Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательные теории мотивации. Сущность мотивации как функции управления




Теории мотивации

Сущность мотивации как функции управления

ТЕМА 8. МОТИВАЦИЯ ТРУДА И АКТИВИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА

Вопросы:

8.1.Сущность мотивации как функции управления

8.2.Теории мотивации

8.2.1. содержательные теории;

8. 2.2. процессуальные теории

8.3. Активизация человеческого ресурса

 

Мотивация какфункция управления имеет цель активизировать деятельность людей и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах.

Часто мотивацию отождествляют со стимулированием. Эти понятия близки по содержанию, но их не стоит смешивать.

Стимулы используются людьми давно. В Древнем Риме «стимулами» - называли шесты, используемые возницами для управления лошадьми, запряженными в колесницы. В настоящее время стимулирование предполагает внешнее (моральное, физическое, материальное) воздействие на людей с целью непосредственного влияния на результаты труда, активизацию деятельности работников.

Мотивация – более широкое понятие, которое можно рассматривать в двух аспектах:

1. как психологический процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения (69);

2. как определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения отдельных людей и их групп.

Только зная, что движет человеком, заставляет его работать, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно эффективно воздейст­вовать на него. При этом важно помнить, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетание и приоритеты по­требностей могут меняться.

Руководитель должен знать, что работник, получивший конкретное задание, реагирует на него иногда по-своему и непредсказуемым образом, поскольку:

• поведение людей зависит не только от необходимости или явных же4 ланий, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих субъективных факторов;

• одни люди находятся под властью привычки, традиции, системы предрассудков и стереотипов, поведение других в решающей степени зависит от нравственных принципов, социальных или политических идеалов и т. д.;

• человек реагирует на внешние события, как правило, импульсивно без глубокого анализа причин и следствий.

 

 

 

Исследователи разделяют современные теории мотиваци и на 2 типа:

• содержательные;

• процессуальные.

Содержательные теории базируются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Наиболее видные представители данного типа теории мотивации: А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцберг.

В процессе жизнедеятельности человек испытывает ряд потребностей, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Среди специалистов единого взгляда на систему потребностей человека еще нет.

Однако большинство психологов придерживаются мнения, что потреб­ности мож но классифицировать:

на первичные, которые по своей природе являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребность в пище и сне);

вторичные - психологические (например, потребность в любви, ува­жении и т. п.).

Первичные потребности заложены в человеке генетически, а вторич­ные обычно осознаются людьми с опытом. Поскольку люди имеют разный жизненный опыт, то их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные. Л. Маслоу предположил, что-

• люди в своих мотивациях опираются на 5 видов потребностей;

• потребности формируют иерархию, в которой любая другая потреб­ность становится мотиватором только после того, как низшая в ие­рархии будет удовлетворена.

Иерархия потребностей А. Маслоу (снизу вверх) выглядит следующим обраэом:

физиологические - нужда в пище, воде, сне, сексе и других вещах, не­обходимых для обеспечения жизни;

• в безопасности - нужда в безопасности, защите, порядке, мире;

социальные - например, потребность в любви и принадлежности к определенной социальной группе. Люди сытые и находящиеся в безо­пасности ощущают нужду в друзьях и семье, в принадлежности к группе;

• в уважении - статус, престиж, слава, успех, внимание;

самовыражении, самореализации, личной власти.

Два первых уровня относятся к первичным потребностям, остальные к вторичным. Как правило, потребности вторичные начинают волно­вать личность лишь после удовлетворения первичных. Хотя бывают случаи, когда люди ради реализации вторичных потребностей пренеб­регают частью первичных.

Потребности человека находятся в постоянном развитии. При этом, как замечал К. Маркс, утонченность потребностей и средств для их удовлетворения, имеющая место на одной стороне, порождает на дру­гой стороне скотское одичание, полнейшее, грубое, абстрактное уп­рощение потребностей.

Одна из главных задач государственного управления - создание усло­вий, при которых люди могли бы сознательно удовлетворять свои по­требности в полном объеме.

Интерес представляет концепция потребностей человека Клейтона Альдерфера. В ее основе также лежат иерархические потребности че­ловека, стимулирующие его деятельность.

В отличие от иерархии потребностей А. Маслоу К. Альдерфер считает, что в нее входят 3 группы:

существования - аналогичные физиологическим потребностям и по­требностям безопасности по А. Маслоу;

связи - потребности принадлежности к социальной группе, в любви;

роста - потребности самовыражения, власти, уважения. Принципиальное различие вышеуказанных теорий состоит в том, что, по К. Альдерферу, движение потребностей происходит не только вверх, но и вниз. При этом, по мнению ученого, в случае неудовлетворенно­сти потребности верхнего уровня усиливается степень влияния по­требности более низкого уровня и человек переключает внимание на этот уровень.

Еще одна концепция человеческих потребностей, получившая назва­ние теории 2 факторов, разработана Фредериком Герцбергом. Он считал, что потребности можно разделить на 2 части:

мотивирующие потребности, определяющие удовлетворенность работой:

• успех;

• продвижение по службе;

• признание и одобрение результатов работы;

• высокая степень ответственности;

• возможности творческого и делового роста;

направленные на устранение негативных условий работы - "гигиениче­ские", "факторы здоровья": Они связаны с политикой фирмы и админи­страций, условиями работы, заработком, межличностными отноше­ниями с начальниками и подчиненными, степенью непосредственного контроля за работой. Теория 2 факторов также устанавливает иерархию потребностей:

высшие потребности:

• удовлетворенность работой;

• творчество;

• признание;

• продвижение по службе;

10 низших.

• политика компании;

• технический надзор;

взаимоотношения:

- с начальником;

- коллегами;

- подчиненными;

• заработок;

• безопасность;

• личная и семейная жизнь;

• условия труда;

• статус.

Наблюдения подтверждают, что Когда человек недоволен работой, то обычно его претензии относятся к социальному окружению, а ощу­щение удовлетворенности, комфортности дает сама работа. Теория мотивации Д. Мак-Клелланда основное внимание уделяет по­требностям высшего уровня, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены. Мак-Клелланд считал, что людям присуши 3 потребности:

• власти;

• успеха;

• причастности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на дру­гих людей. Люди с потребностью власти - вовсе не обязательно рву­щиеся к власти карьеристы в негативном, наиболее часто употребляе­мом значении этих слов. На взгляд Мак-Клелланда, тех людей, у ко­торых наивысшей является потребность власти и отсутствует склон­ность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к заня­тию высших руководящих должностей.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, лю­бят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответствен­ность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.

Мотивация на основании потребности в причастности по Мак-Клелланду схожа с мотивацией по А. Маслоу. Такие люди заинтере­сованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Их руководители должны поддерживать атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и кон­такты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.