Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход при обеспечении качества




СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА.

Рассмотрим иерархию системности, представленную на рис. 4.(Л.3):

I. Системность окружения, включает в себя:

I.1- системность окружающей среды,

I.2- системность человеческого общества,

I,3 - системность взаимодействия человека со средой, приводящая к возникновению проблем при проектировании систем и исследовании качества.

 

 

 


Рис 4. Составляющие системности

I. Системность познавательной деятельности, включает в себя:

II.1 - анализ и синтез

II.2 - диалектичность

II.3 - системность результатов познания (духовная культура, модели).

III. Системность практической деятельности, включает в себя:

III.1 - целенаправленность

III.2 - алгоритмичность

III.3 - системность результатов деятельности в технике и материальной культуре.

Сферы взаимодействия. Проблемы, возникающие в процессе проектирования качества систем любого класса, возникают в процессе взаимодействия со средой. Однако среда не является чем-то единым, а состоит из множества сфер, воздействующих на систему одновременно. В настоящее время принято рассматривать семь основных сфер, с которыми соприкасается человеческое общество.

Рассмотрим кратко каждую из сфер:

1. ФИЗИЧЕСКАЯ сфера представляет собой установившееся в глобальных масштабах движение, вместе с тем, должны быть учтены локальные изменения, зависящие от географического расположения проектируемой системы и характерные антропогенные воздействия. Всеобщая информационная связь присуща всей физической сфере, поэтому взаимодействия в ней влияют и на поведение системы в других сферах

2. БИОСФЕРА Последние исследования доказывают запрограммированность биологической жизни нашей планеты, так, рибосомный механизм ДНК практически один и тот же для различных организмов, а генетическая программа, заложенная в ДНК едина для всего живого (в том числе и растений). Разнообразие вызвано действием разных или не совпадающих участков генетических программ. Биологическая сфера служит источником многих проблем при проектировании: создание защиты от загрязнения водного и воздушного бассейнов, создание природощадящих технологий и т.п.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ сфера связана с развитием человеческого общества и влияет на такие результаты техногенной деятельности, которые влекут за собой перепроизводство, безработицу, проблемы утилизации морально устаревших систем (например, создавая отравляющие вещества, никто не подумал о проблемах их уничтожения, создав в настоящее время ряд психологических проблем) и т.п.

4. ТЕХНОСФЕРА. Человечество в своём развитии, взаимодействуя с физической и биологической сферами, создало искусственную среду -технологическую сферу, которая активно влияет на все остальные сферы. Информационная стадия характерна массовым переходом от централизованного управления к децентрализованному (переход от иерархических структур к сетевым, передача управления при помощи микропроцессора непосредственно на рабочее место и т.д.), интеграции национальной техносферы в мировую, интенсификации и интеллектуализации информационных обменов, переходом на наукоемкие, безотходные технологии и т. д. Происходит перерастание научно-технической революции в системную. Нарастающее рассогласование естественных и искусственной сфер возможно только за счет усиления влияния экономической и социально-политической сфер.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ сфера определяет отношения субъективной полезности элементов обмена и права собственности на них. При этом распределяется не только полезный продукт, но и затраты. Экономическая сфера базируется на договорной основе между членами общества, поэтому ситуации в ней весьма чувствительны к ситуациям в других сферах.

6. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ сфера – это, прежде всего, сфера общественных договоров, регулирующих права и обязанности членов сообщества в различных сферах, чем более развита какая - либо сфера, тем она оказывает большее влияние на социальную сферу. Поэтому человеческое сообщество имеет историю цивилизаций, а не историю популяций, как в животном мире. Проблемы, порождаемые этой сферой, ведут в нашем случае к обеспечению проблем, связанных с сертификацией, защитой прав потребителя и т.п.

7. ИНФОРМАЦИОННАЯ сфера тесно взаимодействует со всеми названными сферами. Об информационной сфере сказано достаточно много выше, поэтому ограничимся утверждением, что она является наиболее устойчивой по сравнению с рядом рассмотренных сфер. Даже краткое рассмотрение различных сфер позволяет заключить, что все они не только взаимодействуют, но обладают свойством взаимопроникновения и их образы "живут" друг в друге. Поэтому всякое механистическое членение, подобно ньютоновской механике, совершенно недопустимо; сами сферы и их взаимопроникновение системны по своей природе. Всякое выделение объекта из окружающей его среды достаточно условно и приводит к большим ошибкам. Размытость, расплывчатость границ рассмотрения привели к созданию теории нечётких множеств, получающей всё большее распространение в технических приложениях.

Свойства систем. Любая проектируемая система рассматривается во взаимосвязи со средой и другими системами. На рис.5 схематично показаны связи исследуемой системы, которые порождают системные свойства.

На рис.5 представлены связи с системами высшего уровня иерархии (надсистемами - н/с) и системами более низкого уровня иерархии (подсистемами - п/с).

Рассмотрим основные свойства системного подхода:

1. Интегративность - системообразующий фактор, учитывающий как цель создания системы, так и связь её с надсистемами. В интересах которых создаётся проектируемая система. Интегративность включает в себя одно из главных качеств отличающих системный подход от ньютоновского. Таким качеством является эмергентность - невыводимость выходных свойств системы Ес из суммы свойств элементов ЕА

При этом не только появляются новые системные свойства, но могут исчезнуть отдельные свойства компонентов, наблюдавшиеся до включения в систему. Кроме того, интегративность устанавливает связи и между внутренними параметрами системы и её поведением

Ес = Ec (A, S, D, T, F)

где: А- свойства компонентов системы, S - структура системы, D -внутреннее системное время, Т - текущее реальное время, F - способ функционирования.

       
   


н/с среда

н/с п/с


п/с

 

Рис.5. Связи проектируемой системы со средой и другими системами

 

2. Единство противоположностостей компонентов А. В качестве компонентов могут выступать элементы, функциональные ячейки, устройства, представляющие иерархию структуры, а также процессы или отношения, характеризующие природу компонентов. Компоненты, несовместимые с системой, отторгаются системой. Функционирование компонентов является основой существования системы. По своему назначению компоненты могут быть основными, обеспечивающими и служащими для связи и управления. В целом, относительно самостоятельные компоненты разной физической природы создают целостность системы.

3. Структура S. Устанавливает внутреннюю организацию и способы взаимосвязи и взаимодействия компонентов.

4. Системное время D. Подчёркивает, что поведение системы обязательно должно рассматриваться в динамике, т.е. развиваться во времени и пространстве, включая все значимые этапы в процессе функционирования системы, такие как зарождение, становление, развитие, регресс и гибель.

5 Функционирование F. Направлено на достижение поставленных целей, является источником развития системы, для его описания необходимо задать наборы компонентов и функций. Б.С. Флейшман отмечает следующие принципы усложняющегося процесса функционирования:

а) вещественно-энергетический баланс (соблюдение законов сохранения);

б) гомеостазис (homeo statis - греч.- подобный неподвижному), введено физиологом Л. Кенноном и обладает рядом особенностей:

- каждый механизм приспособлен к своей цели;

- целью его является поддержание значений основных переменных внутри заданных границ (регулирование освещённости в помещении, содержание глюкозы в крови, устойчивое и оптимальное функционирование экономической системы в изменяющейся социальной среде и т.п.)

- в основе гомеостазиса - механизм обратных связей (пример- регулятор Уатта)

в). Самоорганизация на основе выбора и коррекции.

г). Преадаптация, т.е. приспособление к возможным и предвидимым изменениям в условиях функционирования системы.

д). Рефлексия, вид функционирования находящий всё большое применение в информационных технологиях, когда происходит взаимодействие искусственного и естественного интеллектов и осуществляется принцип опережающего отражения.

6. Целесообразность Z. Смысл создания системы в выполнении, поставленной перед ней цели. Сложные и большие системы, как правило, являются многоцелевыми, причём цели под воздействием внешних условий могут изменяться. Цель является одним из главных системных факторов и определяет локальные цели компонентов.

7. Коммуникационность К. Она определяет связи системы с внешней средой, что является необходимым условием существования системы. Содержанием коммуникаций является обмен со средой материей, энергией и информацией.

8. Внутренние противоре чия. Позволяют прогнозировать развитие компонентов системы, связей между ними и их функций и являются источником движения и развития системы.

9. Внешние противоречия. Включают в себя взаимоотношения между системой и средой и формируют саму систему, её цели и функции.

10. Способность к управлению и самоуправлению. Учёт вышеприведенных свойств в процессе проектировании должен способствовать созданию высококачественных систем.

Принципы системного подхода. Можно отметить, что с возрастанием сложности одновременно возрастает и эмергентность систем, кроме того, появление информационных технологий внесло коррективы в системные принципы. Поэтому целесообразно рассмотреть основные принципы системного подхода с учётом высказанных соображений.

· Принцип целеобусловленности

Цель первична. Для её реализации создаётся система. Для проектирования системы и решения задач анализа и синтеза необходимо определить более общее формирование (надсистему), куда проектируемая система будет входить как компонент. Глобальная цель позволяет сформулировать ряд локальных целей, решение каждой из которых приведет к выполнению главной цели. Процесс формирования локальных целей трудно формализуем, так как могут существовать различные множества потенциальных локальных целей, приводящих к выполнению глобальной цели.

Среди многообразия целевых характеристик качества, выбираются главные характеристики, контроль за осуществлением которых ведется на протяжении всего этапа создания продукции. При этом характеристика должна отвечать следующим основным условиям:

- Быть измеримой, т.е. должны существовать объективные физически осуществимые средства измерения и корректные методы реализации процессов измерения

- Быть сопоставимой, т.е. должен существовать эталон (база, нормативный документ), позволяющий произвести сравнение

- Быть повторимой, т.е. обладать способностью на основании созданной нормативной документации, быть воспроизведенной в любом другом месте, любым другим оператором с заданной точностью

2. Принцип относительности.

Одна и та же совокупность компонентов может рассматриваться самостоятельно, либо как управляемая часть подсистемы, либо как управляющая для подсистем. Из этого принципа следует, что проектируемая система не может рассматриваться изолированно, более того цель является внешней категорией по отношению к системе и она формулируется надсистемой. В результате этого анализа определяется структура, которая на основании 2-го принципа представляет собой иерархию, т.е. многоуровневую структуру упорядоченную по уровням координации и субординации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.