Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продолжительность: 2 часа




Лабораторная работа №4. Внутреннее строение представителей типов Плоские (Plathelminthes), Круглые (Nemathelminthes) и Кольчатые (Annelida) черви.

Продолжительность: 2 часа.

Лабораторная работа №3. Систематика и видовое разнообразие типов Плоские (Plathelminthes), Круглые (Nemathelminthes) и Кольчатые (Annelida) черви.

Необходимое оборудование и материалы: занятие проводится в нижнем зале зоологического музея МГУ, студент должен иметь с собой систематическую основу прочитанной части курса до уровня класса, тетрадь, альбом, карандаши и ластики.

Цель занятия: познакомиться с внешним строением, систематикой и видовым разнообразием основных типов животных, уже пройденных в лекционном курсе.

Задание:

  1. Внимательно рассмотрите экспозицию музея, посвященную типам Плоские (Plathelminthes), Круглые (Nemathelminthes) и Кольчатые (Annelida) черви.

2. Зарисуйте следующие объекты, выделенные жирным курсивом внося их в систематическую основу до уровня класса.

Раздел Билатеральные (Bilateria)

Подраздел Бесполостные (Acoelomata)

Тип Плоские черви (Plathelminthes)

- мюллеровская личинка

- внешнее строение любого вида каждого из трех следующих классов:

Класс Ресничные черви (Turbellaria)

Класс Сосальщики (Trematoda)

Класс Ленточные черви (Cestoda)

Класс Моногенеи (Monogenea)

Тип Круглые черви (Nemathelminthes)

- внешнее строение любого вида каждого из трех

- классов:

Класс Брюхоресничные или (Gastrotricha)

Класс Нематоды (Nematoda)

Класс Коловратки (Rotatoria)

КлассКиноринхи(Kinorhyncha)

Класс Приапулиды (Priapulida)

Класс Волосатики (Nematomorpha)

Класс Скребни (Acanthocephala)

Подраздел Целомические (Coelomata)

Надтип Трохофорные (Trochozoa)

Тип Кольчатые черви (Annelida)

- личинка трохофора 1 стадия

- внешнее строение любого вида каждого из трех классов:

Класс Многощетинковые (Polychaeta)

Класс Малощетинковые (Oligochaeta)

Класс Пиявки (Hirudinea)

Класс Первичные кольчецы (Archiannelida)

Класс Эхиуриды (Echiurida)

Класс Сипункулиды (Sipunculida)

 

Необходимое оборудование и материалы: микроскопы, осветители, готовые препараты зрелых члеников широкого лентеца (Diphyllobothrium latum) и бычьего цепня (Taeniarhynchus saginatus), поперечных срезов аскариды (Ascaris lumbricoides) и дождевого червя (Lumbricus terrestris). Студент должен иметь с собой систематическую основу прочитанной части курса до уровня класса, тетрадь, альбом, карандаши и ластик. Занятие проводится в университете.

Цель занятия: познакомиться с основными отличительными особенностями строения представителей типов Плоских, Круглых и Кольчатых червей.

Задание:

1. Возьмите готовый препарат зрелого членика широкого лентеца и рассмотрите его на малом увеличении. Ориентируясь на рис.1 незрелого членика найдите и зарисуйте строение зрелого членика. Общий вид зрелого членика приведен на рис. 2. Подпишите на своем рисунке: эпителий, паренхиму, матку с яйцами, яичники, оотип, семенники и семявыносящие протоки, совокупительный орган (есть не на всех препаратах). Переведите на большое увеличение и рассмотрите строение яйца широкого лентеца. Рисунок должен быть озаглавлен следующим образом:

Надраздел Eumetazoa

Раздел Билатеральные (Bilateria)

Подраздел Нецеломические (Acoelomata)

Тип Плоские черви (Plathelminthes)

Класс Ленточные черви (Cestoda)

Широкий лентец (Diphyllobothrium latum)

Рис. 1. Строение незрелого членика широкого лентеца (Diphyllobothrium latum): 1 – совокупительный орган, 2 –

семепровод, 3 – семенник, 4 – яичник, 5 – оотип, 6 –желточники, 7 – желточный проток, 8 – матка, 9 – влагалище, 10 – отверстие матки

2. Возьмите готовый препарат зрелого членика бычьего цепня и рассмотрите его на малом увеличении. Ориентируясь на рис.2 общего вида зрелого членика и на рис.3 незрелого членика, зарисуйте строение зрелого членика. Подпишите на рисунке: эпителий, паренхиму, половую клоаку, матку с яйцами, влагалище, оотип, совокупительный орган, семяпровод, семявыносящие протоки, семенники (видны не на всех препаратах). Переведите на большое увеличение и рассмотрите строение яйца, бычьего цепня. Рисунок должен быть озаглавлен следующим образом:

 

Надраздел Eumetazoa

Раздел Билатеральные (Bilateria)

Подраздел Нецеломические (Acoelomata)

Тип Плоские черви (Plathelminthes)

Класс Ленточные черви (Cestoda)

Бычий цепень (Taeniarhynchus saginatus)

А Б

Рис. 2. Общий вид строения зрелых члеников: А – бычьего цепня (Taeniarhynchus saginatus) и Б – широкого лентеца (Diphyllobothrium latum)

Рис. 3. Строение незрелого членика бычьего цепня (Taeniarhynchus saginatus): 1 – семенники, 2 – семенные протоки, 3 – семяпровод, 4 – совокупительный орган, 5 –половая клоака, 6 – влагалище, 7 – яичник, 8 – желточник, 9 – оотип, 10 – матка, 11 – продольный выделительный канал, 12 – поперечный выделительный канал

На рис. 1, 2, 3 обязательно подпишите паренхиму, указав стрелочкой в пространство между органами.

3. Возьмите готовый препарат поперечного среза самки человеческой аскариды (Ascaris lumbricoides) и рассмотрите его на малом увеличении. Ориентируясь на рис. 4, зарисуйте строение поперечного среза, подпишите на рисунке: спинной, брюшной и боковой валики гиподермы, продольный канал выделительной системы, плазматические отростки мышечных

4. клеток, мышечные клетки, яичник и яйцевод в продольном и/или поперечном сечении, кишечник, кутикулу, матку, первичную полость тела. Рисунок должен быть озаглавлен следующим образом:

Надраздел Eumetazoa

Раздел Билатеральные (Bilateria)

Подраздел Нецеломические (Acoelomata)

Тип Круглые черви (Nemathelminthes)

Класс Нематоды (Nematoda)

Человеческая аскарида (Ascaris lumbricoides)

Рис. 4. Поперечный разрез самки аскариды (Ascaris): 1 – спинной валик гиподермы, 2 – плазматические отростки мышечных клеток, 3 – мышечные клетки, 4 – яичник в продольном разрезе, 5 – стенка кишечника, 6 – кутикула, 7 – боковой валик гиподермы, 8 – продольный канал выделительной системы, 9 – яичник, перерезанный поперек, 10 – матка, 11 – яйцевод в продольном разрезе, 12 – брюшной валик гиподермы, 13 – яйцеводы, перерезанные поперек

На рис. 4 обязательно подпишите первичную полость тела, указав стрелочкой в пространство между органами.

 

5. Возьмите готовый препарат поперечного среза дождевого червя (Lumbricus terrestris) и рассмотрите его на малом увеличении. Ориентируясь на рис. 5, зарисуйте строение поперечного среза. Подпишите на рисунке:. кутикулу и эпидермис, кольцевую мускулатуру; продольную мускулатуру, спинной кровеносный сосуд, тифлозоль с сосудом, кишечник, хлорагогенные клетки, метанефридий, щетинку, брюшную нервную цепочку, целомический эпителий, брюшной кровеносный сосуд, мезентерий, целом Рисунок должен быть озаглавлен следующим образом:

Надраздел Eumetazoa

Раздел Билатеральные (Bilateria)

Подраздел Целомические (Coelomata)

Надтип Трохофорные (Trochozoa)

Тип Кольчатые черви (Аnnelida)

Класс Малощетинковые (Oligochaeta)

Дождевой червь (Lumbricus terrestris)

 

 

Рис. 5. Поперечный срез дождевого червя (Lumbricus terrestris): 1– кутикула и эпидермис; 2 – кольцевая мускулатура; 3 – продольная мускулатура; 4

13

спинной кровеносный сосуд; 5 – тифлозоль с сосудом; 6 – кишечник; 7 – хлорагогенные клетки; 8 – метанефридий; 9 – щетинка; 10 – брюшная нервная цепочка; 11 – целомический эпителий; 12 – брюшной кровеносный сосуд; 13 – мезентерий; 14 – целом

На рис. 5 обязательно подпишите целом или вторичную полость тела

Вопросы к пройденному материалу:

1. Какие из трех рассмотренных типов червей

- имеют первичную полость тела;

- имеют вторичную полость тела;

- полости тела не имеют?

2. Расскажите о внутреннем строении типа

- Плоских червей на примере широкого лентеца;

- Круглых червей на примере человеческой аскариды;

- Кольчатых червей на примере дождевого червя.

3. Какова филогенетическая связь между рассмотренными типами и их связи с менее и более высокоорганизованными животными?

4. Дайте характеристику морфоэкологической радиации рассмотренных трех типов червей.

5. Какой из классов типа Круглых червей обладает наибольшей экологической пластичностью и почему?

Лабораторная работа №5. Определение классов типа Членистоногие (Arthropoda).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.