КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные концепции методов восприятия
Более глубокому научному познанию методов воспитания способствует их классификация. Однако единой классификации методов воспитания в педагогике нет. Существует даже точка зрения, согласно которой "лучше говорить о системе методов, определяемых целями, содержанием и условиями педагогического процесса". (СНОСКА: Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. - М.: Роспедагентство, 1997. С. - 39) Исходным моментом в построении системы педагогических методов, с точки зрения практики, является тот факт, что педагог в повседневной жизни может и не задумываться, совокупностью каких методов он пользуется; но, оказавшись в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании системы педагогических методов, ибо в практике работы он имеет дело с целостным педагогическим процессом, взаимодействует с целостной личностью школьника. (СНОСКА: Стефановская ТА. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций, Учеб. пособ. для студ., препод., аспирантов. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - С. 236. 84) Выше, при рассмотрении концепций методов обучения, отмечалась прочная взаимосвязь и обусловленность применения определенного метода в зависимости от педагогической ситуации. Это положение является верным и в методике воспитательной работы. В передовом педагогическом опыте второй половины 50-х - 60-х гг. всестороннее подтверждение получила мысль о системообразующей функции методов организации детского коллектива в методике воспитательной работы учителей и классных руководителей (Ф. Ф. Брюховецкий, К. Н. Волков, Л. Ю. Гордин, И. П. Иванов, С. Э. Карклина, Т. Е. Кон-никова, Э. Г. Костяшкин, В. М. Коротов, В. А. Сухомлинский, Б. Е. Ширвиндт и др.). Как свидетельствуют результаты этого опыта, этапы развития детского воспитательного коллектива отражали тенденцию перехода методов деятельности педагогов к методам деятельности коллектива воспитанников и далее к методам самовоспитания (от единого требования к самообслуживанию, от самообслуживания к соревнованию и затем -к самоуправлению). из 134 Помимо организации детского коллектива системообразующая функция методов воспитания может быть отнесена к педагогическому стимулированию и убеждению (В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, Э. И. Моносзон и др.). Выделение системообразующих функций послужило основанием для систематизации методов воспитания перечисленными авторами: Таблица 9 Общая методика воспитательного процесса
Действие системообразующих методов не ограничивается лишь включением общих методов в соответствующую группу. В зависимости от конкретных воспитательных задач они работают в логике гибкого перемещения по "горизонтали" и "вертикали". Так, например, убеждение формируется не только при помощи данной группы методов, но и всех других без исключения, то же относится и к методу организации коллектива. Следует отметить, что в таблице представлены лишь общие методы, т. е. методы, которые используются каждым учителем и воспитателем, независимо от участка его работы и конкретных задач, которые он решает. (СНОСКА: Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров школ и студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - С. 58.) Выделяются еще частные методы, используемые при решении своих задач классным руководителем, учителями предметниками, руководителями внеклассных кружков и клубных объединений. Начало формы из 134
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |