Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология анализа отчета о финансовых результатах




 

Цель анализа отчета о прибылях и анализа прибыльности - оценить способность организации приносить доход на вложенные в текущую деятельность средства. Анализ прибыльности выполняется на основании отчета о прибылях и убытках, переведенного из нарастающего итога в отчет за интервал.

Анализ прибыльности необходимо начинать с характеристики общих результатов деятельности, и, далее - отдельных направлений деятельности компании. Также важной является динамика изменения доходности в течение анализируемого периода. Необходимо определить, под влиянием каких основных причин изменялись объемы получаемой прибыли в течение анализируемого периода. Например, это может быть изменение выручки от реализации, изменение уровня переменных или постоянных затрат, прочих операционных и внереализационных доходов (расходов)[11].

В свою очередь, изменение выручки от реализации может быть связано с изменением номенклатуры реализуемой продукции (реализуется продукция, имеющая различный уровень спроса на рынке), изменениями в работе маркетинговых служб, изменением цен на реализуемую продукцию и т.д. Величина переменных затрат может меняться вследствие изменений номенклатуры реализуемой продукции (разный уровень затрат на производство различных изделий), изменений цен на закупаемые сырье и материалы.

Постоянные затраты могут варьироваться в результате изменения цен на постоянную составляющую затрат, в результате ввода новых фондов, изменения технологии производства продукции и т.п.

С точки зрения устойчивости организации в перспективе целесообразно, чтобы основная часть доходов формировалась за счет основной деятельности, но не за счет прочих операций, носящих случайный характер (прочие операционные и внереализационные доходы). Если результаты деятельности организации во многом определяются величинами прочих операционных и внереализационных доходов и расходов, необходим их подробный анализ и контроль. Для анализа прочей операционной и внереализационной деятельности недостаточно информации баланса и формы №2, необходимы данные аналитического учета.

При анализе прибыльности отдельно рассматриваются и сравниваются между собой результаты основной деятельности, прочих операций и деятельности компании в целом.

Рассматривая основную деятельность, рекомендуется особое внимание уделять маржинальной прибыли. Наличие и рост маржинальной прибыли является положительной характеристикой деятельности компании. Положительная маржинальная прибыль свидетельствует о потенциальной возможности компании получать прибыль от реализации продукции – то есть о наличии резерва покрытия накладных расходов и получения прибыли[12].

Для общей характеристики ценовой политики организации рассчитывается ценовой коэффициент, называемый также нормой маржинальной прибыли. Ценовой коэффициент определяется как отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации и характеризует соотношение цен на реализуемую продукцию и потребляемые в процессе производства ресурсы переменного характера. Динамика ценового коэффициента отражает, насколько темп роста цен на реализуемую продукцию отличается от темпа роста цен, устанавливаемых поставщиками ресурсов[13].

(1.1)

Значение ценового коэффициента не зависит от объема производства и реализации и определяется уровнем цен на реализуемую продукцию и переменную составляющую затрат. Это можно подтвердить, записав формулу ценового коэффициента для однономенклатурного производства.

При однономенклатурном производстве выручка от реализации определяется как произведение цены единицы реализуемой продукции и объема реализации. Переменные затраты представляют собой произведение удельных переменных затрат (переменных затрат на единицу продукции) и объема реализации. Объем реализации присутствует в расчетах числителя и знаменателя формулы и может быть сокращен. Полученное выражение подтверждает, что при прочих равных условиях с изменением объема производства ценовой коэффициент остается неизменным.

Ценовой коэф-т
ПеремЗатр
ВР
= 1 -
ВР - ПеремЗатр
ВР
=
= 1 -
V реал * ПеремЗатр (ед)
V реал * Цена реал (ед)

 

 


где ВР - выручка от реализации за период, ден. ед.;

ПеремЗатр - общая величина переменных затрат, ден. ед.;

V реал -объем реализации продукции в натуральном выражении, ед.;

ПеремЗатр (ед)- переменные затраты на единицу продукции (удельные переменные затраты), ден. ед.;

Цена реал (ед) - цена реализации единицы продукции, ден. ед.

Величина ценового коэффициента определяется следующими факторами:

- цена на реализуемую продукцию,

- цены на сырье, материалы и прочие элементы переменных затрат («стоимость» переменных затрат),

- номенклатура реализуемой продукции (что в конечном итоге также выражается в изменении соотношений цен реализации и переменных затрат на производство продукции),

- изменение технологии производства продукции (что в конечном итоге также выражается в изменении соотношений цен реализации и переменных затрат на производство продукции),

Общая положительная величина маржинальной прибыли не гарантирует, что каждый из видов продукции является потенциально прибыльным - имеет положительную маржинальную прибыль. Для выявления потенциально прибыльной продукции и продукции, имеющей отрицательную маржинальную прибыль, необходим номенклатурный анализ – рассчитать ценовые коэффициенты по основным видам производимой продукции[14].

Ценовой коэффициент по изделию i
Маржинальная прибыль (i))
Выручка от реализации (i))
=
Цена реал (i) - Перем Затр (i)
Цена реал (i)
=
, %

 

 


При анализе результатов маржинального анализа продукции необходимо иметь в виду, что с точки зрения максимизации прибыли целесообразно

- реализовывать (не просто производить, а именно реализовывать) продукцию, имеющую максимальный ценовой коэффициент;

- минимизировать объем реализации продукции, имеющей отрицательный ценовой коэффициент (отрицательную маржинальную прибыль)[15].

Наличие отрицательной маржинальной прибыли - крайне негативная ситуация, при которой выручка от реализации продукции (работ, услуг) не покрывает даже переменных затрат на ее производство. При отрицательной маржинальной прибыли обязательное условие улучшения финансового состояния компании - оптимизация ценовой и номенклатурной политики. Временное поддержание ликвидности убыточных предприятий возможно при соблюдении трех основных условий:

- наличии накопленного капитала (сокращается при убытках);

- возможности кредитования (привлечение кредитов, увеличение текущих пассивов);

- поддержание приемлемой оборачиваемости текущих активов[16].

Однако, необходимо помнить, что устойчивость организации в долгосрочной перспективе определяется именно прибыльностью. Высокая оборачиваемость является временным рычагом поддержания организации «на плаву» (ограничением «поддержания на плаву» в данном случае являются сбои в поступлении средств или исчерпание возможности увеличения текущих пассивов). При снижении оборачиваемости убыточное предприятие более других подвержено риску банкротства.

Для оценки прибыльности основной деятельности используются следующие показатели:

Прибыльность переменных затрат - показатель, позволяющий оценить, насколько изменится прибыль от основной деятельности при изменении переменных затрат на 1 денежную единицу.

(1.2)

Прибыльность переменных затрат позволяет сориентироваться в вопросе, какое из направлений вложения средств несет в себе большую потенциальную доходность - основная деятельность или какие-либо прочие направления (например, депозитные вклады). Нередко прибыльность переменных затрат, превышающая доходность прочих возможных направлений вложения капитала, акцентирует внимание руководства на оптимизации основной деятельности.

Прибыльность постоянных затрат иллюстрирует степень отдаления предприятия от точки безубыточности[17].

(1.3)

Прибыльность всех затрат показывает, сколько прибыли от основной деятельности приходится на 1 денежную единицу общих текущих затрат.

(1.4)

где Всего затраты на реализ. продукцию – сумма себестоимости реализованной продукции, управленческих и коммерческих расходов по данным отчета о прибылях и убытках или, что то же самое, сумма переменных и постоянных затрат.

Прибыльность продаж показывает долю прибыли от основной деятельности в выручке от реализации (без НДС).

(1.5)

Прибыльность всей деятельности отражает долю чистой прибыли в общих результатах деятельности предприятия.

(1.6)

где Прочие доходы - общая величина прочих операционных и внереализационных доходов за интервал планирования.

Встречается подход, при котором прибыльность всех продаж определяется как отношение чистой прибыли к выручке от реализации, то есть в расчетах не участвует величина прочих операционных и внереализационных доходов.

Одним из важных показателей, используемых в экономическом анализе, является маржинальная прибыль. Этот расчетный показатель представляет собой разность между суммой выручки от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Маржинальная прибыль показывает способность организации покрывать постоянные расходы и формировать балансовую прибыль от реализации продукции (работ, услуг). Балансовая прибыль формируется при условии, если маржинальная прибыль превышает постоянные расходы. При равенстве маржинальной прибыли и постоянных расходов достигается точка безубыточности организации. При превышении постоянных расходов над маржинальной прибылью деятельность организации будет убыточной.

Пмарж = В- Зперем., (1.7)

где Пмарж – прибыль маржинальная, В – выручка, Зперем. – затраты переменные[18].

С показателем маржинальной прибыли связан другой важный показатель эффект производственного рычага, который заключается в том, что любое изменение выручки от реализации продукции приводит к еще более сильному изменению прибыли.

Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие производственного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие производственного рычага уменьшается.

Сила воздействия операционного рычага рассчитывается по формуле:

СВОР = МП / П, (1.8)

где СВОР - сила воздействия операционного рычага;

МП - маржинальная прибыль[19].

Анализ финансовых результатов, осуществленный на основе публичной финансовой отчетности, не позволяет получить полного представления об эффективности деятельности фирмы. Вместе с тем применяемые в практике финансового менеджмента варианты расчета прибыли через рыночные оценки, в частности в рамках концепции управления стоимостью (ценностью) фирмы, основанной на критерии добавленной экономической стоимости (ценности), отличаются высокой субъективностью.

Чтобы оценить результаты деятельности компании и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать частные показатели, характеризующие финансовые результаты, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на его финансовое положение. Финансовый менеджмент фирмы самостоятельно определяет набор комплексных показателей, позволяющий оценить эффективность управления финансовыми результатами фирмы.

Влияние изменения объема товарооборота рассчитывается по следующей формуле[20]:

(1.9)

где изменение суммы прибыли за счет изменения объема товарооборота;
  Тф,Тб − объем розничного товарооборота в отчетном и базисном периодах соответственно;
  Rб − рентабельность продаж за базисный период.

Влияние изменения уровня дохода от реализации на прибыль определяется следующим образом:

(1.10)

где Удф, Удф − уровень дохода в текущем и базисном периодах соответственно.

Оценка влияния расходов на прибыль может быть измерена с помощью следующей формулы[21]:

(1.11)

где Урф, Урф − уровень расходов текущего и базисного периодов соответственно.

Влияние на размер прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом прямого счета.

Влияние изменения цен на размер прибыли затруднено и определяется несколькими этапами[22]:

1. Сумма доходов корректируется на индекс цен на товары народного потребления. На сумму расходов оказывает влияние изменение тарифов на перевозку грузов, минимальной заработной платы, ставок налогов, тарифов на электроэнергию, топливо, воду и прочие коммунальные услуги и т.д.

2. Разница в скорректированной сумме доходов, остающихся в распоряжении организации, и скорректированной сумме расходов представляет собой скорректированную на уровень цен сумму прибыли от реализации товаров. Разница между фактической прибылью и скорректированной представляет собой влияние цен и тарифов на прибыль.

Далее рекомендуется построить модель стратегического регулирования прибыли, обеспечивающую эффективность хозяйственной деятельности торговой организации, используя следующие соотношения:

Iпр > Iт > Iфзп > Iчр, (1.12)

где Iпр индекс прибыли;
  Iт индекс товарооборота;
  Iфот индекс фонда заработной платы;
  Iчр индекс численности работников[23].

В последнее время большой интерес вызывает методика анализа прибыли, которая базируется на делении текущих затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. Система "директ-костинг" позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов. Маржинальный доход (МД) — это прибыль (П) в сумме с постоянными затратами организации(Рпост). Сумму прибыли можно рассчитать, если известна величина маржинального дохода и постоянных затрат.

Заключительным этапом анализа прибыли является обобщение выявленных резервов ее повышения и разработка направлений по их реализации.

При прогнозировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие между желанием получить максимальную прибыль и реальными возможностями ее получения исходя из мощности организации, объема товарооборота, доходов, расходов и других ограничений.

В процессе разработки прогнозов прибыли могут быть использованы различные методы. Так, например, метод определения прибыли на вложенный капитал решает задачу сохранности достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и ее увеличения.

Планируемая прибыль (П) в этом случае рассчитывается по следующей формуле[24]:

(1.13)

где Кав авансированный капитал, сумма остаточной стоимости основных средств и собственных оборотных средств;
  R минимальный уровень рентабельности по отношению к капиталу (должен быть не менее ставки банковского процента по депозитам);
  Сн доля налогов и прочих обязательных платежей, выплачиваемых из прибыли, в общей ее сумме.

Размер необходимой прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей организации в финансировании мероприятий по ее производственному и социальному развитию, выполнению обязательств перед государством и создании соответствующих фондов (резервного, накопления, потребления, фонда для выплаты дивидендов и др.).

Метод экспертных оценок основан на использовании результатов анализа достигнутой величины исследуемого показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде.

П возм = УRб × Тп±ПФ, (1.14)

где П возм − возможный размер прибыли от торговой деятельности;
  У уровень рентабельности продаж, сложившийся в отчетном периоде, %;
  Тп − уровень рентабельности продаж, сложившийся в отчетном периоде, %;
  Δ ПФ − изменение прибыли в связи с изменением факторов, определяющих размер прибыли[25].

Метод прямого счета применяется с помощью следующей формулы:

Пп = Дп – Рп – Нп, (1.15)

где Пп − прогнозная сумма прибыли от торговой деятельности;
Дп − прогнозная сумма дохода от реализации;  
п − прогнозная сумма расходов на реализацию;  
Нн − прогнозная сумма отчислений из дохода[26].  
         

 

После определения плановой величины прибыли рассчитывается плановый уровень рентабельности[27].

На основании изложенного можно заключить, что основными задачами анализа прибыли и рентабельности организации являются:

– систематический контроль за выполнением плана полученной прибыли;

– определение влияния факторов на финансовые результаты деятельности организации;

– выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышения рентабельности;

– оценка работы организации по использованию возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности;

– разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, её структуру, динамику и выполнение плана за отчетный период. Кроме того, оценивается влияние факторов на изменение прибыли и рентабельности. Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, являются объем и структура товарооборота, уровень доходов и расходов, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.