Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоматологическое просвещение. Мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта




Стоматологическое просвещение населения является одним из основных компонентов любой про­граммы профилактики и должно предшествовать и сопутствовать обучению гигиене полости рта.

Стоматологическое просвеще­ние — это предоставление населе­нию любых познавательных воз­можностей для самооценки и выра­ботки правил поведения и привы­чек, максимально исключающих факторы риска возникновения за­болеваний и поддерживающих при­емлемый уровень стоматологиче­ского здоровья. Стоматологическое здоровье зависит от общего состоя­ния организма, поведения и привы­чек человека, а также особенностей окружающей среды. Специалисты должны вырабатывать у населения убежденность в необходимости ре­гулярного ухода за полостью рта с целью предупреждения кариеса зу­бов и болезней пародонта.

К методам стоматологического просвещения относятся беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры. Средства просвещения — это книги, брошюры, памятки, плака­ты, газеты, журналы, видеофильмы, реклама на радио и телевидении. Методы оценки эффективности про­свещения могут быть субъективны­ми (анкетирование населения) и объективными (изменение показа­телей стоматологического статуса).

Убедить пациента изменить свои привычки или приобрести новые — очень трудный и долгий процесс, связанный с врожденной боязнью перемен, которая присуща челове­ку. Этот процесс идет медленными, повторяющимися шагами и на пер­вых стадиях обратим. Вначале про­водят теоретические занятия, цель которых — приобретение знаний,


понимание их и выработка убежде­ния в необходимости их примене­ния. Затем следуют практические занятия, на которых происходит выработка навыка выполнения ка­кой-либо манипуляции, и только потом путем многократных упраж­нений навык превращается в при­вычку. Только в этом случае чело­век начинает все выполнять авто­матически.

В стоматологическом просвеще­нии детей и подростков должны участвовать, помимо врачей-стома­тологов, специалисты, в частности стоматологические гигиенисты, а также педиатры, психологи и педа­гоги. Однако на стоматологах лежит основная ответственность за сто­матологическое просвещение, по­скольку они должны разрабатывать все информационные материалы и обучать других специалистов.

Главной задачей стоматологиче­ского просвещения является разъяснение населению значения состояния зубов и полости рта для организма, роли гигиены и пита­ния в профилактике стоматологи­ческих заболеваний.

 

Целесообразно начинать мотива­цию с бесед с педагогами, меди­цинскими работниками детских уч­реждений и родителями. Родители должны уделять особое внимание гигиеническому уходу за полостью рта своих детей с момента прорезы­вания зубов. От понимания родите­лями степени своей ответственно­сти зависит здоровье ребенка. Толь­ко тесное взаимодействие родите­лей с врачами-педиатрами и стома­тологами делает возможным сохра­нение здоровой полости рта у детей раннего возраста.

Стоматолог должен не менее 2 раз в год проводить занятия с роди­телями, рекомендуя им начинать чистку зубов у детей сразу после прорезывания первых молочных зу­бов.


Важным этапом является мотива­ция детей. Занятия с детьми дол­жны быть строго дифференциро­ванными, в зависимости от их воз­раста: если с детьми младшего воз­раста лучше проводить занятия в форме игры, то со старшими нужно разговаривать так же, как со взрос­лыми.

Неотъемлемой частью стоматоло­гического просвещения населения являются рекомендации, касающи­еся питания, так как известна его роль в сохранении здоровья поло­сти рта. Питание может влиять на твердые ткани зубов как в период их формирования, так и после про­резывания. Одним из главных усло­вий формирования резистентных к кариесу зубов детей является пол­ноценное в качественном и коли­чественном отношении питание бе­ременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты.

Не меньшее значение в форми­ровании резистентности зубных тканей имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идут закладка и развитие постоянных зубов. Иде­альным питательным продуктом для новорожденного является мо­локо матери. Недостатки искусст­венного вскармливания детей необ­ходимо максимально устранять пу­тем дополнительного введения в организм ребенка фруктовых соков, овощных пюре и других продуктов.

Для развития и поддержания здо­ровья минерализованных тканей (не только зубов, но и альвеоляр­ной кости) необходимы кальций, фосфор, витамины группы В. Если эти вещества не поступают в орга­низм ребенка в достаточном коли­честве, могут наблюдаться гипоми-нерализация зубов во время их формирования, а также задержка прорезывания.

Для современных условий харак­терны такие особенности питания, как преимущественное употреб-


ление мягкой пищи, содержащей большое количество легкофермен-тируемых углеводов, наряду с уве­личением частоты приема пищи, что способствует возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения.

В рекомендациях по снижению кариесогенного потенциала пита­ния следует подчеркивать:

• необходимость уменьшения об­щего потребления Сахаров;

• пользу снижения частоты потреб­ления Сахаров;

• значение уменьшения времени пребывания Сахаров в полости рта;

• важность замены легко метаболи-зируемых Сахаров на неметаболи-зируемые (сахарозаменители).

Одним из путей повышения уровня самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сы­рые овощи, твердые фрукты). Хо­рошая тренировка зубочелюстной системы происходит при употреб­лении твердой сухой пищи, требую­щей обильного слюноотделения и длительного пережевывания. Ее прием можно рекомендовать детям для воспитания у них привычки к жеванию, интенсификации роста и развития зубочелюстной системы. Желательно употребление овощей и фруктов после приема сладкой, липкой, мягкой пищи, а также в промежутках между основными приемами пищи.

Факторы питания играют боль­шую роль в сохранении здоровья не только зубов, но и тканей пародон-та, а также слизистой оболочки по­лости рта. Для нормального обнов­ления эпителия в ротовой полости необходим белок. Кроме того, бел­ками являются вещества, образую­щие в слюне механизмы защиты (лизоцим, пероксидаза слюны, лак-тоферрин, макрофаги и др.).

Для того чтобы знания о прави­лах и режиме питания перешли в привычку, необходимо проведение


санитарно-просветительной работы среди населения. Следует помнить, что привычки и традиции питания являются неотъемлемой частью всех привычек, которые способны сохранить здоровье человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.