Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи умственного воспитания. Умственное воспитание детей рассматривается не только как овладение системой знаний и способностями к мыслительной деятельности




Умственное воспитание детей рассматривается не только как овладение системой знаний и способностями к мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Умственное воспитание детей происходит как в процессе общения со взрослыми, так и в игровой и учебной деятельности.

Умственное воспитание детей осуществляется в процессе предметной, продуктивной деятельности, на занятиях в дошкольных учреждениях: при ознакомлении с окружающей действительностью, в процессе формирования математических представлений и понятий, а также в речевой деятельности.

Одной из основных задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода с наглядных форм мышления к абстрактно-логическим. На первом этапе работы необходимо максимально активизировать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Для развития наглядных форм мышления ребенка важна предметно-практическая деятельность.

Наглядно-действенное мышление возникает при решении интеллектуальной задачи посредством невербальных действий. С задачами такого типа ребенок сталкивается чаще всего в предметной и игровой деятельности.

Основной характеристикой наглядно-действенного мышления является то, что разрешение умственной задачи происходит в процессе предметно-практической деятельности. При решении практических задач происходит детское экспериментирование для нахождения верного решения.

В процессе наглядно-действенного мышления развиваются мыслительные процессы. Наглядно-действенное мышление является основой формирования конкретных операций. Поэтому его развитие является одной из задач подготовки к обучению в школе детей с ограниченными возможностями. Ребенку предлагаются простые практические задания (мозаика, кубики, конструктор).

На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление рассматривается как способность решения умственной задачи в образном плане при сохранении наглядной ситуации. Способность к образному мышлению возникает в системе взаимодействия процессов познавательной деятельности: воображения, речи и разнообразных видов деятельности — игровой и продуктивной.

Переход детей дошкольного возраста от наглядно-действенного
к образному мышлению зависит от степени сформированности исследовательской деятельности, способности к адекватной продуктивной деятельности.

Наглядно-образное мышление предваряет формирование словесно-логических операций. В результате мыслительных действий у детей расширяются знания и представления об окружающем мире.

Следующей задачей умственного развития детей является формирование словесно-логического мышления — способности решать умственные задачи вербально, используя и видоизменяя формы познания.

Существует специальная методика поэтапного формирования умственных действий, с помощью которых ребенок усваивает системы понятий. Их основу составляют методы и приемы, обеспечивающие возможность передачи детям систематизированных знаний, отражающих закономерности окружающего мира. Важно формировать причинно-следственные связи, пространственно-временные представления.

В настоящее время большинство авторов выделяют спектр показателей умственного развития: интеллектуальная активность, инициативность, самостоятельность, креативность. Важным условием умственного развития считается способность к переносу усвоенных знаний на практику и уровень обучаемости детей.

В последние годы представления об умственном развитии ребенка обогащаются за счет введения предложенного Л.С.Выготским понятия психологического новообразования, которое проявляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе. При этом внимание акцентируется на психических функциях, которые находятся в зоне ближайшего развития.

Очень важным качественным приобретением в умственном развитии старшего дошкольника является способность к обобщению, сравнению, в ходе чего формируется словесно-логическое мышление.

В словесно-логическом мышлении выделяют две основные стадии: конкретных операций; логических операций.

На стадии конкретных операций мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом. На стадии логических операций ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются операции обобщения, сравнения, классификации. В развитии логического мышления важную роль играет речь. На данном этапе ребенка учат группировке предметов по нескольким сенсорным эталонам.

В дошкольном возрасте взаимодействуют все три формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Речь активизирует процессы познавательной деятельности и выполняет такие важнейшие функции, как обобщение, планирование и регулирование деятельности.

Коррекционно-воспитательная работа по умственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта направлена на осуществление перехода от образного к абстрактно-логическому мышлению, от непроизвольных к произвольным действиям, на формирование способов запоминания, мышления, развитие активной функции внимания и логического запоминания, смысловой стороны деятельности речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.