Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональное программирование как теория и практика территориального размещения производственных баз и инфраструктуры




Практика регионального программирования.
Программирование развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития.
Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет место во всех развитых странах мира.
В основу программно-целевого подхода как инструмента проведения региональной администрацией целенаправленной политики по решению проблем региона должна быть положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке.
Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Существуют федеральные, региональные и отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных социально-экономических целей1.
Структурными элементами программно-целевого подхода в регулировании регионального развития являются установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение согласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намечаемых мер.
В качестве целевых установок регионального развития могут выступать задачи как общерегионального уровня (например, повышение эффективности функционирования экономики региона путем развития производственной инфраструктуры или создание условий для широкого развития предпринимательства), так и более узкого и частного характера (например, решение продовольственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами определенного вида).
Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Принципиальное значение имеет положение о том, что для стабильного развития региона нельзя ограничиваться только решением задач, имеющих преимущественно оперативный характер и связанных с функционированием жизнеобеспечивающих систем и объектов. Необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование (модернизацию) экономики базы, развитие социальной среды.
Процедура разработки комплексных региональных программ опирается на апробированную и общепринятую в мировой практике схему и предусматривает следующую последовательность действий:
• анализ социально-экономической ситуации в регионе, выявление проблем, определение их актуальности и социальной значимости;
• формулировка проблем, подлежащих программному решению, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;
• выделение основных целей, их ранжировка, построение «дерева целей»;
• поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);
• детализация и уточнение отобранных альтернатив;
• разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы;
• разработка рекомендаций по реализации программы, оценка последствий реализации программы.
Региональные программы должны базироваться на единой системе методов и показателей общенационального и территориального регулирования, что обеспечивает сопоставимость этих уровней и возможность включения в программный и непрограммный оазоезы региональных разработок.
Ограниченность финансовых, материальных и других ресурсов делает невозможной и нецелесообразной одновременную разработку большого количества программ. Речь идет, таким образом, о непременном ранжировании и отборе наиболее актуальных и перспективных проблем из числа потенциальных.
Важной предпосылкой отбора проблем является их тщательное изучение и научное обоснование с единых методологических позиций. Для этих целей применим метод, который основан на ранжировании проблем согласно количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой по группам критериальных признаков, и их суммирование.

44. Теории обоснования целесообразности регионального сотрудничества «Объединения угля и стали» в Европе как начала европейской интеграции.

Региональное программирование показало пределы роста производительных сил в рамках отдельно взятых стран, когда очевидным становился транснациональный уровень развития этих сил. Одновременно инструментарий регионального программирования подсказывал возможности усиления ряда стран, совместно решающих задачи рационального размещения производственных мощностей на пространстве расширяющегося рынка определенных видов индустриальной продукции. Следующий предел будет преодолен, когда потребуется свобода перемещения инвестиций, вкладываемых уже не в индустриальные сектора экономики, а в сферу услуг и движение капитала в форме нематериальных активов. Однако начиналось все на этапе бурного индустриального подъема.

Оборот товарного капитала своим следствием обусловил межстрановый оборот денежного капитала, который, в свою очередь, вызвал необходимость в межстрановом обороте производственного капитала. Возникла потребность в надстроечной координации транснационального сотрудничества, и в ареалах наиболее тесных международных странах начали образовываться зоны свободной торговли, таможенные союзы и другие организационные формы беспрепятственного перемещения товаров, капитала и производственных мощностей.

В конце 1946 года был создан Союз европейских федералистов, а в начале 1947 г. Международная Лига борьбы за Соединенные Штаты Европы. В том же 1947 году создается Европейский Союз парламентариев, в задачу которого входила работа по унификации основных торговых требований и условий, призванных упростить межстрановую торговлю и в последующем - процесс интеграции. Появившиеся организации нуждались в скоординированной работе, и для этих целей был создан Международный комитет движений за объединение Европы[11].

В 1948 году учреждается Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), куда вошло 17 основных стран Западной Европы. Велись переговоры о создании Европейского таможенного союза в том же составе. При этом обсуждались также возможности создания таможенного союза между Скандинавскими странами, а также двусторонних таможенных союзов между Францией, Италией и Турцией[12]. Однако реально реализовался только такой союз, как Бенилюкс. Спустя три года (в 1951г.) ФРГ, Франция Италия и страны Бенилюкса организовали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Это было первое на территории Европы регионально-интеграционное образование, которое имело множество внутренних барьеров и ограничений, но тем не менее был создан прецедент, показавший, что процессы объединения возможны.

По названию – ЕОУС - очевидно, что предметом урегулирования на межстрановом уровне стали вопросы производства и реализации угля и стали, важнейших в процессе индустриализации товаров. Участие правительственных учреждений в регулировании всех спорных вопросов показало высокую эффективность сотрудничества, если это отвечает интересам стран-участниц.

Однако далеко не все проходило без проблем в ходе последующих этапов расширения ЕС. На первом этапе расширения ЕС в 1973 г., которое происходило за счет принятия в Союз Великобритании, Дании и Ирландии, с экономической точки зрения проблема возникла только с наиболее «слабым звеном» - с Ирландией. Понадобился определенный период времени, прежде чем удалось обеспечить некоторое выравнивание, которое создало условия даже для экономического подъема в этой стране.

Самостоятельной проблемой, не решенной до сих пор, стало объединение двух Германий. Но здесь основная нагрузка выпала на государственный бюджет ФРГ. Опыт, накопленный в политике выравнивания присоединенных восточных земель, пригодился позже, когда наступил современный этап приема и адаптации стран бывшего социалистического содружества – стран Центральной Европы.

Большие сложности в обеспечении интегрированной региональной целостности, не преодоленные до сих пор, были вызваны референдумом по принятию общеевропейской конституции ЕС. Оба запуска по всем европейским странам-членам ЕС встретили неодобрение населения Франции и затем - Ирландии.

Для руководителей отечественных региональных органов исполнительной власти, исходя из изложенного, важно иметь в виду, что активная деятельность властных органов способна активизировать хозяйственную и предпринимательскую инициативу, используя возможности координации, основанные на так называемом административном ресурсе.

 

45. Этапы и формы создания Европейского экономического союза и их теоретическое отражение в идеологии объединения.
Европейский валютный союз: история развития
Формирование и развитие Европейского союза – это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется – недавно к 15 членам сообщества добавились еще 10 государств, также не исключено, что расширение ЕС будет иметь место и в дальнейшем. Растет и валютный союз европейских государств. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие.
Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.
С точки зрения экономического развития Европейского валютного союза, на текущий момент можно выделить 7 этапов интеграции входящих в него государств:
1 этап – 1947-1957 годы – начало европейской экономической интеграции, учреждение Европейского платежного союза.
2 этап – 1957-1974 годы – создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС), план «Венера».
3 этап – 1974-1985 годы – ввод первой европейской расчетной единицы – ЕРЕ (European unit of account - EUA), решение о создании Европейской валютной системы, появление европейской валютной единицы «экю» (European currency unit - ECU).
4 этап – 1985-1992 годы – разработка и утверждение меморандума «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка».
5 этап – 1992-1999 годы – подписание Маастрихтского договора, определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе, создание Европейского валютного института, разработка и реализация плана введения евро. 6 этап – 1999-2001 годы – введение евро в безналичный оборот.
7 этап – с 2002 года по настоящее время – введение евро в наличный оборот, разработка и реализация плана присоединения к валютному союзу новых стран.
Идея создания единой валюты на Европейском континенте появилась давно. Однако с особой остротой этот вопрос возник после второй мировой войны, которая нанесла серьезный удар по международной валютной системе. В середине ХХ века впервые в современной истории Европа оказалась без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который еще в 30-е гг. вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. Поэтому в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция (впоследствии он был преобразован в Европейское валютное соглашение).
Поскольку валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны были обеспечить высокий уровень конвергенции (сближения). Для определения степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:
• уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем более чем на 1,5%;
• долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств с наименьшим уровнем инфляции;
• национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;
• дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;
• государственный долг - не выше 60% от ВВП.
Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать следующие основные выводы:
1. Валютная интеграция как экономическое явление появилась в середине XIX века, когда было образовано сразу несколько валютных союзов. В то же время, наибольшее значение данное явление приобрело в современном мире, в эпоху роста глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Многие страны мира в настоящее время стремятся к валютной интеграции, стремясь реализовать себя в качестве значимых игроков на мировых рынках и укрепить курсы национальных валют.
2. В мировой практике можно выделить несколько форм валютной интеграции, любая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны. В процессе валютной интеграции страны – участницы соглашения проходят несколько этапов развития валютного союза, который во многих работах предстает высшей формой валютной интеграции, однако, по мнению ряда авторов, не является «панацеей от всех бед».
3. Европейские страны прошли долгий и тернистый путь к образованию европейского валютного союза. Не раз переговоры по созданию ЕВС заходили в тупик, постоянно шли споры по необходимости тех или иных действий, договоренностей. До сих пор не все страны – первоначальные участницы Европейского союза перешли на единую валюту. Поэтому для того, чтобы оценить перспективы дальнейшего развития ЕВС, необходимо взвесить все положительные и отрицательные стороны введения евро, проанализировав экономические и социальные аспекты этого бесспорно одного из самых значимых событий начала XXI века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.