Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология




В общенаучном смысле технология есть система представлений и действий (система деятельности), которая направлена на достижение каких-либо целей. Цели могут быть производственными, научными, образовательными, медицинскими и даже творческими (в той их части, которые можно формализовать и подчинить правилам).

Многообразие форм концептуального аппарата технологий.

Отличительной особенностью любой технологии является ее системный характер, проявляемый в чёткой структуре и наличии интегративных функций данной системы, в алгоритмичности её процесса и управляемости им.

Суть технологии заключена в нахождении таких способов ведения технологического процесса, которые бы его интенсифицировали и позволяли достигать заданных результатов с наименьшими затратами. Способы ведения производственных и иных процессов связаны с процедурами и операциями осуществления трудового процесса, а также с определёнными средствами. При этом под «процедурой» понимают совокупность действий, посредством которых осуществляют основной технологический процесс или его отдельные этапы, а под «операцией» - практическое решение задачи в рамках данной процедуры. Операцию воспринимают как однородную, логически неделимую часть процесса, как технологическую единицу.

Технология – категория процессуальная. Следовательно, с одной стороны, она определяет содержание и способ деятельности, а с другой,- она связана с системой средств, орудий, механизмов и других материально-технических средств, методов и форм, реализующих эту деятельность и контролирующих ее. Но есть еще и третья сторона - эмоционально-ценностное отношение субъекта к производимой им деятельности: экологическое, этическое, эстетическое, экономическое. Именно перестроение психики и интеллекта человека, работающего с технологией, изменение его целевых установок, мотивационных ориентаций, появление у него новых знаний, - все это может привести к рождению новой технологии.

Каждая из технологий с информационной точки зрения - это иерархия достаточно автономных подсистем:

1) подсистемы свойств "сырья" (химических, физических, механических, психологических, биологических и др.);

2) подсистема процессов, характерных для технологии и их специфика;

3) подсистема механизмов и аппаратов, с помощью которых протекает процесс;

4) подсистема управления процессами и всем комплексом, в том числе тот, кто управляет (технолог);

5) экологическая подсистема;

6) подсистема экономических оценок.

 
 

 


Содержание деятельности и способ деятельности (содержательный аспект) Система материально-технических средств, методов и форм реализации и контроля деятельности (орудийный аспект) Эмоционально-ценностное отношение субъекта к производимой деятельности (аксиологический аспект)

Рис. 1. Составляющие технологии

 

Две последние подсистемы, выходящие на рынок, общество и окружающую среду, называются внешними подсистемами, остальные - внутренними. Подсистемы не могут быть одинаково хорошо проработаны, часто некоторые из них отстают в развитии весьма значительно от других.

Подсистемы технологии имеют свои понятия, термины (свой метаязык). Специалисты-разработчики подсистемы, как правило, слабо ориентируются в других подсистемах. Отсюда - упор на конкретику, замкнутость в своей предметной сфере. К чему это ведет? Излишняя специализация, узость знаний при их глубине ведет к однобокости, делает технологию нерентабельной, так как упускаются достижения и научные наработки в смежных областях. Сейчас в науках наблюдается тенденция к созданию комплекса близких технологий, например, все химические технологии, все образовательные.

Научные открытия чаще всего делаются на стыке наук, а еще точнее - на стыке принципов. Выйти за фланги своей науки и расширить свою область знаний действеннее всего на уровне принципов.

Эффективность любой технологии определяется тем же, чем определяется эффективность любой деятельности - принципами. Принципы реализуются в конкретных правилах. Например, каковы наши жизненные принципы, таковы и правила нашего повседневного поведения. Все принципы выстраиваются в иерархическую структуру и делятся на: глобальные, общие, отраслевые, частные.

¨ Глобальные принципы интересны тем, что их действие распространяется и на производственные, и на непроизводственные технологии, и что именно они объясняют особенности функционирования образовательных технологий. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Принцип одновременной разработки всех подсистем и блоков технологии. Этот принцип означает, что каждая подсистема в отдельности не может улучшить работу всей системы, то есть КПД системы определяется не суммой оптимальных режимов отдельных ее компонентов. Главное правило этого принципа сформулировано Расселом Акоффом: "эффективное управление - это управление взаимодействиями, а не отдельными действиями. Лучший коммерческий директор не тот, кто может хорошо управлять своим подразделением, а тот, кто может координировать действия своего отдела с действиями других подразделений".

Еще один глобальный принцип - технология должна быть безотходной, что ведет к уменьшению вредного воздействия на окружающую среду и увеличению эффективности. Правила реализации этого принципа:

· полнота использования сырья;

· кооперация предприятий для переработки побочных продуктов и объединение этих предприятий в одно- и разнотипные комплексы;

· использование отходов одного комплекса в качестве сырья для другого комплекса.

Следующий глобальный принцип - экологическая безопасность технологии. Принцип экологической безопасности заставляет по-иному подходить к принципу экономичности не только в химическом производстве, но также в медицине и образовании. Высокая экономичность производства (т.е. его дешевизна) снижает качество услуг, и скупой платит дважды: если он сэкономил на очистных сооружениях, то разорится на лечении, если сэкономил на лечении, то разорится на похоронах.

Среди глобальных принципов есть еще и такой - иерархический принцип управления технологическими системами. Он означает, что управлять технологическим процессом в целом надо на двух уровнях: глобальном (на уровне завода, клиники или учебного заведения) и локальном (на уровне отдельных блоков, подсистем). Управлять одновременно и по одним принципам.

¨ Глобальных принципов немного. Гораздо больше принципов отраслевых. Общим знаменателем отраслевых принципов (для всех наук) является ориентация на подсистемы технологического комплекса. Например, смена образовательных технологий начинается с изменения деятельности субъектов учебного процесса - обучаемого ("сырье") и педагога ("технолог").

Один из отраслевых принципов гласит: "получить качественную продукцию можно лишь тогда, когда есть исходное качественное сырье".

Второй отраслевой принцип (общий для образования и медицины) - принцип подсистемы "технолог" - выдвигает особые требования к подготовке технолога. Поскольку для медиков и педагогов "сырьем" служат люди, то к "технологу" в обществе предъявляются особые требования, трехъярусные: фундаментальные знания в своей области (т.е. компетентность), гуманистическая направленность его личности и технологическое мастерство (педагогическое или врачебное).

Итак, в общенаучном смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Задача технологии как науки заключается в выявлении физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определить и использовать на практике наиболее эффективные и экономичные производственные процессы. Основные характеристики технологии:

технология категория процессуальная;

технология может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;

технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов;

особенности технологии обусловлены ее принципами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.