КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нетрадиционные подходы к оценке персонала
Нетрадиционные методы аттестации начали распространяться недавно, поэтому их до сих пор называют экспериментальными. Новые подходы к системам оценки деятельности персонала сосредотачивают основное внимание не на накоплении информации, а на повышении уровня взаимопонимания и деловых взаимоотношений между менеджерами и подчиненными с целью повышения производственных показателей. Можно выделить несколько направлений в развитии нетрадиционных методов. Во-первых, новые методы аттестации рассматривают рабочую группу в качестве основной единицы организации, сосредотачивают основное внимание на оценку работника его коллегами и способность работать в группе. Во вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов всей организации. В третьих, во внимание принимается не только успешное выполнение существующих функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков. К числу таких методов относится метод «360 аттестация», который предполагает, что оценка сотрудника производится руководителем, коллегами и подчиненными и психологические методы оценки. Сущность второй группы методов заключается в том, что профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника, то есть оценивается потенциал сотрудника. При аттестации широко применяется метод экспертных оценок. Его психологическая результативность зависит от способностей экспертов видеть главное содержание деятельности и точно взвесить, как соотносится конечный результат с содержанием деятельности. Поэтому для участия в аттестации необходимо выбрать специалистов способных точно соотнести между собой результаты аттестации и требования к деятельности. Атмосфера аттестации зависит и от стиля работы аттестационных комиссий. В её работе главное внимательное отношение к человеку. Психологические методы оценки являются своеобразной разновидностью нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника, выявляют степень развития способностей сотрудников, их склонность к определенным видам трудовой деятельности. В отличие от традиционной аттестации оцениваются не результаты (эффективность работы в занимаемой должности), а потенциал сотрудника. Психологические методы позволяют добиться высокой степени точности и детализации оценки, однако значительные издержки, связанные с необходимостью привлечения профессиональных психологов, ограничивают область их применения. В современных организациях эти методы используются крайне редко, в основном для выбора работников с лидерскими способностями для замещения должностей руководителей различных подразделений и служб. Также, широко известным является метод эталона, который начал широко применяться в нашей стране в годы первых пятилеток при организации стахановского движения. Матричный метод. Метод суммирования оценок в отличие от предыдущих предусматривает определение уровней деловых качеств работников в два этапа. Ему предшествует предварительное описание признаков, которые соответствуют степени оценки по каждому фактору. Эти признаки располагаются в так называемой «оценочной сетке». На первом этапе оценки производится описание фактических качеств работников и сопоставление их (с оценочной сеткой), устанавливается степень их соответствия сетке (частота проявления). Каждая категория ответов экспертов взвешена от одного балла до пяти. На втором этапе подсчитывается сумма баллов. Это и служит показателем его оценки. Метод является по существу комбинацией системы балльных оценок (второй этап), с матричным методом (первый этап). Применяется главным образом в крупных фирмах США, Германии, Франции. Достоинства данного метода: простота, достаточная степень точности. Недостаток: высокая субъективность показателей оценки при определении частоты проявления качеств. Методы индивидуальной оценки: оценочная анкета, сравнительная анкета, анкета заданного выбора, шкала рейтингов поведенческих установок, описательный метод, шкала наблюдения за поведением. Одним из наиболее популярных сегодня методов оценки сотрудника (часто применяемых в дополнение к традиционной аттестации) является метод управления посредством установки целей. Управление посредством установки целей начинается с совместного (сотрудник и его руководитель) определения ключевых целей сотрудника на определенный период (год или шесть месяцев). Таких целей должно быть немного, они должны отражать наиболее важные задачи деятельности сотрудника на следующий период и быть: конкретными, т. е. предметными и специфическими; измеримыми, т.е. поддающимися количественной оценке; достижимыми, но напряженными (по мнению психологов, наибольшее стимулирующее воздействие на работника оказывает цель, вероятность достижения которой составляет 50%); значимыми, т.е. относящимися к профессиональной деятельности сотрудника и связанными с задачами организации в целом; ориентированными во времени, т.е. для каждой цели должен быть определен срок ее исполнения. По истечении аттестационного периода руководитель оценивает выполнение каждой цели сотрудником (как правило, в %) и всего личного плана сотрудника (набора целей). Хотя оценка осуществляется совместно, руководитель обладает решающим голосом при принятии окончательного решения. В дополнение к простоте, четкости и экономичности, метод управления путем постановки целей обладает еще несколькими достоинствами. Участие сотрудника в определении ключевых целей значительно повышает в его глазах объективность процесса оценки, обеспечивает понимание того, по каким критериям его будут оценивать, а также усиливает мотивацию. Диалог с сотрудником повышает объективность оценки руководителя, усиливает связь индивидуальных целей с задачами организации и подразделения, а также целевую направленность профессиональной деятельности сотрудника. Основной недостаток данного метода заключается в том, что оцениваются не все аспекты работы сотрудника, а только степень выполнения им ключевых задач, что ограничивает объективность оценки и возможности ее использования для принятия решений о назначении на новую должность, профессиональной подготовке, повышении заработной платы и т.д. Нетрадиционные методы аттестации позволяют преодолеть присущие традиционной системе недостатки, однако, их использование также может создавать определенные проблемы для организации, поэтому новые методы аттестации должны быть тщательно продуманы специалистами и хорошо поняты всеми сотрудниками организации.
Контрольные вопросы по теме 10
1. Объясните роль процесса оценки персонала в управлении человеческими ресурсами. 2. В чем заключаются основные задачи процедуры оценки работника? 3. Какими преимуществами обладают методы управления по целям в процессе оценки работника? 4. Кто и как, по Вашему мнению, должен отбирать критерии и методы оценки работников? 5. В чем заключается особенность нетрадиционных подходов к оценке персонала?
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |