Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7 Организация регионального управления




Региональное управление — это управление экономическими, социальными, этнодемогра-фическими, технико-технологическими, экологическими и иными процессами в пределах данной территории, направленные на эффективное использование имеющихся ресурсов

В число основных задач регионального управления входят:

· обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

· экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

· оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

· обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

· формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

С учетом региональных задач формируются и активизируются цели, принципы и методы регионального управления.

К основным принципам регионального управления относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального управления на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном управлении через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения ми нимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Принцип выделенной компетенции более детально будет рассмотрен ниже.

В региональном управлении применяются свои специфические методы управления и делятся на организационные, экономические и социально-психологические.

Под методами регионального управления принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона.

Организационные методы управления представляют собой систему воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. К ним следует отнести организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы воздействия.

В их основе лежит неукоснительность соблюдения предписаний, а также возможность применения различных видов юридической ответственности в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью этих методов региональные органы власти могут осуществлять управление и регулирование процессов приватизации, формирования и развития предприятий и организаций региональной формы собственности, размещения новых предприятий на территории региона, привлечения иностранного капитала, использования природных ресурсов региона, а также социальных процессов.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условия для выполнения поставленных задач.

Объективная необходимость использования экономических методов управления вызвана тем, что только на основе организационных (административных) методов невозможно эффективное решение всей совокупности проблем, возникающих в процессе управления экономикой региона.

Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем косвенного воздействия на экономические интересы субъектов экономики региона с помощью тарифов, цены, прибыли, оплаты труда, налогов, кредитов, субвенций и т. д., создавать механизмы их ориентации на эффективный режим функционирования региональной экономики по возможности без прямого вмешательства органов управления, но в установленных этими органами рамках. Экономические методы управления основаны на использовании системы стимулов, предусматривающих экономическую заинтересованность и ответственность предприятий и организаций региона за последствия принимаемых решений и побуждающих предприятия участвовать в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона без специальных на то разрешений.

Социально-психологические методы управления представляют собой способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов, к которым можно отнести черты характера госслужащего, его способности, темперамент и т.д.

Система органов регионального управления. Система региональных органов власти имеет опреде­ленную структуру, обеспечивает комплексное управление субъектами РФ и участвует во взаимодействии с федеральными органами власти. Основными элементами, формирующими данную систему, являются органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.

Система законодательных и исполнительных органов власти в субъектах РФ учреждается ими самостоятельно, но при этом необходимым условием является соблюдение Конституции РФ и других действующих законов. Деятельность этих органов власти должна осуществляться не только в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными закона­ми, но и в соответствии с принятыми в субъекте федерации законодательными документами.

Структура, наименование органа законодательной власти субъекта федерации зависят от его исторических или национальных особенностей и устанавливаются им самостоятельно. Установленные структура, наименование, принципы деятельности фиксируются в конституции или уставе субъекта федерации.

Например, законодательным (представительным) органом государственной власти Новгородской области является Новгородская областная Дума (далее - областная Дума) - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Новгородской области, состоящая из 26 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Новгородской области

Законодательный орган субъекта федерации обладает рядом весомых полномочий:

· утверждение конституции (устава) субъекта федерации;

· регулирование действий субъекта федерации в отношении вопросов, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а также вопросов, которые субъект может решать самостоятельно;

· принятие бюджета субъекта федерации;

· регулирование порядка проведения выборов на территории субъекта РФ;

· утверждение и реализация программ, нацеленных на социально-экономическое и культурное развитие субъекта федерации.

Помимо этого, законодательный орган решает вопросы, касающиеся организации своей деятельности, ее правового, финансового, информационного обеспечения, технического оснащения и т.д.

В субъекте РФ особую роль в системе исполнительной власти играет высший орган исполнительной власти, во главе которого стоит его руководитель – высшее должностное лицо субъекта федерации, это администрация во главе с губернатором.

Структура, порядок функционирования, наименование высшего исполнительного органа, так же как и в случае законодательного органа, зависят от особенностей субъекта федерации, устанавливаются им самостоятельно, а установленные положения фиксируются в конституции субъекта РФ, иных законах. В регионах России нет единой схемы организации администраций. Они делятся на комитеты, департаменты и другие подразделения по функционвльному или отраслевому признаку. Значительная часть этих подразделений занимается социально-экономическими проблемами, социальной защитой населения, промышленностью, строительством, сельским хозяйством и т.д. Во главе этих подразделений стоят руководители, нередко на уровне вице-губернаторов. Причем экономический блок в большинстве субъектов Федерации возглавляет первый вице-губернатор.

Высший исполнительный орган, действующий в том или ином субъекте, призван обеспечивать соблюдение Конституции РФ и других федеральных законов субъектом федерации, а также соблюдение конституции (устава), законов, принятых и действующих в самом субъекте РФ.

Основные функции высшего исполнительного органа субъекта РФ:

· обеспечение соблюдения прав граждан, проживающих на территории субъекта федерации;

· разработка проектов различных программ, которые направлены на развитие региона в социально-экономическом и культурном отношениях;

· разработка проекта бюджета субъекта федерации;

· обеспечение реализации принятых программ и бюджета, написание отчета о проделанной работе;

· формирование других органов исполнительной власти, призванных действовать в данном субъекте РФ;

· заключение договоров с органами исполнительной власти федерального уровня, касающихся распределения сфер ведения, полномочий между РФ и субъектами РФ.

Наряду с региональными управленцами в регионах действуют федеральные управленческие структуры: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Казначейство РФ и множество других. Чиновников в них намного больше, чем в региональных структурах.

И наконец, в связи с интеграционными процессами на местах образуются межрегиональные ассоциации типа «Большая Волга», «Сибирское соглашение» и др. Некоторые субъекты федерации одновременно входят в две ассоциации. Например, Калининградская область входит в ассоциации "Северо-Запад" и "Центральная Россия", Новгородская область — в "Северо-Запад" и "Черноземье».В качестве президентов (председателей) их возглавляет один из губернаторов, входящих в ассоциацию.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.