Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция технологических укладов. Стадии процесса осуществления научно-технических нововведений




Стадии процесса осуществления научно-технических нововведений

Процесс осуществления научно-технических

нововведений (научно-технических решений)

 

Вусловиях рыночной системы хозяйствования эффективность производства во многом зависит от возможностей осуществления научно-технических нововведений. Современные организации могут развиваться только в условиях конкурентной борьбы, самостоятельно участвуя в процессе создания инновационной продукции (от возникновения идеи до получения образцов новой продукции), которая должна быстро внедряться в производство.

Качественные изменения в экономике могут быть достигнуты, если понять влияние науки и техники на жизнь общества. Только при достаточно четком представлении об источниках технических идей, факторах и эффективных инновационных методах, способствующих их материальному воплощению и распространению в обществе, возможно создавать товары максимально полезные для потребителей. При этом достаточно важным условием управления уровнем качества продукции на этапах производства, и, следовательно, уровнем качества готового изделия по оптимальной «полезной» цене реализации является прогнозирование технико-экономических показателей товара, обладающего определенной степенью новизны по этапам инвестиционного проектирования.

Выражение «процесс осуществления научно-технических нововведений» охватывает виды деятельности, посредством которых научно-технические знания воплощаются в материальную действительность и начинают использоваться в масштабах, дающих значительный общественный эффект. При этом выделяются ретроспективный и текущий уровни научно-технических знаний, приобретение новых знаний, выдвижение научно-технической идеи, воплощение идеи в материальный продукт или новый способ, внедрение продукта в производстве, его освоение и распространение включительно до момента, когда влияние новшества становится значительным.

Процесс осуществления научно-технических нововведений чрезвычайно многообразен, сложен, различно протекает для разных новшеств, являясь результатом поиска и трансформации концепции, когда возникшая идея задумана или признана (предложена); и последующее прохождение через ряд тесно переплетённых стадий – исследование, разработка, инженерное решение, конструирование, изготовление опытного образца (партии), анализ рынка сбыта, и наконец, реализация, при которой успешный продукт (в действительности он может являться новым изделием, товаром, методом, технологией, техническим принципом, новым материалом или процессом) принимается рынком.

На рис. 18 показана упрощённая схема процесса научно-технического нововведения, который разделён на три различных стадии:

 

 


Введение нового технического решения имеет особенности процессов его реализации без учета исходных условий его появления и факторов, обеспечивающих успех нового технического решения (рис. 19).

Рис. 19. Научно-техническое нововведение как процесс преобразования

 

На рис. 20 показана расширенная модель процесса рождения и введения нового технического решения, при этом особое внимание уделяется таким процессам, как технический анализ, анализ рынка, а также разработка собственно проблемы.

Изменения, предполагаемые в процессе введения нового технического решения, могут быть следующие:

– граница раздела между научным открытием и его техническим применением (использование научно-технических достижений в технологии и технике);

– этап формулировки закладываемых в конструкцию принципов;

– решение о финансировании конкретного проекта, при прохождении фазы проработки процесса введения научно-технического решения;

– решение о коммерческом производстве данного вида разработанной техники;

– анализ воздействия технического применения на экономические, социальные и другие сферы деятельности;

– роль и ответственность руководителей различного уровня.

Рис. 20. Процесс рождения и введения нового технического решения

В каждом из указанных процессов принимаются основополагающие решения. Кроме того, каждый из таких процессов связан с определенной долей риска как для разработчика, так и для всей организации.

Во многих исследованиях имеется вывод о том, что от 2/3 до 3/4 всех успешно внедренных новых технических решений стимулировались информацией о требованиях рынка (признание роли потенциального спроса). Новые технические решения, возникающие в результате воздействия рынка, как правило, характеризуются высоким уровнем потребительских свойств, в то время как новые технические решения, получаемые в результате научных исследований, – новизной технических идей.

Наиболее реальная модель научно-технического решения, по мнению многих ученых, является результатом логического разделения всего процесса на отдельные, функциональные или структурные части, этапы, стадии в результате проведения и классификации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Это является основой для организации ведения исследований и конструкторских разработок посредством выяснения уровня влияния научных, информационных, организационных и других факторов на процесс создания и внедрения нового технического решения.

Модель процесса осуществления научно-технических нововведений в их связи с потребностью, исследованиями рынка, научными исследованиями, разработками, временем, целью, внутренней и внешней средой представлена на рис. 21.

Разработка новейшей высокоэффективной техники, технологии, материалов и продуктов в настоящее время невозможна без постоянного, все более активного пополнения фонда научных и технических знаний, без возрастающего вложения финансовых и материальных средств в инновации с целью их формирования.

Определяющее влияние на экономическое развитие и рост эффективности материального производства оказывает реализация научно-технических достижений в производстве. В этом аспекте большое значение приобретает совершенствование процесса управления научно-техническим нововведением, то есть процессами выработки новых научных и технических знаний, воплощения их в новой технике, технологии и материалах, использование последних в производстве с учетом их влияния на окружающую среду. Реализация крупных научно-технических нововведений требует в современных условиях значительных и долговременных финансовых вложений, непрерывного улучшения их материально-технического и организационного обеспечения.

Рис. 21. Этапы осуществления научно-технического нововведения

в их связи со временем и внешней средой

 

Эффективность нововведений зависит не только от сроков материализации определенных научно-технических идей в технике или технологии, важное значение имеет и насыщение потребности внутреннего и внешнего рынка в новой технике и технологии, что позволяет практически реализовать потенциальный эффект, заложенный в них. Если распространение прогрессивной техники и технологии затягивается на годы, то их потенциальный эффект может реализоваться только частично, а иногда и вовсе не реализоваться.

Для ускорения научно-технического прогресса важно, чтобы стадия фундаментальных исследований была ориентирована в возможно большей степени на решение задач, связанных с научно-техническими нововведениями.

Научно-технические нововведения происходят в обширной внешней среде, состоящей из многих субсред, которые с целью упрощения сгруппированы в десять категорий (аспектов) (см. рис. 21). Научно-технический элемент внешней среды показан в качестве основы, из которой проистекают технические аспекты научно-технического нововведения. Десять технических аспектов внешней среды представлены в верхней части схемы для того, чтобы показать, что они присутствуют везде и их воздействие распространяется на всем протяжении процесса осуществления научно-технического нововведения и на все рассматриваемые виды деятельности.

Процесс научно-технического решения рассматривается \ здесь как передача научного и технического знания непосредственно в сферу удовлетворения потребителя новым продуктом или процессом. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности.

 

 

Каковы же стадии появления, формирования, реализации и измерения темпа прогресса при возникновении нововведений? На этот вопрос можно ответить по-разному.

В табл. 9 дается определение основных стадий этого процесса, которые установлены в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ «исследования→разработки→производство». Последовательно сменяющиеся стадии научно-технического нововведения предусматривают как зарождение идеи и обоснование идеи нового метода удовлетворения общественных потребностей, так и создание, использование, распространение на практике конкретного продукта, технологии, услуги и т. п.


Таблица 9

Стадии процесса осуществления научно-технических нововведений

 

Стадии Название Типовое содержание работ
  Научно-техническая информация и патентная подготовка Поиск, сбор и обработка научно-технической информации по различным отечественным и зарубежным источникам в виде библиографических, обзорных, реферативных и др. данных. Информационный анализ, проработка патентной документации и выбор направлений исследования и объекта исследования
  Научное предположение, открытие, осознание потребности или благоприятной возможности Узнавание новых научно-технических возможностей. Установление существования ранее неизвестных явлений, процессов, материалов, зависимостей, связей и т.п. Осознание потребности, полезности, ценности является первопричиной большинства современных научно-технических нововведений
  Исследование, выдвижение теории или концепции проекта Возникновение теории или концепции проекта, которая, в конечном счете, окажется усиленной с точки зрения реализуемости и эффективности проекта
  Проверка теории и концепции проекта Генерация (демонстрация) существования или работоспособности новых идей, выдвинутых на предыдущем этапе
  Лабораторная демонстрация применения Экспериментальная проверка изготовленного макета, образца, устройства (образца материала или эквивалентного ему процесса), показывающая достоверность выдвинутой гипотезы и возможность практического применения
  Испытания в опытном производстве или промышленных условиях Изготовление и испытание установочной серии. Корректировка конструкторской документации по результатам изготовления и испытания установочной серии, а также оснащения технологического процесса изготовления изделия, образцов новой продукции
  Промышленное внедрение или первое практическое использование Первая продажа действующего объекта в производство с презентацией его на рынке
  Организация серийного выпуска Осуществление принятия новшества и его распространения в объеме, соответствующем рыночной потребности
  Распространение Применение технического устройства в других областях, или его принципа для других целей. Этот этап может начаться намного раньше

 

Исследования показывают, что во всех случаях в научно-техническом процессе отчетливо прослеживаются восемь-девять типовых стадий, имеющих общее назначение и определенную взаимосвязь. Они, в свою очередь, делятся на этапы и операции. Для поисковых, прикладных, технологических проектно-конструкторских и других работ типовые стадии выглядят так, как показано в табл. 9.

Следует отметить, что схема процесса научно-технического нововведения упрощена и требует некоторых разъяснений.

Во-первых, процесс в целом или отдельные его части могут быть заполнены ошибочными начинаниями и кажущимся прогрессом, который, в конечном счете, приводит к научно-техническим, экономическим и социальным тупикам. Поскольку это не простой прямолинейный процесс, стадии следует считать критериями достижения определенных состояний в процессе развития. Не предполагается никакой равнозначности этих стадий по времени, объему работ, важности или их ценности.

Во-вторых, технические устройства состоят из множества компонентов и подсистем. Последние в процессе осуществления научно-технического нововведения находятся на различных стадиях. Оценивая современное состояние (положение) и будущие перспективы научно-технического нововведения, очень важно рассмотреть состояние каждого из указанных элементов более подробно.

Виды деятельности, связанные с достижением различных стадий процесса, осуществляются в различных местах, при этом весьма отличаются и кадры, и ресурсы, необходимые для достижения успеха. Следовательно, факторы, которые необходимо выявить и измерить для предсказания научно-технического развития различаются, по крайней мере, для некоторых из стадий процесса осуществления научно-технического нововведения.

Продвижение научно-технического новшества от предыдущей стадии к последующей в принципе означает переход его в новую среду, при этом на дальнейшее развитие новшества будут оказывать воздействие новые силы. Можно предположить, что темпы прогресса будут замедляться или ускоряться разнообразными событиями и действиями в конкретных условиях внешней среды. Поэтому, способность к прогнозированию и экономико-математическому моделированию должна в какой-то мере включать в себя понимание и учет этих сил.

Стадия 1. Сбор и обработка информации. В научно-техни-ческих исследованиях важную роль играет ретроспективная, текущая и новая информация о научно-технических процессах и явлениях, так как она может быть использована для подтверждения и выведения новых определенных закономерностей, зависимостей и доказательства гипотез и т. п. Поэтому к ней предъявляются требования доступности и достоверности характеризуемых процессов, явлений, факторов, гипотез. Представленные виды, источники, каналы поступления информации способствуют оценке и возникновению новой идеи («образованию идеи»).

Выявление, сбор и обработка необходимых для выполнения научно-исследовательских работ (НИР) и проектно-конструкторских разработок (ПКР) сведений производится по пяти группам-каналам поступления информации (отечественная литература, зарубежные издания, патентные материалы, нормативно-техническая документация, неопубликованные данные).

Такое разделение потоков информации по источникам ее поступления мотивируется практическими соображениями организационного характера. Практика показывает, что наибольшие различия и трудности содержит не обработка информации, а выявление и получение ее. Поэтому очень важно наиболее полно учесть специфику ее сбора, что и достигается выделением пяти каналов. Использование каждого из них является обязательным, так как только в сумме они дают необходимый эффект.

Большое значение (место) в научно-техническом поиске отводится патентным данным. Знание их необходимо для поступательного (динамики) развития того или иного направления и установления патентной чистоты новой разработки.

Понимание того фактора, что информация есть продукт, а использующий ее исследователь – потребитель, является основой для возникновения научно-технических нововведений при проведении НИР и ПКР.

Стадия 2. Начальный момент научно-технических нововведений, которые, как представляется, возникают тремя путями:

из научного предположения, что означает умозрительные высказывания, гипотезы и умозаключения ученых и инженеров, появляющиеся в результате поиска ими новых знаний;

из открытия, означающего обнаружение новых явлений в ходе научной и инженерной деятельности;

– путем осознания потребности в новшестве или благоприятной возможности его осуществления.

Одна из концепций научно-технического прогнозирования базируется на гипотезе о том, что путем выявления будущих потребностей возможно предсказать появление наиболее желаемого, а, следовательно, и наиболее вероятного вида техники технологии, процесса,материала и т.п. Это может стать намного более важным источником прогнозов в будущем для выбора целей и средств их достижения, формирования и использования научно-технических нововведений.

Стадия 3. Выдвижение теории или основной концепции проекта (комбинация существующих методов и знаний, которые дадут желаемый технический эффект). Данная стадия означает выдвижение такой идеи, которая будет признана и, в конечном счете, достаточно работоспособна, чтобы стать основой научно-технического нововведения. Идея,которая последовательно проходя технологические стадии научно-технического процесса, получает дальнейшее обогащение, получает возможность развития и переходит в фазу научных исследований. В результате научная идея получает всестороннее развитие и превращается в научную разработку, положительная оценка которой создает возможность применения на практике.

Стадия 4. Проведение экспериментов, обработка полученных данных, которые удостоверяют справедливость предложенной теории или качество концепции проекта.

Стадия 5. Первая простейшая модель научно-технической идеи в виде, пригодном для практического использования, лабораторная модель или ее эквивалент для новых процессов, технологий и материалов. Между этим и следующим этапом проводятся многочисленные испытания альтернативных конструкций, материалов, масштабных вариантов.

Стадия 6. Испытания в опытных производствах или промышленных условиях в натуральную величину. На данном этапе весьма вероятны неудачи промышленных испытаний, в этом случае необходимо вернуть испытываемый объект в лабораторию для устранения замечаний и доводки (корректировки) объекта, который становится прототипом научно-технического новшества.

Стадия 7. Промышленное внедрение и освоение или первое практическое использование, которое отмечает готовность научно-технического новшества к практическому использованию.

Стадия 8. Широкое внедрение новшества, которое относится к тому моменту времени, когда масштабы его применения достаточно велики для проявления общественной значимости, измеряемой доходом (прибылью) промышленных организаций.

Стадия 9. Распространение новшества.

 

 

Отправным моментом неоклассического понимания инновационных процессов и новых технологий стало принятие гипотезы производственной функции. Исследования, проводившиеся в 1950-х годах, привели экономистов к выводу о том, что затраты труда и капитала не объясняют на макроуровне все статистические особенности динамики темпов экономического роста. Создание прибавочного продукта стали объяснять действием третьего, автономного по отношению к труду и капиталу производственного фактора. Теоретической базой для этого стала теория Я. Тинбергена, который ввёл понятие «экзогенного фактора», т. е. привносимого в производственную систему извне научно-техническим прогрессом (НТП). Неоклассический подход способствовал осуществлению ряда эмпирических исследований по определению вклада НТП в экономический рост на макроуровне.

Определение технического прогресса в виде кумулятивного процесса эволюционной системы сформулировал Д. Сахал. По его мнению, технический прогресс как эволюционная система возможен тогда, когда многочисленные мелкие изобретения перерастают в фундаментальные технологические нововведения, поскольку кумулятивное действие большого числа незначительных технологических сдвигов нередко оказывается весьма существенным. При этом технический прогресс нельзя считать явлением случайным, внешним, экзогенным по отношению к экономической системе. Представляется вполне правомерным утверждение Д. Сахала о том, что эволюционные изменения не просто накапливаются, а выстраиваются в некоторую систему и под влиянием инноваций приводят к глубокой перестройке структуры и функций системы или объекта. Д. Сахал считает, что технический прогресс в значительной мере представляет собой процесс постепенного усовершенствования некоторых принципиальных конструкционных схем. Даже фундаментальные нововведения претерпевают весьма существенную модификацию, прежде чем их потенциал удаётся реализовать.

С. Меньшиков и Л. Клименко отмечают, что никакой общественный прогресс не является полностью экзогенным или эндогенным. Эти компоненты всегда взаимосвязаны, хотя на определённом этапе есть приоритет того либо иного. Развитие науки далеко не всегда непосредственно определяется экономической необходимостью, однако прикладная наука составляет часть предпринимательской активности внутри фирм, стремящихся к максимальной прибыли. Чем больше научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ интегрируется в сферу бизнеса, тем больше технический прогресс становится эндогенным.

Такие формы развития, какэкзогенное и эндогенное, в социально-экономических системах присутствуют одновременно. Экзогенную (внешнюю) форму представляют следующие источники: заимствование «чужих» идей, ноу-хау, приобретение патентов и лицензий, бюджетное финансирование целевых программ, действие которых распространяется на предприятия, налоговые льготы и т.д. К эндогенным (внутренним) источникам развития относятся собственные финансовые средства организации, результаты собственных исследований и разработок, внутрифирменное обучение по передаче опыта и др.

Согласно одной из точек зрения, в которой доминирующее положение занимают характеристики поведения внешней среды, технические изменения и нововведения получаются в результате сложного ряда человеческих взаимоотношений, информационных факторов, индивидуальных решений, связанных с риском, экстремальных решений в масштабах организации и др. Каждая из этих граней процесса включает в себя индивида со всеми его убеждениями, способностями, стремлениями, побуждениями, восприятием, особенностями личности, накопленными ранее знаниями и опытом – все эти сдерживающие и помогающие в информационном поиске факторы представляют собой те параметры, на которые можно оказать влияние в попытках увеличения вероятности появления нового технического решения, выходящего за рамки деятельности в пределах просто исследований и опытно-конструкторских работ.

Достаточно большое число концепций и результатов исследований, проведённых в различных областях, являются схожими и могут использоваться для более глубокого понимания процесса научно-технических решений, а также результатов нововведения.

Потенциальные авторы новых технических решений (работающие в области исследований или над опытно-конструкторскими разработками) могут рассматриваться как «потребители» информации. Принятие новой научно-технической информации включает элемент риска утери авторитета, а в случае неработоспособности принятой идеи – убытков в размере стоимости этой идеи. Санкции как экономические, так и социальные, которые являются результатом такой ошибки, могут быть суровыми, и в этом отношении такая ситуация подобна экономическим или социальным потерям авторитета фирмы из-за характера реакции потребителя на новый продукт или процесс, которые оказались не такими, как ожидалось.

Необходимость объяснения кризиса и затяжной депрессии 1970-1980-х годов обусловила рождение теорий, связанных с анализом колебательных процессов в хозяйственных системах. Современные трактовки инновационных преобразований базируются на теориях циклической динамики в русле концепции длинных волн с учётом особенностей функционирования рыночной экономики. Концепции Н. Кондратьева и Й. Шумпетера легли в основу исследований неоавстрийской школы, представители которой изучили процесс экономических трансформаций, в том числе и под воздействием инноваций. Г. Менш предложил «метаморфозную модель инноваций», описывающую экономическое развитие как результат взаимодействия двух тенденций – стагнации и равновесия, с одной стороны, и инновационной длинноволновой динамики – с другой. Классифицируя нововведения, Менш разделяет их на базисные улучшения и псевдонововведения и выдвигает идею о том, что базисные инновации распределены во времени неравномерно, образуют пучки или кластеры, которые порождаются состоянием, соответствующим «техническому пату», выход из которого невозможен в рамках существующей техники и технологии.

По мнению Дж. Хикса, решающим моментом в образовании кластерных инноваций является спрос на них в период подъёма со стороны быстрорастущих отраслей, составляющих основу длинной волны, а в дальнейшем кластеры нововведений возникают в старых отраслях в результате давления спроса со стороны отраслей на более поздних стадиях длинной волны.

Я. Ван Дейн выдвинул гипотезу о том, что появление инноваций разных типов связано с различными фазами социально-экономического и научно-технического развития, представленными в виде «длинной волны». Теории «длинных волн» акцентируют внимание на изучении долгосрочных квазипериодических колебаний.

Дж. Форрестер подробно рассматривал связь типологии новшеств с фазами длиной волны – внедрение изобретений с последующим появлением имитационных дополняющих и улучшающих новшеств с принципами модернизации предприятий, а также с нововведениями в области организации и управления.

Многие исследователи отмечают, что механизм инноваций связан с теорией их жизненного цикла, согласно которой каждая базисная инновация приводит к созданию новой отрасли производства, последовательно проходящей цикл своего развития от периода резкого роста через стадию зрелости к постепенному упадку. Этот процесс происходит в двух измерениях: по вертикали от более существенных инноваций к менее (значимым) и по горизонтали от малой распространённости инновации до полного насыщения ею рынка. Составляющая жизненного цикла инноваций описывается в исследовании Я. Ван Дейна четырьмя фазами развития новой отрасли. В первой фазе (внедрение) существует большое разнообразие потенциальных продуктовых инноваций, но их выбор затруднён недостатком информации о будущем платежеспособном спросе. Во второй фазе (рост) характер спроса в основном определился и число продуктовых инноваций резко сокращается. Одновременно увеличение объёма продаж и стандартизация технологии стимулируют технологические инновации, уменьшающие издержки производства. В третьей фазе (зрелость) темпы роста выпуска продукции снижаются, обостряется конкуренция в результате дифференциации продукции. Инновация сводится к отдельным улучшениям уже работающей технологии, причём они начинают смещаться от материало– и энергосберегающих технологий к трудосберегающим. И, наконец, в четвёртой фазе (упадок) объём продаж снижается и насыщение рынка компенсируется трудосберегающими технологическими инновациями. Таким образом, в процессе жизненного цикла отрасли происходит постепенное вытеснение продуктовых инноваций технологическими.

Важным моментом рассматриваемой теории инноваций является анализ взаимосвязей между неравномерностью инновационной деятельности, с одной стороны, и долговременными тенденциями изменения общеэкономической конъюнктуры, с другой. Исследование «пространственного» аспекта неравномерности инноваций ведётся на двух уровнях – отраслевом и региональном.

На отраслевом уровне выделяется лидирующий сектор или группа отраслей на основании двух критериев: лидирующий сектор, во-первых, представляет собой фазу роста жизненного цикла базисных инноваций, во-вторых, демонстрирует более высокие темпы роста. Лидирующий сектор – это отрасли, которым свойственны общие признаки (более высокий уровень квалификации управленческого персонала, более крупные размеры отдельных отраслей производственных единиц, более существенная экономия на масштабах производства, большая «незащищённость» от конкуренции с иностранными фирмами и т. д.). Согласно исследованиям, лидирующий сектор в значительной степени связан с производством инвестиционной продукции, что объясняется тем, что в данном секторе промышленности отрасли обладают относительно коротким жизненным циклом в результате постоянного и сильного давления субинститутов (заменителей).

Региональный разрез «пространственного» кластера связан с анализом межстрановых различий. Эти различия выражаются в том, что страна, в которой принятые инновации распространяются быстро и в больших масштабах, развивается быстрее, чем те страны, в которых аналогичный процесс начался позже и идёт медленнее.

В российской экономической литературе в 1970–1990-х годов появился ряд публикаций, посвящённых системному анализу нововведений, обобщающих реальный опыт изучения инновационных процессов.

В. Полтерович и Г. Хенкин делают акцент на динамике распространения новых технологий радикального и имитационного типа. Системным моделированием и оптимизационными методами исследования НТП занимались Л. Канторович, А. Кругликов и др. В исследованиях эффективности и выбора наилучших вариантов научно-технических инноваций учитывается не только намеченный или ожидаемый результат, но и последствия выбора, и определение затрат в рамках заданных ограничений.

По мнению многих ученых, весь процесс осуществления научно-технических нововведений происходит волнообразно, в соответствии с теорией длинных волн Н.Д. Кондратьева. Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования сменяющих фаз в промышленном производстве, он установил существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры протяженностью в 40-60 лет. Рассмотрение Н.Д. Кондратьевым больших циклов конъюнктуры (длинные волны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительность. Наиболее важной причиной были признаны инновации. Для обоснования больших циклов исследовались статистические данные за период с конца XVIII века, т. е. с начала промышленной революции. В сферу статистической обработки данных волн вошли индексы товарных цен, курс ренты, заработная плата сельскохозяйственных и промышленных рабочих, оборот внешней торговли, а также производство основных видов продукции промышленности.

По результатам проведенного исследования, Н.Д. Кондратьев установил, что перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходили глубокие изменения в технике (технологии) производства на основе появления кардинальных изобретений и открытий, радикальных нововведений.

Идеи Н.Д. Кондратьева оказали сильное влияние на австрийского экономиста Й. Шумпетера, который является родоначальником теории инноваций. В 1939 году в работе «Деловые циклы» Й. Шумпетер увязал «длинноволновую» концепцию развития экономики Н.Д. Кондратьева с инновационной теорией, в результате чего сформулировал достаточно оригинальную теорию циклического развития, основным внутренним (эндогенным) механизмом которого считал нововведенческий процесс.

К. Фримен ввел категорию новой технологической системы (комплекс инноваций, связанных общей технологической базой, распространение которых оказывает большое влияние на многие, даже непосредственно не связанные с ними, отрасли экономики) и технологической революции (её содержание заключается в смене технико-экономической парадигмы, а распространение связано с движением «длинных волн» экономической конъюнктуры). Инновационная «длинная волна» состоит как бы из двух «гребней» («волны» изобретений и «волны» инноваций), которые по мере её распространения сближаются (шаг между изобретениями и инновациями уменьшается с развитием «волны»), однако расстояние между исследованными «волнами» (как изобретений, так и инноваций) отличается стабильностью и составляет около 55 лет (между центрами инноваций и изобретений).

Инновационные изменения создают в экономической системе внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения также нарушают сбалансированность и равновесие, но создают основы нового экономического роста, перехода системы в новое качество. Как правило, инновации обеспечивают переход экономической системы к новой пропорциональности, новому равновесному состоянию. Именно инновационный по характеру экономический рост и является источником развития.

Экономическое развитие как поступательное движение напути повышения экономической эффективности системы происходит неравномерно. Неравномерность, в первую очередь, связана с качественными изменениями в капитале, сменой техники (технические циклы). Замещение старых средств производства способно сформировать новую технологическую базу и новое качество экономического роста, для чего необходимы одновременные качественные изменения в рабочей силе (образовательные циклы).

Можно констатировать, что такой подход к осмыслению социально-экономической динамики в различных несколько модифицированных вариантах господствует в науке и в настоящее время. Он представлен различными модификациями концепции эволюции технологических укладов (табл. 10).

Таблица 10

Периодизация основных волн инновационного развития

(по Н. Кондратьеву, Й. Шумпетеру, К. Фримену)

 

Длинные волны/циклы Состояние науки и образования Инфраструктура Универсальный дешевый ресурс
Временные рамки Характеристика цикла Транспорт и связь Энергия
Первая волна 1780-1840 гг. Промышленный переворот: фабричное производство текстиля Обучение на рабочем месте, университеты и научные общества Каналы и грунтовые дороги Гидро-энергия Хлопок
Вторая волна 1840-1890 гг. Цикл пара и железных дорог, пароходы Массовое начальное образование, первые технические вузы, инженеры Железные дороги, телеграф Энергия пара Уголь, железо
Третья волна 1890-1940 гг. Цикл электричества и стали Первые ИР в корпорациях, стандарты Железные дороги, телефон Электри-чество Сталь
Четвертая волна 1940-1990 гг. Цикл автомобилей и синтетических материалов Бурный рост в корпорациях и в госсекторе, массовый доступ к высшему образованию Автострады, авиалинии, радио и телевидение Нефть Нефть, пластмассы
Пятая волна 1990-2040 гг. Компьютерная революция Глобальные сети, пожизненное образование и профессиональное обучение Информационные сети, Интернет Газ/нефть Микроэлектроника

 

Ретроспективный анализ развития науки позволяет констатировать: в мире произошло пять научных революций, а в техническом базисе промышленно развитых стран последовательно сменилось пять технологических укладов. Каждую научную революцию характеризует ярко выраженная тенденция увеличения числа открытий по сравнению с предыдущей.

Технологический уклад (технико-экономическая парадигма) – комплекс промышленных секторов, соответствующая ему институциональная структура, инфраструктура, финансовая структура, а также социально-политический климат и специфическая система отношений между трудом и капиталом, сформировавшаяся на базе внедрённого в фазе депрессии пучка базисных технологических инноваций и опосредующая развитие нового технологического стиля.

Первая волна (1780-1840 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

Вторая волна (1840-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третья волна (1890-1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили, самолеты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластмассы и т.д. Появились крупные фирмы, картели, тресты. На рынке господствовали монополии и олигополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертая волна (1940-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров широкого потребления. Появились и широко распространились компьютеры, программные продукты для них, радары. Атом начал использоваться в военных и затем в мирных целях. Организовано массовое производство на основе фордовской конвертерной технологии. На рынке господствовала олигополистическая конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные прямые инвестиции на рынках различных стран.

Пятая волна (1990-2040 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инноваций, организации поставок по принципу «точно в срок».

Каждый из укладов в своём развитии проходил различные стадии, отличающиеся мерой его влияния на общий экономический рост в стране. Устаревшие уклады, теряя своё решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные производственные, инфраструктурные объекты, культурное наследие, знания и т. п.

Схематично длинные волны Н.Д. Кондратьева можно представить в следующем виде (рис. 22).

 

Рис. 22. Эволюция технологических укладов

 

Важнейшим фактором, установленным и подтверждённым с помощью длинноволновой теории развития Н.Д. Кондратьева, является существенная, если не решающая, роль технологического прогресса в развитии человеческого общества на протяжении новейшей истории.

Существенным вкладом в развитие инновационной теории можно считать разработку российскими экономистами концепции технологических укладов. Понятие «технологический уклад» (в современном понимании данного термина) введено в научный оборот С.Ю. Глазьевым. Технологический уклад (по С.Ю. Глазьеву) – это группы технологических совокупностей, связанные друг с другом однотипными технологическими цепями и образующие воспроизводящиеся целостности. Технологический уклад характеризуется ядром, ключевым фактором, организационно-экономическим механизмом регулирования, единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и прочее. Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет.

Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурой перестройки экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада над устаревающим технологическим укладом. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии. В табл. 11 представлена модель технико-экономического развития.

 


Таблица 11

 
Модель технико-экономического развития по С.Ю. Глазьеву (Эволюция технологических укладов)

 

Характеристика уклада Технологического уклад
         
           
Период доминирования 1770-1830 годы 1830-1880 годы 1880-1930 годы 1930-1980 годы От 1980-1990 годов до 2030-2040(?) годов
Технологические лидеры Великобритания, Франция, Бельгия Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, США Германия, США, Великобритания, Франция, Бельгия Швейцария, Нидерланды ЕАСТ, Канада, Австралия, Япония, Швеция, Швейцария Япония, США, Германия, Швеция, ЕЭС, Тайвань, Корея, Канада, Австралия, Гонконг, Сингапур
Развитые страны Германские государства, Нидерланды Нидерланды, Италия, Швейцария, Австро-Венгрия Италия, Дания, Австро-Венгрия, Канада, Япония, Испания, Россия, Швеция СЭВ, Бразилия, Мексика, Китай, Тайвань, Индия Бразилия, Мексика, Индонезия, Турция, Аргентина, Венесуэла, Китай, Индия, страны Восточной Европы
Ядро технологического уклада Текстильная промышленность, текстильное машиностроение, выплавка чугуна, обработка железа, строительство каналов, водяной двигатель Паровой двигатель, железнодорожное строительство, транспорт, машино– пароходостроение, угольная, станкоинструментальная промышленность, черная металлургия

Электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередачи,

 
неорганическая химия

Автомобиле-тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти Электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги

Окончание табл. 11

 

           
Ключевой фактор Текстильные машины Паровой двигатель, станки Электродвигатель, сталь Двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия Микроэлектронные компоненты
Формирующееся ядро нового уклада Паровые двигатели, машиностроение Сталь, электроэнергетика, тяжелое машиностроение, неорганическая химия Автомобилестроение, органическая химия, производство и переработка нефти, цветная металлургия, автодорожное строительство Радары, строительство трубопроводов, авиационная промышленность, производство и переработка газа Биотехнологии, космическая техника, тонкая химия
Преимущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим Механизация и концентрация производства на фабриках Рост масштабов и концентрация производства на основе использования парового двигателя Повышение гибкости производства на основе использования электродвигателя, стандартизация производства, урбанизация Массовое и серийное производство Индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства, преодоление экологических ограничений по энерго– и материалопотреблению на основе АСУ, деурбанизация на основе телекоммуникационных технологий
Основные экономические институты Конкуренция предпринимателей и малых фирм, их объединение в партнерства, обеспечивающие кооперацию индивидуального капитала Концентрация производства в крупных организациях, развитие акционерных обществ, обеспечивающих концентрацию капитала на принципах ограниченной ответственности Слияние фирм, концентрация производства в картелях и трестах, господство монополий и олигополий. Концентрация финансового капитала в банковской системе, отделение управления от собственности Транснациональная корпорация, олигополии на мировом рынке, вертикальная интеграция и концентрация производства. Дивизионный иерархический контроль и доминирование техноструктуры в организациях Международная интеграция мелких и средних фирм на основе информационных технологий. Интеграция производства и сбыта. Поставки «точно в срок»

 


В общей характеристике технологических укладов принято выделять периоды их доминирования (50 лет), ядро технологического уклада, ключевой его фактор и формирующееся ядро нового технологического уклада.

Например, в пятом технологическом укладе (восьмидесятые годы двадцатого века) ядром является электронная промышленность, волокно-оптическая техника, программное обеспечение, роботостроение и т. д. Ключевым фактором пятого технологического уклада служат микроэлектронные компоненты. В формирующееся ядро нового (шестого) технологического уклада включены биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и другие. Кроме того, приводятся и такие характеристики, как преимущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим, особенности организации инновационной активности. К ним относятся индивидуализация производства и потребления, горизонтальная интеграция НИОКР, новые режимы собственности для программного продукта и ряд других.

Модель технико-экономического развития по С.Ю. Глазьеву – комплекс промышленных секторов, соответствующая ему институциональная структура, инфраструктура, финансовая структура, а также социально-политический климат и специфическая система отношений между трудом и капиталом, сформировавшаяся на базе внедренного в фазе депрессии пучка базисных технологических инноваций и опосредующая развитие нового технологического уклада.

Известные ученые отмечают, что первоначальная идея многих крупных новшеств зародилась в далеком прошлом. Рассмотрим несколько примеров: идея вычислительной машины возникла до 1840 года, топливного элемента – до 1830 года, фотонаборной машины – до1860 года и т. д. Даже на переход ксерографии от стадии 1 до 7 ушло около 18 лет, и, сверх того, потребовалось еще 5 лет на то, чтобы реализовать первоначальную цель – создать удачную конторскую копировальную машину. Однако для интегральных схем весь процесс занял всего 12 лет, а лазеру, чтобы пройти через весь процесс, потребовалось около 10 лет. Какое бы ни было мнение относительно данной аргументации, для специалиста суть рассматриваемого процесса состоит в том, что вероятный срок превращения технического предложения в широко используемое устройство составляет 10–15 лет. Процесс распространения новшества требует 5–10-летней работы в зависимости от характера новшества.

Наблюдаемые циклы имеют определенную продолжительность. Короткие циклы длительностью 3–4 года связаны с реакцией экономики на восстановление равновесия на потребительском рынке, перегруппировкой производительных сил в реальном секторе. Средние промышленные циклы отражает ресурсные возможности широкого использования новой техники и осуществляются за 8–10 лет. Наконец, после того как исчерпан потенциал совершенствования технологической базы, неизбежен процесс её замены. По Н.Д. Кондратьеву, длинная циклическая волна в 50–60 лет характеризует смену поколений базовых технологий производства и вбирает в себя указанные выше технические промышленные циклы.

Глава 9. СУЩНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НОВОВВЕДЕНИЯ КАК ТОВАРА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.