КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Пособие составлено в соответствии с программой курса «Расчет и конструирование типовых машин пл.» для студентовПособие составлено в соответствии с программой курса «Расчет и конструирование типовых машин пл.» для студентов, обучающихся по специальности 15,09,06,65 «Машины и аппараты пл.». В пособии на конкретных примерах показана методика проектирования децентрализованных систем путевого управления машинами-автоматами и полуавтоматами. Рассмотрены задачи логического синтеза цепей управления для типовых электрических и гидравлических (пневматических) приводов и методика построения принципиальных схем систем управления на базе типовых элементов. Пособие признано помочь студентам выполнить расчетно-графическое задание самостоятельно и должно способствовать более глубокому теоретическому и. практическому изучению соответствующего раздела курса. 1. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ПУТЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ МАШИНАМИ-АВТОМАТАМИ И АВТОМАТИЧЕСКИМИ ЛИНИЯМИ. Одним из этапов проектирования машин-автоматов, автоматических линий, промышленных роботов является синтез управления исполнительными механизмами. В зависимости от особенностей технологического процесса и последовательности его выполнения выбирается принцип автоматического управления рабочими органами, проектируется принципиальная схема, проводится расчет и выбор необходимых функциональных элементов. В автоматических линиях, машинах-автоматах, промышленных роботах могут применяться различные способы контроля состояния и хода процесса, управления заданной последовательностью переходов, выполняемых отдельными механизмами. Возможен контроль и управление по пути, времени, величине нагрузки на инструмент, положению обрабатываемого объекта, его форме и т.д. Как показала практика эксплуатация различных типов приводов электрических, пневматических, гидравлических и их комбинаций и, учитывая уровень настоящего этапа развития роботостроения, наиболее просты, надежны и распространены системы контроля и управления исполнительными механизмами по пути, времени и давлению в местах соприкосновения рабочих органов с обрабатываемым материалом. В предлагаемом пособии рассматривается методика решения одного класса задач управления - синтез децентрализованных систем путевого управления. Системы путевого управления являются наиболее надежным средством, обеспечивающим заданную последовательность переходов. При таком способе управления исключается влияние нагрузки, утечек жидкости в гидроприводах, давления в системах питания газовых и гидравлических приводов на четкость последовательности переходов. Синтез систем путевого управления рекомендуется выполнить в последующей последовательности: 1. Проводится анализ последовательности выполнения автоматами и полуавтоматами технологических операций и процесса в целом, проектируется цикловая тактограмма работы всех исполнительных механизмов (электродвигателей, пневматических и гидравлических цилиндров и т.д.). 2. По условиям функционирования механизмов расставляются конечные выключатели на кинематической (пневматической, гидравлической) схеме и 3. Определяется суммарный десятичный ход сигналов (весов в каждой из тактов и проводится анализ по условию реализуемости тактограммы без введения в систему управления дополнительных элементов. Если тактограмма нереализуема (имеются импульсные сигналы, одинаковые веса в тактах при различных движениях в них), то: а) выделяются границы каскадов под импульсными сигналами, б) проводится окончательное разделение на каскады, в) определяется необходимое число памятей, г) строится маска памятей и в соответствии с ней память вводится в такто- д) проверяется правильность введения памятей по суммарным весам с учетом запаздывания при ее срабатывании. Если же тактограмма реализуема, т.е. не имеет импульсных сигналов и тактов с одинаковыми весами, то эти пункты опускаются. 4) С помощью одного из методов минимизации отыскивается минимальная форма логических функций срабатывания всех управляющих элементов (реле, контрактов, памятей). 5) В соответствии с полученной обобщенной логической функцией всей системы управления строится ее принципиальная схема. 6) В принципиальную схему вводятся сервисные элементы управления машинами-автоматами для обеспечения пуска и остановки в начале и конце цикла, режима ручного управления для отладки системы, элементы блокирования, настройки и т.п. 7) Подбирается аппаратура управления двигателями исходя из заданной мощности исполнительных механизмов (двигателей, цилиндров и т.д.), условий эксплуатации и режимов работы. 2. ПРИМЕРЫ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПУТЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В качестве примеров выбраны типовые задачи синтеза управления электрическими и гидравлическим приводом. Для электрического привода методика проектирования логических цепей управления не имеет отличительных особенностей вне зависимости от типа двигателя, но при подборе элементов управления построения принципиальной схемы необходимо учитывать их мощность и возможности появления промежуточных цепей. При проектировании логики работы гидравлических (пневматических) цепей есть свои особенности в зависимости от выбора типа распределителя. В пособии для гидравлических (пневматических) приводов рассмотрены два типа распределителей - с 2-сторонним электрическим и 2-х сторонним гидравлическим управлением. При задании преподавателем других распределителей необходимо учитывать их особенности. 2.1. Синтез систем управления электроприводом
Дано: 1) Тактограмма вида А ВА 2) Двигатели: А - Ml имеет мощность 2 кВТ, В - М2 имеет мощность 100 ВТ. Необходимо выполнить синтез децентрализованной системы управления двигателями Ml, M2. 2.1.1. Построение тактограммы, ее анализ и выбор числа элементов памяти В соответствии с заданной символической записью построим тактограммму (см. рис. 1 а). Конечные положения каждого механизма, приводимых двигателями А и В, фиксируются, как правило, конечными выключателями. Обозначив, соответственно, конечные выключатели и для двигателя А, и -для двигателя В расставляем их на тактограмме. Присвоим десятичный условный вес сигналам конечных выключателей, где - порядковый номер механизма. Сигналам конечников, фиксирующих нижнее их положение на тактограмме, присвоим нулевые «веса». Далее подсчитаем суммарные веса сигналов в начале каждого из тактов. Наличие импульсных управляющих сигналов и одинаковых суммарных весов в разных тактах с разными движениями говорят о том, что тактограмма не реализуема без дополнительных элементов-элементов «памяти». Для определения необходимого количества «памятей» тактограмму разбивают на каскады. Выделим границы каскадов в соответствии с существующими правилами под импульсными сигналами и проанализируем полученные группы тактов. В одной из 2х полученных групп тактов (каскадов) имеются одинаковые веса (см. 2 и 6 такты, рис. 1 а). Но в этих тактах выполняет одинаковые движения двигатель А и поэтому, в принципе, эту группу тактов далее можно не делить. Обозначение границы каскада в начале цикла обеспечивает функционирование «памяти» также в качестве пускового реле. Так как тактограмма может быть представлена двумя каскадами, то введем одну память. Это достаточно просто сделать и без маски. Определяем суммарные «веса» наборов сигналов в начале каждого из тактов с учетом запаздывания при переключении памяти. При сложении оказалось, что в 1 и 3 тактах при различных движениях имеются одинаковые суммарные сигналы. Т.е. при появлении набора «2» в начале цикла, как в такте 3, может начаться движение двигателя В, а этого по условию задачи не должно быть. Таким образом, введение памяти с целью использования его также в качестве пускового реле в данном случае невозможно. Можно изменить состав тактов в каскадах и уровней памяти по каскадам. Тогда сумма весов во всех тактах с различными движениями будет различной (см. рис. 1 б) и тактограмма реализуема. Принципиально это возможно, допустить, но решение получится не лучшим, т.к. при пуске машины-автомата оператор должен держать целый такт нажатой кнопку «пуск», т.е. держать ее до тех пор, пока начнет функционировать непосредственно система управления. Если вам необходим автоматический режим работы машины, устройства, то границу каскада проводят в конце цикла, и, соответственно также изменяют уровень памяти (см. рис. 1 а). Анализ суммарных весов при таком варианте решения задачи показывает, что в 1и 6 тактах встречаются одинаковые веса, а движения в них различные, что мы видели и в первом варианте расстановки памяти (см. рис. 1 а). Такое изменение состояния памятей, требуемое при работе механизмов в автоматическом режиме, также к решению не приводит. Для обеспечения же полуавтоматического режима работы машины провести вторую границу каскада, и соответственно, поменять уровень памяти можно в некоторой степени произвольно (см. рис. 1 б). Рассмотрим вариант решения с дополнительным введением памяти (см. рис. 1 г). Выделив границу под импульсными сигналами и, принимая полуавтоматический режим работы машины, проведем вторую границу каскада в некоторой степени произвольно, но в конце цикла, например: после 4 такта и в соответствии с этим каскадами введем память. Для обеспечения же пуска введем память, таким образом, чтобы в начале цикла она включалась от кнопки «Пуск», выключалась сигналами конечников также в некоторой степени произвольно. Возможно и такое решение (в данном случае), что синтез системы управления выполняется с одной памятью, а память для пуска вводится как сервисный элемент уже после синтеза системы. Анализ полученной тактограммы с двумя памятями показывает, что веса в тактах разные и можно приступить к отысканию функции срабатывания двигателей. В более сложных случаях, при наличии нескольких каскадов (от 4х и более) для безошибочного введения памятей по определенным правилам строится маска памятей - карта Карно, показывающая картину переключения памятей. Далее выполняется этап - отыскание минимальных форм функции срабатывания элементов управления, обеспечивающих работу соответствующих двигателей в каждом из тактов. 2.1.2. МЕТОДИКА ОТЫСКАНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ФОРМЫ ЗАПИСИ ЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТИЛЬНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ Этот этап является одним из наиболее трудоемких и ответственных в проектировании системы управления. Отыскание минимальной по числу логических переменных функций возможно различными методами. Так, алгебраический метод рекомендуется применять для упрощения несложных функций, т.к. минимизация функций с большим числом членов и переменных приводит к громоздкости и длительному анализу и до конца нет уверенности в том, что полученная функция является минимальной. Метод карт Карно наиболее удобный и поэтому широко применяемый метод минимизации функций с возможным число переменных не более 4х. При большем их числе использование этого метода затруднено. Табличный метод позволяет найти минимальную форму функций любой сложности. Однако и он требует особой внимательности и значительных затрат времени. Решим задачу табличным методом и использованием карт Карно. 1) Рассмотрим работу первого двигателя 1 вперед в 1 и 4 тактах. Обязательными при отыскании функции включения контактора К1В, при этом за обязательный берутся наборы, полученные после переключения «памяти», т.е. потенциальные сигналы. Запрещенными являются наборы тактов, где рассматриваемый механизм осуществляет обратное движение и выстой после него. Таким образом, запрещенными будут такты 2, 3, 6. Внесем в карту Карно запрещенные, условные и обязательные состояния для 1 и 4 такта.
Полную функцию и соответствующую цепь управления K1B получим путем логического умножения функции включения на сигнал, отключающего конечного выключателя. 2) Определяем функцию срабатывания двигателя Д1 в обратную сторону во 2-м и 6-м тактах. Fk1H =? По аналогии можно записать: при 2 и 6 обязательных и 1, 1’, 4,4’, 5, 5’ запрещенных тактах. При соотношении 2, 6 (1, 1’, 4,4’ 5, 5') получим:
3) Определяем цепи управления контактором К2п второго двигателя Д2. Fk2H =? Аналогично 3 (5, 5’, 6, 1, 1’, 2, 2')
В обязательном состоянии рассматриваются только потенциальные сигналы «памяти», т.к. они определяют состояние механизмов. 4) Соответственно для движения «2» вперед получим:
5 (3, 4, 4')
В этом случае возможны два равнозначных варианта решения по количеству переменных в функциях срабатывания. или
Предпочтительнее принятие второго варианта, т.к. в нем используются контакты «памяти». При проектировании необходимо стремиться к тому, чтобы использование контактов конечников (если это возможно) было не более одного раза. Это иногда позволяет исключить операцию их размножения и выполнить схему более простой и дешевей. Эти элементы проектирования формализовать не представляется возможным и в каждом конкретном случае необходимо учитывать число раз используемых сигналов конечников и наличие элементов для реализации схемы. 5) Определяем функции срабатывания «памятей». При этом используется та же методика, т.е. рассматриваем элементы памяти в качестве отдельных исполнительных механизмов.
Функция срабатывания F(z1) Функция включения 2(5,6, 1’, 1) Функция отключения 5(2, 3, 4,4I) или
Предпочтительней второй вариант функции по тем же соображениям, что и ранее. Общая функция срабатывания F(zl) будет иметь вид:
F(zl)= По аналогии с предыдущим рассуждениями будем иметь: 1(4,5, 5’, 6), 4(1, 2, 2’,3) или
- предпочтительнее.
Общая функция срабатывания Z2 будет иметь вид:
Проверка правильности определения функций срабатывания всех механизмов и «памятей» осуществляется с помощью табличного метода, реализуемого с помощью ЭВМ. При выполнении задания с количеством двигателей и памяти более пяти задача решается с помощью табличного метода и проверки правильности решения выполняется с помощью ЭВМ. Алгоритм и программа расчета на ЭВМ дана в приложении к методическому пособию. 6) Строим принципиальную электрическую схему управления устройством на основе полученных аналитическим (логическим) функций. а) Записываем общую функцию системы управления (СУ) предварительно
б) Определяем члены функции СУ, имеющие одинаковые логические переменные, и проводим дальнейшее её упрощение методом скобок. Выполнив это преобразование, получим:
Анализируем функцию СУ по наличию в ней внешних сигналов (сигналов конечников) для выяснения необходимости их размножения, вводим обозначения согласно ГОСТ 2.755-74 на электрические элементы и записываем обозначения элементов управления общей функции СУ с учетом размножения внешних сигналов в виде таблицы.
Таблица соответствий элементов управления в схемах и логических функциях.
г) Строим в соответствии с обозначениями элементов по ГОСТ 2.755-74 Далее в схему вводится сервисные и защитные элементы цепей управления. Так, для сильноточной и слаботочной цепи введем, к примеру, отдельные элементы их подключения к общей цепи питания SB1 и SB2, ряд кнопок пуска SB3 / SB6 двигателями вручную для отладки системы управления, токовая защита Fu1 - Fu2. Возможно использование и других элементов. д) В соответствии с задаваемой мощностью, условиями эксплуатации, необходимым количеством контактных групп выбираются по справочнику элементы и
2.3 СИНТЕЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИМИ (ПНЕВМАТИЧЕСКИМИ) ПРИВОДАМИ. Синтез систем путевого управления гидравлическими и пневматическими приводами имеет отличительные особенности в определении логических функций управления цепями. Эти отличительные особенности определяются типом применяемых распределителей и организацией управления машиной-автоматом или полуавтоматом. Рассмотрим в качестве примера решение задачи синтеза системы управления гидравлическими (пневматическими) цилиндрами Ц1 и Ц2 по тактограмме (см. рис. 1а) для двух модификаций распределителей с двусторонним электрическим управлением и двусторонним гидравлическим (пневматическим) управлением. Последовательность решения задачи вне зависимости от выбранного типа распределителя состоит в следующем:
1. Строится гидравлическая (пневматическая) цепь привода; 2. Определяется функция управления движением цилиндров (двигателей) вперед, назад; 3. Строится принципиальная схема системы управления и привода; 4. По заданному расходу и давлению выбираются элементы системы управления в соответствии с ГОСТами и справочным материалом 2, 3. 2.2.1. МЕТОДИКА СИНТЕЗА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРО- И ПНЕВМО- ПРИВОДОМ. По заданному количеству исполнительных механизмов и типу распределителей строим гидравлическую (пневматическую) схему типового привода (см. рис. 3) по ГОСТ 2781-68 и заданную тактограмму их функционирования. Также как и при решении задачи синтеза СУ электроприводом проводим анализ тактограммы и вводим элементы, необходимые для ее реализации (см. рис. 1 а) учитывая отсутствие необходимости запоминании импульсных сигналов при синтезе цепей управления гидравлическими (пневматическим) приводами 1; можно выполнять деление на каскады только группы тактов с одинаковыми весами и различными при этом движениями. В данном примере для реализации заданных движений достаточно одной памяти. В соответствии с ранее изложенной методикой и учитывая особенность того, что импульсный сигнал можно использовать для управления ИМ, который его формирует, а также принимая во внимание, что нет необходимости использования памяти в качестве пускового реле и принимая автоматический режим отработки цикла вводим по количеству каскадов (два) одну память, разделяющую группу тактов, 1 и 2-6. Учитывая используемый тип распределителей и отсутствие отключения ИМ минимизируя логические функции срабатывания, получим: f y1B =fB1y =z + x’2
В соответствии с полученными логическими функциями реализуются принципиальные схемы цепей управления, оснащение их сервисными элементами (элементами ручной отладки, защиты, сигнализации и т.д.). С учетом заданных условий работы привода, его мощности из справочных данных выбираются электрические элементы управления и распределители. 2.2.2. МЕТОДИКА СИНТЕЗА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ (ПНЕВМАТИЧЕСКИХ) ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРО-, ПНЕВМО- ПРИВОДОМ. Во взрывоопасных условиях и ограничениях времени срабатывания в СУ могут быть использованы привода с управлением распределителей от гидравлических или пневматических сигналов. Методика решения задачи синтеза СУ при использовании распределителей с гидравлическими или пневматическими сигналами, поступающими на их вход со стороны управления, практически не имеют принципиальных отличий от ранее рассмотренного варианта. В этом случае необходимо учитывать только одну особенность при построении схемы —отсутствие необходимости специального размножения внешних и внутренних сигналов. Этот вопрос решается простым подсоединением к магистрали управления и отбора необходимой управляющей команды. Принимая это во внимание, строим цепи управления гидроприводом в соответствии с полученными логическими функциями (см. рис. 5). Рассмотренную методику решения задач при использовании различных типов распределителей рекомендуется использовать, но в каждом конкретном случае необходимо учитывать характерные для их функционирования особенности и задаваемые ограничения, например, такие как требования минимума монтажных линий, простота управления и т.д. После выполнения всех разделов расчетно-графического задания составляется пояснительная записка, в которую должно быть включено: задание, методика, результаты решения задачи и проверки их на ЭВМ, принципиальная схема системы управления, таблица выбранных элементов цепей управления и выводы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Практикум по машинам, автоматам и автоматическим линиям легкой промышленности, под ред. Коммисарова А.И. -М: Легкая индустрия, 1980, с. 249. 2. Абрамов Е.И., Колесниченко К21., Маслов В.Т. Элементы гидропривода. — К.: Техника, 1969,с.315. 3. ГОСТ 2.781-68, 2.782-68, ЕСКД. Обозначение в схемах.-М.1973 г. 4. ГОСТ 2.710-81 (СТ. СЭВ 2182-80) ЕСКД Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах.- М. Издательство стандартов, 1981.-16с. 5. Курс лекций «Расчет и конструирование типовых машин легкой промышленности». - Новосибирск, 2007.
Рис. 2
Рис. 4
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |