Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К теме 14 2 страница




выборов, либо особым законом. В свою очередь это полномочие подразделялось на применявшееся в военной сфере (давалось консулам) и в гражданской (предоставлялось преторам). Диктатор получал в Римской республике высшую степень И.; с утратой республиканского характера полномочий И. ее высшая степень давалась пожизненно императорам Рима сразу после овладения ими властью; их И. распространялись на всю территорию, контролируемую Римом; 3) территория, на которую распространялась власть императора; 4) государство, возглавляемое лицом, принявшим или получившим по династической линии титул императора; 5) политическая система, объединяющая под началом жесткой централизованной власти неоднородные этнонациональные и административно-территориальные образования на основе отношений метрополия – колонии.

Индустриализм (от лат. industia – старательность) – учение, которое преобразует буржуазный строй в единую, централизованно управляемую промышленную ассоциацию, обеспечивающую всеобщее благосостояние.

Институты – обозначение двух классов политических и социальных явлений: 1) политических учреждений с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом (И. власти – правительство, законодательное собрание, государственный или городской совет, префектура и т. д.); 2) формы и сущности политических функций, отношений, типов управления: И. президентства (президентской власти), представительства (т. е. процедуры избрания доверенных лиц, членов представительных органов власти – парламента и пр., представляющих в них интересы и волю избирателей), партии или партий, ассоциаций и т. п. Степень и характер институционализации общества, т. е. числа возникающих в нем И. и легкости их образования, свидетельствуют об уровне развития и типе общества, его политической системе и ассоциативной жизни,

свободе образования политических и иных группировок. В этом отношении современное демократическое государство существенно отличается от архаических и авторитарных, особенно тоталитарных государств, политическая и общественная структура которых сводится к минимуму формализованных и официальных И.

Институционализм – превращение какого-либо политического явления или движения в организованное учреждение, формализованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти различных уровней и т. п. Начальные формы И. возникают на уровне общественного самоуправления и самоорганизующих (стихийных) процессов: массовых или групповых движений, волнений и т. п., когда в них возникают упорядоченные, направленные действия, лидеры, способные их возглавить, организовать, а затем и постоянные руководящие группы, а само явление поддается управлению. Более развитые формы И. представлены сложившейся политической системой общества со сформированными политическими институтами и институциональной системой власти, учреждений, политических ассоциаций и т. п.

Исламское (мусульманское) право – одна из основных мировых систем права (наряду с континентальным и англосаксонским), сложившаяся в Арабском халифате в VII-Х вв. Основным содержанием являются правила поведения верующих и санкции за их нарушения (шариат), вытекающие из ислама.

Имамат - в шеитской государственно-правовой концепции – важнейший институт осуществления государственных и духовных полномочий, означающий сосредоточение всей власти в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

Иудаизм – религия, возникшая в 1-м тысячелетии до н.э. в Палестине, распространена среди евреев. Одной из иудейских сект было первоначально и христианство, которое позже отделилось и противопоставило себя иудаизму, однако иудаистические священные книги целиком вошли в христианскую Библию (Ветхий завет, т.е. «древний договор» - в отличие от Нового завета - Евангелий).

К

Консерватизм – (от лат. сonservator – охранитель) – направление в политико-правовой мысли России, возникшее как идейная реакция на Великую французскую революцию. Его виднейшими представителями были Э. Берк и Ж. де Местр, критиковавшие рационализм и религиозный нигилизм Просвещения, теории естественного права и общественного договора. Э. Берк выступал за постепенную эволюцию государственных институтов; идеалом Ж. де Местра была государственность Средневековья.

Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае, со временем превратившееся в государственную идеологию, основателем которого был Конфуций (552–479 гг. до н. э.). К. уподобляло государство большой семье, а императора и подданных – отцу и его детям. Оно отрицательно относилось к правлению через законы, противопоставляя им высокие нравственные принципы, обязательные и для правителя, и для подданных.

Каста -обособленная группа лиц с наследственным характером их деятельности, складывающаяся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам.

Кальвинизм - одно из направлений протестантизма, сформировавшийся в Швейцарии под руководством Жана Кальвина (ХVI в.), отличающийся жесткой религиозной нетерпимостью, идеей сращивания общинно-религиозного управления и государства, носившее пробуржуазный характер.

Клерикальное государство – форма организации государственной власти при которой церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику и все сферы общественной жизни. Исторически клерикальными были средневековые государства Европы и являются современные исламские государства.

Л

Легизм (от лат. lех – закон) – течение в Древнем Китае, выступавшее за единоличное правление, основанное на жестких законах, превентивных наказаниях и коллективной ответственности. Виднейшим представителем Л. Был Шан Ян (390–338 гг. до н. э.), убежденный противник конфуцианства.

Либерализм – в широком значении это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивидов в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значении Л. Стал доминирующим типом политической культуры Запада. Как определенное понятие Л. вошел в политический словарь Европы в 30–40-е гг. XIX в. Но его

идейно-теоретические корни и первые опыты практического воплощения (в Англии и США) уходят в конец XVII–XVIII вв. Творцами «классического» Л., первого этапа его исторического развития, являются Локк, Монтескье, Джефферсон и др. Идейно-нравственное ядро «классического» Л. образовали следующие положения: 1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей; 2) автономия индивидуальной воли; 3) сущностная рациональность и добродетель человека; 4) существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность; 5) создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека; 6) договорный характер отношений между государством и индивидом.

Легитимность – от лат. Legitimus – законный, правомерный – юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка. В социологическом смысле термин введен М. Вебером для отличия «эмпирической» легитимности социального порядка, связанной с его фактической значимостью для людей, от нормативной легитимности, связанной с формальным соответствием социального порядка законам страны (легальностью).

Лютеранство – одно из политических течений реформации и сложившаяся в ХV-ХVI вв. ветвь протестантизма. Основателем является М. Лютер. Исходными пунктами учения являются: догмат об оправдании веры и требование переустройства христианской церкви на демократических началах.

М

Макиавеллизм (от имени Н. Макиавелли) – символ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленной цели.

Меритократия (от лат. meritus – достойный и греч. kratos – власть) – форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди.

Мессианизм (от древнееврейского «машнах» – помазанник) – 1) религиозное учение о спасителе мира; 2) воззрения на особую роль какого-либо народа, государства, общественной группы, организации, личности в изменении к лучшему хода мирового развития, общественного порядка, конкретно-исторической кризисной ситуации. М. сложился в иудаизме как предсказание предстоящего пришествия на землю посланца Бога – мессии, который установит справедливый порядок, угодный Богу; как выражение надежды на помощь сверхъестественных сил в общественных делах. Первоначально мессией назывался царь, получавший помазание в церемонии интронизации. После разрушения древнееврейского государства постепенно формируются представления о его грядущем восстановлении с помощью Божьего посланца – мессии. Последний, восстанавливая договор Бога Яхве с еврейским народом, находящимся под его покровительством, обеспечит на земле победу евреев и их избавление от иноземного гнета. В книгах библейских пророков такая победа обусловлена вмешательством сверхъестественных сил в судьбу еврейского народа.

Многочисленные поражения попыток восстановления еврейского государства в ходе истории способствовали усилению мистических моментов в образе мессии и его взаимоотношениях с народом. В христианстве, освоившем и переработавшем идеи иудейского М.,

складывается учение о двух пришествиях Иисуса Христа на землю. В первом он возвещает людям новое евангельское учение, дает надежду на спасение, искупая своей смертью на кресте первородный грех Адама и Евы. В ходе второго, предстоящего пришествия он избавляет человечество от бедствий, устанавливая справедливое Царство Божие на земле после Страшного суда. В отличие от иудейского, христианский М. оставил идею национальной исключительности, спасение лишь одного богоизбранного народа.

Метрополия (греч. metropolis, от meter – мать и роlis – город) – государство, владеющее колониями. В античном мире М. назывался полис, граждане которого основали новые поселения, также становившиеся со временем полисами.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного лица – монарха. В древнегреческой политико-правовой мысли М. являлась одной из простых правильных форм правления. От своей противоположности – тирании – ее отличала мотивация правителя: забота об общем благе, а не своекорыстные цели.

Мораль и политика – взаимодействие между моралью и политикой в истории политических и правовых учений знает три варианта: 1) полное подчинение моралью политики (Сократ, Платон и др.); 2) полный разрыв между политикой и моралью (Макиавелли); 3) стремление сохранить аутентичность политики и морали (либерализм). В христианской теологии справедливость рассматривается как основа и критерий моральности политики. С первой тесно связана и такая категория, как «равенство». Например, Аристотель различал распределительную и уравнительную справедливость: первая основана на геометрическом равенстве, вторая – на арифметическом.

Н

Нация (от лат. natio – племя, народ) – тип этноса, исторически возникшая общность людей с определенным самосознанием. Ж.-Ж. Руссо и его последователи понимали под Н. сообщество граждан, являвшихся единственным источником и носителем суверенитета.

Нестяжательство – одно из направлений в обновленчестве русской православной церкви ХVI в., связанное с требованием удешевления церкви и упрощения церковных ритуалов.

Нормативизм – одно из важнейших направлений в правовой науке ХХ в., рассматривающее право исключительно как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания, «право в чистом виде» (поэтому нормативизм иногда называют «чистой теорией права»). Главным теоретиком нормативизма был австрийский правовед Ханс Кельзен.

О

Общение – в истории политико-правовых отношений О. эволюционировало от примитивных форм (сведение счетов, стычек на собраниях и т. п.) к более цивилизованным. Социум упорядочением О. занимался постоянно, о чем свидетельствуют, например, античные законы о запрещении являться в народное собрание с оружием.

Олигархия (от греч. – oligarchia, от oligos – немногий и arche –власть) – власть немногих в государстве. В древнегреческой мысли олигархия являлась одной из неправильных форм правления, антагонистом аристократии. Олигархи руководствовались стремлением к обогащению, а не заботой о благе сограждан.

Охлократия (от греч. оchlos – толпа, cratos – власть) – власть толпы, в древнегреческой мысли О. являлась одной из неправильных форм правления, противоположностью демократии. Охлос, в отличие от демоса (народа), руководствуется низменными побуждениями; в итоге государство разрушается и наступает анархия.

Общественно-экономическая формация – понятие, отражающее стадиальность развития общества, заложенное в марксизме (выделяются следующие формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая).

П

Патернализм (от лат. раtеr – отец) – доктрина о государстве как заботливом отце по отношению к социально ущемленным группам населения.

Плутократия (от греч. plutos – богатство и kratos – власть) – форма правления, при которой наиболее богатые обладают всей полнотой государственной власти (современный политико-правовой неологизм).

Полис – античный город-государство и одновременно гражданская община, чаще всего с правлением аристократии или демократии. В древнегреческой мысли государство и общество отождествлялись.

Политика (от греч. polis – город-государство, прилагательное от него – роliticos: все, что связано с городом, – государство, гражданин и пр.) – в современном понимании: основная организационная и регулятивно-контрольная сфера общества. Термин П. получил распространение под влиянием трактата Аристотеля «Политика», посвященного государству и праву. Он называл человека политическим животным, поскольку его главное качество – стремиться к общению с другими людьми ради общего блага, а политику именовал наукой о добром и справедливом.

Полития – смешанная форма правления, предложенная Аристотелем (см. «Афинская полития»), которая обладала устойчивостью благодаря сочетанию лучших черт аристократии и демократии (правление лучших в сочетании с участием в политической жизни всех граждан, законодательным преодолением крайности богатства и нищеты).

Поселок общности – в социалистической доктрине Р. Оуэна так названа единица нового социального строя, основанная на коллективном труде и общественной собственности, члены которой не нуждаются в поощрениях и наказаниях.

Права человека – неотъемлемые свободы и права личности. В Новое время утвердилось понимание П.ч. не только как естественных, полученных от рождения, но и неотъемлемых, на которые не может посягнуть ни одно государство. В американской Декларации Независимости (1776) дана классическая формулировка П.ч.: «...все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

Правительство – орган исполнительной власти государства.

Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. П. характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитетом и силой государства. П. закрепляется в официальных документах государства; устанавливая всеобщую форму отношений, оно определяет меру свободы людей, их объединений, государственных органов во взаимоотношениях между ними и гарантии этой свободы. П. направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества. Происхождение и сущность П. – одна из двух главных проблем (наряду с причиной появления государства и его предназначением), рассматриваемых историей политических и правовых учений.

Право абстрактное – право абстрактно свободной личности, первая ступень движения права от абстрактного к конкретному (Г.В.Ф. Гегель).

Право особое – право как определенная ступень и форма свободы (Г.В.Ф. Гегель).

Плюрализм политический – политическое многообразие, т.е. сосуществование и взаимодействие в обществе различных политических партий и иных общественных организаций (профсоюзных, церковных, коммерческих и др.), которым закон обеспечивает свободу выражения их интересов.

Позитивизм – ведущее направлениев социологии ХIХ в. Основные концепции были сформулированы в трудах О. Конта, Милля, Спенсера. Главное в позитивизме – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» социальной теории, использующей методы наблюдения, сравнительный, исторический, математический.

Просветительство – одно из основных направлений в политической идеологииФранции ХVIII в., выражавшее интересы различных слоев третьего сословия. Просветителями были Вольтер, Монтескье, французские материалисты.

Протестантизм -одно из направлений в христианстве формировавшееся в ХV-ХVI вв., рассматривающееся в начале римской католической церковью как ересь. Основными политическими доктринами протестантов является: необходимость вмешательства религиозных общин в государственное и муниципальное управление, религиозное самоуправление. Протестантизм явился идеологической основой европейских буржуазных революций.

Р

Равенство – социальный идеал, проявляющийся на протяжении всей истории человечества и по-разному осмысливаемый в сменяющихся исторических эпохах; принцип, в соответствии с которым людям обеспечиваются социальные условия и возможности соблюдения их прав и свобод; ключевая ценность демократического общества, одна из высших политических ценностей, воплощение принципа справедливости. В доисторическую эпоху принцип Р. определялся скудностью естественных ресурсов и производимых продуктов, что вело к жесткой спецификации в племенных и родовых объединениях, «выбраковке» слабых. В рабовладельческом обществе его действие распространялось лишь на свободных граждан, но не рабов, хотя в эпоху поздней античности стоики выдвигали положения о равенстве людей перед Высшей силой и обосновывали необходимость социального Р. Христианство также провозгласило Р. всех людей перед Богом, но церковь при этом санкционировала сословные и классовые перегородки и привилегии. Социалистические трактовки Р. (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.) связывали его с

необходимостью устранения частной собственности.

Релятивизм – (релятивный – относительный) – признание относительного, условного и субъективного характера познания, человеческих суждений и оценок, отрицание абсолютности этических норм и правил.

Республика (от лат. res publica – общее дело) – форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо их большинству. От имени граждан управление осуществляется представительными органами, избираемыми либо прямым путем, либо на основе особых процедур косвенного народного волеизъявления. Управление, осуществляемое на основе представительства народа, считается республиканским независимо от того, пользуются граждане действительными или

только формальными правами на власть. Степень участия граждан во властных структурах бывает различной в разных Р. и даже в одной и той же Р. На протяжении ее исторического существования. Республиканская форма может предоставлять минимум или максимум свобод гражданам; участие в выборах фактически может принимать как незначительная часть населения, так и его подавляющее большинство (аристократическая и демократическая республики). Термин Р. закрепился в политико-правовой мысли благодаря Цицерону. В Средневековье и даже в Новое время его применяли к так называемым политическим государствам, в том числе монархиям. Например, Ж. Боден, апологет абсолютизма, назвал свой трактат «Шесть книг о республике».

Республиканцы – одно из двух основных течений в политической жизни США после войны за независимость, которое выступало за конфедерацию штатов и демократическую республику. Его виднейшим представителем был Т. Джефферсон.

Роялизм (от фр. rоуаl – королевский) – политическое течение в Западной Европе эпохи буржуазных революций, основанное на приверженности монархии, т. е. монархизм.

Радикализм – понятие, отражающее концепции методов политической борьбы, выражающейся в крайних иногда непарламентских способах ведения политической дискуссии, признающее основным методом обновления политической жизни революционные, а не эволюционные изменения.

Реформация – сложное по социальному составу и содержаниюидеологическое движение ХVI в., принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви. Охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. В узком смысле Реформация – религиозные преобразования в духе протестантизма.

С

Совет промышленников – орган реального управления при системе индустриализма.

Солидаризм – доктрина Л. Дюги (1859–1928), согласно которой различные классы – это составные части общества, нуждающиеся друг в друге. Классовую борьбу возможно преодолеть путем объединения предпринимателей и рабочих одной отрасли в синдикаты. Именно они будут руководить экономической и социальной жизнью; партии, парламентаризм и т. п. постпенно отомрут, а государство станет лишь системой публичных служб.

Страна (русское «сторона» – местоположение) – обозначение государственно-организованного сообщества. Понятие С. является синонимом понятия государства, но имеет более широкое культурно-историческое и социально-экономическое содержание.

Суверен – носитель суверенитета. Первоначально под сувереном понимался монарх (Боден), монарх или собрание лиц (Гоббс). От Дж. Локка идет традиция о народе-суверене.

Суверенитет (от лат. super – над) – независимое от каких-либо сил и обстоятельств верховенство. Классическое определение С. было дано Ж. Боденом как «высшей, абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными в политическом сообществе». Он сформулировал пять признаков С.: 1) верховная законодательная власть; 2) решение вопросов войны и мира; 3) назначение должностных лиц; 4) высшая судебная власть; 5) право помилования. Большой вклад в теорию С. внесли Макиавелли, Гоббс, Локк, Руссо и др.

Социализм – совокупность доктрин, политическое движение, а также определенная организация общества. В современном смысле термин «социализм» был впервые употреблен в Англии в 1827 г. для обозначения сторонников кооперативного движения Р. Оуэна. Далее термин получил широкое распространение по всей Европе и означал общественный строй, при котором средства производства должны находиться во владении общества и где труд каждого становится критерием распределения благ.

Т

Теократия (от греч. teos – Бог, kratos – власть) – форма правления, при которой глава государства одновременно является и главой церкви, а иногда и обожествляется. Древние государства Востока, как правило, были теократиями.

Террор – (от лат. terror – страх, ужас) – устрашение, запугивание. Истории известен государственный Т., характерный массовым уничтожением противников правящего режима (например, террор якобинцев 1793–1794 гг.).

Тирания – неправильная форма правления, противоположная монархии и отличающаяся от нее нравственной мотивацией правителя.

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Теория разделения властей – политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной). Идея о разделении властей высказывалась Аристотелем, Марсилией Падуанским. Была сформулирована в качестве самостоятельного учения Шарлем Монтескье в середине ХVIII в.

Тимократия - вырождение идеальной аристократии, которая приводит к появлению частной собственности и делению людей на свободных и рабов.

Томизм – система идеологического обоснования могущества церкви в жизни общества, освящения существующего порядка.

У

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – политико-правовая доктрина, созданная И. Бентамом. Ее суть заключается в утверждении пользы как главного средства решения общественных задач и прежде всего в обеспечении наибольшего счастья для наибольшего количества людей, т. е. максимизации всеобщей пользы через установление гармонии честных и общественных интересов. В частности, полезным является установление демократической республики.

Ф

Факция (от лат. factio – политическая группировка) – в античном мире так именовались группировки богатых или бедных граждан. Например, в Риме в I в. до н. э. существовали факции оптиматов и популяров.

Фаланга – то же, что фаланстер.

Фаланстер – первичная ячейка нового социального строя без частной собственности и эксплуатации, предложенная Ш. Фурье. Это добровольное объединение людей для совместной жизни (труда, общения и воспитания) на основе коллективной собственности. Его участники создают общеобязательные правила поведения и сознательно их соблюдают.

Федералисты – одно из двух основных течений в политической жизни США после войны за независимость, которое выступало за единое федеративное государство и олигархическую республику. Его виднейшим представителем был А. Гамильтон.

Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) – социально-политические движения, идеологии и государственные режимы правототалитарного типа. В точном смысле фашизм – феномен политической жизни Италии 20-40-х гг. ХХ в. С 30-х гг. название «фашизм» распространяется и на другие режимы: национал-социалистский режим в Германии, военно-фалангистский режим в Испании, военно-полицейский режим в Португалии, действительно имевшие определенные общие черты с режимом Муссолини. Фашизм противопоставляет так называемым институтам и ценностям демократии «новый порядок» и предельно жестки средства его утверждения. Фашизм опирается на народные массы, массовую тоталитарную политическую партию, профсоюзы и непререкаемый авторитет «вождя».

Х

Харизма (от греч. charisma – благодать) – мистическое свойство, ниспосланное свыше и выделяющее ее обладателя из массы верующих. В науке этот термин закрепился благодаря М. Веберу, который считал, что повиновение власти может быть основано на эмоциональной связи последователя с лидером, верящего в его особые качества (необыкновенная отвага, дар пророчества, магические способности и т. п.).

Ш

Шариат – свод мусульманских религиозных и правовых нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным «плодом божественных установлений». Является непосредственным действующим правом в ряде мусульманских стран.

Э

Эгалитаризм (от фр. egalite – равенство) – утопическая общественная теория, обосновывающая необходимость равенства имущества на основании индивидуального или коллективного хозяйства, опирающаяся на всеобщую уравнительность как принцип организации социальной жизни. Следы Э. можно обнаружить в общественных движениях Древней Греции и Рима, в высказываниях ветхозаветных пророков, а затем в евангельской проповеди. Практики Э. придерживались некоторые раннехристианские общины, а затем

средневековые сектанты. Левеллеры в XVI в. в Англии, последователи идей Руссо, а затем якобинцы в XVIII в. во Франции были сторонниками принципа уравнительности с сохранением частной собственности.

Элита (от лат. eligere и фр. elite – лучшее, отборное, избранное) – с XIX в. данный термин стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии и получил широкое распространение в политико-правовой науке XX в. Э. – центральное понятие элитарных теорий, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры является высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры (т. е. творческие функции),

и остальная масса населения (выполняющая нетворческие, репродуктивные функции). Предшественниками современных теорий Э. были Платон и Макиавелли. Как целостная система взглядов эти теории были сформулированы в начале XX в. Парето, Моской, Михельсом. Определение Э. в западной политико-правовой науке неоднозначно: в частности, ею именуются люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности (Парето); наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества, правящий класс (Моска).

Этатизм (от фр. etat – государство) – засилье государства в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной и другой деятельности.

Я

Якобинство – в широком политическом смысле радикальное революционное течение, использующее весь спектр средств (включая и массовый террор) для завоевания и сохранения власти в своих руках и продолжения революционных преобразований. Название связано со зданием монастыря св. Якова в Париже, где заседал политический клуб, выдвинувший своими лидерами Марата, Дантона, Робеспьера – якобинских деятелей Великой французской революции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.