КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ранняя диагностика отклонений в развитии
Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях Эта работа должна учитывать возрастные особенности, мотивационные черты личности и структуру дефекта в контексте коррекционо-педагогической работы. Амплификация детского развития происходит в условиях, позволяющих максимально реализовать потенциальные возможности детей с ограниченными возможностями. В качестве педагогических условий психического развития можно выделить учёт психолого-возрастных особенностей детей, реализацию педагогом личностно-ориентированного образования, создание эмоционального психологического комфорта, сочетание репродуктивной с продуктивной деятельностью ребёнка. Развивающая среда — это комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительной динамике познавательного, эмоционального и личностного развития в организованном пространстве креативного поля. Среди них мы выделяем следующие: 1. Образовательное пространство: система занятий по речевому, сенсорному, интеллектуальному и физическому развитию, способность к диалектичному мышлению педагога, ориентация на зону потенциального развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приёмы, формы, средства обучения. 2. Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми. 3. Коррекционно-развивающее пространство: коррекция речевого развития, познавательного развития, эмоционального и личностного развития; система развивающих занятий, упражнений и игр. 4. Техническое пространство: компьютерное обучение, программы компьютерной диагностики и коррекции, индивидуальные технические средства коррекции. Развивающая среда предполагает вариативность в зависимости от нарушения в развитии. Дошкольные учреждения специально оборудуются с учётом категории детей с отклонениями в развитии. Детям с нарушением зрения выделяют оптические и неоптические средства коррекции: светозащитные устройства, компьютеры по системе Брайля, проекционные аппараты, книги с крупным шрифтом и «говорящие книги», лупы, очки, линзы, пишущие машинки и т.д. Детям с нарушением слуха разработана компьютерная программа «Видимая речь», звуковая аппаратура, программы с сурдопереводом. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены специальные дорожки, лифты, средства передвижения, двигательные тренажёры, сенсорная стимуляция. Для детей с интеллектуальными нарушениями используется комплексное тестирование с последующей компьютерной обработкой результатов на основе разнонаправленных методик: матрицы Равена, тест Д. Векслера, интеллектуальный тест Р. Кеттелла, цветовой тест Очень важно создать условия для коррекции и компенсации нарушенных психических функций в структуре развивающей среды. При построении развивающей среды необходимо учитывать уровень развития детей, степень их информированности и зону ближайшего развития. Отклонение в развитии необходимо выявить к 3—4 годам ребёнка, пока не проявились вторичные отклонения. Диагностика носит комплексный характер, т.е. при ее проведении учитываются данные медицины (педиатрии, детской психоневрологии), данные, полученные при психологическом, педагогическом и логопедическом обследовании. Важной задачей диагностики является установление структуры ведущего нарушения развития, вторично связанных с ним отклонений в развитии. Комплексное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка основывается на следующих основных принципах: – развития, т.е. анализа механизмов возникновения тех или иных отклонений в психическом развитии в возрастном аспекте; – целостного изучения нарушений психического развития; – качественного анализа структуры дефекта; – этиопатогенетического подхода с учетом взаимосвязи эндогенных и экзогенных факторов. Процесс диагностики включает сбор медицинского и психологического анамнеза, при этом особое внимание обращается на особенности развития ребенка в первые три года жизни. На этапе собственно психологического обследования оценивается уровень моторного, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Коррекционно-педагогическую работу с детьми с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа: 1. Оказание медицинской помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС. 2. Помощь детям дошкольного возраста группы риска с целью профилактики появления вторичных нарушений. Внимание концентрируется на системе психолого-педагогических средств и комплексе коррекционных мероприятий. 3. Специализированная помощь детям с отклонениями в развитии с учётом структуры дефекта и спецификой проявления вторичных нарушений в процессе учебной деятельности. Ранний возраст является наиболее благоприятным для проведения ранней диагностики и оказания ранней помощи детям группы риска. Тема 4. Воспитание детей Заочное отделение — 6 часов 4.1. Физическое воспитание детей Учебные вопросы 1. Задачи физического воспитания. 2. Физическое воспитание в раннем возрасте. 3. Физическое воспитание в дошкольном возрасте. Список рекомендуемой литературы 1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. — М., 1994. 2. Воспитание и обучение детей в детском саду / Под. ред. А. В. Запорожца, Т.А. Марковой. — М., 1976. 3. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. 4. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. — М., 1993. 5. Ермаков, В. П. Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якушин. — М., 2000. 6. Журба, Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л. Т Журба, Е. М Мастюкова. — М., 1981. 7. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А Катаева, 8. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова. — М.,1997. 9. Трофимова, Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха / Г. В Трофимова. — М., 1979.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |