Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства умственного воспитания




В процессе развития образного мышления у ребенка развивается возможность планировать, программировать и контролировать собственное поведение и деятельность. Для развития познавательной деятельности важное значение придаётся овладению дифференцированными знаниями об окружающем мире.

Дети с отклонениями в развитии нуждаются в коррекционно-педагогической работе по ознакомлению с окружающим миром. В процессе этой работы не только расширяется спектр представлений ребенка об окружающей действительности, но и совершенствуются словесно-логические операции, обогащается пассивный и активный словарь, появляется познавательная активность. Ребенка учат анализировать происходящие процессы в мире, устанавливать причинно-временные связи между явлениями окружающей действительности, наблюдать за поведением животных, птиц, изменениями в природе.

У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность активного внимания, памяти. Вместе с тем, образные, яркие впечатления активизируют эти процессы и способствуют расширению знаний и представлений об окружающем мире.

Процессы мышления в раннем и дошкольном возрасте протекают и формируются на основе образных представлений в вербальном и лингвистическом пространствах. Очень важно, чтобы ребенок, наблюдая окружающий мир, учился сравнивать, обобщать, классифицировать.

Вся работа по ознакомлению ребенка с окружающим миром должна проводиться систематизированно по темам: семья, признаки предметов, животные, птицы, цветы, рыбы, времена года, растения и т.д.

Знания об окружающем мире усваиваются в процессе сенсорного воспитания ребенка путем формирования системы сенсорных эталонов, перцептивно-интеллектуальной деятельности.

Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия.

Ощущение и восприятие — это процессы отражения предметов и явлений окружающей действительности. Ощущения возникают при воздействии на организм из внешнего мира. Восприятие — это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира.

Важно, чтобы ребенок усвоил систему сенсорных эталонов путем перцептивных и интеллектуальных действий. Необходимо сочетать умственное и сенсорное воспитание. Во всех видах деятельности ребенка следует активизировать как сенсорные, так и умственные процессы, развивая у ребенка гибкость и самостоятельность мышления. При развитии самостоятельности детского мышления формируются мыслительные операции анализа и синтеза.

У детей с отклонениями в развитии заметно отставание в сенсомоторном развитии. Процессы восприятия замедлены, недостаточно избирательны, фрагментарны, константны и неосмысленны. Недостаточность процессов восприятия задерживает интеллектуальное развитие детей.

Для совершенствования восприятия полезны занятия продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, конструированием. В процессе продуктивной деятельности у ребенка развивается воображение, мышление.

У многих детей с ограниченными возможностями недостаточно развита зрительно-моторная координация и зрительно-пространственное восприятие.

В контексте умственного воспитания важно разработать содержание и задачи коррекционной работы по сенсорному развитию. К ним относятся следующие:

1. Формирование перцептивной деятельности.

2. Формирование системы сенсорных эталонов с учетом возраста и структуры дефекта (цвет, форма, величина, время).

3. Формирование интеллектуальных действий в сочетании с развитием речевой деятельности.

4. Разработка схем и моделей для описания предметов и их признаков.

5. Совершенствование различных видов восприятия с помощью системы дидактических игр и упражнений.

6. Развитие различных видов продуктивной деятельности.

7. Формирование наглядных форм мышления.

8. Коррекция нарушений предметно-практической деятельности.

9. Формирование мыслительных операций.

10. Развитие продуктивного воображения.

11. Развитие функции активного внимания.

Для сенсомоторного развития могут быть предложены упражнения на классификацию предметов по сенсорным эталонам, развитие фонематического слуха в процессе разграничения слов близких по акустическим и артикуляционным параметрам, активизацию зрительного внимания, формирование пространственно-временных представлений, коррекцию мелкой моторики, зрительно-моторной координации в ходе продуктивной деятельности.

Для развития мышления важны дидактические игры, являющиеся одним из основных средств обучения дошкольников, поэтому —обучающие игры. Дидактические игры имеют четкую учебно-игровую структуру. В них выделяются дидактические и игровые задачи, игровые действия и правила игры

В каждой дидактической игре должно быть представлено развернутое игровое действие, реализующееся в вербальном или невербальном плане. Кроме дидактических игр, используются упражнения, направленные на развитие психических процессов.

4.3. Нравственно-эстетическое воспитание детей
с ограниченными возможностями

Учебные вопросы

1. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями.

2. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями.

3. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями.

4. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа.

Список рекомендуемой литературы

1. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1984.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. — М., 1993.

3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой,
Т. А. Марковой. — М., 1984.

4. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А Катаева,
Е.А. Стребелева. — М., 1988.

5. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. — М., 1961.

6. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1986.

4.3.1. Трудовое воспитание детей
с ограниченными возможностями

Основы трудового воспитания для детей с ограниченными возможностями были заложены в тридцатые годы Л. С. Выготским, который впервые указал на взаимосвязь между практической деятельностью и интеллектом. В дошкольном возрасте есть все возможности для коррекции отклонений в процессе трудовой деятельности, так как психика ребёнка очень пластична и дети восприимчивее к психолого-педагогическим воздействиям.

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации. У дошкольников трудовое воспитание направлено на формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и участия в различных видах трудовой деятельности. Воспитание навыков самообслуживания является начальным звеном в воспитании личности человека.

Трудовая деятельность влияет на формирование наглядно-действенного мышления. В процессе трудовой деятельности развивается восприятие, речь детей за счёт обогащения словаря.

Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями характеризуется специфическими особенностями: нарушениями в моторном, интеллектуальном развитии.

Занятия по трудовому воспитанию можно разделить по формированию конструктивной мотивации к труду: занятия по анализу операций трудовой деятельности, занятия по коррекции мелкой моторики.

В процессе трудовой деятельности дети учатся планировать работу, вербализировать действия, анализировать трудовой процесс и оценивать отношение к труду.

4.3.2. Нравственное воспитание детей
с ограниченными возможностями

Нравственное воспитание — это целенаправленное воспитание личности ребёнка. Нравственные качества являются приобретёнными за счёт воздействия социальной среды.

Дети с ограниченными возможностями испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности. Причинами нравственного недоразвития детей с проблемами выступают нарушения в структуре личности, проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искажённость практического опыта.

В основу нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями должна быть положена мысль о сложности аномального развития, о сензитивности к обучению и воспитанию, к появлению ВПФ.

Нравственное воспитание в дошкольном учреждении предполагает использование совместной деятельности в процессе объяснений нравственных категорий, эмоционального одобрения правильного поведения. Детей приучают анализировать свои поступки, оценивать нравственные ситуации, контролировать поведение и деятельность. Педагоги формируют способности детей к эмпатии, гуманизму.

Содержание нравственного воспитания:

1. Формирования нравственных чувств, эмоциональности.

2. Формирование нравственного алгоритма действий в разных ситуациях.

3. Формирование нравственных представлений и их реализация на практике.

В детских садах оказывается нравственно-педагогическое воздействие на детей: их учат здороваться при встрече, действовать по словесной инструкции, пользоваться вежливыми словами, знакомят с правилами поведения.

Дети склонны к подражанию, поэтому важную роль играет пример взрослого, который является для ребёнка образцом.

4.3.3. Эстетическое воспитание детей
с ограниченными возможностями

Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности человека, проявляющаяся в способности воспринимать, любить, чувствовать.

Эстетическое воспитание проходит в двух направлениях:

– системный подход (анализ эстетических понятий);

– частный подход (решение конкретных проблем).

У детей с нарушениями интеллекта не сформирован ведущий вид деятельности, познавательная деятельность, недоразвита речевая деятельность, дети не понимают проявлений эмоций. У детей с сенсорными нарушениями — трудности в восприятии на этапе узнавания.

Задачи эстетического воспитания:

– развитие способности к восприятию эмоциональных состояний;

– овладение продуктивными видами деятельности;

– формирование основ эстетического вкуса;

– развитие творческих способностей.

Методы эстетического воспитания:

– убеждение;

– упражнение;

– решение проблемных ситуаций.

В дошкольных учреждениях эстетическое воспитание реализуется в процессе изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.