Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институциональные, правовые и финансовые механизмы обеспечения




 

Принципы антикризисного управления реализуются в законодательной базе антикризисного регулирования. К настоящему времени сформирована правовая основа антикризисного регулирования. Приняты следующие важные документы:

1) федеральные законы РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об особенностях несостоятельности (банкротства) организаций оборонной промышленности» в которых сформирована система антикризисного регулирования, распоряжение ФСДН России «Об утверждении разъяснения в вопросах, связанных с применением процедур банкротства» № 40-р от 11 ноября 1999 г.;

2) Указ Президента РФ № 651 от 25 мая 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;

3) Постановление Правительства РФ «О ходе выполнения и задачах Правительства по реализации послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок в стране» № 1081 от 28 августа 1997 г.; Программа Правительства «Структурная перестройка и экономический рост в 1997–2000 годах» и др.;

4) Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации № 301 от 4 апреля 2000 г.

В настоящее время продолжается разработка пакета законов по антикризисному регулированию экономикой в том числе: «О финансовом оздоровлении предприятия, организации», который позволит эффективно проводить финансовое оздоровление и реструктуризацию предприятий, не прибегая к применению процедур банкротства; «Об административной ответственности за правонарушения в сфере управления организациями» (он устанавливает административную ответственность менеджеров за ненадлежащее управление делами организаций вплоть до лишения права занимать руководящие должности в течение определенного срока); «Об экстренных мерах по выводу из кризиса национальной промышленности России», «О мерах по восстановлению оборотных средств предприятий», «Об основах ценовой политики в Российской Федерации», «О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов», «О поддержке депрессивных или высоко дотируемых регионов», «Об утверждении Положения о специализированном фонде Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению», «О взаимодействии государственных органов и государственных внебюджетных фондов при рассмотрении вопросов о несостоятельности (банкротстве)».

Участниками антикризисного регулирования являются различные службы и организации: федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России), 13 межрегиональных территориальных служб по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, два территориальных органа Свердловской и Московской областей, федеральная (центральная и территориальные) межведомственная балансовая комиссия по финансовому оздоровлению, коллегии уполномоченных государственных представителей-кредиторов, некоммерческое партнерство «Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих» (НП РГПАУ), попечительский совет гильдии, арбитражные суды и совет по антикризисным программам при правительстве РФ, а также властные структуры и профильные ведомства.

 

Вопросы для самоконтроля по теме 1:

1. Что такое антикризисное управление?

2. Что составляет правовую основу антикризисного управления?

3. Перечислите основные институты антикризисного управления?

4. Каковы причины возникновения экономических кризисов в современном мире?

5. В чем состоят особенности экономического кризиса последнего десятилетия в России?

 

Тесты по теме 1:

1. С помощью антикризисного управления реализуются меры по:

а) предвидению кризиса;

б) устранению кризиса;

в) ускорению кризиса.

2. Главные свойства антикризисного управления:

а) гибкость и адаптивность;

б) усиление неформального управления;

в) диверсификация управления;

г) снижение себестоимости продукции.

3. Приоритеты антикризисного управления должны отдаваться:

а) мотивированию антикризисных мер;

б) дифференциации;

в) инициативности;

г) корпоративности.

4. Функции антикризисного управления – это:

а) максимизация прибыли;

б) предкризисное управление;

в) выход из кризиса;

г) управление в условиях кризиса.

5. ФСФС – это:

а) Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству;

б) Федеральная служба фондового оздоровления;

в) Федеральная служба фактического оздоровления.

 

Тема 2. Государственное регулирование отношений несостоятельности и финансовое оздоровление предприятий

 

Проблемы государственного регулирования. Глубина кризиса, скорость преодоления перелома во многом определяются уровнем антикризисного управления – методами смягчения, предотвращения кризисных ситуаций, стабилизации экономических процессов. Последствиями кризиса могут быть оздоровление социально-экономической системы, ее обновление. В то же время обнаружение признаков кризиса на поздних стадиях, неэффективное антикризисное управление могут привести к разрушению системы, возникновению новых кризисов, наслаиванию одного кризиса на другой, как это имело место в последнем десятилетии XX в. в России. Таким образом, разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и эффективностью антикризисного управления.

Кризисы усиливают необходимость и расширяют механизмы государственного регулирования. В периоды подъема регулирование может сводиться преимущественно к фискальным функциям. В кризисной ситуации, как правило, нужна помощь, законодательная, а иногда и финансовая поддержка. Цель антикризисного государственного регулирования можно сформулировать как выявление и помощь тем компаниям, которые можно вылечить, и эффективное проведение банкротства тех, кого вылечить невозможно.

Традиционно меры государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

К административным рычагам государственного регулирования обычно относят:

правовое обеспечение;

разработку рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса;

контроль деятельности;

применение санкций.

Среди экономических рычагов государственного регулирования, как правило, выделяют:

налоговую политику;

денежно-кредитную политику;

валютное регулирование;

отношения собственности;

участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности.

Правовое регулирование. Широко известно, что налоговая политика последнего десятилетия носила фискальный характер. Высокие процентные ставки, огромное количество различных видов налогов ложились тяжелым бременем на предприятия, делали невыгодным развитие производства, заставляли «уходить в тень».

Новый Налоговый кодекс РФ, вступивший в действие с 2002 г., устранил многие недостатки предыдущей правовой базы и воплотил в себе новую концепцию взаимоотношений государства и предприятий. Уменьшение налоговых ставок, снижение общего числа взимаемых налогов, отмена необоснованных льгот должны стать реальной формой поддержки предприятий, способствовать увеличению денежных средств в реальном секторе и созданию условий для его самостоятельного развития.

Кредитно-денежная политика последнего десятилетия характеризовалась попытками (не всегда удачными) сдержать инфляцию, высокими процентными ставками за кредит, что делало недоступными кредитные ресурсы для подавляющего числа предприятий. Неустойчивость финансово-банковской системы, высокие риски из-за частого банкротства банков затрудняли даже такие элементарные виды операций, как расчетно-платежные, открытие депозитов и хранение средств организаций и предприятий на банковских счетах и т.д.

Валютное регулирование последних лет было нацелено на ограничение вывоза валюты за рубеж, жесткие ограничения на объемы и контроль за использованием валютных средств предприятий, что во многом сдерживало интеграцию успешно развивающихся российских предприятии в мировую экономическую систему, однако не смогло создать надежный заслон вывозу заработанного в России капитала и его «работе» за рубежом.

Отношения собственности могут быть важным стимулом возрождения экономики. История показывает, что развитие частной собственности приводит к усилению заинтересованности в результатах труда, пробуждает силы, дремавшие при других общественно-экономических укладах. Однако приватизация в России пока не создала класса эффективных собственников. Причины данного явления трудно точно идентифицировать, но, скорее всего, это синтез следующих факторов: малый срок реформы собственности; результат еще не может проявиться в масштабе страны; неудачная модель приватизации, передавшая собственность в руки бывших директоров, не готовых к работе в рыночных условиях, или в руки криминальных коррумпированных элементов; непродуманная система контроля со стороны государства.

 

Банкротство как институт рыночного хозяйства и его реализация в развитых странах

 

Важнейшим элементом концепции антикризисного государственного регулирования является определение условий, при которых предприятие признается банкротом. Некоторые специалисты вообще сводят антикризисное государственное регулирование к законодательству о банкротстве.

Первые нормативные акты, сформулировавшие условия и критерии банкротства, относятся к начальному периоду развития рыночных отношений в России. Так, в соответствии с Законом РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве признания предприятия финансово устойчивым и платежеспособным были определены критерии, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности. Нарушение хотя бы одного критерия считалось достаточным для попадания предприятия в группу особого контроля.

Следует отметить, что несмотря на то, что данная методика действовала с мая 1994 г. по февраль 1998 г., в полном объеме как критерий оценки несостоятельности она практически не использовалась. Это можно объяснить следующими причинами:

1) несовершенством самой методики: для российских предприятий того периода выполнение требования о соблюдении критериальных условий, определенных нормативными актами, было почти невозможно, т.е. из-за недостатков методики объявлять банкротами можно было подавляющее большинство российских предприятий;

2) несовершенством финансовой бухгалтерской отчетности, ее искажениями и вуалированием, характерными для российской учетной практики. Определение несостоятельности по отчетному балансу могло привести к ликвидации «вполне живых» предприятий или, наоборот, к продолжению «агонии» уже безнадежного.

С 1994 г. банкротство стало для предприятий реальностью, но основания для признания предприятия банкротом были другие: главным критерием стало наличие значительной и долговременной задолженности перед государством.

Критерием несостоятельности служит просрочка налоговых платежей, а также платежей за товары и услуги, невыполнение договорных отношений с партнерами. Таким образом, основанием для банкротства является нарушение как вертикальных, так и горизонтальных связей – отношений с поставщиками и потребителями. И те, и другие финансовые отношения равноправны.

С 1 марта 1998 г. в России вступил в силу новый закон – Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», учитывающий предыдущую негативную отечественную практику и позитивный опыт развитых стран. Главными преимуществами этого Закона являются:

ориентация на сохранение предприятия, создание условий для его выживания через реструктуризацию (где это возможно);

прозрачность критериев банкротства, отсутствие апелляции к понятию «структура баланса».

Критерием признания банкротства могут служить лишь реальные неплатежи любой категории партнеров, включая государство, а для прогнозирования банкротства целесообразно использовать более комплексный подход: широкий набор индикаторов финансового состояния организации.

В основе Закона заложены следующие положения, направленные на оздоровление конкретных предприятий и экономической ситуации в целом:

внешним признаком банкротства является невыполнение предприятием требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения;

банкротство может быть признано только на основе арбитражного суда, что защищает предприятия от волюнтаристских решений властей.

Процедура банкротства начинается с принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В соответствии со ст. 7 нового Федерального закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с подобным заявлением обладают: сам должник, кредитор, уполномоченные органы. Дело о банкротстве может быть возбуждено при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. и соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Информация о принятии заявления арбитражным судом направляется в банки, налоговые и другие уполномоченные органы.

Из особенностей антикризисного регулирования в соответствии с новым Законом можно выделить следующие:

процедура банкротства начинается при малой задолженности и в сжатые сроки, чтобы предотвратить серьезные последствия для большого числа участников;

государство в лице налоговых и иных уполномоченных органов не имеет ни преимуществ по отношению к другим кредиторам, ни обязательств по оказанию помощи банкротам;

к процедурам банкротства, предусмотренным Законом 1998 г., добавлена такая процедура, как финансовое оздоровление, что предоставляет предприятию дополнительные возможности восстановления нормальной деятельности;

сроки проведения процедур банкротства значительно продлены по сравнению со сроками, определенными предшествующим Законом и в связи с этим более реалистичны.

Разработка рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса. Различные предприятия, находящиеся на схожих этапах развития переживают сходные проявления кризиса. Обобщение опыта оздоровления компаний, предвидения кризисов, методов корректировки ситуации на ранних стадиях развития кризиса и программ государственной поддержки для разных типов предприятий и организаций может стать одной из задач исполнительной власти.

В настоящее время назрела необходимость в комплексных системных рекомендациях по финансовому оздоровлению и преодолению кризиса на предприятиях.

Рекомендации целесообразно разрабатывать для групп предприятий, выделенных в соответствии с основными классификационными признаками. В мировой практике наиболее принята следующая классификация:

1) финансово неустойчивые и неблагополучные компании на фоне стабильно развивающейся отрасли;

2) компании, основные виды деятельности которых относятся к низкоприбыльным, «отмирающим» отраслям, однако положение в данной конкретной компании является нормальным;

3) финансово неблагополучные компании, принадлежащие к слабой отрасли;

4) финансово благополучные компании, чьи виды деятельности относятся к стабильно развивающимся отраслям.

На основе вышеизложенной классификации применительно к современной российской практике можно выделить следующие группы предприятий:

предприятия с низкой эффективностью деятельности в настоящее время, но с высокой потребностью в их продукции (например, ситуация с ОАО «Москвич», ОАО АвтоВАЗ);

неэффективные предприятия, но перспективные с точки зрения структурной перестройки (например, конверсия военных заводов с высокими технологиями, наукоемкие производства);

неэффективные предприятия, закрытие которых сдерживается лишь социальными и демографическими факторами (например, угольные шахты).

С точки зрения целесообразности государственного регулирования и поддержки предпринимательства можно выделить следующие виды неустойчивых организаций:

предприятия малого бизнеса;

быстро растущие компании;

компании, недавно пережившие кризис;

недавно возникшие, «молодые» организации;

фирмы, зависимые от инноваций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.