Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сциентизм и антисциентизм, технофилия и технофобия. 3 страница




О самом механизме связи теории с практикой мне хотелосьбы напомнить красивым сравнением, употребленным еще Кельвином. Он сравнивал теорию с жерновами, а опытные данные — с зерном, которое засыпается в эти жернова. Совершенно ясно, что одни жернова, сколько бы ни крутились, ничего полезногодать не смогут (теория работает сама на себя). Но качество муки определяется качеством зерна, и гнилое зерно не может дать питательной муки. Поэтому доброкачественность эксперимента является необходимым условием как для построения передовой теории, так и для получения практических результатов. Высокое качество эксперимента является необходимым условием здорового развития науки.

В заключение я хотел бы, чтобы значение и роль хорошего эксперимента запомнились бы вам в словах шутливого афоризма, принадлежащего героине романа «Джентльмены предпочитают блондинок» — одного из «классических» американских произведений: «Любовь — это хорошая вещь, но золотой браслет остается навсегда». Я думаю, что мы, ученые, можем сказать: теория — это хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда.

Можно выделить два крайних подхода к рассмотрению творчества:

— творчество абсолютно стихийно, неуправляемо, зависит от сил. неподвластных человеку;

— творчество можно программировать, им можно сознательно управлять в целях повышения его эффективности.

В реальности в творческой деятельности присутствуют, наверное, обе составляющие. С одной стороны, есть элемент непредсказуемости, спонтанности, а с другой стороны, человек может сознательно готовить себя к творческой деятельности, повышать ее эффективность за счет работы над собой. Обычно творчество различают в зависимости от сферы деятельности человека:

— научное

— техническое

— художественное

— декоративно-прикладное

— религиозное

— мистическое

— обыденно-практическое и пр.

Техническое творчество на нынешнем этапе его развития тесно связано с особенностями современной инженерной деятельности. Три основные этапа развития инженерной деятельности и проектирования:

1) классическая инженерная деятельность;

2) системотехническая деятельность;

3) социотехническое проектирование.

Качества творческой личности:

1. Способность смело выбрать Достойную цель, даже если она считается нереальной и сделать ее главным вектором своей жизни

2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижение Достойной цели

3. Способность работать планомерно. наличие пакетов рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь. регулярный контроль выполнения этих планов

4. Высокая работоспособность

5. Хорошая техника решения творческих задач

6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи, умение «держать удар».

Виды системного проектирования (системотехника и социотехническое проектирование). Системотехника – направлена на создание сложнейших технических устройств. Главное внимание уделяется машинным компонентам.
В социотехническом проектировании главным является Ч.деятельность, и она не может быть адекватно описана с помощью схем и методов, которые были разработаны для машинного проектирования. К социотехническому проектированию относят градостроительное проектирование, художественное проектирование и дизайн систем, организационное проектирование. В настоящее время появилась новая область, которая называется социальным проектированием.
Социальное проектирование. Чтобы появилась эта область знания нужно было «скрестить социологический подход с проектным», который идет от ИД. Это произошло в 70-е. Тогда была выделена группа видов деятельности, такие как социальное планирование, управление, конструирование и планирование организационных процессов. Эти виды деятельности изучались с помощью системотехники и социологии.

Социальное проектирование является нетрадиционным, существует в рамках методологии проектирования и социальных наук. Методологическая установка означает, что технология должна быть контролируема, но, к сожалению, это не всегда достигается.

Для социального проектирования необходимо три стадии:

1. Кабинетная: анализ и синтез всех знаний

2. Игровая: учитываются результаты деловых игр

3. Опытная: реальные эксперименты

Сегодня большинство социальных проектов являются кабинетными. Выход состоит в расширении 2 и 3 стадии.

Сегодня ИД вышла в сферу социально-экономических разработок, а проектирование стало самостоятельной областью деятельности. Конструирование, изобретательство потеряло свой смысл. Их место заняло внедрение проекта. Все, что задумано в проекте можно реализовать. Разделяется не только проектировщиками, но и инженерами. Такой подход привел к появлению новой области знания, которая содержит процессы, неподдающиеся расчетам и неописанные ни в одной науке. Эта область содержит процессы трех видов:

• Влияние на природные процессы, загрязнение воздушной среды, изменение почвы, изменение озонового слоя, тепловые выбросы.

• Инфраструктурные изменения не только в самих технических системах, но и в деятельности по созданию таких систем. Вся эта деятельность начинает как бы расплываться.

• Воздействия на Ч. и общество в целом. Например: влияние Интернета на образ жизни, на сознание, на поведение человека, а также транспорт, вычислительные устройства. Из-за появления НТД происходит расширение области потенциальных ошибок и неконтролируемых последствий. Проектно-мыслящий Ч. становится деструктивной силой в обществе. Инженерная задача уже не удовлетворяет потребности человека в энергии, машинах, сооружениях. Они начинают формировать через сознание механизмы техногенные свойства самих людей.

Отрицательные последствия ИД внесли свой вклад в три вида кризиса:

1. Разрушение и изменение природы (экологический кризис)

2. Разрушение и изменение самого Ч. (антропогенный кризис)

3. Изменение социальных инфраструктур и природы деятельности Ч. (кризис развития)

Происходит отрыв техники от культуры. Естественное отделяется от искусственного, нарушается гармония природы и Ч. Экономический рост и техническая экспансия означает угрозу биосфере.


Рациональное — это логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное универсальное.

Иррациональное – находящееся за пределами разума, нелогичное, несоизмеримое с рациональным мышлением и противоречащее ему.

Технология – не просто деятельность с использованием технических средств, а рационально организованный способ деятельности человека, посредством применения на практике знаний в любой области действительности, характеризующийся последовательностью, единством целей, средств и результата.

Мастерство – способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности. Они включают: когнитивные способности (к абстрактному мышлению, концентрации), ловкость рук, знание и межличностные способности (к общению, сотрудничеству, сопереживанию другим, лидерству). Это общие способности и компетентность, которыми обладают социальные акторы, то есть участие в социальной жизни всегда является "квалифицированным исполнением".

Процесс рационализации, сопровождающий становление индустриального западноевропейского общества описан в классической социальной теории еще Вебером. Господство формально-рационального начала, отличающее индустриальное общество от традиционных, возникло, по его мнению, благодаря взаимодействию сразу нескольких социальных феноменов, каждый из которых нес в себе собственное рациональное начало: галилеевская наука, рациональное римское право, рациональный способ ведения хозяйства и рациональная этика протестантской религии.

Необходимо отметить, что ко многим проявлениям кризиса современной цивилизации, в том числе к экологической катастрофе, ведет именно деятельность практического разума, важнейшим компонентом которого является технологическое применение науки.

Сегодня осмысление техники, ее связей с наукой и культурой, взаимоотношений с человеком составляют важный узел современной философской проблематики. Техника представляет собой один из факторов глобального кризиса, но в то же время она является неотъемлемой стороной современной культуры и цивилизации, органически связанной с их ценностями и идеалами.
Именно в таком ракурсе феномен техники анализируется в современной философии. Отличительными особенностями этого анализа являются гуманитарное и аксиологическое отношения к технике, постановка во главу угла вопросов о ее сущности и значении для судеб современной культуры. Как правило с техникой свя-зывается кризис нашей культуры и цивилизации.
Сущность техники, таким образом, связана с особым ценностным отношением человека к природе, поэтому разрешить проблемы технического развития при помощи самой же техники невозможно, необходимо изменить мировоззрение человека.

(Леонардо да Винчи и его изобретение подводного плавания)


Неклассические технические дисциплины выдвигают комплексные задачи, и их решение, требуют теоретического знании различных наук. Например – в разработке проблем информатики применяют участие не только информатики но и лингвисты, логики, психологи, социологи экономисты и философы.

Основные черты неклассических технических дисциплин.

1. Комплексность, т.е. привлечение знаний из всех областей науки, потому что базовой теории нет.

2. Описывают три типа объектов: а) система человек – машина это ЭВМ пульты управлении, полуавтоматы; б) сложнейшие технические устройства, например инженерное сооружение в городе, самолеты и технические системы их обслуживание – аэродромы; в) Технологии или техносфера.

3. Синкретизм, неразделенное знание.

4. Междисциплинарность в орбиту неклассической науки начинает втягиваться множество дисциплин, системотехника теория информации, электроники автоматического регулирования и т.д.

5. теоретический аппарат гетерогенен, т.е. состоит из разнородных частей, это могут быть модели, блок схемы моделей, блок схемы различных элементов системы, В аппарате есть также описание средств и языков которые используются в исследовании, проектировании и инженерных разработках.

6. Математический аппарат становится все более абстрактным, возникают проблемы упрощенного описания систем.

7. Изменилась область применения знаний неклассических наук, если классические науки используются в инженерной деятельности, то неклассические в системотехнике и в нетрадиционном проектировании.

Функционирование технической теории

Анализ и синтез схем

Функционирование технической теории осуществляется следующим путем. Сначала формулируется инженерная задача создания определенной технической системы. Затем она представляется в виде идеальной конструктивной (т.е. структурной) схемы, которая преобразуется в схему естественного процесса (т.е. поточную схему), отражающую функционирование технической системы. Для расчета и математического моделирования этого процесса строится функциональная схема, отражающая определенные математические соотношения. Инженерная задача переформулируется в научную проблему, а затем в математическую задачу, решаемую дедуктивным путем. Этот путь называетсят анализом схем.

Обратный путь - синтез схем - позволяет на базе имеющихся конструктивных элементов по определенным правилам дедуктивного преобразования синтезировать новую техническую систему, рассчитать ее основные параметры и проимитировать функционирование.

Одна из основных задач функционирования развитой технической теории заключается в тиражировании типовых структурных схем с учетом всевозможных инженерных требований и условий, формулировка практико-методических рекомендаций проектировщику, изобретателю, конктруктору и т.д.

Аппроксимация теоретического описания технической системы

Функционирование технической теории направлено на аппроксимацию полученного теоретического описания технической системы, его эквивалентное преобразование в более простую и пригодную для проведения расчетов схему, сведение сложных случаев к более простым и типовым, для которых существует готовое решение. Поэтому главное внимание в технической теории направлено на разработку типовых способов решения инженерных задач, стандартных методик проведения инженерных расчетов как можно более простыми средствами.

Слово "аппроксимация" в своем первоначальном значении в математике означает замещение каких-либо математических функций или расчетных схем другими, приближенно выражающими их, эквивалентными им в определенном отношении, а также более простыми функциями или расчетными схемами, для которых уже существуют или могут быть получены известные решения. В технических науках это понятие получило более широкое толкование как процедура решения инженерных задач на теоретических схемах с помощью ряда их эквивалентных замен и упрощений.

Функционирование технической теории заключается в решении определенного типа инженерных задач с помощью развитых в теории методик, типовых расчетов, удобных для применения в различных более специальных научно-технических и инженерно-проектных исследованиях и разработках. Создание же новых таких методик, выработка правил и доказательство теорем об адекватности эквивалентных преобразований и допустимых аппроксимаций, конструирование новых типовых теоретических схем и моделей относится к развитию технической теории.


25. Проблема управления научно-техническим прогрессом. Куда идет и к чему может прийти техногенная цивилизация?

Проблема управления научно-техническим прогрессом (НТП) и научно-техническая политика (НТП-а). Как преодолеть иррациональные последствия НТН? Предлагается три подхода: 1. Гуманитарная коррекция инженерной деятельности, через сферу инженерной деятельности; это сделать невозможно, она дает условное знание о технике, потому что не включает антологию учение о бытии, и в ней нет целостного подхода. Должен быть синтез общенаучных технических знании с культурой эпохи, это даст панорамное видение инженерной деятельности, и видение фетишизма технографических теорий развития общества. Слияние рациональной нравственности и эстетических способностей – это залог общественного согласия (Э. Кант).

НТП-а использует второй и третий подход: 2. Второй подход это научно техническое прогнозирование, выявление тенденции развития науки и техники, и предвидения крупных технических решений, способных влиять на производственный потенциал страны, для этого составляются краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Прогнозирование осуществляется через систему документов государственного уровня.

Экологический заключается в том, что человечество столкнулась с границами биосферы, или не принимает во внимание ее законы. Они требуют долгосрочных мер, а человечество заинтересовано в краткосрочном. Биосфера на протяжении 4 миллиардов лет меняло генетическую программу биоты (все живое), и с ее помощью окружающую среду. Она много раз обрезала пути развития видов, которые не способствовали стабилизации окружающей среды. Сейчас этот механизм задействован против человека, из-за бурной хозяйственной деятельности он является разрушителем природной среды. Человек использует 40% продукции биоты, на голод и вымирание обречено огромное количество биологических видов. В результате нарушилось конкурентное взаимодействие, и повысился предел вредных соматических мутаций как у животных, так и у человека. Геномы живых организмов разрушаются вследствие этого быстрый рост генетических заболевании, снижение иммунитета, активизация старых инфекционных заболевании, появление новых. Число больных непрерывно растет, новые медицинские технологии предоставляют лекарственные препараты, которые требуют индивидуального дозирования и обладают неизвестными побочными эффектами. Система государственного медицинского обслуживания становится непомерно дорогой, даже для развитых стран. Ее перестраивают так, чтобы расходы несли сами больные. Наступил антропогенный кризис, все эти факты говорят о том, что в природе включились жесткие обратные связи, которые начинают регулировать численность людей. В результате разрушение природной среды ее ресурс исчерпывается, это приводит к удорожанию производства, и сокращению инвестиций в оборудование и технику. Назревает продовольственный кризис, биота не в состоянии производить себя в прежних масштабах. В рыболовстве снижается численность рыб, а количество судов растет. На лесозаготовках остается все меньше залесенных территорий, а мощность предприятий возрастает. В нефтяной промышленности уменьшаются запасы нефти, ресурсные пределы достигнуты. На восстановление биосферы и создание ресурсосберегающих технологии мировое сообщество за последние 25 лет истратило 1,5 триллионов долларов. Но биосфера продолжает деградировать, деградация будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет источник возмущения, сама цивилизация. Все это привело к осознанию смены траектории цивилизации. В конце 90-х годов на конференции в Рио-Де-Жанейро экологи выпустили понятия устойчивого развития общества, под ним понимается такое развитие, которое не выведет биосферу за пределы хозяйственной емкости. Основная идея, переход на ресурсосберегающие технологии, эту идею стали просчитывать экономисты и политики в различных национальных масштабах, национальных программах. В США, Германии и Швеции в неявном виде прослеживается идея устойчивого развития только для избранных стран (для своих стран). Золотой миллиард живет за счет несколько миллиардов людей других стран. Но экологическая защищенность отдельной страны – это иллюзия. Концепция устойчивого развития общества оказалось наивной. Она исходит из предположения о том, что с помощью новых технологий и техники можно создать искусственную среду – техносферу, чтобы сберегать восстанавливать ресурсы и управлять ими. Но можно ли с помощью техносферы восстановить биоту. Простейший пример показывает, что нет. Жизнь на земле создается работой 1) микроорганизмов, которые потребляют 90% энергии биосферы; 2) животных, которые потребляют 10% энергии биосферы, на долю позвоночных и человека приходится 1%, которые включается в эти 10%. При построении техногенной системы кпд поддержания жизни человека составит 1%. Это значит, что 99% труда человека должно затратиться на восстановление природной среды. Если природная среда не восстановится, то ожидается разбалансировка климата на земле. Сможет ли техносфера выработать такое количество энергии, конечно нет. Ее может выработать только биота. Техносфера никогда не заменит биоту, и ее функцию сохранение жизни на земле. Какой выход? Только один. Сохранение и восстановление экосистем, не в заповедниках, а на огромных территориях земли. Что для этого нужно? Прекратить осваивать дикую природу, или культивировать земли. Уменьшение освоенной земли, сократить энергопотребление биоты, и сократить потребление энергии для последующих поколений. Все эти условия выполнимы только, если при сокращении численности населения, которые выполнимы при планировании семьи.

Что ожидает нас дальше? Возможны три сценария: 1. Развитие происходит как обычно, продолжается разрушение природной среды. С помощью современных технологий. Господство экономических критерий, национальный эгоизм, косность большинства людей, недооценка сигналов, идущих из биосферы. Это стихийное неуправляемое развитие. 2. Ультратоталитарный, абсолютно жесткая мировая диктатура, как в отношении стран третьего мира, так и в отношении своего населения. Непрерывная борьба за ресурсы, воины, истребление людей. 3. Трансинформационный – быстрое осознание угроз, адекватная реакция на социально экономический кризис, прорыв к новому мировосприятию, восстановление природной среды.

В настоящее время все концепции устойчивого развития общества, следует первому сценарию, который грозит перейти во второй. Единственный выход для всех это первый сценарии. Он приемлем, как с позиции гуманизма, так и экологии.


Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию.

Описание

Так, например, политика уступит место научному подходу к решению социальных проблем.

Наиболее радикальные сциентисты считают, что вся политическая власть должна быть передана от бюрократов ученым.

Сциентизм основывается на трех основных положениях:

- положение о том, что наука может заменить собой философию и метафизику в области разрешения основных моральных и этических проблем.

- положение о том, что в науке заключены решения всех проблем человечества.

- положение о том, что методы точных наук являются единственными верными научными методами и что эти методы должны применяться также и к гуманитарным и социальным наукам.

Одновременно с появлением сциентизма возникает и противоположная мировоззренческая позиция — антисциентизм. Последний подчёркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.

ТЕХНОФОБИЯ

Технофобия (от греч. techne -мастерство, ремесло и...фобия) - понятие, выражающее устойчивую характеристику массового сознания второй половины 20 в. и отражающее ситуацию, в к-рой отчужденный тех. мир (совокупность технических объектов, действий, процедур) осознается и переживается человеком как угроза его физ. и духовному бытию; обозначение получивших относительно широкое распространение в современной философии взглядов на технику и науч.-тех. прогресс как главный источник кризиса современной цивилизации.

ТЕХНОФИЛИЯ

от греч. мастерство, ремесло и …филия) – технический оптимизм, опирающегося на сциентизм и абсолютизирующий позитивные перспективы развития техники и технологии, в противоположность технофобии как технологического пессимизма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.