Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы управления рисками организации: сущность, возможности использования 1 страница




 

На практике применяется множество способов управления рисками — от традиционного страхования имущества или использования венчурных фирм, делающих бизнес на коммерче­ском освоении нововведений (научно-технических разработок с возможными отрицательными результатами), до системы мер по предупреждению злоупотреблений персонала в банковской сфере. Многообразие подходов к управлению рисками вызвано действием различных их видов и формирующих внешних и внуренних факторов рисков. Возможности применения определенного метода для управления рисками зависят от конкретных экономических условий, специфики деятельности предприятия и присущих ему видов рисков.

Общая система управления рисками предприятий (организа­ций) включает следующие группы методов: диссипация, разделение риска, резервирование средств, компенсация, лимитирование, отказ от риска.

Сущность диссипации состоит в распределении риска, разделении ответственности за последствия его действия с другими экономическими субъектами. Вариантами диссипации риска яв­ляются аренда, лизинг оборудования, заключение договоров фак­торинга, контрактов на хранение и транспортировку грузов и т. д. Универсальным методом диссипации является страхование.

Страхование является одним из наиболее распространенных способов снижения негативного воздействия рисков. В широком смысле страхование означает предохранение от чего-то нежела­тельного, неприятного. В этом смысле все меры, направленные на предупреждение и снижение риска, можно рассматривать как страхование от риска.

В узком смысле страхование рассматривается как один из методов предупреждения и снижения риска. В таком понимании страхование — это соглашение, согласно которому страховщик (например, какая-либо страховая компания) за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить страхователю (например, хозяину какого-либо объекта) убытки или их часть (страховую сумму), возникшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и/или случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество.

Сущность страхования состоит в передаче риска (ответствен­ности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение кому-либо другому, т. е. в распределении ущер­ба между участниками страхования. Различают страхование лич­ное, имущественное и страхование ответственности. В системе страхования экономических рисков преимущественное распро­странение получили имущественное страхование и страхование ответстве н ности.

Имущественное страхование — это отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество различных видов (строения, оборудование, транспортные сред­ства, сырье, материалы, продукция и др.) и имущественные ин­тересы.

Наиболее часто имущество страхуется на случай уничтожения или повреждения в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, пожаров, болезней, краж и т. п.

Имущественные интересы страхуются на случай недополучения прибыли или доходов (упущенной выгоды), неплатежа по счетам продавца продукции, простоев оборудования, изменения валютных курсов и многого другого.

Страхование ответственности — это отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими лицами за причиненный им ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя.

В настоящее время рынок страховых услуг динамично разви­вается и предоставляет новые возможности для управления рис­ками. Постоянный рост числа страховых компаний, усиление конкуренции между ними приводит к тому, что фирмы, занимающиеся страхованием, принимают на себя новые виды рисков, осваивают новые рыночные сегменты. Перспективы разви­тия страхования обусловлены взаимной выгодой участников страховых операций и развитием законодательной базы.

Необходимость и целесообразность использования страхования в качестве метода управления рисками предприятия (организации) обусловлены следующими обстоятельствами.

Во-первых, предприятия получают страховую защиту.

Во-вторых, заключению договора предшествует оценка риска, включающая анализ всех источников его возникновения и рекомендации по снижению рисков, результаты которого в виде сюрвейерского отчета передаются страхователю.

В-третьих, предприятию может быть возвращено от 5 до 15 % суммы внесенных им страховых взносов из резерва предупредительных мероприятий, фор­мируемого страховщиком за счет собственных средств. Возме­щению подлежат расходы по предупреждению возникновения рисков (например, на установку автономной системы пожароту­шения; на модернизацию оборудования, с работой которого связаны наибольшие риски, и т. п.).

Затраты страховой организации на осуществление превентивных мероприятий не превышают так называемой «точки потери интереса», когда вкладываемые средства равны величине снижения риска.

В-четвертых, страховые платежи могут быть включе­ны в себестоимость продукции/услуг. В соответствии со ст. 263 НК. РФ в состав прочих расходов в размере фактических затрат включаются расходы по добровольному страхованию имущества, в том числе:

- средств транспорта (водного, воздушного, наземного, тру­бопроводного);

- грузов;

- основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);

- рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;

- товарно-материальных запасов;

- урожая сельскохозяйственных культур и животных;

- иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

- ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательства­ми РФ или общепринятыми международными требованиями.

Согласно ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся и суммы по договорам добровольного личного страхования работников (на срок не менее одного года), долгосрочного стра­хования жизни при определенных условиях и др.

В настоящее время преобладает страхование имущества от огня и соответствующих рисков; страхование грузов, автотранспорта, гражданской ответственности (включая экологическое страхование), работников предприятия от несчастных случаев и добровольное медицинское страхование, жизни сотрудников.

Важное значение для управления рисками деятельности предприятий (организаций) имеют также следующие виды страхования: от выхода из строя, поломок и отказов в работе оборудования; от перерывов в работе; от нарушений договорных усло­вий поставок материально-технических ресурсов; от неплатежей потребителей продукции; ответственности заемщиков за непога­шение кредита; все виды личного страхования персонала пред­приятия и др.

Рассмотрим возможности использования страхования для управления различными видами рисков. Например, диссипация риска недоиспользования профильной технологии в случае поло­мок техники, аварий и т. п. может осуществляться за счет страхо­вания основных фондов предприятий (организаций). Страхова­ние основных фондов является одним из вариантов повышения финансовой устойчивости экономических субъектов, позволяет избежать утраты имущества предприятий и угрозы банкротства. Страховые фирмы предлагают страхование основных фондов по их остаточной стоимости (в некоторых случаях по восстанови­тельной стоимости, например, компания «Ост-Вест Альянс»), оборотных фондов — по их балансовой стоимости.

Страхование от неплатежей является одним из вариантов снижения риска неоплаты или несвоевременной оплаты за реализуемую продукцию/оказываемые услуги. Страховой случай возникает при наличии просроченной дебиторской задолженно­сти, банкротстве покупателя и невозможности оплатить счета.

Страхование применяется при управлении кредитными рис­ками. Предприятия (организации) могут выступать совместно с кредитной организацией и страховой компанией как одна из сторон при заключении договора страхования ответственности заемщика за непогашение кредита. Соблюдение условий креди­тования зависит от платежеспособности заемщика, которая оце­нивается по уровню динамики финансовых показателей.

В случае пожаро- и взрывоопасное™ производства рекомен­дуется осуществлять страхование сотрудников от несчастных случаев.

Возможности использования страхования для управления рисками ограниченны. При подготовке к заключению договора страховщик оценивает возможность получения дохода, анализи­рует платежеспособность предприятия (организации) — страхователя, вероятность возникновения в его деятельности рисков и их последствия. Основными критериями, определяющими реше­ние страховщика, величины страхового взноса, страхового воз­мещения, являются величина риска и его вероятность, платеже­способность и финансовая устойчивость страхователя.

Наиболее выгодным вариантом для страховщика является минимальная вероятность возникновения рисковой ситуации при ущербе, величина которого ниже катастрофического уровня и платежеспособности, финансовой устойчивости страхователя. Кроме того, необходимо учитывать, что величина страхового возмещения в большинстве случаев не полностью компенсирует ущерб, полученный от воздействия рисков.

При выборе страховой компании параметрами ее оценки мо­гут служить: период функционирования на рынке, финансовое состояние страховщика, наличие стабильных отношений с кли­ентами, близкими по отраслевой принадлежности к экономиче­скому субъекту, риски которого планируется застраховать, и т. п.

Целесообразность использования страхования для снижения рисков деятельности предприятий определяется на основании сравнения сумм страхового возмещения, выплаченного страхов­щиком, страховых взносов, величины потерь, получаемых в ре­зультате воздействия риска.

Близок к применению страхования еще один метод диссипа­ции рисков — аутсорсинг.

При использовании данного метода ответственность за сни­жение возможности возникновения неблагоприятных событий возлагается на стороннюю организацию. При этом чаще всего та­кая передача ответственности осуществляется на основе договора.

В качестве примера можно назвать такие мероприятия, как использование услуг охранной фирмы, введение внешнего кри­зисного управления, наличие внешнего ответственного исполни­теля работ в течение установленного гарантийного срока и т. д.

Одним из вариантов аутсорсинга является также факторинг. Термин «факторинг» от англ. — посредник, агент. В факторин­говых операциях участвуют три стороны: фактор-посредник, ко­торым может быть коммерческий банк или специализированная факторинговая компания, поставщик и покупатель.

В мировой практике под факторингом понимается ряд ко­миссионно-посреднических услуг, оказываемых фактором кли­енту в процессе осуществления последним расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием его обо­ротного капитала.

В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. Ленинградским Промстройбан­ком, а с 1989 г. факторинговые отделы (группы) стали создавать­ся в других банковских учреждениях страны. Задача факторинго­вых отделов — на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги. Таким образом, факторинг в основном может использоваться для сни­жения негативного воздействия риска неоплаты или несвоевре­менной оплаты продукции/услуг.

Основная цель факторингового обслуживания — инкассиро­вание дебиторских счетов своих клиентов и получение причи­тающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту как без финансирования, так и с финансиро­ванием.

В первом случае клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посред­ство компании, задача которой получить в пользу клиента пла­теж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней).

Во втором случае (инкассирования счетов с финансировани­ем) факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента (поставщика) на условиях немедленной оплаты (80—90 %) стоймости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего кли­ента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10—20 % стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупате­ля по качеству продукции, ее цене и т. п. Получение такой услу­ги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им превратить продажу с от­срочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и ускорить таким образом движение своего капитала.

За дисконтирование счетов-фактур факторинговая компания взимает с клиента комиссионные (за инкассацию счетов) или процент по факторинговому кредиту. Он взимается от даты пре-досташшния кредита до срока поступления средств за эту про­дукцию от покупателя. Этот процент обычно на 1—2 пункта выше учетной ставки.

Помимо «дисконтирования фактур» факторинговая компа­ния может выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиента:

• вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолжен­ности;

• консультировать по вопросам организации расчетов, за­ключения хозяйственных договоров, своевременному полу­чению платежей и т. п.;

• информировать о рынках сбыта, ценах на товары, платеже­способности будущих покупателей и т. п.;

• предоставлять транспортные, складские, страховые, рек­ламные и другие услуги.

В этих условиях факторинг становится универсальной систе­мой финансового обслуживания клиентов (конвенционный фак­торинг). За клиентом сохраняются практически только произ­водственные функции. При такой форме факторинга клиент мо­жет существенно сократить собственный штат сотрудников, что способствует снижению издержек по производству и сбыту про­дукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависи­мости клиента от факторинговой компании, так как такие отно­шения ведут к полному осведомлению о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

В целом аутсорсинг, как метод управления рисками, может быть использован только в том случае, если возможно четко оп­ределить опасности, однозначно выделить соответствующие подверженности риску, достаточно жестко контролировать факторы, влияющие на уязвимость, и иметь эффективные механиз­мы передачи ответственности.

Необходимо также учитывать, что при передаче риска, в том числе на основе аутсорсинга, в распоряжение стороннего пред­приятия (организации) может поступить информация, составляю­щая коммерческую тайну экономического субъекта, что, в свою очередь, может послужить источником возникновения нового риска. В данном случае управление риском может проводиться на основе Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О ком­мерческой тайне». Статья 1, п. 1 Закона гласит: «Настоящий Феде­ральный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информа­ции, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения балан­са интересов обладателей информации, составляющей коммерче­скую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупрежде­ния недобросовестной конкуренции, а также определяет сведе­ния, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Резервирование средств как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых событий состоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств. По своей сути резервирование средств представляет собой децентрализо­ванную форму создания резервных (страховых) фондов непосред­ственно в хозяйствующем субъекте. Поэтому в литературе резер­вирование средств на покрытие убытков часто называют само­страхованием.

Как правило, такой способ снижения рисков предпринима­тель выбирает в случаях, когда, по его мнению, затраты на ре­зервирование средств меньше, чем стоимость страховых взносов при страховании.

В зависимости от назначения резервные фонды могут созда­ваться в натуральной или денежной форме.

Резервные денежные фонды создаются на случай возникнове­ния непредвиденных расходов, связанных с изменением тарифов и цен, оплатой возможных исков и т. п., необходимости покрытия кредиторской задолженности, покрытия расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта и др. Налоговым кодексом РФ, напри­мер, устанавливаются возможность формирования и суммы от­числений в резервы по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст. 267 НК РФ) и по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ).

Одной из важнейших характеристик метода резервирования средств, определяющих область его эффективного применения и место в системе мер, направленных на снижение риска, является требуемый в каждом конкретном случае объем запасов. Поэтому в процессе оценки эффективности, выбора и обоснования вари­антов снижения риска посредством резервирования средств не­обходимо определить оптимальный (минимальный, но достаточ­ный для покрытия убытков) размер запасов.

Страхование и резервирование средств можно лишь условно назвать методами снижения и предупреждения риска, так как они не уменьшают вероятность появления и величины возмож­ных потерь, что особенно отчетливо видно на примере резерви­рования средств.

Основными методами снижения негативного воздействия рисков являются разделение, компенсация рисков и, в опреде­ленной степени, лимитирование.

Сущность метода разделения риска состоит в создании такой ситуации на фирме, при которой ни один отдельный случай реа­лизации риска (возникновения ущерба) не приводит к серии но­вых убытков. Это достигается за счет изменения подверженно­сти риску, т. е. количественной характеристики носителя риска, которому может быть нанесен ущерб.

Практическое использование этого метода управления рис­ком на уровне фирмы возможно в двух формах.

1.Дифференциация рисков. Такой подход предполагает про­странственное разделение источников возникновения убытков или объектов, которым может быть нанесен ущерб. Этот метод аналогичен методу диверсификации.

2.Дублирование наиболее значимых объектов, подвержен­ных риску. Такими объектами могут быть документация или иная информация, виды деятельности фирмы, оборудование, яв­ляющееся ключевым для системы жизнеобеспечения предпри­ятия.

Данный метод применим к любым видам рисков, если толь­ко для них возможно разделение риска.

Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.

Диверсификация является наиболее распространенным вари­антом разделения рисков. Направлена на снижение риска за счет разделения между видами деятельности, сортами (видами) выпускаемой продукции, экономическими субъектами. К основ­ным методам минимизации риска относятся различные вариан­ты диверсификации деятельности, рынка сбыта продукции, за­купок сырья.

Диверсификация деятельности предприятия направлена на снижение воздействия рисков недоиспользования профильной технологии, упущенной выгоды, ухудшения финансового со­стояния предприятия. Данный метод минимизации риска связан с освоением новых производств, технологий, расширением ас­сортимента вырабатываемой продукции, видов предоставляемых услуг и др. Возможности диверсификации деятельности пред­приятий (организаций) обусловлены технологическими особен­ностями, составом и структурой складского хозяйства, ассорти­ментом вырабатываемой продукции.

В страховом бизнесе примером диверсификации является расширение страхового поля. Так, страхование, например, уро­жая, строений и т. п. на небольшом пространстве в случае насту­пления холодов, урагана и т. п. может привести к необходимости выплаты больших страховых сумм. Увеличение страхового поля уменьшает вероятность одновременного наступления страхового события.

Таким образом, происходит своего рода возмещение воздей­ствия отдельных видов рисков за счет других направлений, сфер деятельности предприятия (организации).

Подобный подход наблюдается при использовании методов компенсации рисков. Одним из вариантов компенсации рисков является хеджирование.

Хеджирование — это своего рода специфическая форма стра­хования имущественных интересов, система мер, позволяющих исключить или ограничить риски финансовых операций в ре­зультате неблагоприятных изменений в будущем курса валют, цен на товары, процентных ставок и т. п. Такими мерами явля­ются: валютные оговорки, форвардные операции, опционы и др.

Термин «хеджирование» означает обеспечение нужного про­филя денежного потока инвестора. Хеджировать риск означает защититься от него при всех возможных обстоятельствах — как при повышениях, так и падениях цен. Хеджеры составляют ос­нову финансового рынка. К их числу относятся, например, пен­сионные фонды и страховые компании, преследующие в своих инвестиционных стратегиях прежде всего цели осуществления «планового» погашения своих обязательств. Хеджирование связано с осуществлением защиты от рисков и его перераспределе­ния на основе использования деривативов — производных фи­нансовых инструментов, контрактов, ценных бумаг.

Данный вариант управления рисками использовался еще в XIX в. при организации поставок зерна. Производители зерна часто бывают заинтересованы в том, чтобы гарантировать прода­жу своего урожая заранее, возможно, еще «на корню», по опре­деленной цене. Можно, пользуясь современной терминологией, заключить форвардный контракт, договорившись о поставке оп­ределенного количества зерна в определенное будущее время по определенной цене. При этом, однако, производитель рискует не выполнить свои обязательства в случае неурожая.

С развитием торговли, когда сделки о поставках стали за­ключаться через биржи, появился инструмент, обеспечивающий потребности таких поставщиков, — опцион. Это контракт, со­гласно которому определенное количество товара при поставке в определенные сроки будет принято по определенной цене. Од­нако в отличие от форвардного контракта поставщик свободен от обязательств по поставке. Английское слово «option» перево­дится как опция — условие контракта, выполнение которого за­висит от воли одной из сторон.

Различают опцион call и опцион put. Опцион call — кон­тракт, дающий право купить одну единицу базового актива (на­пример, одну акцию) по определенной цене исполнения. Ис­пользование опции контракта называется его исполнением. В случае колл-опциона, например, исполнение состоит в покуп­ке акции. Срок действия опциона называют сроком исполнения. Простейшие типы опционов — европейский (может быть испол­нен только в момент исполнения) и американский (может быть исполнен в любой момент в течение срока исполнения). Опцион put дает право продать одну единицу базового актива по цене ис­полнения.

Форвардный контракт — контракт о поставке актива в неко­торый будущий момент с оплатой в момент поставки.

Фьючерсный контракт, или фьючерс, — стандартизирован­ный контракт типа форвардного, заключаемый при посредстве биржи, тогда как форвардный контракт заключается напрямую между покупателем и поставщиком. Фьючерс требует от участ­ников внесения денежных сумм на их счета для поддержания так называемой маржи — залоговой суммы, гарантирующей вы­полнение сторонами условий контракта. В отличие от форварда прибыли/убытки по фьючерсам фиксируются ежедневно (это делает биржа путем перечисления средств между маржевыми счетами участников такого контракта).

Если не имеются возможности использовать перечисленные методы для управления рисками, применяют его лимитирование либо уклонение, отказ от риска.

Лимитирование представляет собой установление системы ограничений как сверху, так и снизу, способствующей уменьше­нию степени риска. Лимитирование отрицательного воздействия рисков может быть направлено либо на снижение частоты ущер­ба или предотвращения убытка, либо на уменьшение размера убытков.

Суть метода снижения частоты ущерба или предотвращения убытков состоит в проведении предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления неблаго­приятного события. Это означает, что данные меры будут влиять на такую характеристику риска, как уязвимость соответствующе­го объекта или субъекта. Примерами конкретных мероприятий могут служить обучение водителей с учетом требований безопас­ности, стандартизация услуг и др.

Применение этого метода оправданно в случаях, если:

i вероятность наступления убытка достаточно велика;

• размер возможного ущерба, как правило, невелик.

Риски, к которым применяется данный метод, могут носить массовый характер или быть единичными.

Если несмотря на осуществление мероприятий по снижению негативного воздействия рисков некоторые убытки все же име­ют место, то применим метод уменьшения размеров убытков. Суть его заключается в проведении превентивных мероприятий, направленных на снижение размера возможного ущерба.

Примерами превентивных мероприятий могут служить уста­новление противопожарной или охранной сигнализации. Но это оправданно в случаях, когда размер возможного ущерба большой и вероятность наступления убытка невелика.

Еще одним вариантом применения лимитирования рисков является установление определенных лимитов на финансовые результаты. Как правило, данный подход является итогом анали­за и расчета VaR.

Осуществляя любой вид деятельности, предприятие (органи­зация) должно определить потери, которые оно может понести, располагая теми или иными объемами активов и ресурсов. При этом рассчитывается максимальный для предприятия (организа­ции) уровень убытков. Например, установленный лимит банка составляет 500 000 долл., т. е. все объемные лимиты при интег­рированном расчете должны соответствовать этому параметру.

Наиболее распространенными видами лимитов, позволяю­щими контролировать объекты лимитирования по установлен­ному уровню убытков, являются: stop loss, stop out, take profit, take out. Они достаточно часто используются при осуществлении операций на фондовом рынке.

Лимит stop loss определяет максимальный размер убытков от однодневного снижения цен (доходности) по данному инстру­менту, т. е. при каком падении цен (доходности) за один рабочий день необходимо принимать решение о проведении дальнейших операций. Обычно уровень stop-loss устанавливается несколько ниже расчетного значения VaR для получения возможности ма­невра. Например, установлено, что приемлемый уровень потерь по портфелю государственных еврооблигаций — 75 000 руб., средняя однодневная волатильность цены (среднее квадратиче-скос отклонение годовой доходности с непрерывным начислени­ем) — 1,5 %, тогда расчетному убытку соответствует портфель в размере 5 000 000 руб. Но чтобы иметь возможность не превысить установленный лимит, что вероятно при резком падении цен, ко­гда следующая котировка может быть ниже той, что уже привела к максимальному убытку, лимит stop-loss можно установить на уровне 1,2 %.

Лимит stop out устанавливает сумму максимальных убытков по данному виду актива или пассива или по портфелю в целом. При получении убытка, равного величине лимита, все операции прекращаются и принимается решение о дальнейших действиях, например продаже данного актива или его реструктурирова­нии. Обычно лимит stop out выражается в стоимостных едини­цах и также устанавливается ниже уровня VaR. Например, при обесценивании портфеля государственных ценных бумаг на 400 000 долл. незамедлительно принимается решение о продаже тех выпусков ценных бумаг, снижение цен на которые привело к убытку.

Лимит take profit показывает размер максимального одноднев­ного роста цен (доходности) по данному инструменту'. Применя­ется для того, чтобы при достижении максимального с точки зре­ния анализа результата обезопасить себя от возможного после­дующего резкого снижения стоимости инструмента (активов).

Лимит take out отличается от предыдущего тем, что устанав­ливается на данный вид актива, или пассива, или портфеля в целом.

Лимитирование рисков может опираться не только на расче­ты VaR, но и на сопоставление сравнительного уровня показате­ля «доходность/потери» по различным объектам (инструментам) или других показателей.

Подход к управлению рисками на основе лимитирования по­зволяет оптимизировать активы, пассивы предприятия (органи­зации), портфель банка.

 


3.

 

3.1.

 

Приведем пример системы управления рисками, ориентирован­ной на использование лимитирования в качестве основного метода управления рисками ООО «УК «Орион».

Постановка задачи

Основными целями организации системы управления рисками в управляющей компании 000 «УК «Орион» являются:

- обеспечение оптимального баланса между максимизацией прибыли и долгосрочной стабильностью бизнеса на основе принципа ком­плексности, непрерывности и интеграции;

- обеспечения адекватного рыночной конъюнктуре соотношения риска и доходности переданных в управление активов.

Система управления риском позволяет, во-первых, прогнозировать в определенной степени наступление рискового события, во-вторых, заблаговременно принимать необходимые меры к снижению размера возможных последствий.

Этапы процесса создания системы управления рисками в 000 «УК «Орион» состоят из:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.