Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы регионального стратегического планирования




Региональная политика включает два взаимосвязанных компонента: 1) стратегия регионального развития, включает постановку глобальных проблем регионального развития; постановку глобальных целей; конкретизацию целей на перспективу и ближайшие задачи.

2) тактика регионального развития предлагает разработку тактических приемов и конкретных методов и путей решения задач.

В целях подготовки информационно стратегической базы необходимо провести ряд аналитических работ. В целях систематизации процедуры и результатов могут быть выделены следующие виды аналитических работ.

1). Традиционный анализ материалов региональной статистики выполняются на основе публикаций органов государственной статистики. Для изучения динамики статистических показаний необходимо охватывать данные за последние 3 года, а при возникновении неоднозначности трактовки результатов, за более длительный период. Результатом данного анализа может быть контрольные таблицы, диаграммы.

2). Анализ структуры В.Р.П. предполагает расчет суммы добавочных стоимостей, созданных в отраслях экономики региона. В целях дальнейшего определения приоритетов экономического развития, необходимо провести анализ структуры и динамики В.Р.П. в разрезе отраслей экономики. После этого выявляются наиболее динамично развивающиеся отрасли и выбирается базовый год, по отношению к которому строится прошлогодняя модель. Следующим шагом является расчет среднегодового темпа роста В.Р.П., с целью реализации стратегических направлений. Главным результатом данного анализа должна стать правильная оценка тенденции развития региона, способной оказать влияние на его будущее в прогнозном периоде. Из полученных результатов должны быть сделаны следующие выводы:

а) обеспечивают ли прогнозирование темпы роста отдельных отраслей экономики стратегические цели увеличения В.Р.П.(если нет, то по каким причинам).

б) какие из анализируемых отраслей наиболее значимы для реализации стратегических целей с точки зрения изменения их удельного веса в структуре В.Р.П. и темпов отраслевого роста.

3) Анализ исторического аспекта развития региона. Необходимо изучить, систематизировать и проанализировать:

а) опыт экономических реформ с точки зрения применения положительных практик для решения современных задач.

б) наиболее значимые события в истории региона (политические, экономические, социальные), влияние которых сохраняется и сегодня. Какие из отраслей экономики преобладали в различные периоды?

в) экономический потенциал, сформировавшийся в предыдущие годы.

г) менталитет населения, оказавший влияние на мотивацию при разработке, реализации стратегий.

Проведение такого анализа поможет правильно оценить тенденции, которые сегодня оказывают влияние на развитие регионов.

4) Ретроспектива стратегического планирования в регионе. Целевые установки анализа стратегического планирования в регионе должны быть следующие:

а) многие технические работы, связанные с анализом региона были уже проделаны предшественниками, а их опыт позволил сэкономить ресурсы разработчика.

б) цикличность развития многих экономических производств позволяет рассчитывать на то, что в результате анализа существующих наработок будут выявлены готовые решения и конкретные мероприятия, которые будут способствовать решению задач современного этапа.

в) необходимо обеспечить преемственность развития.

5) Анализ оценки регионов внешними экспертами. В целях сопоставления уровня конкурентно способности анализируемого региона с иными субъектами РФ могут быть использованы результаты рейтинговых исследований (журнал “Эксперт”, министерство экономического развития РФ, министерства финансов).

6) SWOT – анализ специфики социально – экономической ситуации региона. Это исключительно эффективный, доступный и дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в регионе. При проведении SWOT-анализа необходимо ответить на 4 вопроса:

а) каковы сильные стороны данного объекта и каковы его преимущества?

б) в чем слабые стороны и в чем регион уступает потенциальным конкурентам?

в) какие благоприятные возможности существуют для дальнейшего развития?

г) какие потенциальные опасности наиболее вероятные в будущем?

 

S Strength Сильные стороны W Weakness Слабые стороны
T Treatment угрозы O Opportunity возможности

 

Анализ элементов внутренней среды предполагает оценку сильных и слабых сторон развития региона, при этом оцениваются разнообразные аспекты и характеристики региона в качестве фактических категорий. Каждый элемент в зависимости от конкретного региона, может оказаться как сильной, так и слабой стороной.

 

Фактор Сильные стороны Слабые стороны
1. Географическое положение 2. Природные ресурсы 3. Экология 4. Жилищная сфера 5. Инжен. информация 6. Социальная информация 7. Рыночная информация 8. Нормативная информация   × × × × × × × × ×

 

Анализ элементов внешней среды предполагает оценку возможностей и угроз, которые находятся вне зоны контроля региона.

 

Фактор Возможности Угрозы
1. Геополитические потребности 2. Международные тенденции 3. Федеральные политические силы 4. Общие силы, социальные и культурные факторы 5. Демографические проблемы 6. Уровень технического развития 7. Коммуникация 8. Региональные контакты 9. Конкуренция 10. Местное самоуправление × × × ×   × ×     × ×   × ×

Главная цель проведенного SWOT-анализа, подготовка стратегических целей регионального развития. Дополнительные возможности для оценки внешней среды может дать PEST- анализ.

Стратегии подразделяются на 2 уровня.

- стратегия I уровня: создание условий для приоритетного роста отдельных отраслей, в которых эксперты прогнозируют максимальные темпы роста. Создание условий для приоритетного развития отдельных отраслей с наиболее высоким показателем добавочной стоимости в объем производства. Антикризисные мероприятия по отраслям аутсайдеров. Использование положенных инфраструктурных проектов решений. Эффективное использование бюджетных средств развития. Продвижение перспективных инвестиционных проектов. Продвижение перспективных высокотехнологических товаров регионов. Создание инновационной структуры, производственно – технологической инфраструктуры, финансовой инфрастуктуры, кадровой и информационной инфраструктуры. Анализ распределения объема инвестиции по источникам, в том числе бюджетным и не бюджетным, анализ и распределение инвестиций по направлениям.

- стратегии II уровня: кластерный подход к экономическому развитию (кластер – географическое объединение соседних взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга).

Ресурс мотивации, способствующих экономическому росту, при этом выделяют 4 уровня мотивации:

а) страновой уровень – система базовых ценностей народа

б) региональный уровень – системы ценностей, объединенных людей, проживающих на территории региона

в) корпоративный уровень – интеграционная система ценностей коллектива.

г) личностный – система ценностей отдельного человека.

Административная реформа в регионах, нацеленная на развитие, должна быть проведена в следующей последовательности:

1. Необходимо проанализировать действующую структуру исполнительной власти в регионах, с точки зрения возможности обеспечения регионального развития.

2. Смоделировать возможные варианты реформирующей структуры в целях повышения эффективности управлениям развития территории с учетом перераспределения полномочий и компетенций.

3. Предусмотреть необходимость создания в структуре регионального управления органов и организации, главной функцией которой являлось бы развитие регионов.

4. Проанализировать распределение зон интересов и ответственности власти и бизнеса в вопросе регионального развития.

5. Рассмотреть возможность передачи функции или их части по управлению региональным развитием от органов государственной власти негосударственной, некоммерческим организации

 

4. Организация, принципы и методы регионального менеджмента.

Региональный менеджмент как один из видов специального метода представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона. С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент – это управление социально – экономическими процессами в регионах, в условиях перехода к рыночным отношениям. Основные цели регионального менеджмента:

1. ориентация развития регионов на решение социально-экономических проблем, воспроизводства условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека.

2. формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйственными субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности.

3. ориентация структурной и инвестиционной политики региона на спрос и потребности рынка, на запрос региональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынке и может способствовать повышению финансовой самостоятельности регионов.

4. формирование и развитие регионального маркетинга, как основы разработки и реализации региональной стратегии.

5. переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе.

6. оценка конечного результата регионального менеджмента, в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения.

Научная основа регионального менеджмента – это система научных знаний, которая является теоретической базой регионального менеджмента, в том числе принципы регионального менеджмента, его методы, модели и механизмы. Задачи регионального менеджмента:

1. обеспечение расширенного воспроизводства

2. экономическая и социальная трансформация хозяйства, анализ прогнозирования и программирования регионального развития

3. оптимизация финансовых потоков. Формирование условий и механизмов укрепления экономической базой регионов

4. обеспечение экологической безопасности и защиты окружающей среды

5. формирование и реализация стратегий, инвестиций, научно-технической политики в регионе. Создание и развитие рыночных инфраструктур.

 

Объекты регионального менеджмента по признакам:

1. по принадлежности объекта к той или иной форме собственности: объектами является федеральная, муниципальная, и собственность субъекта федерации.

2. по характеру продукции или услуг, производимых в регионе: продукция, потребляемая внутри региона; продукция, имеющая межрегиональное потребление; экспортная продукция.

3. по характеру и степени воздействия субъекта хозяйствования на экономику региона: экономические, социальные, экологические.

4. по воспроизводству условий жизнедеятельности населения и удовлетворение потребностей людей: охрана здоровья, образование, культура и т.д.

Можно выделить 2 формы регионального менеджмента: прямая характеризует прямое, непосредственное воздействие на предприятие и организации, относящиеся к собственности субъектов федерации; косвенная – определяет воздействие на все другие объекты.

Основные принципы регионального менеджмента:

- принцип децентрализации заключается в перемещении и принятии решений от центральных органов управления. Этот принцип обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе, полицентрализованную систему управления, делегирование функций управления сверху вниз

- принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления, как юридически равных партнеров

- принцип субсидиарности.Заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Реализация в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения регионов, а также минимальной бюджетной обеспеченности

- принцип мобильности и адаптивности – способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения окружающей среды

- принцип выделенной компетенции состоит в дифференциации функций внутри сфер регионального управления. По такому принципу осуществляется перераспределение функции субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсо обеспечение каждой функции

- принцип разграничения функций состоит в дифференцировке различных функций между сферами регионального управления

Методы регионального менеджмента.

Методами регионального менеджмента является совокупность приемов и средств воздействия на хозяйственные субъекты региона. Все методы делятся на 2 группы:

1. методы прямого воздействия

2. методы косвенного воздействия.

Прямые механизмы направлены на те предприятия, которые относятся к собственности субъектов федерации. Косвенные – на все другие объекты.

Методы регионального менеджмента также делятся:

1. на степени воздействия на объект управления:

- общие, направлены на изучение и управление объектом в тесном взаимодействии с другими объектами;

- специальный метод. Используется в связи с возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования решений.

2. по организационной характеристике воздействия:

- административные – реализуются путем прямого воздействия руководителя и собственника на подчиненного. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения и т.д.

- экономические методы заключаются в воздействии на экономические интересы потребителей и работников с помощью цен, оплаты труда, денежно – кредитных регуляторов;

- социально – психологический метод – направлен на реализацию воспитательных и социально – психологических приемов руководства, при этом субъект управления воздействует непосредственно на психологический уровень населения путем создания соответствующих стимулов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.