Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад Й.Тюнена, В.Лаунхардта, А.Вебера и других исследователей в региональную аналитику, изучение закономерностей пространственного размещения производства




Первой работой, в которой собственно пространственное размещение производства стало предметом исследования, считается работа Иозефа фон Тюнена (1780-1850) «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии», вышедшая в 1826 г. Хотя объектом исследования было размещение сельского хозяйства, но работа имеет общеметодологическое значение, поскольку анализу подверглись факторы, измеряющие пространство сквозь призму экономических индикаторов. Ими стали:

1) издержки производства (производственные расходы);

2) плодородие почв и транспортабельные свойства сельскохозяйственных культур, выращиваемых на соответствующих плодородных землях;

3) транспортные расходы на доставку с учетом рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Несмотря на известную абстрактность построений И.Тюнена, известные допущения, его теория сельскохозяйственного штандорта представляет собой первую попытку разработать теоретическую модель рационального размещения производства в соответствии с экономическими ограничениями. Уже это обеспечивает достойное место теории сельскохозяйственного штандорта в истории региональной экономики. Его попытка выстроить на этой основе теорию земельной ренты не столь удачна, поскольку уже до него и на более высоком теоретико-методологическом уровне она была уже разработана классиком английской политической экономии Давидом Риккардо.

Принципы, использованные И. фон Тюненом для штандорта сельскохозяйственного производства, применялись В. Лаунхардтом для отдельного промышленного предприятия. Он выводил место рационального размещения такого предприятия относительно рынков сбыта и источников добычи сырья. Как и И.фон Тюнен, Лаунхард опирался на транспортные издержки как на решающий фактор, предполагая, что производственные затраты в рыночных условиях становятся равными для всех точек исследуемой территории[7].

Однако следующим важным этапом в развитии теории размещения производства (штандорта), представляется, явилась теория промышленного штандорта, предложенная немецким социологом, культурологом, историком и экономистом Альфредом Вебером (1868-1958), выпустившим в 1909 году книгу с таким же названием. Это утверждение строится на том основании, что он впервые использовал такой ранее не исследуемый фактор пространственного размещения производительных сил, как концентрация территориального размещения производства, что он показал как агломерационный эффект.

А.Вебер также исходил из предположения, что размещение производства подчинено принципу наименьших издержек производства. Они принимают форму следующих трех факторов, называемых им «ориентациями»[8]:

1) транспортной ориентацией, основанной на минимальных транспортных издержках доставки грузов;

2) рабочей ориентаций, предполагающей минимизацию затрат на рабочую силу (цену рабочей силы в форме зарплаты);

3) агломерацией, предполагающей выигрыш размещения в центрах скопления других промышленных предприятий, где уже имеется развитая производственно-транспортная и социальная инфраструктура, а значит - нет необходимости тратить капитал на возведение энергетического хозяйства, коммуникаций и в целом коммунального хозяйства и т.п.

Рассматривая транспортную ориентацию, Вебер для удобства расчетов все предполагаемые к транспортировке материалы делит на повсеместные и локализованные. Под первыми он понимает такие, какие могут добываться практически повсеместно: глина, вода, дерево. Соответственно под локализованными – только те, которые добываются или производятся в конкретно локально определенном месте. Это могут быть месторождения полезных ископаемых или, по терминологии Вебера, материальный склад, куда свозятся из близлежащих мест сырье и материалы, и где транспортными издержками можно пренебречь.

Такое деление - операционально для его теории штандорта, потому что в зависимости от этого формируется подход к оценке транспортных издержек. Ясно, что повсеместные материалы в расчетах не участвуют, т.к. их можно добывать непосредственно в месте производства продукта.

Далее им предлагается локализованные материалы подразделять на:

· «чистые материалы», полностью потребляемые в продукте (как, например, хлопковое волокно в пряже, или металлопрокат в металлических изделиях), и

· «весотеряющие и грубые материалы» (например, железная руда для производства того же металлопроката, или уголь для производства энергии), предполагающие определенные потери (отходы) при переработке сырья в годный материал и не используемые в основном производстве из сырья готовой продукции.

1) При использовании одного или нескольких повсеместных материалов производство ориентируется на пункт потребления.

2) При использовании одного чисто локализованного материала штандорт может находиться в любом месте между материальным складом и пунктом потребления. При добавлении к чисто локализованному материалу повсеместного материала штандорт перемещается к месту потребления.

3) Наиболее часто встречающиеся случаи, когда использование весотеряющих локализованных материалов идет в соединении с повсеместными, решаются так:

Величина экономии на рабочих издержках зависит от:

1) показателя абсолютной величины рабочих издержек на тонну готового продукта, названного Вебером «индексом рабочих издержек»;

2) процента сокращения этих издержек в «рабочем пункте» по сравнению с пунктом минимальных транспортных затрат.

Две группы условий влияют на характер и направленность рабочей ориентации[9]:

· условия, связанные с характером отдельных отраслей, (штандортный вес, материальный индекс и индекс рабочих издержек) и

· общие условия среды.

В результате Веберу удалось и здесь, в рабочей ориентации, найти общие закономерности: чем ниже штандортный вес, тем шире может происходить отклонение штандорта от пункта транспортного минимума к «рабочим пунктам» и обратно. Притягательная сила «рабочих пунктов» растет или слабеет параллельно индексу рабочих издержек. Показатель количественной зависимости обоих показателей Вебер выразил в «рабочем коэффициенте», который рассчитывается как отношение величины рабочих издержек к штандортному весу. Таким способом, через «рабочий коэффициент», Веберу удалось количественно выразить и рабочую ориентацию.

Агломерация, по А.Веберу, не является неким совершенным конструктом, который одинаково оказывает эффект на располагающиеся в нем производства. Он различал:

а) низшую степень агломерации,

б) простое укрупнение производственных единиц, и

в) высшую степень как пространственное сближение производств без слияния их в единую целостность, в одну единицу.

При этом в учет влияния агломерации как фактора, реально отражающего эффект, вводились и процессы, препятствующие агломерации и потому затрудняющие перемещение производственных единиц в непосредственную близость друг к другу, когда вполне может реализовываться эффект агломерации. К числу таких факторов Вебер относил:

· подорожание жизни работников (подорожание фонда жизненных средств работников и членов их семей);

· повышение заработной платы, что ограничивает возможности конкуренции по рабочей ориентации;

· повышение цен на земельные участки, ограничивающие возможность пространственного сближения производственных единиц;

· рост цен на сырье и материалы.

Все последующие теории штандорта, разрабатываемые в мире, практически исходили из перечисленных. Дальнейшей тенденцией развития теории штандорта было естественное стремление создать целостную, общую теорию, которая объединяла бы теорию сельскохозяйственного штандорта Тюнена и промышленного штандорта Вебера. Такие попытки из известных исследователей предпринимались О.Энглендером, Тордом Паландером, Августом Лёшем (1906-1945).

Кроме теорий штандорта, широкое распространение получила теория центральных мест, разработка которой связана с именем Вальтера Кристаллера (1893-1969), опубликовавшего свою теорию в 1933 году. Центральными местами, по В. Кристаллеру, являются экономические центры («О» на рис. 10), обслуживающие товарами и услугами себя и население округи. Со временем, охватывая все пространство региона, зоны обслуживания товарами и услугами имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники, наподобие пчелиных сот, поскольку именно эта форма минимизирует среднее расстояние для сбыта продукции и поездок населения близлежащих территорий за услугами и покупками[10].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.