КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология управления
Г.П. ЗИНЧЕНКО СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Людмила Олеговна Ромашова Олег Викторович Ромашов,
Издательство «ЭКЗАМЕН» ИД №05518 от 01.08.01
Гигиенический сертификат №77.99.02.953.Д.000494.01.01 от 31.01.2001 г.
Главный редактор Д. В. Яновский Научный редактор Л. И. Турусова Компьютерная верстка А. Ф. Дамбиева
107066, Москва, ул. Александра Лукьянова д. 4, стр. 1. www.examen.biz E-mail: examen@rol.ru тел./факс 263-96-60.
Подписано в печать с диапозитивов 14.05.2002. Формат 84x108/32. Гарнитура «Таймс». Бумага офсет № 1. Уч.-изд. л. 20,38. Усл. печ. л. 26,89. Тираж 3000 экз. Заказ № 1303
Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,том 2; 953005 – книги, брошюры, литература учебная
Отпечатано с готовых диапозитивов заказчика в ГУП «Марийский полиграфическо-издательский комбинат» 424000, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, 112
По вопросам реализации обращаться по тел.: 263-96-60.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 8 ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК НАУКА 1. Становление и развитие социологических 2. Объект, предмет и методы социологии управления......................... 16 ГЛАВА 2. ПУБЛИЧНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ 1. Роль и место администрирования в системе самоорганизации общества 20 2. Социальное целеполагание и его типология..................................... 23 3. Социокультурные основания функционирования государственной службы 26 ГЛАВА 3. СИСТЕМА ПУБЛИЧНОГО 1. Система и процесс администрирования............................................ 29 2. Социальный механизм администрирования..................................... 31 3. Социальная обусловленность государственных решений............... 33 4. Социальное действие администрирования........................................ 36 ГЛАВА 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ 1. Политическое представительство интересов..................................... 45 2. Функциональное представительство интересов................................ 47 3. Социальное партнерство.................................................................... 49 ГЛАВА 5. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 54 1. Роль коммуникаций в публично-правовых связях........................... 54 2. Информационное обеспечение администрирования......................... 57 3. Организация и регуляция коммуникативных процессов............................ 58
ГЛАВА 6. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ – РАЗНОВИДНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ 64 1. Характер труда менеджеров 2. Разделение труда в государственном аппарате 3. Особенности социально-профессиональной общности государственных служащих 77 ГЛАВА 7. ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 1. Институт государственной службы – регулятор административной деятельности чиновников.............................................................................................. 83 2. Становление института профессиональной государственной службы в Российской Федерации........................................................................... 86 3. Функционирование института государственной службы................ 93 ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 99 1. Понятие и классификация организаций............................................. 99 2. Организационная модель государственного учреждения............. 101 3. Типы организационных структур.................................................... 106 ГЛАВА 9. РАБОЧАЯ ГРУППА В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 113 1. Признаки и разновидности рабочих групп............................................. 113 2. Социометрические структуры............................................................... 115 3. Руководство и лидерство....................................................................... 117 ГЛАВА 10. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА 123 1. Формирование рабочей группы...................................................... 123 2. Развитие рабочей группы................................................................. 126 3. Продуктивная среда групповой деятельности................................ 129 ГЛАВА 11. КОМАНДА В СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 134 1. Роль командной работы в сфере администрирования.................... 134 2. Алгоритм формирования команды................................................. 137 3. Факторы эффективности команды................................................... 140 ГЛАВА 12. АДМИНИСТРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА 146 1. Субкультуры в сфере администрирования..................................... 146 2. Признаки и типы административной культуры.............................. 148 3. Содержание административной культуры...................................... 150 4. Изменение культуры......................................................................... 153 ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 156 1. Искажения ценностно-нормативной системы администрирования 156 2. Дисфункции государственной службы............................................ 159 3. Пути дебюрократизации государственного аппарата.................... 163 ГЛАВА 14. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 1. Стратегия административной реформы.......................................... 168 2. Алгоритм оптимизации структур и механизмов администрирования 171 3. Клиентноориентированная модель государственной организации 177 4. Цель и задачи программы реформирования государственной службы 182
ГЛАВА 15. СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ........................................185
1. Административно-практический уровень социальной инженерии...............................................................................................185 2. Управленческое консультирование как разновидность социальной инженерии............................................................................187 3. Технологизация консультирования.....................................................190 ГЛАВА 16. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ..............................................193
1. Процедуры анализа проблемы............................................................194 2. Методы диагностического исследования..........................................195 3. Методы выработки решения...............................................................198 4. Алгоритм внедрения.............................................................................200
ГЛАВА 17. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ..................................................202
1. Сущность стратегического управления.................................................202 2. Оценка ориентации администрации...................................................... 204 3. Организационный аудит – технология диагностики управляемого объекта..................................................................................208
ГЛАВА 18. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ...................................274
1. Перспективы социализации и гуманизации кадровой работы............................................................................................................276 2. Схема диагностики кадровой политики.................................................281 3. Процедуры анализа и описания работы...............................................288 4. Технологии набора и отбора кадров.......................................................289 5. Методы оценки персонала.......................................................................294 6. Стратегия мотивации...............................................................................297 7. Функции тренинга в формировании команды.......................................301
ГЛАВА 19. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ..............305
1. Метод профильного анализа процесса (ПАП)......................................306 2. Методика оценки эффективности административной организации (ЭДЭ).......................................................................................319
ГЛАВА 20. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ..................................................325
1. Процедуры выявления стиля управления...........................................325 2. Методика оценки соответствия индивидуальных особенностей работника организационной культуре............................329 3. Методы определения уровня служебной этики................................332 4. Технология изменения административной культуры..........................334 ГЛАВА 21. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ..........................341
1. Технология разработки программы ПР-акции......................................341 2. Условия и процедуры организации приема граждан............................344 3. Методы регулирования социальной напряженности......................346 ГЛАВА 22. КООРДИНАЦИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ............................ 352
1. Обзор основных областей диагностического исследования административного учреждения.....................................352 2. Дерево решений для инноваторов......................................................357 Послесловие.................................................................................361 Литература..................................................................................................366 Словарь ключевых терминов..................................................................368
ПРЕДИСЛОВИЕ Российское общество переживает эпоху глубоких трансформаций. Оно находится в ситуации «догоняющего социокультурного развития», обусловленного кризисным состоянием индустриального хозяйства. Россиянам предстоит выйти на высший уровень индустриализации с тем, чтобы органично, на собственной основе вступить в фазу постиндустриального развития. Минуло первое десятилетие реальных реформ, ориентированных, прежде всего на первоначальное накопление капитала. Такая стратегия привела к распространению теневой экономики и квазирынка, олигархической формы публичных отношений, «пропитанных» духом коррупции. Допущенные просчеты свидетельствуют о пороках принятой модели управления, устаревшего типа взаимодействия государства и общества. Публичные политики и профессиональные чиновники недопонимают, что перестройка административного механизма важнее тех целей изменения общества, которые они ставят. Вместо применения негодного механизма к воздействию на общество, нужно, напротив, использовать общество в целях модернизации административной системы. Актуальность этой задачи уже осмыслена. «Сегодня колоссальные возможности страны, - подчёркивается в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, блокируются громоздким неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом… Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. А знание чиновниками современной науки управления – это всё ещё очень большая редкость»[1]. Реальная возможность преодоления очевидных недостатков российской бюрократии заключается в развёртывании профессиональной подготовки государственных служащих нового типа – посредников между государством и гражданским обществом. Иными словами, усилия общества следует направить не на борьбу с чиновниками, а на создание условий для формирования профессионального слоя бюрократии. В этой связи особое значение приобретают проблемы содержания обучения государственных и муниципальных служащих в высших учебных заведениях. Курс социологии управления органично вписывается в цикл специальных дисциплин подготовки кадров для государственного аппарата. Однако пограничный статус данного курса определяет его специфику. Если наука управления рассматривает процесс администрирования как бы «сверху-вниз», от субъектов управления к объектам, к социуму или конкретным его фрагментам, то социология предполагает противоположную точку зрения: от общества в целом (управляемого объекта) к одному из своих компонентов (управляющему субъекту). Таким образом, социология управления как отраслевая дисциплина изучает систему и процесс администрирования в особом, социальном ракурсе. В основу концепции предлагаемого курса положено разграничение трех понятий, которые зачастую отождествляются: управление, менеджмент и администрирование. Управление в самом широком смысле слова может быть определено как деятельность людей, соединяющих свои усилия для достижения общих целей. Термин «управление» используется также и в более узком смысле применительно к частной и государственной сферам. В первом случае принято говорить о менеджменте (бизнес-управлении), а во втором об администрировании (государственном управлении). Менеджмент – ёмкое понятие. Оно обозначает процесс, посредством которого управленцы формируют организации и воздействуют на них ради достижения конкретных целей. Менеджмент предполагает функции, методы принципы руководства людьми для получения результатов, соответствующих выдвинутым целям. Администрирование представляет собой процесс реализации законодательных, исполнительных, судебных и других властных полномочий государства в целях выполнения его регламентационно-регулирующих функций в обществе. Для администрирования определяющими являются не цели, а социальные ресурсы. Оно предполагает взаимодействие субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов. С обыденной точки зрения администрирование носит «бюрократический», а менеджмент – «деловой» характер. На самом деле разница состоит в том, что менеджеры воздействуют на социальные организации (предприятия, учреждения и т.п.), цели которых задаются извне, а администраторы – на социально-территориальные общности (страна, регион, город, деревня), цели которых формируются изнутри. В отличие от социальных организаций процесс целедостижения в социальных общностях носит не управляемый, а направляемый характер. Возможно, по этой причине в текст Конституции РФ включено понятие «государственная служба», а не «государственное управление». Оно более приемлемо для органов государственной власти. Принципиально разные виды управленческой деятельности дают основание для выделения «ведомственных» предметов социологии управления и разработки учебных курсов, соответствующих профилю вуза. Так, для подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления уместно предложить курс по социологии администрирования, отвечающего современному образовательному стандарту не в бюрократическом, а в профессиональном смысле слова. Исходя из такого подхода, можно сформулировать следующие цели и задачи учебного пособия. Основные цели: § раскрыть содержание и структуру социологии управления, представить социологические теории и концепции управления; § показать специфику социальных отношений в процессе управления, в том числе менеджмента (бизнес-управления) и администрирования (государственного управления); § ознакомить с методами социологического анализа администрирования. Текущие задачи: § освоение основных понятий и положений социологии администрирования; § приобретение навыков социологического анализа процесса администрирования. В результате освоения данного пособия читатель сумеет: § организовать совместную работу людей в рабочих группах над определенным заданием; § обеспечить информационно-коммуникативную поддержку управленческих решений; § представлять государственные интересы в социуме; § администрировать в агрессивной среде; § использовать социальные ресурсы модернизации государственного аппарата, повышения его эффективности. В заключение хочу поблагодарить коллег по кафедре социологии СКАГС Капитонова Э.А., Кармизову С.Т., Лысенко В.Д., Сидоренко В.А., вместе с которыми я отрабатывал концепцию авторского курса. Особая признательность Заяц П.В., собравшему материал для подготовки словаря ключевых терминов.
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Цели главы: § Рассмотреть становление и развитие социологических концепций управления. § Определить объект, предмет и методы социологии управления.
Социология управления – одна из отраслей социологического знания, выделяющая в обществе отношения управления. Эти отношения возникают в результате взаимодействия таких социальных субъектов, как лидер и ведомый (отношения зависимости), кредитор и заемщик (отношения власти), государь и подданный (отношения господства), руководитель и исполнитель (отношения подчинения) и др. Само сочетание слов «социология» и «управление» говорит о пограничном статусе этой науки. Она образовалась на стыке развития двух самостоятельных дисциплин: социологии и управления.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |