Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Относительно первого замечания следует заметить, что данное ограничение существенно снижает и обедняет процессы управления персоналом




Всякий совместный труд требует управления. Это значит, что управление является обязательным элементом любой коллективной деятельности людей. Не только в сфере производства, но и в непроизводственной сфере, охватывающей народное образование, подготовку специалистов науки, здравоохранения, культуры и т.д.

Понятие управления и его объекта

Выявить особенности управления трудовым коллективом.

Изучить коллектив как объект управления.

Методы исследования – теоретический – анализ литературы по проблеме исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. списка литературы.

Управление – особого рода человеческая деятельность руководящего, организаторского характера, осуществляемая в рамках коллективного труда.

«Понятие «управление» относится к числу наиболее общих, наиболее универсальных понятий. Оно охватывает и социальное управление, и управление биологическими процессами, и управление различного рода машинами, механизмами. В самом общем виде управление - процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов. К сожалению, в ряде публикаций последних лет акцент делается главным образом на методы управления, методы же руководства или вообще не рассматриваются, или упоминаются между прочим.

Словарь С.И.Ожегова определяет «управление» как руководство кем-чем-нибудь, направление деятельности кого-чего-нибудь. Моисеев A.M. в научно-практическом пособии пишет: «Управление - это функция сложных высокоорганизованных систем.... Заметим, управление изначально трактуется и является в качестве функции не отдельных специалистов -управляющих, а именно организации как целого; субъектом управления (самоуправления) является именно организация.3 Анализируя современную психолого-педагогическую литературу, следует остановиться на психологических проблемах управления, выделив при этом два важнейших аспекта. Первый - психологические особенности самого руководителя (его

Соколов Э.С., Педагогические мастерские: Франция - Россия, М., 1997 Моисеев A.M. и др. Нововведения во нутришкольном правлении., с 16

 

отношение к себе, характеристика мышления, эмоционально-волевой сферы, потребностей, мотивов, установок, индивидуально - психологических свойств) и степень осознания им этих особенностей. Второй аспект -социально - психологический, позволяющий руководителю максимально учитывать психологические особенности учителей... в конкретных ситуациях управленческой деятельности, формировать благоприятный психологический климат в школьном коллективе.6 Эта мысль очень важна для дальнейшего более точного определения «управление», как одного из основных понятий нашей работы.

Рассмотрим основные подходы к трактовке термина «управление».

Первый подход - управление определяется как деятельность (А.Файоль рассматривал процесс управления как деятельность по реализации целей организации). Признаки этой деятельности:

• функциональный состав (планирование, организация, контроль, руководство);

• целевое назначение (организованность совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей);

• наличие субъекта образовательной деятельности.
Управление - вид социальной деятельности, имеющий своей целью

получение предметного результата.

Второй подход - управление - воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или на группу (управление - целенаправленное воздействие человека на объект и изменение последнего в результате

Худоминский П.В. Управление современной школой., с 32 М.М.Поташник. Управление развитием школы., с74


воздействия или процесс целенаправленных действий на другого человека, также приводящей к изменению последнего).

Третий подход - управление - взаимодействие субъектов. Суть взаимодействия в неразрывности прямого и обратного воздействий, органичного сочетания изменений, воздействующих друг на друга. Взаимодействие - целостная, внутренне дифференцированная, саморазвивающаяся система. Такое понимание взаимодействия, представляющего суть управления, предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости рассмотрения изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состоянии.

Определяя понятие объекта управления персоналом, ряд авторов указывают, что таковым следует признать лишь совокупность работников (весь персонал организации), отдельно оговаривая возможность рассмотрения в качестве объекта коллективы бригад, цеха, участков, структурных подразделений. Обосновывается это тем, что только коллектив нацелен на выпуск законченной продукции и подчинен воздействию всего комплекса законов и положений, определяющих функционирование системы управления персоналом в целом. Основным аргументом является необходимость соблюдения одного из главных принципов системного подхода: «элемент должен сохранять основные свойства и цель существования системы», а также то обстоятельство, что «применительно к отдельному работнику управленческие отношения с вышестоящим руководителем возникают по ряду функций, но, как правило, только по ограниченному их кругу. «Поэтому отношения «руководитель-подчиненный» без связи с отношениями с другими членами коллектива и межподразделенческими не могут дать полной картины управленческих связей». Данная позиция может быть рассмотрена в качестве исходной при исследовании проблемы объекта.

Однако вследствие новизны постановки вопроса, неразработанности проблемы объекта управления коллективном как в отечественной, так и в зарубежной науке, в ней существует ряд дискуссионных моментов. Это касается:

а) ограничения объекта только совокупностью работников или коллективом и невозможности рассмотрения отдельных работников в качестве объекта;

б) ограничения объекта коллективом бригады, цеха, отдела, подразделения, то есть формально закрепленной организационной структурой предприятия;

в) отсутствия содержательных и процессуальных форм проявления объекта.

Во-первых, трудно согласиться с мнением, что только весь персонал подвержен воздействию всей совокупности функций управления. Конечно, круг управленческих функций на общеорганизационном уровне шире и комплекс-нее. Но богаче и разнообразнее управленческие воздействия именно применительно к отдельному работнику, когда общие принципы и методы управления конкретизируются с учетом индивидуально-личностных особенностей человека, нацелены на субъективное восприятие им целей и задач организации при выполнении трудовых функций. Вместе с тем очевидно, что отдельные работники чаще всего прямо, а иногда и косвенно являются объектом реализации практически всех функций управления персоналом: общие подходы организации труда конкретизируются до уровня организации индивидуальных рабочих мест; осуществляется оценка не только деятельности коллектива, но и отдельного работника; современные системы оплаты труда ориентированы не только на результаты коллективного труда, но и стимулируют рост трудовых достижений, развитие профессионально-важных качеств отдельных работников; каждый из работников является объектом процесса отбора персонала и в дальнейшем прямо или косвенно участвует в нем; процессы мотивации и адаптации по своей сути и содержанию индивидуальны; регулирование трудовых перемещений невозможно без рассмотрения каждого конкретного работника, оценки его качеств и способностей занимать другие должности; высвобождение персонала также чаще всего (за исключением массового сокращения персонала, да и то не всегда) предполагает принятие решения по каждому отдельному работнику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.