КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и модели социального партнерстваСтихийное развитие отношений между социальными группами зачастую приводит к диспропорциям, которые оказывают негативное влияние на общество. Так, на переплетении психологических и социальных факторов возникает «право сильного», следствием которого являются всевозможные слияния и поглощения организаций, неадекватный обмен благами, приоритет личных отношений над профессиональными качествами. В целях устойчивого развития местного сообщества власть может быть заинтересована в упорядочении социальных отношений. Естественно, что поскольку речь идет о независимом объекте управления, в данном случае уместно только мягкое управление. Наиболее распространенным способом управленческого воздействия на социальные отношения является социальное партнерство, или трипартизм. Социальное партнерство – это способ согласования интересов социальных групп, основанный на целенаправленном конструировании моделей их взаимодействия. Из этого определения вытекает следующее: 1. Объектом регулирования являются институты, вокруг которых реализуется активность социальных групп, а не отдельные личности, что позволяет устраниться от психологических особенностей в пользу укрепления социальных связей. Эффективность социального партнерства повысится, если субъектами будут выступать не атомарные общности – предприниматели, работники, население – а их объединения. 2. В основе социального партнерства лежит баланс интересов. Исходя из этого, содержание управленческого воздействия состоит в том, чтобы обеспечить этот баланс между всеми участниками: умерить эгоистические интересы, отыскать интерес там, где он явно не просматривается, перевести интересы в конкретные действия по взаимному обмену благами. 3. Социальное партнерство одновременно является и идеологией, и практикой. Идеологическая составляющая включает систему ценностей, необходимых для внедрения в сознание субъектов – это ценности гражданского общества: свободы, равенства, социального мира. Практика социального партнерства подразумевает разработку таких процедур, реализация которых будет способствовать достижению поставленных целей. Социальное партнерство не может быть введено законом, а значит, прочность создаваемой системы зависит от добровольного согласия всех сторон соблюдать ряд принципов: 1. Принцип субъектности: все стороны являются субъектами отношений, добровольно объединившимися во имя общей цели; 2. Принцип баланса интересов: каждая сторона в равной степени заинтересована в другой, несмотря на возможные различия в получаемых и отдаваемых благах (материальных, социальных, символических и т.д.); 3. Принцип институционального участия: партнерство создается не между личностями, а между организациями, соответственно, личный фактор должен отходить на второй план. Система социального партнерства может быть сформирована из любых субъектов общественных отношений. В настоящее время наиболее распространены две модели социального партнерства – экономическая и политическая. Назначение экономической модели социального партнерства состоит в том, чтобы сгладить противоречие между трудом и капиталом и тем самым сформировать цивилизованные отношения на рынке труда. Субъектами в данной модели являются власть, работодатели и профсоюзы. Особенностью российских условий является слабость профсоюзов как выразителей интересов работников: очень часто это структуры, существующие лишь формально. В результате обнаруживается некоторый разрыв между теорией и практикой. С теоретической позиции, интересы работников и профсоюзов едины, поэтому работники не включаются в модель, содержащую только институциональных партнеров. На практике же работники имеют четко выраженные обособленные интересы, но не имеют «защитного сооружения» в виде действенного общественного объединения Механизм согласования интересов партнеров строится путем явного обозначения материальных и нематериальных благ, находящихся в обороте: власть –> работодатели: корректная нормативная база, целевые программы поддержки предпринимательства, кредитование, досудебное решение споров; власть –> работники: социальные гарантии, аттестация рабочих мест, установление порога минимальной оплаты труда; власть –> профсоюзы: нормативное обеспечение, поддержка «слабого звена»; работодатели –> власть: рабочие места, налоги, политическая поддержка (ресурс легитимности); работодатели –> работники: социальные гарантии, соблюдение правил и обязательств; работодатели –> профсоюзы: обеспечение условий для функционирования, выполнение разумных требований; профсоюзы –> власть: информирование о проблемах работников (обратная связь), ресурс легитимности; профсоюзы –> работодатели: повышение авторитета работодателя в глазах власти; профсоюзы –> работники: защита интересов. Модель социального партнерства в экономической сфере представлена на схеме 1. Схема 1
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |