КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К теме 14 1 страница
К теме 13 К теме 12 68. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4-х т. Л., 1991. 69. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. 70. О России и русской философской культуре философского русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. 71. Лазарев В.В. Чаадаев. М., 1987. 72. Скрипилев Е.А. Добролюбов. М., 1988. 73. Графский В.Г. Бакунин.М., 1985. 74. Ильин И.А. Статьи и речи. М., 1992. 75. Бердяев Н.А. истоки русского коммунизма. М., 1990 76. Маркс К. К критике гегелевской философии права: Введение // Маркс, Энгельс. Собр. Соч. Т.1. 77. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 10. 78. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Соч. Т. 19. 79. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т. 21. 80. Американская социологическая мысль. М.,1994. 81. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. 82. Даль Р. Введение в экономическую демократию. М., 1991. 83. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. 84. Религии мира: История и современность. М., 1993. 85. Чиркни Б.Н. Мусульманская концепция права. М., 1984. 86. Фридмен Л. Введение в американское право. М., 1991. 87. Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч. Т. 39. 88. Ленин В.И. О диктатуре пролетариата. Полн. собр. соч. Т.39. 89. Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М., 1989. 90. Сталин И. Вопросы ленинизма. М., 1946.
Раздел 12. Глоссарий (словарь)
Абсолютизм (от лат. absolutus – безусловный) – форма правления, при которой вся государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная) находится в руках одного лица – монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации и бюрократизации власти. А. был характерен для европейских монархий ХVII–ХVIII вв. Автаркия (греч. autarkeia – от autos – сам и narkeo – нахожусь в достатке) – стремление к обособлению экономики страны от экономики других стран с целью создания замкнутой хозяйственной жизни в рамках одного, самодостаточного государства. Автократия (от греч. autocrator – самодержец) – единоличная форма правления. И. Кант использовал этот термин как синоним абсолютизма. Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном её органе и снижает роль других, прежде всего представительных ее институтов. А. вообще присущ власти и политике, но основания и степень его различны: природные, прирожденные качества политического лидера («авторитарной», власти личности), разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например состоянием войны, общественного кризиса и т. п.), социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т. п., вплоть до иррациональных, когда А. переходит в его крайнюю форму – деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарно всякое предписание воли власти обществу, навязанное ему, а не принятое добровольно и осознанно повиновение. Объективные основания А. могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания А. Три признака или свойства А. отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) централизация власти; 2) безапелляционный командный метод руководства; 3) безусловное повиновение. Исторически А. существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах (ср. античные греческие и восточные деспотии и тирании – Персия, Спарта и многие др., феодальные абсолютистские режимы и т. п.). Крайняя форма А. – тоталитаризм. Анархизм – (греч. anarchia – безвластие). Идея безвластия, безгосударственного устройства общества положена в основу теории анархизма. А. – политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Идеи А., содержащиеся в зародышевой форме в трудах целого ряда античных и средневековых мыслителей, были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином, который сформулировал понятие «общество без государства» в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793). Сложившийся как политическое течение в 40–70-х гг. XIX в. в Западной Европе А. никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенной цели. Традиционно выделяются четыре основных направления в А.: индивидуалистическое, мютюэлистское, синдикалистское и коммунистическое. В основу теории индивидуалистического А. была положена идея абсолютивной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан ни существующими религиозными догмами, ни нормами права и морали. Родоначальником этого направления считается М. Штирнер, изложивший основные положения теории индивидуалистического А. в своей книге «Единственные и его собственность» (1845). Отрицая государство, он сводил социальную организацию общества к так называемому «союзу эгоистов», целью которого являлось бы налаживание обмена товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения «уникальности» личности каждого. Идея обмена на базе «свободного договора» стала основополагающим принципом теории мютюэлизма, созданной П.Ж. Прудоном. Исходя из того, что источником социальной несправедливости является неэквивалентный обмен, Прудон видел возможность уничтожения эксплуатации в реформах системы товарного обращения, отвергая при этом революционное насилие как средство переустройства общества. Организация безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества, являющимися одно временно самостоятельными частными производителями, и финансирование их деятельности при минимальной процентной ставке через так называемый народный банк означали бы, по замыслу Прудона, полную независимость личности от государства, делая последнее ненужным и в конце концов обреченным на уничтожение. Анархия – безвластие. Греческие мыслители считали ее наибольшим злом, еще худшим, чем любая неправильная форма правления; безвластие возникало в результате неизбежного вырождения простых правильных форм правления (монархия, аристократия, демократия) и являлось закономерным результатом охлократии. Анархо-коммунизм – течение в рабочем движении, главными идеологами которого стали М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. Они были уверены, что государство в любой его форме есть орудие угнетения масс, и выступали за него немедленное уничтожение путем народного бунта. Отвергая государственность как таковую, они высказывались против участия рабочих в парламентских выборах и в деятельности каких-либо представительных органов власти. Их социальным идеалом являлось общество, основанное на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей, орудиями труда, в которых процесс производства и распределения продуктов также носил бы коллективный характер, но с учетом вклада каждого из его участников. П.А. Кропоткин сформулировал, в частности, «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий естественное стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Поэтому переход к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производства и распределения продуктов, возможен лишь через революционное разрушение всего того, что разъединяет людей, – государственной власти и частной собственности. Анархо-синдикализм – течение в рабочем движении, ставящее своей целью уничтожение капиталистического строя посредством революционной борьбы синдикатов (французское название профсоюзов). Исходя из того, что основной функцией буржуазного государства является защита интересов привилегированных слоев общества, А-с. рассматривает борьбу с ним как главную составную часть процесса разрушения капиталистического строя, движущей силой которой должна стать экономическая, а не политическая организация рабочего класса. Во-первых, потому, что подлинное объединение рабочих осуществимо только на основе их производительных интересов, во-вторых, политическое объединение как союз разнородных по социальному происхождению элементов, связанных лишь единством мнений, не может выражать интересы рабочего класса в целом и ведет к его подчинению идейному влиянию выходцев из непролетарской среды. А-с. отвергает парламентскую деятельность политических партий как средство революционного преобразования общества, поскольку она неизбежно ведет к компромиссам. Столь же бесперспективным А-с. считает и вооруженное восстание, локальный характер и ограниченное число участников которого при наличии в руках государства армий заведомо обрекает его на поражение. Отрицая политические средства борьбы с буржуазным государством, А-с. ориентирует рабочих на так называемое «прямое действие», которое заключается в давлении, оказываемом профсоюзами на предпринимателей и органы государственной власти. «Прямое действие» может принимать различные формы: стачки, демонстрации, саботаж, бойкот. Реализация тактики «прямого действия» имеет своей целью как улучшение положения рабочего класса в рамках существующего строя, так и, что особенно важно, подготовку всеобщей экономической стачки, которая рассматривается в качестве средства осуществления революционного переворота. Победа всеобщей стачки, согласно теории А-с., будет означать переход капиталистической собственности в распоряжение профсоюзов, которые, став основными ячейками нового федеративного общества, возьмут на себя функции производства и распределения продуктов на социалистических принципах. Аристократия (греч. aristokratia, от aristos – лучший и kratos власть) – знать, элита. В античной политико-правовой теории под А. понималась лучшая, мудрейшая часть общества, руководствующаяся идеальными мотивами (заботой о благе целого). Ее правление считалось лучшим, наиболее бескорыстным и компетентным, в противовес олигархии. Архия (от греч. archi – власть, правление) – политически организованное, управляемое властью общество, формирующее государство. А. отличается этим от анархии – безвластного, догосударственного или послегосударственного состояния общества. Отсюда наименования государственных форм правления: монархия (правление одного) и олигархия (правление группы). Синонимом понятия А. служит другое греческое имя власти – «кратия» (власть). В греческом языке оно дало ряд сложных слов, широко применяемых и сейчас: аристократия (правление лучших), тимократия (правление воинственных), демократия (правление народа), охлократия (правление толпы). Б Большевизм – историческая форма марксизма, характеризующаяся акцентированием идей о классовой природе государства, диктатуре пролетариата и роли коммунистической партии в становление социалистического общества и государства. Буддизм – одна из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления». Характерной особенностью является веротерпимость как к другим религиям, так и многообразию течений в себе самом. В Варна -особая сословная группа. Брахманы - варна, в которую входили священнослужители, жрецы. Кшатрии - варна, в которую входили воины, правители. Вайшья - варна, в которую входили земледельцы, ремесленники. Шудра - варна, в которую входили слуги. Веды - литературные памятники религиозного содержания, священные книги индусов. Дхармасутра и Дхармашастра - религиозно-ритуальные и правовые брахманские компиляции. Возрождение (Ренессанс) – эпоха, положившая начало Нового времени в европейской истории. Характеризуется становлением гуманистической антиклерикальной культуры, «обмирщением» общественного сознания. Г Геронтократия (от греч. geron – старик, kratos – власть) – принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Классический пример Г. – Спарта, где главным властным органом являлась герусия (совет геронтов – старейших). Государство – центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. В политико-правовой науке вплоть до конца XIX в. эти понятия не различались. Сложились три различных подхода к исследованию Г.: 1) политико-философский и политико-научный, идущий от античной традиции, сохранившийся и развивающийся по сей день, при котором Г. рассматривается как средство решения общих дел (республика), а также как средство, обеспечивающее политическую жизнь народа и человека (Аристотель); 2) классовый как порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы; согласно марксизму государство есть машина для угнетения одного класса другим; 3) правовой – Г. как источник права и закона, организующий жизнь общества. История государства позволяет проследить чередование и изменение исторических типов государственного устройства совместной жизни людей. Г. возникает из предгосударственных форм власти вождя племени, шамана, жреца. Эволюция Г. прошла несколько основных этапов. 1. На ранней стадии становления Г. сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т. е. на свободных граждан – членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представи- тели мира искусства – скульпторы, поэты, художники и т. п.) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчиненные низы (в Риме это деление на патрициев и плебеев и др.) и рабов, а также различные категории полусвободных (отпущенников и пр.). Это еще не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав. Две функции Г. четко раз- личаются: устройство «общих дел» в сообществе свободных (что не исключало и в нем регулирования социальных и классовых отношений) и господство – подавление по отношению к порабощенным в буквальном смысле слова. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития Г. 2. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) – собственность монарха («государевы люди»). Разрушенные (в Европе), но еще сохраняющиеся по типу отношений кровно-родственные связи порождают власть сеньориального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. Начиная с XIII в. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формируются предпосылки и основы государства Нового времени. Ведущим процессом развития Г. уже в этот период стала концентрация власти на расширяющейся социальной и экономической базе. Этот процесс, в свою очередь, опирался на овладение властью Г. принадлежащей ему территории (устранение полицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединение земель) вместе с централизацией и концентрацией власти и ее прогрессирующей деперсонализацией, т. е. замену отношений личной вассальной преданности монарху и в целом отношений вассалитета организованным государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные отношения и функции. К XVI в. относится появление самого понятия «Г.» (Н. Макиавелли), роль которого до того выполняли понятия владения, земли, княжества, королевства, империи и т. п., а в научной литературе – понятие республики. Латинское слово status (состояние) стало исходным для западноевропейских state (англ.), staat (нем.), etat (фр.), stato (ит.), еstado (исп.) и т. д., сохранивших одновременно и значение «состояния». 3. ХVII–ХIХ вв. стали периодом подготовки и формирования гражданского общества с устоявшимися социальными и классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса (формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн и т. д.) одно из основных – образование общества суверенного народа, которое высвобождалось из-под гнета Г. и становилось равным ему партнером, вступало в договорные (конституционные) отношения с политической властью. Другое очень важное изменение – распад империй и утверждение национальных государств, наиболее пригодных для развития этносов, консолидирующихся в нацию. Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Исторически идея Г.о. восходит к Древней Греции и античному Риму, к политико-юридической мысли того времени, в частности, к творчеству Цицерона, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. От лат. civis – гражданин – было образовано понятие civitas – общество. Оба понятия были связаны одновременно с представлением о городе и государстве, о том, что лежит по ту сторону (сiter), т. е. в городе, в отличие от деревни, и о культурном различии между ними, отраженном в родстве понятий сivis (гражданин), civilis (гражданский и культурный («цивильный»)), откуда идет понятие civilitas (обходительность), давшее начало понятию цивилизации. В русском языке история слова и идеи также весьма схожи: город (град) – гражданин – горожанин, что тоже отличает его от жителя деревни («деревенщины») со всеми их культурными особенностями. Представление об особых правах и обязанностях гражданина в Древнем Риме было весьма развито: это был лично свободный человек (т. е. не раб), подданный Римской империи (т. е. не иноземец), житель Италийского полуострова (а не провинции, точнее колоний) и т. д. Римлянин имел гражданские обязанности: служил в армии, участвовал в народных собраниях, в политике и т. п. – и права, даже привилегии: его нельзя было предать позорной казни распятием на кресте. Однако лишь в середине XVII в. Т. Гоббс в двух трудах – «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651) – изложил принципиально новую концепцию Г.о., возникающего при переходе от природного (естественного) состояния первозданных, необузданных страстей, всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом изменяется сам человек, превращающийся в гражданина не по признаку подданства («римские граждане»), а потому, что он – развитая, целостная и активная личность. Вместе с ним преображается и общество со всеми присущими ему отношениями. Г.о. – это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества. Впоследствии концепция Г.о. со всеми ее проблемами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.) разрабатывалась плеядой виднейших мыслителей – Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом и др. Возникшая первоначально как философская концепция идея Г.о. постепенно стала одной из центральных проблем политической мысли и освободительных движений Запада. Создание Г.о. – один из примеров целенаправленных общественных преобразований, достигнутых в длительной борьбе прогрессивных сил общества, ознаменовавшейся рядом социальных революций. Для развитых стран XIX–XX вв. становление Г.о. стало в конце концов признанной общественной целью. Д Даосизм - одно из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли. Основатель Лао-цзы. Декадентство (декаданс) – от франц. decadence, позднелат. decadentia – упадок. Это общее направление кризисных явлений культуры конца ХIХ – начала ХХ вв. Отличается настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса отвергается как сугубо утилитарная. Мотивы неприятия действительности, всеотрицания, тоски по духовным идеалам отразились, в частности, в философии Ф. Ницше. Демагог – (греч. demagogue) – первоначально так в Древней Греции называли руководителей политических группировок, ведущих за собой народ (демос). Внешний признак демагогии – ложный пафос, цветистое красноречие, обращение к примитивным инстинктам слушателей, спекуляция реальными проблемами в скрытых, нередко личных целях. Демократия – (от греч. demos – народ и cratos – власть, народовластие) – одна из основных форм правления. Д. известна в истории раньше, чем другие (монархические) формы политической организации общества: прямая первобытная, общинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов политического развития человечества (у древних германцев, славян, в частности). Государственные формы Д. были хорошо известны античному миру. В Греции они длительное время чередовались с различными формами монократии (тирания, деспотия), в Древнем Риме республиканская Д. в течение нескольких столетий предшествовала правлению монархического имперского типа. В европейском Средневековье неоднократно и на длительное время возникали демократические города-государства (феодального и феодально-теократического типа, например, в Голландии, Венеции, Лукке, Женеве, Генце и Новгороде). В феодальном Средневековье, особенно западном, в рамках монархического правления сохранялись от римских муниципальных органов власти и формировались заново условно демократические институты местного самоуправления – провинциальные парламенты с сословным и далеко не полным (городским) правительством, частично выборным, частично основанным на привилегиях («по праву»). В Новгороде вечевые собрания избирали религиозного владыку (республика была теократической) – архиепископа (с 1156 г.), посадника и тысяцкого – светскую власть и князя – военачальника, которого вече могло смещать, как и других должностных лиц. Социальная и политическая свобода представительной власти и суверенность народа – атрибуты Д. – хранились до самого разгрома Новгорода Грозным. Не исчезали и прямые, плебисцитарные (хотя и далеко не всеобщие) демократические формы правления – кантональные народные собрания (мужчин) в Швейцарии (сохранившиеся в одном из кантонов и по сей день); дворянские собрания, соборы (земские и поместные) в России; наконец, церковные сборы, коллективные органы власти в наиболее замкнутых, но также претендовавших на представительное выражение интересов народа в структурах церкви. Таким образом, Д. – исторический процесс, подобный процессу реализации других универсальных ценностей – свободы, справедливости и др., он бесконечен, но реален и проходит через ряд вполне определенных этапов, зафиксированных теорией. Держава (от славян. «държа» – владычество, могущество) – возвышенное обозначение страны и государства, синонимичное им, но со значением господства, мощи, поэтому понятие Д. применяется далеко не ко всем странам, а лишь к наиболее значительным. Понятие Д. связано с идеологией державности – сознанием политического веса страны, ее масштабов, экономического или военного могущества. Деспотизм (от греч. деспот – господин, владыка) – абсолютная и беззаконная власть, произвол, самоуправство, самодурство. В политико - правовой мысли Европы с XVII в. этот термин заменяет тиранию. Дхарма (для брахманизма) - свод обязанностей, которые должны были исполнять каждая из варн. Дхарма (для буддизма) - управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Е Ереси – от греч. Hairesis – особое вероучение, религиозные течения в христианстве, оппозиционные, либо прямо враждебные официальному вероучению. Естественное право – в теории государства и права – совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. З Замкнутое торговое государство – термин И.Г. Фихте, означавший коллективистское, самообеспечиваемое государство (вариант автократии). Западничество – в широком смысле слова это постоянное направление русской общественной мысли, в том числе ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппозиции к идеи самобытности и уникальности исторических судеб России, также к тому, что в середине XIX в. Называлось славянофильством и выражалось формулой «самодержавие, православие, народность», а позднее – почвенничеством. В узком смысле западники – направление русской общественной мысли 40–50-х гг. XIX в., обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма как необходимые для развития России, и присущее В.Т. Белинскому, А.И. Герцену, Т.Н. Грановскому, К.Д. Кавелину, Б.Н. Чичерену. Традиция З. в истории идей проявляется уже в ХII–XIII вв. через противостояние устоявшейся и колонизируемой частей Киевской Руси. В целом его общее положение, или парадигма, в ответе на вопрос, похожа ли история России на историю Западной Европы, таково: чем более своеобразным становился ход нашего общественного развития в сравнении с западноевропейским, тем менее своеобразен был он по отношению к ходу развития восточных стран, и наоборот. В этой посылке содержатся указания на ход многих дискуссий о «судьбах России» в прошлом, настоящем и даже будущем. К началу 40-х гг. XIX в. определилось противостояние западников и славянофилов. Социальный идеал первых, оформившийся как течение к 1839 г., – конституционная монархия или буржуазный парламент по европейским образцам. Славянофилы, оформившиеся двумя годами позже как оппозиция западникам, ратовали за самобытность исторического пути России. Центральная фигура дискуссий между западниками и славянофилами – Петр Великий. Целостности идеологии в рамках З. первой половины XIX в. не было, так как объединяющим началом западников служило скорее отрицание славянофильства, чем поиск конструктивного социального идеала. В числе тех и других были люди с преобладанием консервативных, либеральных и умеренных умонастроений, основным полем для дискуссий служила литературная критика; местные социальные реалии и западниками, и славянофилами учитывались слабо. Те и другие сошли с авансцены идейной жизни 1860-х гг. с принятием реформы об освобождении крестьян, уступая место революционным демократам и почвенникам. Русские западники тем не менее причастны к разработке идей правового государства (даже в форме конституционной монархии), основных гражданских свобод. Последующие формы З. отличались большим разнообразием: здесь и революционные демократы, и либералы, и большинство приверженцев марксизма, и приверженцы позитивизма (с его культом науки, в том числе социальной), противостоящие многим течениям народничества, анархизму и «народному социализму». Е Ереси – от греч. Hairesis – особое вероучение, религиозные течения в христианстве, оппозиционные, либо прямо враждебные официальному вероучению. Естественное право – в теории государства и права – совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. И Идея права – право как свобода (Г.В.Ф. Гегель). Императив (от лат. imperatives – повелительный) – идущий от И. Канта термин, указывающий на общий закон, высшее требование, важнейший принцип, который определяет, что должно делать и как исполнять обязательное. Категорический И. формулируется Кантом так: «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом... чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». В политико-правовой сфере он трактовался как неукоснительное правило взаимоотношений между индивидами, социальными группами и государством. Империя (от лат. imperium – имеющий власть, могущественный, сильный) – 1) в Древнем Риме – высшая государственная власть народа, проявлявшаяся при выборах, в принятии законов, в объявлении войны и при заключении мира, а также в верховном суде; 2) высшее полномочие древнеримских магистров-царей, а при Римской республике – консулов, преторов, диктаторов, протопреторов, городского и преторианского префектов и цензоров. Высшая государственная власть давалась им либо народом Рима посредством
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |