Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план лекций




Программа лекционных занятий

Тематический план учебной дисциплины

Формы контроля по учебной дисциплине

Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах

Структура и содержание дисциплины

Б.3 Профессиональный цикл Трудоемкость в зачетных единицах Трудоемкость в часах
  Базовая (обязательная) часть    
Б.3.1 Теория управления    

Дисциплина «Теория управления» изучается студентами 1 курса очной формы обучения в течение второго семестра. Трудоёмкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единицы - 108 часов, в том числе 36 часов аудиторных занятий (14 часов лекций и 22 часа практических занятий), 36 часов самостоятельной работы, 36 часов, выделяемых на экзамен.

 

Формами контроля по учебной дисциплине являются:

1) текущий контроль успеваемости студентов;

2) рубежный контроль (2 контрольные работы – 2 семестр);

3) промежуточная аттестация (экзамен – 2 семестр).

 

№ п/п раздела   Наименование разделов и тем Семестр Количество часов по учебному плану Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
  Всего   Виды учебной работы
Аудиторная работа Индивидуальная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические (семинарские) занятия Лаб.занятия индив. работа
                   
1. Теоретические и методологические аспекты теории управления*     2*         Устный опрос, тестирование
2. Эволюция управленческой мысли, развитие теоретических основ управления*     2* 2*       Устный опрос, тестирование
3. Процесс управления и его содержание*     2* 2*       Анализ конкретных ситуаций, тестирование
4. Руководитель в системе управления, требования к профессиональной компетенции менеджера *     2* 2*       Эссе, тестирование
5. Организационные формы и структуры управления*     2* 2*       Устный опрос, тестирование
6. Основные компоненты организационной культуры*       2*       Круглый стол, тестирование
7. Целеполагание в управлении, функция планирования*     2* 2*       Составление глоссария, контрольные вопросы
8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения*       2*       Устный опрос, тестирование
9. Контроль как функция управления*       2*       Устный опрос, тестирование
10. Коммуникации в процессе управления               Деловая игра, тестирование
11. Мотивация и стимулирование труда как функция управления               Устный опрос, тестирование
12. Консультация                
  Всего:               Экзамен 36 часов

* учебные занятия с использованием активных и интерактивных методов и приемов обучения.

** учебные занятия с участием представителей российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций.

№ п/п Темы лекций Кол-во часов Формы текущего контроля успеваемости
1. Теоретические и методологические аспекты теории управления*   Устный опрос, тестирование
2. Эволюция управленческой мысли, развитие теоретических основ управления*   Устный опрос
3. Процесс управления и его содержание*   Анализ конкретных ситуаций, тестирование
4. Руководитель в системе управления, требования к профессиональной компетенции менеджера *   Эссе, тестирование
5. Организационные формы и структуры управления*   Устный опрос, тестирование
6. Целеполагание в управлении, функция планирования*   Составление глоссария, контрольные вопросы
7. Методология и организация процесса разработки управленческого решения*   Контрольная работа
  Всего:    

2. учебные занятия с использованием активных и интерактивных методов и приемов обучения.

** учебные занятия с участием представителей российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций.

Планы и задания к лекционным занятиям

Тема 1. Теоретические и методологические аспекты теории управления

ПЛАН ТЕМЫ

1. Понятие и сущность теории управления. Социальное управление.

2. Методология теории управления.

3. Объект и предмет изучения курса теория управления.

4. Цель и функции теории управления.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Управление, социальное управление, объект управления, структура, классификация управления, предмет, метод, цели и функции теории управления.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем сущность и содержание управления?

2. Какими причинами вызвано управление?

3. Что изучает теория управления?

4. Назовите цели и функции теории управления.

5. Совпадают ли теория и практика управления?

6. В чем особенности методологии теории управления?

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Граждан, В.Д. Теория управления: Учеб. Пособие. / В.Д. Граждан. – М., 2003.

Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник / В.И. Кнорринг. М.: Норма. 2007.

Теория управления: учеб.пособие / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. – Изд. 2-е, перераб. И доп.- Ростов н/Д:Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. 478.

 

Дополнительная литература

Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ИНФРА-М, 2009, - 153.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2009.- 304

 

Тема 2. Эволюция управленческой мысли, развитие теоретических основ управления

 

ПЛАН ТЕМЫ

1. Исторические подходы к проблеме управления. Управленческие революции.

2. Предпосылки превращения управления в науку.

3. Развитие зарубежной науки управления: школа научного управления, административная (классическая школа), школа человеческих отношений и поведенческих наук, количественная школа.

4. Формирование новой парадигмы управления.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Государство, разделение труда, частная собственность, управленческие революции, научный менеджмент, принципы управления, методологические подходы к управлению, системный подход, ситуационный подход.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие черты научного подхода свойственны управлению?

2. Чем вызвано множество подходов к определению содержания управления?

3. Какое значение имеет формулирование принципов управления?

4. Назовите функции управления по А. Файолю. Изменились ли они?

5. Чем объясняется изменение принципов управления в разные периоды общественно-экономического развития?

6. Какие принципиально важные положения научных школ используются в современном менеджменте?

7. Реально ли достичь сотрудничества между менеджерами и работниками?

8. Для чего российским управленцам необходимо изучать эволюцию менеджмента?

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Граждан, В.Д. Теория управления: Учеб. Пособие. / В.Д. Граждан. – М., 2003.

Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник / В.И. Кнорринг. М.: Норма. 2007.

Теория управления: учеб.пособие / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. – Изд. 2-е, перераб. И доп.- Ростов н/Д:Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. 478.

 

Дополнительная литература

Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ИНФРА-М, 2009, - 153.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2009.- 304

 

Тема 3. Процесс управления и его содержание

 

ПЛАН ТЕМЫ

1.Управление как воздействие на социальные процессы, как сфера сознательной деятельности людей. Особенность управленческих отношений.

2.Виды разделения управленческого труда. Принципы управления. Характеристика основных функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль. 3. Сущность и специфика методов управления. Сочетание разных методов как признак эффективного управления.

4. Понятие и основные элементы процесса управления. Технологии управления.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Эволюция методов управления, общие методы управления, технологии управления, управленческое воздействие, функции управления.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение метода управления.

2. Имеются ли универсальные методы управления?

3. Дайте классификацию методов управления.

4. Назовите оправдавшие себя на практике технологии управления.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Граждан, В.Д. Теория управления: Учеб. Пособие. / В.Д. Граждан. – М., 2003.

Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник / В.И. Кнорринг. М.: Норма. 2007.

Теория управления: учеб.пособие / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. – Изд. 2-е, перераб. И доп.- Ростов н/Д:Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. 478.

 

Дополнительная литература

Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ИНФРА-М, 2009, - 153.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2009.- 304

 

Тема 4. Руководитель в системе управления, требования к профессиональной компетенции менеджера

ПЛАН ТЕМЫ

1. Управленческий труд и его специфика.

2. Роли руководителя.

3. Требования к профессиональной компетенции менеджера.

4. Характерные черты менеджера 21 века.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Субъект руководства, лидер, руководство, стили руководства, модель эффективного управленца, роли руководителя, компетенции менеджера, новая роль лидерства.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под сущностью и содержанием управленческого труда?

2. Назовите основные характеристики управленческого труда?

3. По каким критериям можно подразделить труд менеджеров?

4. Какие роли выполняют руководители?

5. В чем выражается профессионализм менеджеров?

6.Какие требования предъявляются к профессиональной компетенции менеджеров?

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Граждан, В.Д. Теория управления: Учеб. Пособие. / В.Д. Граждан. – М., 2003.

Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник / В.И. Кнорринг. М.: Норма. 2007.

Теория управления: учеб.пособие / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. – Изд. 2-е, перераб. И доп.- Ростов н/Д:Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. 478.

Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. -191 с.

 

 

Дополнительная литература

Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Учеб.-практич. Пособие. – М.: Дело, 2005 – 496 с.

Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ИНФРА-М, 2009, - 153.

Литвак Б. Г. Бизнес-лидеры. Технология успеха. – М.: Дело, 2005. – 416. с.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2009.- 304

Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.- практ. Пособие. – 5-е изд. – М.: Дело, 2003. – 272 с.

 

Тема 5. Организационные формы и структуры управления

ПЛАН ТЕМЫ

1. Управленческое понимание организации как функции.

2. Основные звенья и связи организационных структур управления.

3. Классификация видов организационных структур управления.

4. Адаптивные структуры управления.

6. Тенденции эволюции организационных структур.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Организация, структура организации, оптимальная норма управляемости, ответственность, власть, делегирование полномочий, иерархические и адаптивные организационные структуры, линейная, функциональная, дивизиональная структуры управления.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем отличие организации как функции от организации как социальной системы?

2. Назовите цели и задачи функции организации?

3. Дайте определение ОСУ (организационной структуры управления).

4.Как происходит делегирование полномочий?

5.Чем отличаются линейные, функциональные, штабные, дивизиональные, матричные связи и полномочия?

6. Какие ОСУ относятся к иерархическим (формальным, бюрократическим, механистическим), адаптивным (гибким, органическим)?

7. Перечислите сильные и слабые стороны иерархических ОСУ?

8.Что означает масштаб управляемости или диапазон контроля?

9.Какие тенденции эволюции ОСУ наметились на рубеже веков?

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Граждан, В.Д. Теория управления: учеб. Пособие. / В.Д. Граждан. – М., 2003.

Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник / В.И. Кнорринг. М.: Норма. 2007.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2009.- 304.

Теория управления: учеб. Пособие / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. – Изд. 2-е, перераб. И доп.- Ростов н/Д:Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. 478.

Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. -191 с.

 

Дополнительная литература

Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: учеб.-практич. Пособие. – М.: Дело, 2005 – 496 с.

Бурганова Л.А. Теория управления: учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ИНФРА-М, 2009, - 153.

Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: учеб.- практ. Пособие. – 5-е изд. – М.: Дело, 2003. – 272 с.

 

 

Тема 6. Целеполагание в управлении, функция планирования

ПЛАН ТЕМЫ

1. Роль и место цели в управлении.

2. Управленческое понимание планирования.

3. Принципы планирования.

4. Система планов в управлении организацией.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Видение, миссия, цели, группировка целей, дерево целей, план, принципы планирования, система планов, стратегическое планирование.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Докажите, что процесс управления начинается с планирования?

2. В чем состоят различия между планами-директивами и планами-индикаторами?

3. Сформулируйте определения таких понятий, как «миссия», «видение», «цели организации»?

4. Какие рекомендации следует учитывать при формулировании миссии и видения?

5. Раскройте содержание планирования как процесса управления.

6. Какие функции выполняет в организации система планов?

7. Какие критерии используются для классификации целей, планов организации?

8. Чем отличается стратегическое планирование от долгосрочного?

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Граждан, В.Д. Теория управления: учеб. Пособие. / В.Д. Граждан. – М., 2003.

Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник / В.И. Кнорринг. М.: Норма. 2007.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2009.- 304.

Теория управления: учеб.пособие / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. – Изд. 2-е, перераб. И доп.- Ростов н/Д:Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. 478.

Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. -191 с.

 

Дополнительная литература

Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Учеб.-практич. Пособие. – М.: Дело, 2005 – 496 с.

Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ИНФРА-М, 2009, - 153.

Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.- практ. Пособие. – 5-е изд. – М.: Дело, 2003. – 272 с.

 

Тема 7. Методология и организация процесса разработки управленческого решения

ПЛАН ТЕМЫ

1. Понятие управленческого решения как важнейшего типа управленческой и организационной деятельности. Виды управленческих решений.

2. Процесс принятия решений. Принципы принятия эффективных решений. Стадии принятия управленческого решения.

3. Методы принятия решений. Особенности методов коллективного решения проблем. Методы организации выполнения решения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Решение, проблема, альтернатива, субъект решения, проблемная ситуация, степень повторяемости проблемы, методы разработки и принятия решений, модели принятия решений.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под проблемой управления?

2. Кто может быть лицом, принимающим решение?

3. Каким требованиям должны отвечать управленческие решения?

4. Какие виды решений принимаются в организациях?

5. Проанализируйте достоинства и недостатки индивидуального и группового подходов к принятию решений.

6. Из каких этапов и процедур состоит процесс подготовки, принятия, реализации и контроля управленческого решения?

7. Что представляет собой ретроспективная модель принятия решения?

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Граждан, В.Д. Теория управления: Учеб. Пособие. / В.Д. Граждан. – М., 2003.

Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник / В.И. Кнорринг. М.: Норма. 2007.

Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2009.- 304.

Теория управления: учеб.пособие / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. – Изд. 2-е, перераб. И доп.- Ростов н/Д:Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. 478.

Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. -191 с.

 

Дополнительная литература

Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство: Учеб.-практич. Пособие. – М.: Дело, 2005 – 496 с.

Бурганова Л.А. Теория управления: учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ИНФРА-М, 2009, - 153.

Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: учеб.- практ. Пособие. – 5-е изд. – М.: Дело, 2003. – 272 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.