КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Содержательные теории мотивации. Сущность мотивации как функции управления
Теории мотивации Сущность мотивации как функции управления ТЕМА 8. МОТИВАЦИЯ ТРУДА И АКТИВИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА Вопросы: 8.1.Сущность мотивации как функции управления 8.2.Теории мотивации 8.2.1. содержательные теории; 8. 2.2. процессуальные теории 8.3. Активизация человеческого ресурса
Мотивация какфункция управления имеет цель активизировать деятельность людей и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах. Часто мотивацию отождествляют со стимулированием. Эти понятия близки по содержанию, но их не стоит смешивать. Стимулы используются людьми давно. В Древнем Риме «стимулами» - называли шесты, используемые возницами для управления лошадьми, запряженными в колесницы. В настоящее время стимулирование предполагает внешнее (моральное, физическое, материальное) воздействие на людей с целью непосредственного влияния на результаты труда, активизацию деятельности работников. Мотивация – более широкое понятие, которое можно рассматривать в двух аспектах: 1. как психологический процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения (69); 2. как определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения отдельных людей и их групп. Только зная, что движет человеком, заставляет его работать, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно эффективно воздействовать на него. При этом важно помнить, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетание и приоритеты потребностей могут меняться. Руководитель должен знать, что работник, получивший конкретное задание, реагирует на него иногда по-своему и непредсказуемым образом, поскольку: • поведение людей зависит не только от необходимости или явных же4 ланий, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих субъективных факторов; • одни люди находятся под властью привычки, традиции, системы предрассудков и стереотипов, поведение других в решающей степени зависит от нравственных принципов, социальных или политических идеалов и т. д.; • человек реагирует на внешние события, как правило, импульсивно без глубокого анализа причин и следствий.
Исследователи разделяют современные теории мотиваци и на 2 типа: • содержательные; • процессуальные. Содержательные теории базируются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Наиболее видные представители данного типа теории мотивации: А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцберг. В процессе жизнедеятельности человек испытывает ряд потребностей, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Среди специалистов единого взгляда на систему потребностей человека еще нет. Однако большинство психологов придерживаются мнения, что потребности мож но классифицировать: • на первичные, которые по своей природе являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребность в пище и сне); • вторичные - психологические (например, потребность в любви, уважении и т. п.). Первичные потребности заложены в человеке генетически, а вторичные обычно осознаются людьми с опытом. Поскольку люди имеют разный жизненный опыт, то их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные. Л. Маслоу предположил, что- • люди в своих мотивациях опираются на 5 видов потребностей; • потребности формируют иерархию, в которой любая другая потребность становится мотиватором только после того, как низшая в иерархии будет удовлетворена. Иерархия потребностей А. Маслоу (снизу вверх) выглядит следующим обраэом: • физиологические - нужда в пище, воде, сне, сексе и других вещах, необходимых для обеспечения жизни; • в безопасности - нужда в безопасности, защите, порядке, мире; • социальные - например, потребность в любви и принадлежности к определенной социальной группе. Люди сытые и находящиеся в безопасности ощущают нужду в друзьях и семье, в принадлежности к группе; • в уважении - статус, престиж, слава, успех, внимание; • самовыражении, самореализации, личной власти. Два первых уровня относятся к первичным потребностям, остальные к вторичным. Как правило, потребности вторичные начинают волновать личность лишь после удовлетворения первичных. Хотя бывают случаи, когда люди ради реализации вторичных потребностей пренебрегают частью первичных. Потребности человека находятся в постоянном развитии. При этом, как замечал К. Маркс, утонченность потребностей и средств для их удовлетворения, имеющая место на одной стороне, порождает на другой стороне скотское одичание, полнейшее, грубое, абстрактное упрощение потребностей. Одна из главных задач государственного управления - создание условий, при которых люди могли бы сознательно удовлетворять свои потребности в полном объеме. Интерес представляет концепция потребностей человека Клейтона Альдерфера. В ее основе также лежат иерархические потребности человека, стимулирующие его деятельность. В отличие от иерархии потребностей А. Маслоу К. Альдерфер считает, что в нее входят 3 группы: • существования - аналогичные физиологическим потребностям и потребностям безопасности по А. Маслоу; • связи - потребности принадлежности к социальной группе, в любви; • роста - потребности самовыражения, власти, уважения. Принципиальное различие вышеуказанных теорий состоит в том, что, по К. Альдерферу, движение потребностей происходит не только вверх, но и вниз. При этом, по мнению ученого, в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень влияния потребности более низкого уровня и человек переключает внимание на этот уровень. Еще одна концепция человеческих потребностей, получившая название теории 2 факторов, разработана Фредериком Герцбергом. Он считал, что потребности можно разделить на 2 части: • мотивирующие потребности, определяющие удовлетворенность работой: • успех; • продвижение по службе; • признание и одобрение результатов работы; • высокая степень ответственности; • возможности творческого и делового роста; • направленные на устранение негативных условий работы - "гигиенические", "факторы здоровья": Они связаны с политикой фирмы и администраций, условиями работы, заработком, межличностными отношениями с начальниками и подчиненными, степенью непосредственного контроля за работой. Теория 2 факторов также устанавливает иерархию потребностей: • высшие потребности: • удовлетворенность работой; • творчество; • признание; • продвижение по службе; • 10 низших. • политика компании; • технический надзор; • взаимоотношения: - с начальником; - коллегами; - подчиненными; • заработок; • безопасность; • личная и семейная жизнь; • условия труда; • статус. Наблюдения подтверждают, что Когда человек недоволен работой, то обычно его претензии относятся к социальному окружению, а ощущение удовлетворенности, комфортности дает сама работа. Теория мотивации Д. Мак-Клелланда основное внимание уделяет потребностям высшего уровня, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены. Мак-Клелланд считал, что людям присуши 3 потребности: • власти; • успеха; • причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти - вовсе не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном, наиболее часто употребляемом значении этих слов. На взгляд Мак-Клелланда, тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Мотивация на основании потребности в причастности по Мак-Клелланду схожа с мотивацией по А. Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Их руководители должны поддерживать атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |