Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список дополнительной литературы




1. Венгер, А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения /
А. А.Венгер, Г. Л.Выготская, Э. И. Леонгард. — М., 1972.

2. Выготский, Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей / Л. С.Выготский. — М., 1983.

3. Детский практический психолог / Под ред. О. А. Шаграевой, С.А. Козловой. — М., 2001.

4. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М., 2004.

5. Екжанова, Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова, Е. А.Стребелёва // Дефектология. — 2000. — №3.

6. Ермаков, В. П. Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения / В. П.Ермаков, Г. А. Якунин. — М., 2000.

7. Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова., Е. М. Мастюкова. — М., 1993.

8. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР /
В. Б. Никишина. — М., 2003.

9. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П.Носковой. — М., 1984.

10. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / Сост. М. И. Земцова. — М., 1972.

11. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов / В. Г.Петрова. — М., 1969.

12. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко,
С. Д. Забрамной. — М., 2003.

13. Рудакова, Л. В. О готовности слабовидящих детей к обучению /
Л. В. Рудакова. — Л., 1983.

14. Свиридюк, Л. И. Подготовка слабовидящих детей к школе / Л. И Свиридюк. — Киев, 1984.

15. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелёвой. — М., 2002.

16. Тигранова, Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей /
Л. И. Тигранова. — М., 1978.

17. Трофимова, Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха / Л. И Тигранова. — М., 1979.

18. Чистович, Л. Разум, чувства и способности младенца / Л.Чистович,
Е. Кожевникова. — СПб., 1996.

 


Краткий терминологический словарь

Аффективность — эмоциональное состояние, возникающее под влиянием эмоций отрицательного характера.

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, избирательно направленное на определенный объект. В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное (целенаправленное) внимание. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключаемость. Противоположные вниманию состояния — это отвлекаемость, неустойчивость.

Восприятие — интеллектуальный процесс, в основе которого лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов.

Дефект развития — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка.

Деятельность — это целенаправленные действия человека на материальное и духовное обогащение.

Задержка психического развития — одна из наиболее распространенных форм психической патологии, отличающейся неравномерной сформированностью процессов познавательной и эмоциональной сферы.

Индивидуальный подход — педагогическое воздействие на конкретного ребёнка с учётом личностного развития.

Интеллектуально-эмоциональная готовность — многогранное развитие личности ребенка, рассматриваемое в двух взаимосвязанных аспектах: 1) интеллектуальном, качественными показателями которого является сформированность познавательной деятельности, и 2) эмоциональном, предполагающем развитие эмоций, воли и сознательности.

Интегрированное обучение — совместное обучение лиц, имеющих физические и психические недостатки и не имеющих их с использованием специальных средств и методов при массовых учебных учреждениях.

Инфантилизм — несоответствие психофизического развития паспортному возрасту ребёнка.

Коррекция — это система медико-педагогических средств, направленных на ослабление или преодоление психофизических недостатков с учётом их компенсаторных возможностей.

Коррекционное обучение — обучение с целью преодоления имеющихся у детей недостатков в психофизическом развитии и обеспечении необходимой подготовки к школьному обучению.

Коррекционно-развивающая работа — система диагностических коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление психофизического недоразвития.

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Недоразвитие речи — низкий уровень сформированности речевой функции или речевой системы.

Нравственное воспитание — это целенаправленное воспитание личности ребёнка.

Планирование — умение организовать свою деятельность в соответствии с инструкцией и правилами.

Принцип — это устойчивая закономерность, определяющая выбор оптимальных технологий обучения и воспитания.

Произвольность поведения — способность владеть собой, своей внутренней и внешней деятельностью.

Реабилитация — это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Возвращение ребёнка с проблемами в развитии к нормальной жизни и труду в пределах его психофизических возможностей путём устранения недостатков с помощью лечебно-оздоровительных средств и профессиональной подготовки.

Речь — ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком.

Самоконтроль — умение сопоставить результаты собственной деятельности с поставленной целью.

Самооценка — оценка различных сторон собственной деятельности.

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации.

Физическое воспитание — это целенаправленный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

Цереброастения — слабость нервной системы в результате истощаемости нервных клеток.

Этиология — учение о причинах возникновения болезней.

 

 


Приложения

 

Приложение №1

Схема исследования детей дошкольного возраста

1. Психологический анамнез: паспортные данные ребёнка, данные медицинской диагностики (слух, зрение, состояние здоровья, результаты психоневрологического исследования), сведения о раннем развитии ребёнка (пренатальный, натальный и постнатальнй периоды развития), сведения о социальном развитии ребёнка (данные о родителях, материально-бытовых условиях жизни, сведения о воспитании).

2. Собственно психологическое обследование:

Сюжетно-ролевая игра: интерес к игровой деятельности, использование перцептивно-интеллектуальных действий, вербализация игровых действий, организующая помощь взрослого.

Речевая деятельность: понимание речи, объём пассивного и активного словаря, исследование фонематического слуха и восприятия, связность речи, умение составлять рассказы по сюжетным картинкам, пересказывать тексты, умение использовать разнообразные части речи, анализ семантического поля и лексических связей.

Интеллектуальная деятельность: наглядные формы мышления, словесно-логические операции, способ деятельности, произвольность психических процессов, объём помощи и уровень обучаемости.

Изобразительная деятельность: сформированность изобразительных навыков, системы сенсорных эталонов, состояние мелкой моторики, анализ эмоциональных переживаний и личностного развития детей.

3. Особенности личностного, коммуникативного и эмоционального развития (по результатам наблюдений): эмоциональная возбудимость, сила эмоций, эмоциональные реакции, индивидуальные особенности развития темперамента, характерологические черты личности по типу активности и реактивности, особенности поведения в группе, характер межличностных взаимодействий, социальный статус личности.

4. Психологическое заключение: особенности актуального развития детей в разных видах деятельности, коррекционно-педагогические мероприятия, методические рекомендации специалистам дошкольного образования.

 

Приложение №2

Программа диагностики психологического развития
детей дошкольного возраста

1. Беседа с ребёнком с целью оценить дифференцированность запаса сведений об окружающем мире и социальной позиции ребёнка.

2. Исследование понимания инструктивной речи взрослого.

3. Исследование невербальных психических процессов: свойств внимания (методика Пьерона — Рузера); зрительной памяти (методика Рыбакова); дифференцированности восприятия (лото Когана); наглядных форм мышления (доски Сегена, матрицы Равена).

4. Исследование вербальных психических процессов: логической (10 слов по А.Р. Лурия) и опосредованной (пиктограмма) памяти; исследование словесно-логических операций: сравнение, обобщение, классификация (4 лишний, последовательность событий, субтест на логическое мышление Векслера).

5. Оценка эмоционального развития (проективные методики, цветовой тест отношений, эмоциональная цветопись Лутошкина).

6. Оценка личностного развития (исследование самосознания, самооценки, произвольности, креативности, детской компетентности).

7. Оценка сформированности учебных навыков (саморегуляция, планирование, навыков продуктивной деятельности).

 

Приложение №3

Схема исследования психологической готовности к школьному обучению

1. Исследование восприятия: формы, цвета и величины.

2. Исследование внимания: устойчивости, переключения и распределения.

3. Исследование памяти: приёмов запоминания, доминирование типа памяти, произвольности, точности воспроизведения и работоспособности.

4. Исследование мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

5. Исследование эмоционального развития: устойчивость, эмоциональное состояние, склонность к неадекватным реакциям, эмоциональная регуляция.

 

Приложение № 4

Программа диагностики психологической готовности детей к школе.

Субтесты Протокол тестировая Уровни Баллы  
1. Методика С. Лиепинь   н с в        
2. Методика Д.Е. Рыбакова                
3. Тест Когана                
4. Исследование мыслительной деятельности: а) б) в) г) д) е)                
5. Тест «Запрещенные слова»                
6. Методика Эббингауза а) б) в)                
7. Решение учебной задачи                
8. Тест «Палочки-крестики»                
Методика А.Н.Лутошкина                
                   

 

Сумма баллов

Общий уровень

Вывод

 

Приложение № 5

Психолого-педагогическая карта

1. Интеллектуальная деятельность Уровни развития
низкий средний высокий
1. Восприятие      
2. Внимание      
3. Память      
4. Схематическое мышление      
5. Словесно-логическое мышление      
Общий уровень развития   2.
Речь      
1. Звукопроизношение      
2. Фонематический слух      
3. Словарь      
4. Лексика      
5. Грамматика      
6. Связная речь      
Общий уровень развития



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.