Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка и анализ затрат на качество




 

Качество (точнее свойства изделия, формирующее качество и оцениваемые показателями качества) формируется в процессе всей воспроизводствен­ной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе со свойствами, определяющими качество, образуется стоимостная величина про­дукта, характеризующая эти свойства – от планирования разрабо­ток продукции до ее реализации и послепродажного обслужива­ния. На рис. 4.2 показана цепочка формирования затрат и стои­мости товара или услуги.

Эта схема позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и под­разделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевают под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, кото­рые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.

Управление качеством требует четкой оценки и классификации затрат на качество. Как известно, анализ и классификация затрат является основой управленческого учета, что лишний раз подтверждает необходимость единой системы управления организацией. Информация о величине затрат в управленческом учете используется для определения себестоимости, и та же информация необходима для определения экономических критериев улучшения потребительских свойств продукции (т.е. его качества).

 

 

Рис. 4.2. Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции  

Классифицировать затраты можно по разным критериям. Например, классификация по функциональному признаку рассматривает затраты на выполнение разных функций управления качеством. Это изображено на рис. 4.3. Схема предусматривает наличие в организации системы управления качеством (СУК). Такая схема весьма полезна для иллюстрации распределения затрат на качество. Однако она носит скорее теоретический характер. Для практического использования в системе построения контроля над затратами в конкретной организации более подходит иной подход к классификации затрат.

Наиболее полная классификация затрат, которую можно использовать в системах управления качеством, представлена на схеме рис. 4.4. По этой классификации укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и про­изводственные. Научно-технические и управленческие подготав­ливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

 

 

Рис. 4.3. Классификация затрат на обеспечение качества по функциональному признаку

 


 
 

В общем случае управленческие затраты, связанные с гаран­тией качества изделия, включают в себя:

§ Транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделя­ются на организационные, обеспечивающие бесперебой­ную работу транспорта, взаимоувязку возможности и не­обходимости полноты его загрузки; технические, вклю­чающие стоимость транспортных средств, цехов и подъ­ездных путей и затраты на персонал транспортных под­разделений — его набор и оплату труда.

§ Снабженческие (закупка запланированного по видам, количе­ству и качеству сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на непосредственно материальные — соот­ветствие фактических материальных ресурсов запланирован­ным; технические, относящиеся к закупке необходимого обо­рудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы.

§ Затраты на подразделения, контролирующие производство.

§ Затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: пла­новый отдел (своевременное составление планов), финан­совый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т.п.

§ Затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка со­ответствия требуемому уровню и условиям.

Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они пря­мо относятся на стоимость продукции. И если величину управ­ленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производст­венных поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие затраты, рассчитать и размер технических производст­венных затрат — через амортизационные отчисления, и трудовых — через заработную плату (оплату нормо-часов).

Кроме деления затрат по сферам деятельности (производство, управление) существует другое их деление. Если брать непосредственно управление затратами, связанными с обеспечением качества продукции, то надо различать

§ базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства но­вой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и

§ дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недо­полученного по сравнению с запланированным) уровня качества.

Основная часть базовых затрат отражает стоимостную вели­чину факторов производства, а также общехозяйственные и об­щепроизводственные расходы, относимые на изготовление кон­кретного изделия через смету затрат.

Дополнительные затраты включают в себя:

§ Затраты на оценку. К ним относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланирован­ным техническим, экологическим, эргономическим и иным ус­ловиям. Обычно их нетрудно рассчитать. Частично они включа­ют затраты на контролирующий персонал, специальное обору­дование и накладные расходы отдела технического контроля (отдела качества). Другую часть составляют затраты на инфор­мацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения по­требителя о качестве продукции, а именно: разработку, органи­зацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала.

§ Затраты на предотвращение. Это расходы на доработку и усовершенст­вование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим миро­вым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и техно­логии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т.д.

Существует еще одна группа издержек, которые при их воз­никновении следует относить или к базовым, или к дополни­тельным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно коле­баться и состоять как из расходов на производство забракован­ной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю не­качественной продукцией. В последнем случае издержки, свя­занные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма велики.

Все вышесказанное иллюстрируется схемой на рис. 4.4. Здесь показана группа затрат по их видам во взаимосвязи с производством новой продукции и с её усовершенствованием. При этом издержки последней группы возникают как в сфере производ­ства, так и за ее пределами — в сфере потребления продукции. Это предъявляет дополнительные требования к информации о качестве, которая может положительно повлиять на минимизацию затрат на предотвращение брака и его исправление.

 

 

Затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образу­ются как на предприятии, так и за его пределами, поэтому необ­ходим их глубокий качественный и количественный анализ.

Вопросы по теме

 

1. В чем заключается общий принцип формирования затрат?

2. Как проявляется взаимосвязь цены и качества продукции?

3. Как определить оптимальный уровень качества?

4. Из каких основных стадий состоит цепочка формирования затрат и стои­мости товара или услуги?

5. Какие вы знаете критерии классификации затрат на обеспечение качества продукции?

6. Что подразумевается под научно-техническими затратами на качество?

7. Что включают в себя управленческие затраты на качество?

8. Из каких видов затрат состоят производственные затраты?

9. Какие затраты относятся к базовым затратам?

10. Какие затраты относятся к дополнительным затратам?

11. Из каких компонентов состоят затраты на брак и его исправление?

ГЛАВА 5. ОБЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.