КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы оценки персонала
Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации, возможно с помощью профессиональных консультантов. Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту и выполняется следующими способами: оценка потенциала работника; оценка индивидуального вклада; аттестация кадров. При этом исходными данными для оценки являются: модели рабочих мест персонала; положение об аттестации кадров; методика рейтинговой оценки кадров; философия организации; правила внутреннего трудового распорядка; штатное расписание; личные дела сотрудников; приказы по кадрам; социологические анкеты; психологические тесты. Основными методами оценки персонала являются: источниковедческий; собеседование; анкетирование; наблюдение; тестирование; деловая игра и др., представленные в таблице 10.1.
Таблица 10.1 Методы оценки персонала
В отечественном и зарубежном менеджменте большое распространение при оценке персонала получили следующие методы: Балльные – основанные на оценке заслуг работника по отдельным заранее выбранным показателям, характеризующим общие результаты его деятельности в течение длительного периода работы, а также стаж работы, образование, квалификацию и др. Он предполагает оценку каждого аттестуемого качества, после чего подсчитывается общая сумма баллов или производится подсчет среднего балла. Каждый фактор оценивается в баллах согласно цифровой шкале, например: превосходно, отлично, хорошо, ниже ожидаемого, удовлетворительно или неудовлетворительно. Несмотря на ряд преимуществ (четкость и простота системы оценок и доступность метода в целом), метод балльных оценок имеет существенные недостатки, основным из которых является высокий уровень субъективности. Метод балльных экспертных оценок начал распространяться во второй половине 60-х годов. Метод, основанный на системе коэффициентов, представляет собой оценку, опирающуюся на набор тех или иных качественных показателей (коэффициент профессиональной подготовки, коэффициент творческой активности и др.). К преимуществам данной технологии оценивания следует отнести высокий уровень достоверности и относительную простоту. Коэффициентные системы действуют для оценки работников по результатам их труда. Используются также целевые методы – предполагающие оценку работы по степени достижения намеченных целей. Такая система оценок основана на разработке и учете выполнения индивидуальных целей работника, согласованных с руководителем, а также планов повышения квалификации и перемещения персонала, развития инициативы и личной заинтересованности работника в служебном росте и повышении результатов работы. Сравнительные – предусматривающие оценку аттестуемого сотрудника руководителем подразделения на основе сравнения его результатов с работой других специалистов. При оценке сотрудников руководитель по результатам работы за аттестационный период устанавливает каждому из них ранг – место по принципу от первого до последнего (от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период), сравнивая работу одного сотрудника своего подразделения с результатами других. Одним из методов, используемых для уменьшения вероятности слишком высоких или слишком низких оценок, служит искусственное распределение (например, 10 % - должны получить отлично, 20 %- должны получить хорошо, и т. д.). Таким образом, все сотрудники отдела распределяются по группам в процентном соотношении. Сравнительные методы являются очень простым способом аттестации сотрудников. Их легко применять, легко понимать, а их результаты могут быть с успехом использованы для принятия решений в области компенсации. Однако, эти методы слишком односторонни и приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для целей развития персонала, профессионального обучения и т.д. Кроме того, сравнение сотрудников подразделения между собой является достаточно жесткой формой оценки, использование которой может повлечь за собой трения внутри подразделения, обиды, недоверие к руководителю. Поэтому, применение методов сравнительных оценок относительно ограничено. Данный анализ опубликованных методик оценки показывает, что у каждой из них есть определенные достоинства и недостатки, и, стало быть, область возможного применения. Осложняющим обстоятельством до сих пор является то, что методика оценки персонала, получившая массовое распространение в настоящее время, была разработана при плановой экономике. Она была вполне приемлема в прошлом, и позволяла при правильном использовании получать результаты требуемой точности и достоверности. В условиях же структурных преобразований, перехода от плановой экономики к экономике рыночной, требуется дальнейшее ее усовершенствование и адаптация к нынешним условиям. Рассмотренные в литературе методы аттестации (при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель) являются традиционными для большинства современных компаний. Они довольно эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды. В то же время, этим методам присущ ряд недостатков, делающих их неадекватными для современных динамичных компаний, которые функционируют в условиях глобальной конкуренции. Традиционные методы: - Сфокусированы на отдельном работнике, оценивая его вне организационного контекста. Сотрудник подразделения, провалившего стратегически важный проект, может получить высшую аттестационную оценку; - Основываются исключительно на оценке труда руководителем. Фактически руководитель находится в положении «царя и Бога» по отношению к подчиненному, - он определяет его задачи, контролирует и оценивает в конце года. Полностью игнорируется мнение контрагентов аттестуемого – коллег по организации, подчиненных, руководителей более высокого уровня, клиентов, поставщиков. - Ориентированы в прошлое (на достигнутые результаты) и не учитывают долгосрочные перспективы развития организации и сотрудника. В результате оценки персонала формируются следующие документы: результаты тестирования (экзаменов) профессиональных знаний и умений; социально-психологический портрет личности; медицинское заключение о работоспособности; оценка деловых и моральных качеств; анализ вредных привычек и увлечений; оценка уровня производственной квалификации; заключение аттестационной комиссии. Методы оценки персонала классифицируются по различным признакам. Авторский коллектив под руководством А.Я. Кибанова методы оценки персонала выстраивает в зависимости от того, кто оценивает работника: непосредственный начальник, подчиненный оцениваемого, сторонние эксперты, сам оцениваемый (самооценка), комбинированная оценка, двухстороннее оценивание (оценщик - оцениваемый). В.А. Столярова предлагает условное деление этих методов на три группы. К первой группе относятся описательные методы, которые позволяют без количественного выражения характеристики работника, оценить его деятельность, так называемые "качественные методы" (биографический метод, произвольные письменные и устные характеристики, метод дискуссий, метод эталона и т. д.). К другой группе относят количественные методы (метод классификации по порядку или метод рангового порядка, метод заданных балльных оценок и др.). Объединением преимущественных качественных и количественных методов оценки, создаются комбинированные методы, например, метод суммарных оценок. С.И. Самыгин и Л.Д. Столяренко предлагают классифицировать все методы (технологии) оценки деятельности по следующим признакам: 1. согласно целям: прогностические; практические; 2. согласно результатам: описательные (качественные); количественные; комбинированные; 3. согласно объектам: методы оценки деятельности руководителей; методы оценки исполнительского персонала. Классификация, предложенная данными авторами, является наиболее полной и логичной.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |