Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система и налоговое законодательство РБ. Виды налогов и сборов




Сущность и функции налогов. Принципы и элементы налогообложения. Классификация налогов, сборов (пошлин).

Налог – это специфическая форма экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, различными группами населения и отдельными гражданами по поводу перераспределения части национального дохода и образования централизованных государственных финансовых ресурсов. Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную), требующую средств. Для государства налоги - основная статья доходов бюджета.

Функции налогов:

1. Фискальная функция проявляется в изъятии посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государства с целью создания материальной основы для реализации последним своих функций.

2. Регулирующая функция налогов заключается в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать на макроэкономические показатели и на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и граждан (их стремление к сбережениям, потреблению, инвестициям). Реализуется через изменение перечня налогов и налоговых ставок, предоставление налоговых льгот и введение повышенных ставок налогов.

Регулирующая функция налогов может носить как стимулирующий, так и сдерживающий характер.

3. Стимулирующая функция проявляется в стимулировании через систему налогообложения деловой активности в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны.

4. Контрольная функция – т.е. своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет от налоговых платежей, что, в конечном счете, позволяет определять необходимость реформирования налоговой системы.

Налогообложение это процесс установления и взимания налогов, сборов (пошлин) в стране, включающий определение их видов, размера ставок, круга плательщиков, порядка исчисления и уплаты.

Принципы налогообложения – это правила рационального налогообложения, реализация которых обеспечивает достижение поставленных целей. Принципы должны давать четкие ответы на вопросы: кто, как, сколько и из какого источника должен платить налоги.

А. Смит выделил четыре основных принципа налогообложения:

- справедливость (соразмерность, равномерность) – т.е.подданные государств соответственно доходу, участвовать в содержании государства;

- определенность - налог, который должно уплачивать определенное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа.

- удобство - к аждый налог должен взиматься в то время и тем способом, которые удобны плательщику.

- дешевизна - налогообложение должно быть построено таким образом, чтобы затраты государства и налогоплательщика на процедуру его реализацию были настолько низки, насколько это возможно.

элементы налога:

Плательщик (субъект) налога – лицо, на которое по закону возлагается юридическая обязанность уплачивать налог.

Налоговый агент – лицо (организация), на которое в силу действующих актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога или сбора.

Носитель налога – лицо, которое в конечном итоге несет бремя уплаты налога после завершения процессов его переложения. Носитель НДС - покупатель продукции.

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика связывают возникновение налогового обязательства.

Единица налогообложения – условная единица принятого масштаба налога, используемая для количественного выражения налоговой баз (1 га; 1 литр).

Налоговая база – это характеристика объекта налогообложения (физическая, стоимостная или иная), принимаемая за основу для исчисления конкретной налоговой суммы.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным для данного налога порядком.

На логовый период – период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Налоговый период может включать несколько отчетных периодов - срок, по истечении которого плательщик уплачивает авансовые платежи по налогу и предоставляет в установленном порядке соответствующую отчетность по нему.

Налоговая ставка - это размер или величина налога на единицу налоговой базы.

Твердые налоговые ставки – ставки, установленные в абсолютной сумме (рублях) на единицу облагаемой продукции (на тонну нефти, на кубометр газа, на 1 га земли и т. д.).

Адвалорные налоговые ставки - налоговые ставки, установленные в процентах от налогооблагаемой базы.

  1. Метод налогообложения – это порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Существуют следующие методы налогообложения:

- равное налогообложение – установление равной суммы налога для каждого налогоплательщика. Применяется редко (налог за владение собаками).

- пропорциональное налогообложение – ставка для каждого плательщика одинакова, а сумма налога возрастает пропорционально базе налогообложения (налог на прибыль, подоходный налог).

- прогрессивное налогообложение – налоговая ставка растет по мере увеличения налоговой базы.

*простая поразрядная прогрессия – доходы делятся на разряды и для каждого разряда определяется налог в твердой сумме (сегодня не используется)

* простая относительная прогрессия – определяются разряды и для каждого разряда устанавливается своя ставка Ставки применяются ко всей базе налогообложения;

* сложная прогрессия – повышенная ставка налога применяется не ко всему объекту налогообложения, а только к его части, превышающей определенный уровень (наиболее справедливой и распространенный метод).

- регрессивный метод – ставка снижается при росте налоговой базы.

Налоговая декларация (расчёт) – письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществлённых расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) или других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).

Получатель налога – субъект, которому предназначена сумма налога. Такими получателями могут быть бюджеты различных уровней, бюджетные и внебюджетные фонды.

Признаки классификации налогов:

По принадлежности к уровню управления:

- республиканские;

- местные.

По степени переложения выделяют:

- прямые налоги (налоги на доходы и имущество;

- косвенные налоги (акцизы, налог на добавленную стоимость);

3. По источнику уплаты (возмещения) выделяют:

- налоги, сборы, уплачиваемые из выручки от реализации (косвенные налоги);

- налоги, сборы, уплачиваемые из прибыли (дохода);

- налоги, сборы, относимые на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг);

- налоги, удерживаемые из заработной платы.

Плательщики налогов, сборов (пошлин) и иные обязанные лица.

Налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Основные характеристики налоговой системы:

- целостность (единство и неделимость)

- взаимосвязь и взаимозависимость элементов

- открытость

- динамичность (изменчивость)

- сложность

- национальная особенность

- сопряженность с другими государственными системами

Налоговое законодательство Республики Беларусь – это система принятых в соответствии с Конституцией Республики Беларусь следующих нормативных правовых актов:

1) Первый уровень – законодательные акты, обладающие высшей юридической силой:

- Налоговый Кодекс (общая и особенная часть);

- декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;

- международные договоры Республики Беларусь;

2) Второй уровень – подзаконные акты, имеющие подчиненный характер по отношению к законодательным актам:

- постановления Правительства Республики Беларусь;

- нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения.

Принципы налогового законодательства РБ:

  1. В случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.
  2. В случае расхождения декрета или указа Президента РБ с Налоговым Кодексом или законом, регулирующим вопросы налогообложения, действуют Декреты или Указы (за исключением случаев, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом).
  3. Акты налогового законодательства имеют верховенство над актами других отраслей права, содержащими вопросы налогообложения.
  4. В случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства решения должны приниматься в пользу плательщиков. Применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается.
  5. Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь, устанавливающие ответственность за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (юр. лица,;фих.лица)

Объекты налогообложения 1. Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у связывают возникновение налогового обязательства.

2. Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения.

3. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

Права и обязанности участников налоговых отношений устанавливаются налоговым кодексом Республики Беларусь.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся:1. налог на добавленную стоимость;2. акцизы;3. налог на прибыль;4. налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;5. подоходный налог с физических лиц (уплачивают только физ. лица); 6. налог на недвижимость (для физических и юридических лиц);7. земельный налог (для физических и юридических лиц);8. экологический налог;9. налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;10. сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;11. оффшорный сбор;12. гербовый сбор;13. консульский сбор;14. государственная пошлина;15. патентные пошлины;

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующей территории. К местным налогам в РБ относятся:

1. Налог за владение собаками.

2. Курортный сбор.

3. Сбор с заготовителей.

В Республике Беларусь применяются следующие особые режимы налогообложения для отдельных категорий плательщиков:

1. Налог при упрощенной системе налогообложения

2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

3. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

4. Налог на игорный бизнес

5. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности.

6. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр

7. Сбор за осуществление ремесленной деятельности.

8. Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

В РБ существуют особенности налогообложения отдельных категорий плательщиков:

- крестьянских (фермерских) хозяйств;

- бюджетных организаций;

- особенности налогообложения в свободных экономических зонах и т.д.;

13. Финансовый и операционный леверидж: сущность, количественная оценка, взаимосвязь с уровнем риска.

Структура капитала представляет собой соотношение собственного и заемного капитала. Оптимальная структура капитала представляет собой такое соотношение собственных и заемных средств предприятия, при котором обеспечивается наиболее эффективная пропорциональность между коэффициентом рентабельности активов и коэффициентом финансовой устойчивости предприятия, то есть максимизируется его рыночная стоимость

Леверидж — финансовый механизм управления формированием прибыли, основанный на обеспечении необходимого соотношения собственного и заемного капитала или отдельных видов затрат условно-постоянных и условно-переменных). Различают финансовый леверидж (механизм воздействия на уровень рентабельности собственного капитала за счет изменения соотношения собственных и заемных финансовых средств, используемых предприятием) и операционный леверидж (механизм воздействия на сумму и уровень прибыли за счет изменения соотношения постоянных и переменных издержек).

Финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на финансовый результат (чистую прибыль или рентабельность собственного капитала) путем изменения финансовой структуры капитала предприятия (соотношения собственного и заемного капитала). Чем выше уровень финансового левериджа, тем сильнее его влияние на чистую прибыль и рентабельность собственных средств и тем выше финансовый риск. Количественно финансовый леверидж измеряется следующим образом:

,

где - эффект финансового рычага, %;

- ставка налогообложения прибыли, в долях от единицы (0,18 в 2014 году)

ЭР – экономическая рентабельность активов, %

СРСП – средняя расчетная ставка процентов по заемным средствам, %

ЗС и СС – соответственно сумма заемных и собственных средств по пассиву аналитического баланса;

– налоговый корректор, который показывает в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения прибыли;

(ЭР-СРСП) – дифференциал финансового рычага;

- плечо финансового рычага (коэффициент финансового левериджа);

Эффект финансового рычага – это приращение к чистой рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Количественно его можно оценить следующим образом

При расчете ЭФР используется аналитический баланс: в пассиве баланса из заемных средств вычитается кредиторская задолженность, которая не отвечает требованиям платности, срочности, возвратности.

Предприятию выгодно привлекать кредит, если , то есть если дифференциал финансового рычага больше нуля, а это возможно лишь в том случае, если рентабельность активов предприятия выше, чем цена заемного капитала. Между дифференциалом и плечом финансового рычага существует зависимость: при наращивании заемных средств средняя расчетная ставка процентов, как правило, возрастает, так как увеличение доли заемного капитала приводит к снижению финансовой устойчивости предприятия и вынуждает кредиторов увеличивать уровень ставки процента за кредит путем включения в нее премии за риск. Следовательно, чем выше дифференциал, тем меньше риск, как для кредитора, так и для заемщика. Таким образом, необходимо регулировать плечо рычага в зависимости от дифференциала. Возможна ситуация, когда дифференциал станет меньше 0, тогда ЭФР будет действовать во вред предприятию.

Производственный или операционный леверидж - возможность влиять на прибыльот реализации товаров, работ, услуг, услуг до налогообложения путем изменения структуры затрат и объемов реализованной продукции.

Производственный леверидж количественно может быть оценен с помощью таких показателей, как:

1. Доля постоянных затрат в общей сумме затрат организации

2. Отношение прироста прибыли от реализации продукции в % к приросту объема реализованной продукции в %

3. Сила воздействия операционного рычага, которая определяется отношением валовой маржинальной прибыли организации к прибыли от реализации

СВОР показывает, насколько процентов увеличиться прибыль от реализации продукции при увеличении выручки от реализации на 1%.

Чем выше производственный леверидж, тем выше предпринимательский риск. Уровень производственного левериджа зависит прежде всего от того, каким видом бизнеса занимается организация. Так у организаций, оказывающих услуги, уровень производственного левериджа и риска ниже, чем у производящих продукцию, так как у них ниже удельный вес постоянных затрат в себестоимости реализованной продукции.

Максимальное значение уровень производственного левериджа и связанного с ним риска имеет в точке безубыточности. Точка безубыточности – такой объем производства продукции (в натуральном выражении), при котором организация не имеет прибыли, но и не несет убытков. Точка безубыточности, выраженная в стоимостных единицах называется порогом рентабельности.

Разница между выручкой от реализации продукции и порогом рентабельности называется запасом финансовой прочности. Организация способна выдержать снижение выручки от реализации на величину запаса финансовой прочности без серьезной угрозы для финансового положения. Между запасом финансовой прочности и производственным левериджем (риском) существует обратная зависимость.

Помимо производственной, моет быть определена и финансовая точка безубыточности. Финансовая точка безубыточности - это объем производства, позволяющий покрывать все затраты организации, включая те, которые не учитываются при налогообложении. Поэтому финансовая точка безубыточности всегда выше, чем производственная.

Можно сделать вывод, что регулировать массу и динамику прибыли можно, регулируя выручку (объем продаж и цены), а также изменяя общую сумму постоянных затрат.

 

 

14. Финансовый менеджмент как управленческий комплекс: сущность, цели, принципы, функции финансового менеджмента. Организация финансовой работы на предприятии

Финансовый менеджмент - система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Необходимыми условиями реализации финансового менеджмента на предприятии являются наличие рыночных механизмов, экономическая самостоятельность предприятий (возможность выбора собственной стратегии), профессионализация управления (профессиональная подготовка менеджеров в области управления финансами).

Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов:

1. Целевая направленность финансового менеджмента. обоснование финансовой стратегии предприятия.

2. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Любые финансовые решения, вступающие в противоречие со стратегическими направлениями развития предприятия, должны быть отклонены.

4. Принцип непротиворечивости, комплексности всех финансовых решений.

5. Принцип вариативности подходов к разработке отдельных финансовых решений.

6. Принцип динамизма. При выработке финансовых решений необходимо учитывать высокий динамизм факторов внешней среды, финансового состояния и ресурсного потенциала предприятия

7. Принцип диверсифицированности. Предполагает многопрофильность в работе: сочетание различных источников финансирования деятельности.

8. Принцип системности и интегрированности (объединения) с общей системой управления. Система управления финансами предприятия должна рассматриваться как самостоятельная сложная система, а с другой стороны – как часть системы более высокого порядка – предприятия.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы и управляющей подсистемы или субъекта управления.

Функции финансового менеджмента как управляющей системы, то есть как субъекта управления:

1. Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия и влияющих на нее факторов внешней среды.

2. Финансовое прогнозирование, которое представляет собой основу финансового планирования.

3. Разработка финансовой стратегии предприятия и осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям: операционная, финансовая, инвестиционная деятельность.

4. Организация финансовой работы на предприятии через создание эффективной системы управления финансами и установление формальных связей в ней путем делегирования полномочий.

5. Осуществление контроля за реализацией принятых финансовых решений.

Реализация этих функций невозможна без формирования эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов финансовых решений и мониторинг финансового состояния предприятия и финансового рынка.

Функции финансового менеджмента как управляемой системы, выделяют в соответствии с объектами управления:

1. Управление источниками средств (финансированием деятельности), что предполагает определение потребности в финансовых ресурсах; оптимизацию объема и структуры источников финансирования и включает:

- управление собственным капиталом;

- управление заемным капиталом;

2. Управление размещением и использованием капитала:

- управление инвестициями:определение объема и основных направлений инвестиций, определение экономической эффективности инвестиций, управление инвестиционными рисками

- управление активами;

3. Управление текущей финансовой деятельностью:

- управление денежными потоками;

- управление затратами;

- управление финансовыми отношениями предприятия;

- функции, связанные со страхованием активов, налогообложением, финансовым консультированием, амортизационной, дивидендной политикой и проч.

4. Управление финансовыми результатами:

- управление прибылью

- управление ликвидностью и платежеспособностью

- управление финансовой устойчивостью и проч.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.