочные районы отделяются друг от друга озелененными пространствами; транспортные артерии изолируются от селитьбы мощными защитными полосами зеленых насаждений. Численность населения планировочных районов колеблется от 100—120 тыс. человек (Северный и Петровский) до 225 — 375 тыс. (Южный и Центральный). Планировочные районы, в свою очередь, членятся на ряд жилых районов, объединяемых между собой общественными центрами общегородского значения. В связи с недостаточностью территорий, которые могут быть отведены под застройку, а также недопустимостью использования для этих целей ценных сельскохозяйственных земель, новая жилая застройка в Донецке осуществляется, в основном, 9-этажными домами, а в отдельных случаях, где это вызвано градостроительными требованиями, повышается до 14 этажей и более; повышенная этажность применяется при возведении отдельных общественных зданий и их комплексов. Осуществляются действенные меры по упорядочению промышленных зон и районов города. Ограничиваются новое промышленное строительство и реконструкция существующих предприятий, связанные с расширением территорий и увеличением численности трудящихся (исключение составляет строительство новых угольных шахт и предприятий, призванных обслуживать потребности населения города). В результате этого удельный вес трудящихся, занятых в легкой и пищевой промышленности, в общей численности трудящихся возрастает. Ряд промышленных предприятий, расположенных в пределах жилой застройки, выносятся в промышленные районы. Осуществляется комплекс мероприятий по охране окружающей среды от вредного воздействия промышленности, в том числе создание вокруг предприятий озелененных санитарно-защитных зон. При этом важнейшим вопросом развития Донецка и всей агломерации является максимальное сохранение, а где это необходимо — восстановление открытых озелененных пространств, которым принадлежит особо важная роль в формировании жизненной среды в промышленных городах. Особое значение имеют охрана свободных от застройки озелененных территорий и их рациональная организация и использование. Центры большинства крупных городов складываются многими десятилетиями и столетиями; формирование же центра Донецка началось лишь после разработки его генерального плана, т. е. в середине 30-х годов. До 1941 г. улица Артема была застроена на протяжении 3,5 км — от металлургического завода до студенческого городка. Здесь в разрозненных 2 —3-, а изредка в 5-этажных домах размещались административные, общественные и культурные учреждения города; преобладала одноэтажная застройка. Несмотря на большие объемы проведенных работ, центр в предвоенные годы не получил завершения как архитектурный ансамбль. Общественные здания, имеющие существенное градо-формирующее значение, размещались, в основном, вдоль красных линий узкой улицы, их архитектурная роль не была достаточно выявлена, застройка не получила пространственного развития; не был решен и силуэт города. В 1949 г. Гипроград разработал предложения по дальнейшему формированию общественного центра города. Началом его ансамблей на юге должна была явиться Предзаводская площадь, от которой до Комсомольского проспекта сохранялась линейная застройка с частичной реконструкцией разрушенных зданий. Участок улицы Артема от Комсомольского проспекта до студенческого городка решался в виде своеобразной анфилады из трех взаимосвязанных площадей — Центральной административной, Театральной и Победы. Центральная площадь была задумана в виде прямоугольника 140 X 480 м, вытянутого вдоль улицы Артема от Комсомольского проспекта до проспекта Гурова. По оси проспекта Ильича — на наиболее возвышенном месте — намечалось разместить здание Дома Советов, а на флангах, примыкающих к проспектам,— партерные скверы. Центральная площадь пространственно увязывалась с Театральной. С севера комплекс завершался площадью Победы, которая должна была разместиться на участке от бульв. Шевченко до студгородка. В верхней части площади — по оси улицы Артема — предусматривалось здание драматического театра и монумента Победы в честь освободителей Донбасса от фашистских захватчиков. Объем театра, главный фасад которого ориентирован на юг, а также монумент, размещаемый в центре площади, должны были замкнуть перспективу вдоль улицы (проект драматического театра на площади Победы разработан архитекторами С. П. Тутученко и А. А. Линковым). В процессе осуществления застройки допущены существенные отклонения от первоначального замысла. Так, в соответствии с проектом детальной планировки
Министерство угольной промышленности УССР — одно из наиболее значительных административных зданий города. 1956 г.
Мост через Кальмиус-ское водохранилище по проспекту Ильича. Правобережный пилон. 1953 г.
центра, разработанным в 1953 г. (архитекторы В. М. Орехов, Л. Л. Берберов, Т. И. Бондаренко), на поперечной оси Центральной площади города вместо предусматривавшегося ранее здания Дома Советов построен музыкально-драматический театр, а на южной, короткой ее стороне — в 1956 г. сооружено монументальное административное здание с мощным 10-колонным портиком, в котором размещено Министерство угольной промышленности УССР (архитекторы В. М. Орехов, В. Р. Костен-ко). В результате этого Центральная площадь города, названная затем именем В. И. Ленина, не получила четкой функциональной организации и завершенного архитектурно-пространственного решения. Возведение на поперечной оси площади, являющейся продолжением проспекта Ильича, вместо здания Дома Советов небольшого по объему и приземистого по пропорциям сооружения музыкально-драматического театра снизило архитектурные достоинства ансамбля, обеднило силуэт застройки. К тому же, размещение этого театра в непосредственной близости к зданию театра оперы и балета неоправдано функционально, уменьшает градоформирующее значение этих важнейших общественных сооружений. Кроме того, именно в связи с появлением драматического театра на площади В. И. Ленина площадь Победы не была создана. Формирование площади В. И. Ленина начато еще в 1929 г. строительством Дома Советов и здания государственных учреждений; в 1938 г. возведена гостиница «Донбасс», входящая в ансамбль площади. В 1949 г. напротив гостиницы, после сноса одноэтажной застройки, заложен Первомайский сквер, завершающий пространство площади с северной стороны. В начале 50-х годов построены жилые и административные здания вдоль правой стороны улицы Постышева; с возведением же здания Министерства угольной промышленности УССР территория между улицами Артема и Постышева освобождена от старой застройки и площадь получила современное пространственное выявление. В 1967 г., после сооружения памятника В. И. Ленину, работы по формированию архитектурного ансамбля площади были, в основном, завершены. Рядом с площадью В. И. Ленина расположена Театральная площадь, создание которой также начато в довоенный период строительством зданий кинотеатра им. Т. Г. Шевченко и оперного театра. Рядом с кинотеатром — на противоположной стороне Театрального проспекта — построено здание института «Донгипро-шахт» (архитектор Г. И. Навроцкий, инж. В. В. Кадин-цев, 1952 г.). Организацию пространства площади удачно завершили два жилых дома, размещенные с южной и северной сторон театра (архитектор Г. А. Благодатный, 1950-1951 гг.). В конце 40-х — начале 50-х годов продолжалось развитие центра в северном направлении. Вдоль улицы Артема строятся комплексы Донецкого НИИ травматологии и ортопедии, Всесоюзного НИИ горноспасательного дела, Донецкого угольного института, большое количество жилых домов, торговых и культурно-бытовых учреждений, совершенствуются поперечный профиль улицы, ее благоустройство. В 1961 г. возведено 10-этажное здание гостиницы «Украина», пространственно выявившее изменение в направлении трассы улицы. Создана новая магистраль — улица Университетская, разгрузившая улицу Артема и площади от потоков транспорта; с этой же целью в северном направлении проложена улица Челюскинцев. Значительно расширен проспект Ильича, вдоль которого между проезжей частью и тротуарами созданы широкие озелененные полосы и высажены замечательные пирамидальные тополя. Через Кальмиусское водохранилище в 1953 г. построен мост (архит. К. Н. Яковлев, скульп. И. Г. Першудчев, Н. И. Мухатаева, Л. А. Райзман). Все это способствовало улучшению транспортных связей центра с жилыми и промышленными районами и позволило проложить троллейбусные трассы от центра до железнодорожного вокзала, к аэропорту, до города Макеевки и пр. В этот период завершены работы по прокладке бульвара Пушкина, созданы бульвары Шевченко, Комсомольский, проведены расширение и реконструкция сада им. Горького, Горсада, Центрального парка культуры и отдыха им. Щербакова и других объектов центра. Основные положения генплана нашли отражение и развитие в «Проекте детальной планировки центра города Донецка», разработанном в 1973 г. (архитекторы В. С. Бучек, В. П. Кишкань, В. А. Смелянский, Н. А. Павлова, В. К. Сэмка, Н. К. Яковлев). В основу проекта положены также и конкурсные проекты центра Донецка, выполненные в 1970 г.: института Гипро-гор, получивший I премию, и проект группы донецких архитекторов, получивший II премию. Современная архитектурная структура общественного центра Донецка представляет собой сложную пространственно-развитую систему, находящуюся в состоянии постоянного развития и состоящую из ансамблей площадей Предзаводской, В. И. Ленина и Театральной, площади Советской, развитого ансамбля в районе пересечения ул. Артема и проспекта Титова, а также на Шахтерской площади. Предзаводская площадь, к сожалению, до настоящего времени не завершена, ее архитектурно-пространственное решение пока не соответствует значению этой площади в системе центра, не выявляет ее социальную значимость. Отрезок улицы Артема на участке от металлургического завода до Комсомольского проспекта представляет собой наиболее старую часть центра. Небольшая ширина улицы (до 30 м), ее поперечный профиль, масштаб и архитектура застройки, недостаточное количество зеленых насаждений не отвечают современным требованиям, усложняют организацию транспортного и пешеходного движения, снижают архитектурную выразительность данной части центра. Севернее Комсомольского проспекта характер архитектуры резко меняется: проезжая часть улицы и тротуары здесь широкие, более крупномасштабная застройка размещена со значительными отступами от красных линий, в северном направлении друг за другом раскрываются пространства площадей, а в западном и восточном — водно-зеленые образования вдоль Кальмиуса и Бахмутки. Вдоль улицы много зеленых насаждений: газонных и цветочных партеров, скверов, садов и бульваров, тщательно выполнено благоустройство. Масштаб архитектуры укрупняется и, в то же время, становится соразмерным человеку. Все это создает впечатление простора, соответствия архитектурных комплексов функциональным, экологическим и эстетическим потребностям людей. Участок улицы Артема от Комсомольского проспекта до проспекта Титова представляет собой наиболее парадную часть центра, важнейшим компонентом которой является площадь В. И. Ленина. Здесь имеется свободное пространство для проведения гуляний, сквер с тенистыми насаждениями для отдыха; композиционным центром ансамбля является памятник вождю. Несколько севернее расположена Театральная площадь, особое своеобразие которой придают два сквера по флангам оперного театра, а также наличие широтных пространственных связей между зданием театра, водными просторами и левобережными склонами Кальмиуса, осуществляемых вдоль Театрального проспекта. Площадь Советская — вторая по значимости в городе. Центром ее архитектурного ансамбля является здание Городского Совета народных депутатов, к которому от улицы Артема подводит широкий партер с фонтанами; напротив расположен универмаг «Белый лебедь», а с южной и с северной сторон — высотные здания проектных институтов Донецкпроекта и Дон-промстройниипроекта. Особенностью ансамбля является обилие зелени: к зданиям подводят обширные пространства газонов, дополненных высокодекоративными цветниками, красивоцветущими кустарниками и множеством роз, а фоном служат высокие деревья скверов. К площади примыкают и придают ей дополнительное пространственное развитие широкий Студенческий бульвар, проложенный вдоль улицы Артема, бульвар проспекта Мира и сад отдыха со стороны улицы Университетской. На пересечении улицы Артема с проспектом Мира в 1967 г. сооружен памятник Артему. Крупный объемно-пространственный акцент в системе центра находится в районе пересечения улицы Артема с проспектом Титова. Здесь создан обширный многофункциональный комплекс, состоящий из стадиона «Локомотив», теннисных кортов и спортивного зала, гостиницы «Шахтер», Дворца молодежи «Юность», комплекса из 14-этажных жилых домов с крупными встроенно-пристроенными торговыми предприятиями различного назначения; проспект Титова завершается с востока парком Ленинского комсомола. Улица Артема на отдельных участках плавно меняет свое направление, что дает дополнительные возможности для пространственного обогащения ее ансамблей, включая площади Ленина, Театральную и Советскую. Это обстоятельство удачно использовано и при строительстве жилого комплекса: высотные дома размещены в месте изгиба трассы, благодаря чему их объемы хорошо воспринимаются вдоль улицы с дальних расстояний как при движении с севера, так и с юга. Этот комплекс существенно обогатил силуэт города — здания хорошо просматриваются и из отдаленных районов города.
Памятник «Слава шахтерскому труду». 13Б7 г.
Система центральных ансамблей завершается на севере площадью Шахтерской — здесь сходятся улицы Артема и Университетская, берет начало Киевский проспект. Это — транспортная площадь; в ее застройке преобладают высотные здания проектных и научных институтов, возведенные в 70-е годы. Здесь же расположен Северный автовокзал. Композиционным центром площади является памятник «Слава шахтерскому труду». Важнейшим компонентом рассмотренных архитектурных ансамблей является также бульвар Пушкина — замечательная пешеходная зона отдыха центра. В Донецке завершен первый этап формирования широтной структуры центра: уже закреплены его новые композиционные оси — проспект Ильича, бульвар Шевченко, проспект Мира и другие, направленные на восток и на запад от улицы Артема. У площади им. Ленина начинается проспект Ильича — в настоящее время главная магистраль между Донецком и Макеевкой, первая широтная ось в структуре центра. Вдоль проспекта — между площадями Ленина и Кальмиусским водохранилищем — создан целостный архитектурный ансамбль, положивший начало развитию центра в широтном направлении. Здесь ограниченными средствами получен значительный градоформирующий эффект благодаря умелому применению типовых проектов 9-этажных жилых домов, частично переработанных с учетом выраженного рельефа и размещением встроен-но-пристроенных торговых учреждений. С 60-х и особенно в 70-е годы осуществлялась интенсивная застройка восточной части проспекта Ильича. Здесь в 1962 — 1972 гг. возник один из крупнейших жилых районов города — так называемые Донецкие Черемушки. В последующем вдоль проспекта развернулось массовое строительство 9-этажных и более высоких жилых домов, зданий культурно-бытового назначения; в 1975 г. возведен Дворец спорта «Дружба» на 5100 зрительных мест, появился ряд проектных и научно-исследовательских институтов. Здесь расположен промышленный район предприятий пищевой промышленности. Формирование архитектурных ансамблей вдоль проспекта Ильича должно быть завершено в ближайшее время. Широтное развитие центра осуществляется и вдоль Комсомольского проспекта; сформированный в основном 70-е годы, проспект является озелененной пешеходной улицей, соединяющей административную зону центра с зонами отдыха, расположенными с востока и запада. Важная широтная ось — бульвар Шевченко, начинающийся от бульвара Пушкина. Здесь, на соединении двух бульваров, возведено новое административное здание Донецкого обкома Компартии Украины и облисполкома Совета народных депутатов. Бульвар Шевченко подходит к Кальмиусскому водохранилищу, вблизи которого находится гостиница «Турист», и продолжается на территории Калининского района, где на площади им. Калинина намечено строительство группы общественных зданий, которая будет активно способствовать пространственному выявлению структуры центра и широтой направленности в его развитии. В недалеком прошлом, когда главной композиционной осью города была улица Артема, зеленым массивам и водоемам Кальмиуса и Бахмутки невольно отводилась роль своеобразных «тылов»: мощные природные компоненты городского ландшафта как бы исключались из архитектурно-пространственной композиции центра. Сейчас это положение коренным образом изменилось: обширные пространства природной среды, в том числе водно-зеленые образования в поймах рек, не только органически включены в систему центра, но и приобретают главенствующее положение в его организации. Архитектурно-пространственная композиция центра Донецка строится на двух пересекающихся осях: в качестве основной меридиональной оси принята пойма Кальмиуса с ее водоемами и прибрежными зелеными массивами. Главной же продольной осью архитектурных ансамблей, совпадающей с основным направлением дальнейшего развития всей Донецко-Макеевской агломерации, принят проспект Мира. На этих осях формируется преобладающая часть новых комплексов административно-общественных, культурных и торгово-бытовых учреждений, которые составят, наряду с уже сложившимися ансамблями, развитую пространственную систему ядра Донецко-Макеевской агломерации и ее общественного центра. В формировании силуэта города большое значение имеют сложившиеся и создаваемые архитектурные комплексы в районе улицы Артема. Построенные за
На поверхности шахты им. А. М. Горького. 1959 г.
последние годы здания Дома связи, институтов Донецк-проект и ДонпромстройЙИИпроект, комплекс из четырех 16-этажных жилых домов, общественные здания на Шахтерской площади, на пересечении бульваров Пушкина и Шевченко и другие, расположенные на повышенных отметках водораздела с учетом особенностей их пространственного восприятия с различных направлений, уже обогатили городской силуэт. Намечено дальнейшее развитие системы высотных доминант в сложившейся части центра, в том числе строительство таких зданий в районе площадей В. И. Ленина, Советской и Шахтерской. Группы высотных зданий общественного назначения, институтов, гостиниц, а также отдельных жилых комплексов проектируются на повышенных отметках рельефа — вдоль проспекта Мира и в районе будущей главной площади Мира, на склонах левобережья и в глубине Калининского, Куйбышевского, Кировского районов. Композиционным ядром пространственной системы центра в недалеком будущем явится площадь Мира, запроектированная на левом берегу Кальмиуса в месте пересечения проспекта с Кальмиусским водно-зеленым диаметром города. Здесь, в контрасте с высотными зданиями, будет создан крупный комплекс культурно-просветительных и торговых учреждений, размещенных в 2—3-этажных объемах, расположенных вдоль водохранилища и выходящих на площадь. В восточном направлении от площади Мира проспект завершит площадь им. Калинина, на которой будут размещены культурно-бытовые, торговые и административные здания, а между этими двумя площадями — жилые районы с домами повышенной этажности. При выходе за пределы Красногвардейского шоссе, на востоке проектируемого района, проспект Мира замкнет группа высотных домов, фиксирующая главный въезд в центр со стороны Макеевки. С площади Мира откроются глубокие, многокилометровые перспективы на природные и архитектурные комплексы города. В западном направлении будут восприниматься силуэтная панорама застройки сложившегося центра вдоль ул. Артема, хорошо просматриваться развитые архитектурные ансамбли, расположенные на север и юг от проспекта Мира. В северном направлении получит дальнейшее развитие водно-зеленый диаметр города: на территории Красногвардейского района Макеевки, вдоль примыкающей к левому берегу Кальмиуса Игнатьевской балки будет создан каскад новых прудов с озеленными берегами. Здесь на левобережье дальние перспективы с юга замкнут архитектурный комплекс нового прибрежного жилого района с домами повышенной этажности, а также застройка в районе поселка Гладковка — на правом берегу. В южном направлении откроются многоплановые перспективы на безбрежную даль водохранилища, на их прибрежные зеленые массивы, на мосты бульвара Шевченко и проспекта Ильича, на террасную застройку склонов и ее силуэт вдоль западного и восточного водоразделов. Южным фокусом этой величественной пространственной панорамы является архитектурный ансамбль Кальмуисского жилого района, застройка которого уже завершена. Промышленные здания и сооружения. Период 1956— 1970 гг. характеризуется значительным увеличением промышленного строительства, внедрением в производство новейших достижений науки и техники. Наряду с индустриализацией строительства произошли глубокие преобразования в промышленной архитектуре. Вступили в действие шахты: им. Феликса Кона, «Глубокая», № 1 «Мушкетовская-Заперевальная», «Восточная», «Ново-Центральная», «Игнатьевская», им. газеты «Социалистический Донбасс» и др. Коренной реконструкции подвергся ряд действующих шахт: им. Абакумова, № 9 «Капитальная», № 1 им. Челюскинцев, № 17—17 бис и т. д. При этом не только значительно возросли техническая оснащенность и мощности шахт, но и решительно преобразился архитектурный облик их поверхности. К числу таких предприятий относится шахта им. Абакумова, реконструированная в 1958 г. по проекту Донгипрошахта (архитекторы Л. С. Барабаш и Н. П. Настенко, инж. В. А. Пискунов, М. А. Назаров и О. А. Крамич). Поверхность шахты представляет собой сложный комплекс, все элементы которого имеют четкую пространственную компоновку. Большое внимание уделено архитектурно-композиционной организации шахты со стороны производственной зоны. Двухэтажное здание административно-бытового комбината ориентировано главным фасадом на крупную городскую магистраль. В его решении наметился отход от канонических архитектурных форм начала 50-х годов. Предшахтная территория отлично благоустроена и озеленена. Со второй половины 50-х годов на шахтах начинается внедрение многоканатных подъемных машин. Появляется возможность установки их непосредственно на зданиях копров, которые приобретают форму башен; существенно уменьшается территория промплощадки, достигается компактность ее компоновочных решений. Приоритет в сооружении башенных копров принадлежит Донецку. Именно здесь в 1957 г. впервые в Советском Союзе на шахте №5 — 6 им. М. И. Калинина запроектирован и в 1959 г. возведен башенный копер из сборных бетонных и железобетонных элементов. Он является примером профессиональной архитектурной проработки форм инженерного сооружения, возведенного из индустриальных конструкций. Проект был выполнен институтом Донгипрошахт (архитектор С. Д. Мекшун, инж. В. А. Пискунов, В. А. Яренко, С. С. Кац).
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |