КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы поперечного управления
В качестве органов поперечного управления самолётов могут применять: элероны (внешние или внутренние или совместно тс и другие); элевоны, выполняющие функции элеронов; флапероны, выполняющие функции элероноров; интерцепторы (спойлеры); дифференциальный стабилизатор; поворотные концевые консоли крыла; поворотные сопла двигателей или струйные рули (в дальнейшем рассматриваться не будут); дифференциальное изменение кривизны крыла (при КАП). Наиболее распространенными органами управления по крену на сверхзвуковых самолётах являются элероны, элевоны, флапероны, интерцепторы и дифференциальный стабилизатор. Элероны, флапероны, элевоны существен" но не различаются. Полный угол отклонения этих органов управления составляет ±25°. Распределение углов отклонения элевонов, флаперонов и элеронов осуществляется между каналами тангажа и крена. Это может решаться механически, если применяется смеситель механических сигналов, или электрически, если сигналы суммируются на электронных элементах. Интерцепторы - весьма распространенные органы управления по крену, состоящие из нескольких секций, каждая из которых отклоняется своим приводом. Интерцепторы относятся к многофункциональным органам управления, так как их используют для управления по крену, торможения в воздухе, торможения на земле во время пробега по ВПП, а также в качестве органа управления системы непосредственного управления подъёмной силон (НУПС). При функционировании системы НУПС интерцепторы отклоняются симметрично относительно некоторого выпущенного положения (например, +10°). Наличие аэродинамической зоны нечувствительности вблизи убранного положения ограничивает возможность их использования при малых сигналах управления (например, для демпфирования колебаний по крену). Постоянное использование интерцепторов в полёте даже при умеренных сигналах снижает аэродинамическое качество самолётов. Поэтому на некоторых из них, особенно при совместном использовании интерцепторов и элеронов, в системе управления интерцепторами вводится зона нечувствительности с тем, чтобы в пределах малых сигналов интерцепторы не работали, т. е. демпфирование по крену осуществлялось через канал элеронов либо через канал дифференциального стабилизатора. Обычно все приводы интерцепторов являются однокамерными, реже двухкамерными. Питание приводов симметрично расположенных секций интерцепторов осуществляется от одной и той же гидравлической системы (ГС). В случае её отказа интерцепторы под действием отсасывающих сил могут отклоняться от убранного положения, при этом привод будет работать в режиме демпфирования. На самолётах с изменяемой стреловидностью крыла элероны, как правило, не применяют, что можно объяснить их малой эффективностью при больших углах стреловидности и необходимостью использования закрылков по всему размаху крыла. Поэтому для управления по крену применяют в основном интерцепторы и дифференциальный стабилизатор. Однако при большой стреловидности крыла (более 50°) интерцепторы малоэффективны, и их обычно отключают. После этого управление по крену осуществл яется только дифференциальным стабилизатором (МиГ-23, Су-24, F-l 11, F-14). На самолётах с отрицательной стреловидностью крыла (рис. 1,11) элероны и(или) интерцепторы действуют совместно с дифференциальным ПГО.
Рис. 1.1 1. Экспериментальный истребитель Х-29 с отрицательной стреловидностью крыла На некоторых самолётах функции элеронов и закрылков выполняют флапероны (например, на лёгком истребителе F-16 и морском штурмовике А-6), т. е. при симметричном отклонении они действуют как закрылки, а при асимметричном - как элероны. При управлении креном самолёта для обеспечения заданных скоростей крена часто требуется более чем один комплект элеронов или других поверхностей. Например, крылья некоторых самолётов оснащены внутренними элеронами, действующими при всех скоростях полёта, и внешними элеронами - при малых скоростях. На больших реактивных самолётах (например, В-52) есть многосекционные элерон-интерцепторы (см. рис. 1.3) для улучшения эффективности крыла. При одновременном (симметричном) отклонении секций интерцептора на правом и левом крыле они служат гасителями подъёмной силы, а при асимметричном их отклонении относительно продольной оси самолёта возникает кренящий момент в направлении поднятого интерцептора. Вначале интерцепторы применялись для сохранения управляемости при реверсе элерона, возникающего при аэроупругих деформациях крыла. На гибком крыле большого удлинения при больших скоростях полёта и отклонении элерона возникает аэродинамическая крутка, достаточная для создания крена в противоположном направлении. Интерцепторы, обеспечивая дополнительное управление креном без крутки крыла, вызывающей реверс элерона, обладают рядом других преимуществ. При аварийном снижении интерцепторы отклоняются симметрично и одновременно как воздушные тормоза. В случае необходимости осуществляется частичный выпуск интерцепторов для изменения подъёмной силы крыла. В качестве тормозных щитков интерцепторы гасят подъёмную силу при пробеге самолёта по ВПП, увеличивают нагрузки на колёса шасси и создают эффективное торможение колёс, сокращая длину пробега. Следует отметить, что дифференциальный стабилизатор как орган управления по крену играет весьма важную роль на высокоманёвренных самолётах, которые используют для манёвров большие углы атаки (например, Су-27, МиГ-29, F-16, F-15 и др.). На этих самолётах при выходе на закритические углы атаки эффективность канала управления элеронами (флаперонами) уменьшается, по сигналам угла атаки их отклонение становится практически нулевым, а самолёт на этих режимах управляется только с помощью дифференциального стабилизатора и руля направления.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |