КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы и стадии планирования карьеры
Этапы карьеры связаны с определенными периодами в жизни человека. Временные параметры этапов определяются возрастом, культурными нормами, мировоззрением и здоровьем человека. Традиционный подход к планированию карьеры предполагает наличие следующих требований к этапам: 1. Изучение сложившегося содержания работы на отдельных этапах служебного продвижения. 2. Определение новых «входных» и «выходных» параметров на каждом этапе. 3. Детализация требований для вступления в каждый этап: образовательного уровня, квалификации, возраста. 4. Определение делового опыта для перехода к высшему этапу. Новые, более глубокие требования к этапам карьеры включают предоставление действительных возможностей для продвижения, не связанных с обязательной выслугой лет или технической специализацией; повышенное внимание к эволюции содержания работ, новым приоритетам, организационным моделям; определение специфических познаний и навыков, необходимых на каждой позиции соответствующего этапа кроме требований образовательного ценза, возраста и опыта. Планирование карьеры имеет в своей основе несколько этапов: 1. Исследование клиента. 2. Детальное обсуждение проблем различных по характеру. 3. Составление плана действий. Этап карьеры не всегда связан с этапом профессионального развития. Поэтому важно разделять этап карьеры (временной период развития личности) и фазу развития профессионала (периоды овладения деятельностью). Среди основных фаз развития персонала можно выделить следующие: фаза оптации, фаза адепта; фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе; фаза интернала; фаза мастерства; фаза авторитета; фаза наставничества. В ходе карьеры человек проходит несколько взаимосвязанных стадий, продолжительность которых для каждого конкретного человека различна. Краткое описание этапов карьеры представлено в таблице 9.4.
Таблица 9.4. Этапы карьеры
Однако М.Вудкок и Д.Френсис предлагают расширенный набор этапов и выделяют 7 стадий деловой жизни человека: 1. Обучение. 2. Включение. 3. Достижение успеха. 4. Профессионализм. 5. Переоценка ценностей. 6. Мастерство. 7. Пенсионный период. Управление карьерой требует четкого понимания различия ее этапов и со стороны менеджера по персоналу, и со стороны самих работников. Во всех классификациях успешность деловой карьеры оценивается в трех сферах: 1. По критерию личных удовольствий, полученных в жизни. 2. По критерию благополучия близких людей, родственников, окружения оцениваемого. 3. По критерию успешности (личные творческие достижения). В соответствии с фазами развития профессионала различают: - оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры; - адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж); - адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит “как ключ к замку” производственной работе; - интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии; - мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу; - авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации; - наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии “обрастает” единомышленниками, перенимателями опыта, учениками. Фазы развития профессионала можно представить следующей схемой:
Рис.9.2. Фазы развития профессионала
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |