КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научно-технологические парки и технополисы как основа эффективного использования хозяйственных ресурсов регионов
Среди всего многообразия используемых форм и методов интенсификации регионального научно-технического развития особое место в последнее десятилетие занимает практическая деятельность по формированию так называемых научных (инновационных) парков. Научно-технологические парки, встраивающиеся в цикл «наука — производство — рынок», следует классифицировать, прежде всего, по их месту и роли в указанном цикле. Подобная классификация может оказаться полезной при определении меры поддержки этих структур государством или бизнесом. Исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментально-прикладной научный трансфер, действует со стадии завершения фундаментальных исследований; его основным объектом являются новейшие авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие иметь или имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Компании парка «производят» авангардные проекты и разработки. Поэтому государственная поддержка здесь должна быть определяющей. Научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно со стадии прикладных НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Компании парка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производство (выпуск первой промышленной партии). Здесь следует говорить о паритетной поддержке государством и бизнесом. Технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Компании технопарка реализуют готовую техническую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве на предприятиях. Здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки. Промышленный технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом. Что касается французского термина «технополис», то он объединяет научно-производственные центры различного типа и поэтому тяготеет к термину «научный парк» в широком его смысле. Несмотря на отмеченные различия для всех структур, которые можно называть технополисами, характерен ряд общих черт, позволяющих говорить об их особом феномене. Во-первых, это — наличие университета или другого высшего учебного заведения, выполняющего роль ядра научного парка. В его задачи входит: генерация новых перспективных идей для коммерческого использования, подготовка специалистов, которые представляют интерес для промышленных фирм или способны начать свое собственное дело, предоставление квалифицированных консультаций или проведение НИОКР по заказам заинтересован-' ных компаний. Во-вторых — наличие инкубатора малого бизнеса, позволяющего избегать на первых порах больших материальных затрат, апробировать новые идеи ученых, инженеров, начинающих предпринимателей и получать квалифицированную помощь в оценке их перспективности. В-третьих — наличие венчурных фирм или возможности льготного финансирования для поддержки перспективных предпринимательских проектов. В-четвертых — наличие всех необходимых экономических ус-7овий для успешной деятельности малого и среднего бизнеса, а в отдельных случаях и исследовательских подразделений крупных промышленных компаний, включая возможности приобретения или аренды земельных участков, строительства или аренды зданий, лизинга оборудования, налаживания сотрудничества с университетом, получение местных налоговых льгот или иных финансовых стимулов, предоставление необходимых финансовых услуг и услуг в области связи. В-пятых — выгодное географическое положение, близость к магистральным автомобильным, железнодорожным, воздушным трассам в сочетании с благоприятным климатом и экологическими условиями, что делает проживание в научном парке привлекательным. Первые научные парки появились еще в 50-х гг., но резкое увеличение их численности приходится на 80-е гг. Так, во Франции численность научных парков возросла с 3 в 1980 г. до 20 в 1989 г., в Великобритании за те же примерно годы — с 3 до 36. В ФРГ до 1980 г. подобного рода парков не было вообще, а в середине 80-х их было уже 18. В это же время началась реализация программы «Технополис», предусматривающей создание в различных префектурах Японии 19 научных парков японского типа. В России активное создание научно-технологических зон и технопарков отмечается с середины 90-х гг. 21 июня 1994 г. был принят Указ Президента Российской Федерации (№ 1308) «О создании территориального научно-производственного комплекса «Технополис Заречный», а 12 декабря 1995 г. принимается Постановление Правительства России. В Постановлении отмечается, что «Технополис Заречный» создан в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций. Предложение о создании научно-производственного комплекса внесло правительство Свердловской области (на се территории и создан технополис), оно было поддержано Министерствами Российской федерации по атомной энергии, экономики, финансов, Комитетами по управлению государственным имуществом и по драгоценным металлам и драгоценным камням. Предусмотрена разработка в 1996 г. проекта Федеральной целевой программы «Создание территориально-производственного комплекса «Технополис Заречный»; в проекте намечены мероприятия, направленные на сохранение специального оборудования и технологий, связанных с оборонной тематикой. Функции государственных заказчиков федеральной целевой программы «Создание территориального научно-производственного комплекса «Технополис Заречный» возложены на Министерство по атомной энергии и правительство Свердловской области. Минфину России поручено обеспечить в 1995-2000 гг. предоставление инвестиционного налогового кредита в размере 50% средств, перечисленных в федеральный бюджет предприятиями, зарегистрированными в г. Заречный, с направлением этих средств в фонд развития территориального научно-производственного комплекса «Технополис Заречный» для поддержки наукоемких отраслей, конкурентоспособных производств, содействия процессу конверсии и привлечения иностранных инвестиций. Комитету России по драгметаллам и драгкамням поручено отпускать в 1995-2000 гг. правительству Свердловской области на условиях беспроцентной товарной ссуды золото в объеме 50% добычи, осуществляемой «Технополисом Заречный» на территории г. Заречного, для использования в качестве залогового фонда. Указанное золото должно, быть возвращено в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней, согласно договору Комитета по драгметаллам и драгкамням с правительством Свердловской области. В этом договоре предусмотрена возможность выполнения правительством Свердловской области своих обязательств также путем перечисления свободно конвертируемой валюты в сумме, эквивалентной стоимости подлежащего возврату золота по ценам мирового рынка, сложившимся на день, предшествовавший дню погашения обязательств. 16 марта 1996 г. принято Постановление Правительства России (№ 290) «О создании научно-технологического парка «Новосибирск». Этот технологический парк создан в целях обеспечения условий для рационального и эффективного использования научно-образовательного и технологического комплекса в Новосибирской области, развития малого бизнеса в научно-технической сфере, освоения новых конкурентоспособных наукоемких технологий и развития на этой основе промышленного региона.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |