КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика подготовки к семинарским занятиям
IV. Семинарские занятия Семинарские (практические) занятия, наряду с лекциями, являются неотъемлемой частью процесса изучения дисциплины «Система государственного управления». В ходе семинаров преподаватель имеет возможность оценить степень освоения студентами учебного материала и проверить результаты их самостоятельной работы по изучению предмета. Семинары позволяют выявить наиболее прилежных, а также отстающих студентов в группе. По итогам всех семинарских занятий, проходивших в течение семестра на очном отделении и в ходе сессий на заочном, преподаватель получает основания для возможного поощрения наиболее прилежных студентов путём освобождения их от итогового экзамена или в иной академической форме. Аналогично, итоги семинаров дают основания для усложнения итогового контроля знаний студентов, не показавших должного прилежания в ходе аудиторного и самостоятельного изучения предмета. Назначение академических поощрений зависит исключительно от учебной активности студентов и находится целиком на усмотрении преподавателя. Кроме работы в устной форме с группой в целом, в рамках семинарских занятий проводятся также письменные проверочные работы (в случае очной формы обучения – не реже одного раза за период изучения предмета), позволяющие аттестовать знания каждого отдельного студента. Устные семинарские занятия по предмету «Система государственного управления» могут быть организованы в нескольких формах: фронтальный опрос, общая дискуссия, заслушивание и обсуждение докладов и пр. Каждая из приведённых ниже тем допускает использование той или иной конкретной формы организации занятия, которая заранее определяется и оговаривается преподавателем. Фронтальный опрос предполагает, что ответы по всем подвопросам темы готовятся всеми студентами, в ходе занятия преподаватель сам назначает отвечающих, дополняющих и резюмирующих студентов с целью проверить знания наибольшего их количества. Занятие в форме дискуссии также предполагает подготовку всех студентов по всем подвопросам, однако очерёдность и предметы выступлений студентов предоставляются их собственной инициативе. Преподаватель акцентирует внимание на наиболее значимых проблемах и способствует вовлечению в их обсуждение максимального количества студентов, подводит итоги обсуждения и даёт оценку проработанности вопроса группой в целом. Форма докладов предполагает наличие особых заранее назначенных докладчиков по каждому подвопросу. На произнесение доклада в рамках студенческого семинара отводится максимум 15 минут. Доклад должен включать в себя такие обязательные элементы, как обоснование актуальности вопроса, постановка цели и задач, указание на использовавшиеся при подготовке доклада материалы, определение структуры в зависимости от целей и задач. Доклад должен завершаться общими выводами в соответствии с поставленной целью. Докладчик выступает в роли «эксперта» по проблеме, после произнесения им доклада слушатели (в том числе преподаватель) имеют право задать ему несколько уточняющих вопросов. Возможно также назначение специального оппонента, который вправе выступить со своим видением проблемы и обязан дать краткую устную рецензию на прозвучавший доклад. В рецензии должны быть оценены степень проработки темы докладчиком, структурированность доклада, манера его подачи, оригинальность выводов и соответствие их цели, культура речи докладчика, должны быть отмечены сильные и слабые стороны выступления по содержанию и по форме. Преподаватель оценивает докладчика и оппонента как по содержанию и форме их выступлений, так и по соответствию их ролям «экспертов» и корректности и беспристрастности их отношения друг к другу, к аудитории и к обсуждаемой проблеме. Доклады позволяют развивать у студентов навыки устного публичного выступления, которые в перспективе окажутся остро востребованными на открытой защите дипломного проекта. Приведённые ниже темы семинарских занятий по содержанию делятся на нескольких групп. Темы первой группы (темы 1, 2, 3) связаны с изучением систем государственного управления различных зарубежных государств и субъектов федерации «в целом». Для раскрытия каждого из подвопросов тем данной группы рекомендуется придерживаться следующей общей схемы: а) конституция и высшие органы власти – глава государства (если есть), парламент, правительство, порядок их формирования и взаимные отношения (целесообразно изобразить схематически и сделать вывод о форме правления); б) местное управление – административное деление, форма административного устройства (унитарная или федеративная), организация государственной власти на местах; в) политические партии и их воздействие на государственное управление; г) судебная система (для зарубежных стран) – иерархия судов разных уровней, существующие направления судопроизводства, господствующая правовая система; д) система местного самоуправления (для зарубежных стран, в ознакомительных целях) – степень развитости, устройство, компетенция, связь с органами государственного управления. В ходе рассмотрения пунктов приведённой схемы следует обращать внимание на черты сходства или отличия системы государственного управления изучаемой страны или региона от России или Чувашии (в теме 3), акцентировать внимание на специфике системы управления каждого государства, а также показывать, каким образом сформировались их особенности, какие страницы национальной истории они отражают. В заключение следует подытожить сумму выявленных особенностей, отметить форму правления, способ административно-территориального устройства страны и, по возможности, тип господствующего политического режима и меру его соответствия конституционным основам рассматриваемого государства. При разговоре о субъекте Российской Федерации (тема 3), помимо сравнения с Чувашией, имеет смысл остановиться также и на вопросе о том, в какой мере рассматриваемый регион иллюстрирует особенности российского федерализма. Темы второй группы (темы 4-8) связаны с изучением отдельных направлений государственной политики в различных областях жизни общества. Направления эти, безусловно, следует рассматривать через призму системы государственного управления России и в контексте отечественных проблем. При рассмотрении отдельных подвопросов тем этой группы также следует придерживаться определённой схемы: а) общетеоретические основы – самые общие принципиальные задачи государственной политики в данной области, её пределы и связь с другими направлениями государственной политики; б) органы исполнительной власти на федеральном и местном уровнях, которые отвечают за реализацию политики в данном направлении; в) проблемы, которые стоят перед Россией (и Чувашией) на данном направлении; г) практическое отражение государственной политики в данной области в действиях органов власти России и её субъектов – принятые стратегические планы, реализуемые государственные проекты, целевые программы, их цели и задачи, ход и проблемы их реализации. Преимущественное внимание при этом должно быть уделено двум последним пунктам как в наибольшей степени связанным с практикой. Это позволит студентам войти в курс проводимой государством политики по ключевым проблемам развития Российской Федерации и Чувашии. Выводы, завершающие рассмотрение вопроса, должны концентрироваться вокруг современных проблем реализации государственной политики на практике. Необходимо ещё раз особо отметить, что для подготовки к семинарским занятиям по темам второй группы следует использовать преимущественно ресурсы сети Интернет (часть из которых приведена выше) и периодических изданий. Государственная политика как правило развивается динамично, и учебная литература, приведённая в списках к темам 4 – 8, даёт не столько конкретный материал, сколько общие методологические установки для изучения вопроса, и поэтому ограничиваться только ею при подготовке к семинарам не следует. Напротив, анализ сетевых ресурсов как глобального и постоянно изменяющегося гипертекста в наибольшей степени соответствуют задачам эффективной подготовки к семинарам по актуальным проблемам государственной политики. Тема 9, посвящённая административной реформе в Российской Федерации, в целом примыкает к темам второй группы (4 – 8), однако имеет ту специфику, что фактически посвящена реализации одной государственной программы особой важности, связанной со структурным и качественным реформированием самой исполнительной власти. Поскольку административная реформа находится в состоянии осуществления и постоянного развития, сетевые ресурсы оказываются наиболее адекватным источником сведений о ней. В первую очередь речь идёт об официальном сайте, посвящённом административной реформе в РФ (http://www.ar.gov.ru), где помимо официальной информации отражена, например, и обширная пресса об административной реформе. Подготовка к семинарским занятиям предполагает проведение студентом серьёзной самостоятельной работы по сбору и анализу материала, однако является едва ли не главным условием усвоения изучаемого предмета.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |