Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические принципы государственного служащего 1 страница




Принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами и должностными инструкциями выступает сегодня важнейшим этическим принципом деятельности российского государственного служащего. Утверждение этого принципа есть своеобразная социальная и духовная база управления персоналом. Закрепление принципа законности в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации» подчеркивает его значимость и приоритетность в государственной службе современной России.

Принцип гуманизма, выраженный в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности. Этот принцип вытекает из конституционных требований и положений Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», предусматривающего обязанность государственного служащего обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.

Принцип беспристрастности и независимости. Осуществляя моральный выбор в процессе выработки, принятия и реализации решений, государственный служащий обязан руководствоваться интересами государства и общества, согласовывая с ними свои личные интересы.

Принцип ответственности предполагает наличие у государственного служащего гражданской совести – обостренного чувства личной ответственности перед обществом и людьми, профессиональной честности и чести – внутреннего нравственного достоинства, проявляющегося в единстве слова и дела.

Принцип справедливости. Он реализует себя в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, в действенной защите прав граждан.

Принципы законности, гуманизма, беспристрастности, ответственности, справедливости лежат в основе этической оценки деятельности органов государственной власти, характеризуя нравственное содержание деятельности государственной службы в целом как социально-правового института и каждого должностного лица в отдельности. Нарушение или подмена одного из принципов ведет к ослаблению других, а вместе они служат показателем «состояния здоровья» государства. Поэтому названные принципы составляют основу этических кодексов государственной службы и государственного управления многих стран.

Этические принципы дают общие ориентиры, направление, обеспечивая целостность и жизнеспособность государственной службы, как системы, и выражая ее высшие ценности. Этические нормы предписывают определенный стиль поведения, содержат ограничения, рекомендации, запреты, являясь как бы гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга в достижении общих целей, избегать конфликтов на личной почве.

Этическая норма является одной из наиболее простых форм нравственного требования. С одной стороны, этическая норма выступает как элемент моральных отношений, а с другой – как форма морального сознания, проявляясь в виде повеления самому себе, требующего неукоснительного выполнения, исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости.

В процессе развития человечества этические нормы в форме общечеловеческих ценностей вырабатываются каждым обществом, каждой личностью в отдельности. На этой основе можно выделить всеобщие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом правиле нравственности» (поступай по отношению к другим, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе).

Общие нормы распространяют свои требования на всех членов данного общества, выступая средством оформления, регулирования, оценивания отношений и взаимодействия людей.

В процессе первичной социализации каждый человек включается в различные социальные группы, являясь одновременно членом пяти-шести таких групп. Поступая на государственную службу, он входит в коллектив, представляющий собой достаточно сложную систему формальных и неформальных групп, каждая из которых устанавливает свою собственную систему ценностей и вырабатывает на их основе свои этические кодексы. Между этими кодексами всегда существуют несоответствия, а иногда и противоречия.

Групповые нормы обеспечивают включение индивида в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения человека, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Государственный служащий в коллективе усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает личностную позицию и формы социального поведения, в которых он существует как личность.

Личностные нормы выступают как характеристика субъективного мира человека, соотносятся с его представлением о самом себе. Следование личностным нормам связано с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от них сопровождается чувством вины, самоосуждения и даже нарушением личности.

Таким образом, поведение государственного служащего сложно детерминировано. Оно управляется посредством как внешних экономических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы), так и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Внешние и внутренние регуляторы находятся между собой в сложном взаимодействии. В каждый момент они представляют государственному служащему право морального выбора на основе предъявляемых к нему требований.

Человек высокой нравственной культуры, граждански ориентированный, социально активный, мотивированный на высококачественное исполнение своих служебных обязанностей, руководствуется, прежде всего, понятием долга, общего интереса и гуманности, составляющими содержание его личностных норм. Люди с размытыми нравственными ценностями легко адаптируются к требованиям групп с отклоняющимися целями и корпоративными интересами.

Корпоративная этика государственных служащих – это результат осознания ими своей принадлежности к особой социально-профессиональной группе людей. Данная группа обладает делегированными государственно-властными полномочиями и реальными возможностями влиять на положение дел в стране. Вследствие этого формируется чувство повышенной ответственности, перспективное мышление, стремление и способность к учету многих фактов и возможных последствий своих действий.

Однако из-за несовершенства нормативно-правового регулирования государственной службы вследствие дефектов морального сознания и этического воспитания определенной части чиновников, а также в условиях неразвитости структур гражданского общества как фактора социального контроля и социального влияния развивается деформация профессионального сознания чиновника и формируются в государственной службе «самодостаточные» структуры, живущие и функционирующие по своим этическим законам.

К факторам, способствующим формированию «корпоративной» этики, следует отнести:

- наличие властных полномочий;

- реальную возможность выступать выразителем государственного интереса.

Власть у чиновника есть всегда, только объем этой власти может быть большим или меньшим. А власть – это не только инструмент реализации принимаемых решений, но и фактор, существенно влияющий на образ мыслей, характер и поведение управленца. Недостаточно четкое разграничение полномочий, а следовательно, и ответственности между федеральными, региональными властными структурами и органами местного самоуправления; бюрократизация государственного аппарата и разрыв социальных связей с обществом; низкая правовая культура чиновников, бездействие законов, отсутствие отработанных механизмов отбора государственных служащих по нравственному признаку в процедурах приема на государственную службу и карьерного продвижения – все вышеперечисленные факторы благоприятствуют утверждению «корпоративной» этики.

Причины «корпоративной» этики кроются в социально-правовой незащищенности чиновников, покровительстве должностями и господстве принципа «ты – мне, я − тебе», отсутствии законодательной базы и реальных механизмов предупреждения и пресечения явлений коррупции и протекционизма.

Признаками «корпоративной» этики являются:

- безразличие к социальному смыслу своей профессиональной деятельности;

- подмена общественных интересов корпоративными, личными;

- бюрократический псевдоколлективизм;

- псевдоактивность, имитация бурной деятельности, за которой скрывается равнодушие к своему делу, безынициативность;

- псевдовнимательность, имитация заботы о людях, скрывающая безразличие к проблемам и судьбам зависящих от власти людей.

Социальные последствия господства «корпоративной» этики в деятельности государственных служащих тяжелы и опасны не только для государственной службы, но и для государства, всего общества в целом.

Разрыв с преобладающей в обществе моралью, подмена государственных интересов узко корпоративными дискредитируют должность государственного служащего в глазах общественности, разрушают доверие к нему и власти в целом, закрепляют в массовом сознании устойчиво отрицательный имидж чиновника, лишает государство опоры в обществе.

Социальная защищенность общества и каждого его члена, в том числе и государственного служащего, доверие к органам государственной власти и их полномочным представителям могут покоиться только на строгом соблюдении каждым должностным лицом законности, на неотступном следовании принципам и нормам морали общества.

Не внешний контроль, а внутренняя мотивация должна стать ведущим стимулом государственного служащего. Личностные ценности – условие сохранения и развития личности. В этом гарантия восстановления положительного имиджа государственной службы, авторитета государства, нравственного здоровья всего общества.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое государственная служба?

2. Что такое государственное управление в широком смысле?

3. Какие общественные науки относятся к предметной области теории государственного управления?

4. На удовлетворение каких общественных потребностей направлено государственное управление?

5. В чем специфика объектов государственного управления по сравнению с объектами управления другого рода?

6. Какова основная цель государственной службы?

7. Какова роль этических моментов деятельности государственного служащего?

8. Что означает этический принцип гуманизма?

9. Что такое этическая норма?

10. Что такое институт государственной службы?

11. Что такое государственное управление в узком смысле?

12. Какие задачи призвана решать государственная служба?

13. Назовите основные характеристики государственной службы.

 

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

А

Алгоритм управления – точно определенный порядок выработки управленческих решений, формирования планов, обмена информацией в процессе управления.

Анализ – функция управления, предназначенная для изучения, систематизации, обобщения и оценки достигнутых результатов. На основании данных анализа выявляются узкие места в деятельности организации. Оцениваются конечные результаты производственной деятельности, обосновываются управленческие решения.

Анализ систем управления – исследование системы управления на основе разложения ее на составные части (элементы) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. Выделенные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы.

Аппарат управления – 1) система органов государственного управления, совокупность учреждений и организаций, обеспечивающие управление в какой-либо сфере или области деятельности; 2) совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей) какого-либо учреждения или организации, выполняющих работу по управлению.

 

Б

Бизнес – это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы).

 

В

Вертикальное разделение труда – отделение управленческой работы от неуправленческой приводит к выделению менеджеров высшего, среднего и низшего (низового) уровня или звена.

Внешнеорганизационные коммуникации – информационное взаимодействие с внешней средой.

Внутриорганизационные коммуникации – коммуникации между уровнями управления и подразделениями.

 

Г

Государственная должность – юридическое (правовое) установление, характеризующее в каждом государственном органе специально выделенный объем и содержание деятельности (участия) в реализации его компетенции (функций и полномочий).

Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственное управление – 1) это реализация государственной политики через систему органов власти (государственных органов), при которой государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз; 2) это практическое, организующее и регулирующее воздействие на общество в целях его упорядочения, сохранения и преобразования, опирающееся на верховную власть; 3) процесс, в котором государство целенаправленно воздействует на объект управления.

 

Д

Деятельность управленческая – совокупность действий субъекта управления (руководителя, аппарата управления), направленная на изменение объекта управления в заданном направлении. Включает в себя: постановку цели управления, сбор и анализ информации, оценку проблемной ситуации, организацию системы управления, подготовку и принятие управленческих решений, оценку эффективности управления, осуществление функций социального контроля.

 

З

Задача управления – предмет решения, предполагающий необходимость действий по переводу объекта управления в иное состояние. Различают производственные и управленческие задачи. Производственные задачи охватывают совокупность вопросов, требующих решения для достижения поставленной перед коллективом цели. Управленческая задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективное решение производственной задачи.

Закономерности управления – объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения, связи, определяющие развитие и функционирование систем управления.

Законы управления – общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемые наукой управления. Законы науки управления выражают наиболее важные внутренние черты особенности процесса управления. Например, закон необходимого разнообразия требует, чтобы разнообразие управляющей системы было не меньше разнообразия управляемого объекта.

Закрытая (замкнутая) система – система, изолированная от внешней среды. Внешних управляющих и возмущающих действий у такой системы не существует, только результаты внутренних изменений влияют на ее поведение.

 

И

Иерархическая структура – структура сложной системы, в которой множества составляющих ее элементов разделены на множества разных уровней – подсистемы, обладающие свойством целостности, как и исходная система. Подсистемы связаны многоступенчатыми отношениями подчинения одних уровней (более «низких») другим (более «высоким»).

Иерархия управления – последовательность уровней управления с указанием их подчиненности друг другу.

Информационная система – система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в системе управления.

Информационные процессы – процессы хранения, обработки и передачи данных с целью управления предприятием и его отдельными структурными подразделениями. Информационные процессы подразделяются на три вида: обеспечивающие выбор и информирование целей (целеполагание); предназначенные для разработки программы действий (планирование); обеспечивающие нормальное протекание управляемого процесса по заданной программе (регулирование).

Информация – сведения, знания, сообщения, которые содержат необходимые данные для принятия управленческих решений и их реализации.

Искусство управления – умение применять научные знания по управлению, использовать накопленный опыт и полученные навыки применительно к данной конкретной управленческой ситуации.

Исследование операций – прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных задач (распределение ресурсов, управление запасами и др.), основывается на математическом аппарате оптимального программирования, теории массового обслуживания, математической статистике, теории игр и др.

 

К

Кадры управления – работники (служащие), профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций управления.

Качество управления – оценка процесса управления, определяемая степенью достижения поставленной цели.

Кибернетика – наука об общих закономерностях управления в природе, обществе, живых организмах и технических системах.

Кибернетическая система – система, состоящая из множества взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею.

Классификация – упорядоченное распределение элементов некоторого множества по каким-либо признакам и отнесение их к тому или иному классу, подклассу, группе.

Коммуникация – процесс обмена информацией между сторонами в социальной системе; процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего.

Контроль – функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию социальной системы, выявляющая отклонения и их причины.

Контур управления – замкнутая совокупность элементов системы управления. В контуре управления каждый элемент системы воздействует на последующий и получает, в свою очередь, воздействие от предыдущего. Воздействие осуществляется по информационным каналам. Система управления может содержать один или несколько контуров управления.

Координация – согласование действий элементов внутри социальной системы и внешних систем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей.

Критерий – признак, на основании которого выполняется оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов управления.

Культура управления – комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управления включает совокупность знаний, их структуру и глубину, мировоззрение, морально-этические нормы работы, отношение к труду, навыки в организации работы, умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. Культура управления проявляется также в эстетике работы, стремлении оформить и выполнить ее красиво.

Л

Линейно-штабной тип структуры управления – структура, представляющая собой иерархическую систему линейных руководителей, при каждом из которых имеется аппарат (штаб) управления, состоящий из отделов, специализирующихся по выполнению отдельных функций управления. Линейный руководитель рассматривает и утверждает подготовленные штабом решения.

Линейная система управления – структура, представляющая собой иерархическую систему линейных руководителей, каждый их которых осуществляет единоличное управление подчиненными ему руководителями нижестоящей ступени, выполняя все функции управления. Каждый руководитель по всем вопросам подчинен лишь одному стоящему над ним руководителю. Аппарат управления в этом случае отсутствует.

 

М

Матричная система управления – тип организационной системы управления, которая организуется путем совмещения структур двух типов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности; в соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программ. Матричная структура системы управления позволяет упорядочить горизонтальные связи, сократить их протяженность в процессе управления, свести к минимуму отрицательные воздействия последствий многоуровнего линейного подчинения, ускорить принятие решений и способствует повышению ответственности за содержание и результаты решения.

Менеджмент – управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка. Главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности.

Метауправление – управлениесамой системой управления, направленное на обеспечение ее эффективной работы, как в целом, так и отдельных подсистем управления.

Методология менеджмента – учение о методах познания в менеджменте. Общими основами методологии менеджмента являются диалектика, абстрагирование, системный подход и принципы: единства теории и практики; определенности; конкретности, познаваемости; объективности; причинности, развития, историзма.

Методы менеджмента – способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний о менеджменте. В системе локальных методов менеджмента используются как общие методы и приемы (например, экспертиза, генерирование идей, оценка управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент и пр.).

Методы разработки управленческого решения – набор мероприятий организационного, технологического, экономического, правового и социального характера, направленный на формирование управленческого решения.

Методы управления – способы воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.

Механизм управления – способ организации управления общественными делами, где взаимосвязаны методы, средства и принципы управления, что обеспечивает эффективную реализацию целей управления.

Моделирование – исследование объекта управления путем построения и изучения его модели, применение существенных свойств модулируемого объекта к дознанию мало изученных реальных социальных систем.

Мораль – совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составными культуры.

Мотивация труда – побуждение работника к трудовой деятельности путем воздействия на присущие ему мотивы труда. Различают три основных вида мотивации труда: материальную, моральную и административную (организационную) мотивацию. Мотивация труда включает стимулирование (положительную мотивацию) и санкции (отрицательную мотивацию).

 

Н

Научность управления – степень использования в процессе управления общественными делами достижений науки управления, особенно инновационных социальных технологий.

 

О

Объект управления – управляемая подсистема (социальные процессы, ресурсы, социальные организации, люди), воспринимающая воздействия со стороны субъекта управления (системы управления, органа управления, руководителя).

Организационная структура – структура объекта управления (системы, организации), отражающая взаимодействие между его элементами. Она может быть линейной, функциональной, функционально-линейной, программно-целевой, матричной.

Организационное проектирование – разработка и внедрение проектов и программ рационализации управленческого труда.

Организация – 1) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил; 2) упорядоченность, согласованность, взаимодействие автономных частей целого, обусловленные его строением; 3) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Организация управления – создание, образование системы управления или внесение прогрессивных изменений в построение и порядок функционирования ранее образованной действующей системы управления.

Орган управления – субъект управления или управляющая подсистема.

Открытая система – система, взаимодействующая с окружающей средой в каком-либо аспекте: информационном, энергетическом, вещественном и т.д. Поведение открытой системы определяется ее начальным состоянием, изменением характеристик ее элементов или структуры, связей между ними, а также внешним управляющим и возмущающими воздействиями.

Отношения управленческие – отношения, складывающиеся между людьми в процессе управленческой деятельности.

П

Партисипативный стиль – стиль управления, основанный на участии рядовых сотрудников в управлении организацией.

Планирование – функция управления, процесс разработки планов, где предусматриваются сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчитываются необходимые ресурсы и возможный конечный результат.

Подсистема – часть системы, которая изучается и рассматривается самостоятельно и сама обладает системными свойствами.

Подфункция – функция управляемой подсистемы, рассматриваемая по отношению к аналогичной функции, выполняемой управляющей подсистемой.

Подчиненность – зависимое положение управляемого звена от управляющего в системе управления. Наличие подчиненности обеспечивает устойчивость и целостность системы, стабильность ее структуры. Подчиненность устанавливается с помощью линейных связей между субъектом и объектом управления.

Правила – совокупность обязанностей и требований, выполнение которых гарантирует создание определенных условий.

Праксиология – наука о принципах и методах эффективной деятельности. Исследования в области праксиологии направлены на разработку принципиальных основ организации совместной деятельности людей, принятия решений и реализации действий – как коллективных, так и индивидуальных.

Предмет менеджмента как науки – это законы и закономерности жизнедеятельности организаций и отношения работников в процессе управления.

Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления для принятия различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

Проблема управленческая – сложная теоретическая или практическая задача, для решения которой не существует общепринятых методов. Проблема требует изучения, анализа проблемной ситуации, получения полной информации, выработки концепции подхода к ее решению.

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта или процесса в будущем, альтернативных путях и сроках и их достижения.

Прогнозирование – система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выяснение тенденций развития народного хозяйства или его частей и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития. Прогнозирование применяется на стадии разработки планов и способствует выработке основных концепций на плановый период, а также оно играет определенную роль и на стадии осуществления плана, в оценке состояния дел и в поиске возможностей и направлений дополнительных управленческих воздействий, предназначенных для ликвидации отклонений от намеченной планом траектории развития.

Программа – комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей; оценка и выбор вариантов программ по различным критериям.

Программно - целевой метод управления – совокупность приемов и способов согласования целей с имеющимися ресурсами. Разработка программы предполагает построение дерева целей, мероприятий, определения ресурсов, сравнение альтернативных вариантов и выбор наилучшего.

Производительность управленческого труда – уровень затрат на единицу работы аппарата управления. Производительность труда может определяться как количество конечной продукции или объемом переработанной в процессе управления информации, приходящейся на одного работника аппарата управления.

Процедура управления – определенный порядок выполнения какого-либо комплекса управленческих операций, рассмотрения и ведения дел, например, процедура принятия решения, учета, контроля, приема на работу, увольнения и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.