Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое обеспечение управления таможенными органами




В современных условиях законодательная основа таможенного дела характеризуется как одна из наиболее обширных в российской правовой системе. Это объясняется многообразием функций, присущих таможенным органам; сложностью и комплексностью таможенно-правового регулирования; стремлением к унификации и упрощению таможенных процедур в соответствии с международными стандартами.

Таможенное регулирование в таможенном союзе

Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

- Кодекса таможенного союза;

- международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

- решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Кодексом таможенного союза и международными договорами государств - членов таможенного союза.

Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза.

Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза.

При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом таможенного союза и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Основные направления деятельности Правового управления ФТС России:

- правовое обеспечение деятельности таможенных органов;

- обеспечение единообразия применения законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами;

- обеспечение правовой защиты государственных интересов и интересов таможенных органов в судах и других органах;

- руководство информированием о правовых актах в области таможенного дела и консультированием по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

- методическое обеспечение структурных подразделений центрального аппарата ФТС России и таможенных органов по правовым вопросам.

Виды юридической деятельности и виды деятельности таможенных органов:

− по содержанию: финансовая, административная, правоохранительная, информационная, международная;

− по форме осуществления: нормотворческая, правоприменительная, договорная;

− по территориальной подведомственности: деятельность ФТС на всей территории страны; деятельность региональных таможенных управлений в федеральных округах; деятельность таможен на подведомственных им территориях;

− по отраслевой принадлежности: уголовно-процессуальная; финансово-правовая; административно-процессуальная; международно-правовая; гражданско-правовая;

− по направленности воздействия: внешняя; внутренняя.

Системно-концептуальный подхода в основе правового обеспечения деятельности таможенных органов

Выделяются следующие виды системности:

− целевая - заключается в подтвержденной нормативно-правовыми актами цели деятельности таможенных органов, выраженной в содействии развитию внешней торговли;

− территориальная - означает, что действие таможенного законодательства распространяется на всю таможенную территорию страны;

− организационная - может быть охарактеризована через решение организационно-правовых вопросов нормами права. Организационно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов заключается в создании государством, во-первых, самой системы данных субъектов, а во-вторых, условий их функционирования (материально-технической базы, финансирования, профессиональной подготовки и т.д.);

− функциональная - отражает пределы компетенции таможенных органов в рамках правового обеспечения их деятельности. Важным здесь является точное определение правового статуса каждого звена в системе таможенных органов, что будет способствовать адаптации ведомственных интересов к общегосударственным.

Особенности правового обеспечения деятельности таможенных органов

Правовое обеспечение деятельности таможенных органов строится на двух составляющих: правовые основы как результат нормотворческой деятельности субъектов, правомочных его осуществлять; механизм реализации правовых основ как итог правоприменительной деятельности субъектов, наделенных соответствующей компетенцией в области таможенного дела.

Особенности правового обеспечения деятельности таможенных органов:

1. Сочетание законности и целесообразности. Принцип законности - основополагающий принцип правового государства, подразумевающий всемерное подчинение членов общества правилу о необходимости неукоснительного соблюдения норм права. При этом в деятельности органов государственного управления законность должна органично сочетаться с целесообразностью. Одна из задач таможенного регулирования - убедить участников внешней торговли, что быть законопослушным выгодно.

2. Комплексность. Комплексность регламентации есть особенность правового регулирования внешнеэкономических отношений в целом. Комплексность правового обеспечения деятельности таможенных органов исходит из комплексности отрасли таможенного законодательства.

3. Императивность. Учитывая, что основным методом таможенного права является метод властных предписаний, в основе таможенного законодательства находятся императивные нормы. При этом нельзя не отметить, что данный метод не является единственным, он дополняется диспозитивным методом правового регулирования в тех случаях, когда для регламентации тех или иных общественных отношений в таможенной сфере привлекаются нормы гражданского законодательства (например, хранение товаров на складах временного хранения).

4. Системность. Правовое обеспечение деятельности таможенных органов должно строиться на основе устранения недостатков, противоречий, коллизий, а также создания совокупности цельных, внешне и внутренне согласованных мероприятий. Данная особенность проявляется как в системности правовых основ деятельности таможенных органов, так и в единообразном понимании всеми должностными лицами таможенных органов правил, регулирующих отношения в области таможенного дела.

5. Ответственность. Одной из важных задач является усиление ответственности таможенных органов в части регулирования отношений в рамках их компетенции и реализации собственных полномочий. В настоящее время весьма остро стоит вопрос об ответственности органов публичной власти. В таможенных отношениях издержки субъектов внешней торговли могут многократно возрасти вследствие принятия неправомерных решений сотрудниками таможенных органов. В такой ситуации ответственность таможенных органов (в том числе и материальная) должна быть безусловной и неотвратимой.

6. Оптимизация баланса частных и публичных интересов. Важной представляется поддержка участников внешнеэкономической деятельности со стороны таможенных органов с целью обеспечения их добросовестной конкуренции на мировом рынке, а также физических лиц для обеспечения соблюдения их прав и законных интересов. Снижение затрат участников внешней торговли (как временных, так и материальных), несомненно, приведут к стимулированию как экспорта, так и импорта и в целом повысят экономическую конкурентоспособность.

Основные направления совершенствования правового обеспечения деятельности таможенных органов

Приоритетными направлениями правового обеспечения деятельности таможенных органов в соответствии с рекомендациями Всемирной таможенной организации являются:

1. Внедрение электронного декларирования. Основными достоинствами электронного декларирования выступают: прозрачность таможенного оформления; сокращение времени документального контроля, уменьшение количества правонарушений, обусловленных личным контактом таможенника и предпринимателя.

2. Осуществление таможенного контроля на основе совершенной системы управления рисками. Для этого необходимо создание единого информационного пространства; разработка методик по выявлению рисков, определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков, а также ущерба от них; выявление причин и условиях, способствующих совершению правонарушений в области таможенного дела; разработка и проведение мероприятий по минимизации рисков.

3. Совершенствование обмена информацией между странами. Учитывая, что нередко неправомерные деяния в области таможенного дела носят трансграничный характер, значение сведений, предоставляемых таможенными службами иностранных государств трудно переоценить.

4. Налаживание прочных партнерских отношений с предпринимательскими структурами. Оно осуществляется таможнями абсолютного большинства государств, реализующими идею построения идеальной модели таможенных органов, реально содействующих развитию международного товарооборота. Эта модель получила название «таможня для участников внешнеэкономической деятельности», она предполагает максимально эффективное развитие принципа гласности в деятельности таможенных органов.

В настоящее время новые подходы к деятельности таможенных органов в целом определены, однако они установлены, как правило, международными стандартами и концептуальными документами. Реализация таких основ должна проводиться посредством своевременных корректив национального законодательства, регулирующего различные направления деятельности таможенных органов. Это позволит добиться эффективных результатов деятельности таможенных органов и их должностных лиц.

Значимость качественного правового обеспечения деятельности таможенных органов обусловлена несколькими причинами:

- во-первых, таможенные органы должны иметь отвечающую необходимым требованиям нормативно-правовую базу, позволяющую обеспечить оптимальный баланс публичного и частного интересов;

- во-вторых, в актах таможенного законодательства должны быть отражены средства, позволяющие таможенным органам реагировать на различные способы незаконного перемещения товаров через границу (помимо таможенного контроля или сокрытием от него, путем представления недействительных документов, указания недостоверных сведений (в том числе занижения таможенной стоимости), нарушения законодательства об интеллектуальной собственности и пр.);

- в-третьих, законодательство, регулирующее деятельность таможенных органов, должно содержать четкие и ясные правила, не допускающие противоречий и двойственности их понимания, а также не допускающие возможность должностного лица действовать исключительно по собственному усмотрению, ущемляя при этом законные права и интересы физических и юридических лиц;

- в-четвертых, российское законодательство в области таможенного дела должно строиться на основе положений международных стандартов, конвенций, соглашений, имеющих целью упрощение и унификацию таможенных процедур, облегчение мировой торговли и реальное содействие ее течению со стороны государства.

Эффективная деятельность таможенных органов зависит не только от совершенной правовой базы, применяемой ими в своей работе, но и от единообразного применения и толкования нормативных положений как всеми должностными лицами таможенных органов, так и подконтрольными субъектами.


Глава 5. Подготовка и принятие управленческих решений

в таможенных органах

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.