Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сайты поддержки




Выбрать итоговый вариант

Здесь можно воспользоваться процедурой многокритериальной оценки, причем как для решения в целом, так и для выбора конкретных частей (например, одного из вариантов карманного компьютера). Основные этапы такой оценки:

1. Сформулировать критерии, значимые для вас при оценке вариантов (например: цена, степень «карманности», удобство работы с текстами, и т.п.); придать этим критериям некоторые веса (удобно делать их приведенными к единице, например: цена – 0.4, карманность – 0.2… и т.п., в сумме единица), задающие значимость критериев.

2. Оценить варианты на соответствие этим критериям. Шкала для оценки не должна иметь больше девяти градаций; реально как правило хватает пяти, например от –2 до +2.

3. Подсчитать итоговые оценки для каждого варианта, перемножив оценки по критериям на веса соответствующих критериев.

Процедура такой оценки не является идеально корректной (телевизор с очень хорошим звуком и очень плохим изображением получит в ней «средне-нормальную» оценку, что явно не соответствует действительности). Но это не так уж важно, поскольку полезны не столько итоговые оценки, сколько сам процесс их получения, который помогает вам системно и дотошно рассмотреть различные варианты. Как правило результатом этого процесса становится четкое целостное понимание, какой вариант для вас оптимален, даже если цифры не однозначно свидетельствуют в его пользу.

Как в процессе выбора карманного компьютера, так и в процессе его использования, очень полезно обращаться к публикациям и обсуждениям на тематических интернет-сайтах. Приведем несколько примеров:

1. «Секты». MyPsion.ru, PalmClub.ru. Сообщества людей, в большей или меньшей степени «сдвинутых» на соответствующих компьютерах. По этой причине не всегда объективных в суждениях, но зато готовых помочь «соплеменнику». Здесь же обзоры «железа» и программ, заметки о реальном опыте использования, и т.п.

2. «Технари». Hpc.ru, Handy.ru. Достаточно подробные обзоры, но как правило «технарского» характера, т.е. дотошное описание функций, скорее для «тонкого ценителя», чем для практика, выбирающего себе инструмент работы и не желающего залезать в глубокие дебри.

3. «Поддержка принятия решений». Mabi.ru, PocketSux.ru. Эти сайты, на наш взгляд, ближе всего подошли к той задаче, которую должна выполнять и наша статья – т.е. помочь не искушенному в технике человеку выбрать рабочий инструмент. На сайте mabi.ru рекомендуем обратить внимание на интервью с менеджерами, описывающими личный опыт применения карманных компьютеров. Там же имеются достаточно удобные в использовании публикации типа «Как настроить карманный компьютер для работы с интернетом через мобильный телефон». Сайт pocketsux.ru – «антирекламный», на нем собран «компромат» на различные модели карманных компьютеров. На него весьма полезно заглянуть, уже определившись с набором моделей, которые вам понравились – чтобы отсеять заведомо неприемлемые.

Наконец, напомним, что никакое чтение публикаций в интернете не заменит личного разглядывания и ощупывания различных моделей карманных компьютеров, которое дает интегральное впечатление и помогает принять финальное решение.

Заключение

Автор надеется, что читатель почерпнул из этой статьи вывод, который ему никогда не предложит ни одна рекламная статья по теме. А именно: карманный компьютер – это прибор, не относящийся к разряду “plug and play”, “wash and go”, и т.п. Проще говоря, чтобы сделать его мощным инструментом экономии вашего времени, необходимо потратить время и интеллектуальные усилия, приложить изобретательность и смекалку.

Скорее всего, это хорошо. Избалованный продуктами типа MS Office, авторы которых активно стараются отучить пользователя думать, человек может легко забыть, что инструменты, которыми он работает, можно и нужно тщательно затачивать, тратя на это усилия сегодня, а результат получая только завтра.

Обзаведясь карманным компьютером, вам придется осуществить небольшой инвестиционный проект. Он прекрасно напомнит о том, что инвестиции в свою эффективность – это «альфа и омега», суть всей науки и искусства тайм-менеджмента.

 

 

74. От удовлетворения потребителя к реализации ценностей

 

Ставим на место подход «от потребителя»

В первой половине двадцатого века в центре внимания находилось производство – его эффективность, совершенствование соответствующих методов и технологий, и т.д. В последние несколько десятков лет мы наблюдали неумолимое перемещение акцента внимания на потребителя – выяснение и формирование его желаний, выстраивание с ним отношений, в т. ч. эмоциональных, и т.д. Что дальше?

Подойдем к ответу на этот вопрос с двух сторон – эмоциональной и интеллектуальной. Эмоциональный ход будет следующим: нарисуйте, пожалуйста, двух человечков, подпишите под одним «Я любимый», под другим – «Мой клиент». А теперь возьмите фломастер своего любимого цвета и честно обведите кружочком того из этих двух человек, который для вас дороже, ближе и важнее. «Честно» – значит не оглядываясь на потребности PR, на стереотипы, которые вдалбливают глянцевые журналы для менеджеров, и т.д. Вряд ли у вас есть сомнения, что у автора есть сомнения, кого вы выбрали.

Теперь сделаем интеллектуальный ход в том же направлении. Каким образом произошел переход от «промышленной» парадигмы к «потребительской»? Фактически это был хорошо известный в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) «переход к надцели», ответ на вопрос «Зачем?» Зачем нам совершенствовать методы производства? – Для того, чтобы продать больше товаров лучшего качества, т.е. лучше удовлетворять потребителя.

Сделаем следующий переход к надцели. Зачем нам нужно удовлетворять потребителя? Чтобы получить больше денег, власти, славы, морального удовлетворения, признания, и т.д., и т.п. Формулируя то же самое в более общих терминах: удовлетворять потребителя нужно для того, чтобы реализовывать свои ценности. Т.е. вашими ценностями являются, например, благосостояние, независимость, и т.п. – вы ставите соответствующие цели, подзадачей которых является удовлетворение потребителя.

Нетрудно заметить, что как подход «от потребителя» не отрицал «производственный», но включал его в себя как составную часть, так и «ценностный» подход не отрицает необходимости удовлетворения потребителя, но ставит это удовлетворение на подобающее ему место. Точно так же, как в свое время «производственный» подход был «поставлен на место» «потребительским» подходом. Под «поставил на место» здесь понимается одновременно и указание на место подхода в общей картине, в т.ч. на его ограниченность, и, благодаря этому указанию ограниченности – указание на нежелательные проявления подхода и на возможности их устранения.

«Потребительский» подход сделал невозможными такие проявления «производственного» подхода, как например знаменитое фордовское «мы можем продать вам машину любого цвета, при условии, что этот цвет – черный». Новый подход позволил избавиться от «производственного снобизма», улучшить жизнь потребителей и общества в целом, и т.д. Но всякое положительное явление, переходя разумные границы, может превращаться в свою противоположность. Какие неприятные проявления «потребительского» подхода позволяет прекратить наш «ценностный» подход?

Болезненность и неестественность гонки, в которой сгорают люди бизнеса, теряя силы, здоровье и вкус к жизни, очевидна. Но причины этой болезни гораздо глубже, чем плохо налаженный личный тайм-менеджмент в техническом смысле слова. Это скорее неумение управлять своим временем на уровне последней ступени «лестницы тайм-менеджмента» (последовательности «эффективность – стратегия – философия»), на уровне выстраивания своей деятельности в соответствии со своими ценностями.

Ценности, которыми осознанно или неосознанно управляется среднестатистический современный деловой человек, являются в высшей степени навязанными. Для правоверного протестанта гонка за прибылью была вполне органичной, поскольку материальный успех был для него эквивалентен степени «предопределенности к спасению», а следовательно – «степени» блаженства в будущем мире. [См. Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. Книга есть в интернете.] Для большинства современных бизнесменов уже не существует зависимости между количеством ноликов на банковском счете и уровнем загробного блаженства, но привычка к наращиванию числа этих ноликов – сохранилась.

Результат – непрерывная и всеобщая «продажа людям больше сыра, чем они могут съесть», голод в недоразвитых странах на фоне кризисов перепроизводства в переразвитых, и т.д. Механизмы этой всеобщей шизофрении описали Веркор и Коронель в романе «Квота» еще несколько десятилетий назад, и не слишком ошиблись в прогнозах. Вкратце суть происходящего можно выразить как попытку утолить жажду соленой водой – нужно или вовремя остановиться, или быть готовым к тому, чтобы лопнуть. Чтобы не уподобляться одинокой Кассандре, привлечем к своим словам авторитет Дж.Сороса, который в «Кризисе мирового капитализма» (чего стоит одно название!) поднимает похожие вопросы, смотря на них несколько с другой стороны (нестабильность финансовых рынков, и т.п.)

«Потребительский» подход делает неустойчивым существование не только общества, но и отдельного бизнесмена. Бессмысленность существования – опасная вещь, она съедает человека незаметно, изнутри. При этом все общепринятые попытки ее заглушить (водкой, трудоголизмом и т.п. формами бегства от себя) – не более чем суррогаты, только загоняющие болезнь вглубь. Есть всего два выхода: или перестать быть человеком (т.е. принять как должное гонку ради самой гонки, удовольствие ради удовольствия, власть ради власти), или найти смысл в том, что ты делаешь. «Постановка на место» потребительского подхода позволяет сделать первый шаг к поиску смысла – избавиться от лжесмыслов (удовлетворения потребителей, увеличения количества ноликов на счете, и т.п.), навязываемых обществом потребления – раскрученным когда-то маховиком, затягивающим вас в свою орбиту и пытающимся не дать выбора.

Мы отнюдь не призываем к возврату в пещеры или любого другого рода «старые добрые времена». Мы даже не предлагаем отказаться от удовлетворения потребителей – до тех пор, пока это не противоречит вашим собственным ценностям. Мы предлагаем «всего лишь» переставить некоторые акценты и, благодаря этому, избавиться от некоторых проблем, связанных с прошлым подходом, и открыть для себя массу новых возможностей, которые дает новый подход – точно так же, как в свое время подход «от удовлетворения потребителя» принес много нового и положительного по сравнению с «производственным». Такая перестановка акцентов, как и любое изменение в базовых схемах и принципах мышления, будучи с виду незаметной, дает огромные изменения в деятельности.

Извлечение прибыли – цель деятельности фирмы?

Хотя этот стереотип и погибает автоматически при переходе к концепции «реализации ценностей», но он настолько прочен и общепринят (вплоть до того, что прописан в ГК РФ), что на нем есть смысл остановиться отдельно. По всей видимости первым, кто впервые поставил этот стереотип под сомнение, был Питер Друкер, еще в 50-е годы. Добавим несколько своих соображений к его мыслям на эту тему, которые можно найти в книге «Практика менеджмента»

Можно выделить несколько основных источников рассматриваемого стереотипа. Первый – упоминавшаяся выше протестантская этика. Для правоверного протестанта прибыль была адекватным мерилом достижения его главной жизненной цели – спасения души (вернее, строго говоря, достижения убежденности в том, что ты относишься к числу предопределенных к спасению – «индикатором» чего является успех в земных делах). Протестантской этики в чистом виде практически не осталось, стереотип ее пережил.

Второй источник, по всей видимости, искренняя убежденность людей, живущих на зарплату (даже высокую), в том, что предприниматель создает и развивает бизнес для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь. То есть якобы имеет место цепочка: «бизнес – прибыль – достижение с помощью этих денег каких-то целей, не связанных непосредственно с бизнесом». Убежденность эта совершенно беспочвенна, потому что начиная с некоторого момента возникает выбор: или продать фирму и безбедно жить остаток дней на проценты от капитала (как частный случай продажи – акционировать, и т.п.), или продолжать зачем-то тащить на своих плечах эту совершенно чудовищную ношу – ответственность, риск, перегрузки, и т.п. При этом объем материальных потребностей человека не безграничен, и сверх-перегрузки типичного собственника нужны ему явно не потому, что без них собственник не имел бы достаточного уровня комфорта и благосостояния. Заметим, что случаи «хочу роллс-ройс еще на метр длиннее, чем у олигарха соседнего района», или «хочу дворец на два этажа выше, чем у президента» мы здесь не рассматриваем, поскольку эти случаи – пример удовлетворения нематериальных потребностей (статус, слава, и т.п.), т.е. являются одним из примеров «реализации ценностей».

Загадка такого нелогичного поведения собственников перестает быть загадкой, если предположить, что фирма для собственника – инструмент реализации его ценностей. Причем, что крайне важно – среди них есть ценности, которые трудно купить за деньги. Например, для собственника может быть ценным ощущение азарта, соревнования, борьбы, игры – причем «в особо крупных размерах», которые дает ему именно управление фирмой. Примеры «реализации ценностей» – владение фирмой и ее усиление ради власти или славы (если таковые для человека являются ценностью); ради преобразования общества в том направлении, которое представляется собственнику наиболее достойным (сюда относится концепция Генри Форда «бизнес как служение»); и т.п.

Стоит отметить, что здесь мы везде для простоты подразумеваем единоличного собственника. В случае, например, открытого акционерного общества (если оно не служит всего лишь прикрытием одного или нескольких реальных собственников) ситуация становится более сложной, но принципиально не меняется. Менеджмент здесь помогает многочисленным собственникам реализовывать свои ценности с помощью фирмы, причем как при «посредничестве» дивидендов (которые акционер «конвертирует» в свои ценности, совершая покупки или жертвуя деньги на что-то), так и непосредственно – например, провозглашая экологическую чистоту производства одним из стратегических приоритетов фирмы, на основании пожеланий акционеров.

Итак, замена «удовлетворения потребителя» «реализацией ценностей» позволяет собственнику освободиться от ценностей, навязанных ему стереотипами, традицией, и т.п., и попытаться определить, чего же именно он хочет от своей фирмы, а затем – построить ее деятельность таким образом, чтобы эти хотения реализовывались максимально полно. Теперь автор хотел бы предложить читателю некоторые инструменты корректировки деятельности в сторону реализации ценностей, которые (удивительное совпадение!) являются основным объектом профессионального интереса автора статьи. Эти инструменты – личный тайм-менеджмент и организационная стратегия, выполняющая для фирмы роль, сходную с ролью тайм-менеджмента для отдельного человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.