КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к зачету
ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ - ЗАЧЕТ
1. Требования к зачету: Зачет по дисциплине «психология управления» предполагает: 1. Знание основных вопросов, рассматриваемых в содержании учебной дисциплины 2. Умение организовывать самодиагностику и диагностику профессиональных возможностей 3. Умение (в игровой форме) реализовывать различные управленческие действия.
Основные психологические характеристики управленческой деятельности Структура управленческой деятельности. Функции управленческой деятельности. Руководитель как субъект управленческой деятельности. Основные требования к личности руководителя. Руководство и лидерство как социальный феномен. Технология принятия управленческих решений. Технология делегирования полномочий в управленческой деятельности. Социальная организация как объект управления. Механизмы групповой динамики в организации Распределение деловых ролей в организации. Мотивация и стимулированию в управленческой деятельности. Стратегия и тактика принятия управленческих решений. Характеристика риска в процессе управленческой деятельности. Виды риска в управленческой деятельности. Управление риском в системе современного производства. Характеристика трудового конфликта. Виды конфликтов в организации и их характеристика. Стратегия разрешения конфликта в управленческой деятельности. Деловое общение в управленческой деятельности: виды, структура, функции. Вербальные и невербальные каналы делового общения. Деловая беседа как основная форма делового общения. Психологические приемы влияния на партнера в условиях конкурентной деятельности. Технология ведения делового совещания. Деловые переговоры как форма организации управленческой деятельности. Этикет в деятельности современного руководителя. Организация деловых контактов с зарубежными партнерами. Здоровье как фактор эффективной деятельности руководителя Управление эмоциональными состояниями. Профилактика стрессов. Жизненные кризисы в деятельности руководителя.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
a) Субъект управленческой деятельности b) Объект управленческой деятельности c) Управленческая деятельность d) Руководство e) Лидерство f) Профессиограмма руководителя g) Стиль управленческой деятельности h) Делегирование полномочий i) Деловая карьера руководителя j) Социальная организация k) Стадии развития производственного коллектива l) Деловые роли m) Мотивация и стимулирование в управленческой деятельности n) Управленческая задача o) Риск в структуре управленческой деятельности p) Управление риском q) Трудовой конфликт r) Конфликтная ситуация s) Стратегия разрешения конфликта t) Межкультурное общение u) Вербальный канал общения v) Невербальный канал общения w) Деловая беседа x) Деловое общение y) Деловые переговоры z) Деловые приемы aa)Публичное выступление bb) Этикет в управленческой деятельности cc) Здоровье как фактор эффективной деятельности руководителя. dd) Жизненные кризисы и деятельность руководителя ee) Стресс в деятельности руководителя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: А. Технология самостоятельной работы студентов.
Важным элементом организации образовательного процесса в вузе выступает самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения, обеспечивающее: 1. формирование необходимого объема и уровня знаний, умений и навыков, получаемых студентами в ходе обучения, исходя из поставленной дидактической цели и задачи каждой дисциплины, читаемой в вузе; 2. овладение совершенными способами мыслительной деятельности, обеспечивающими продуктивность познания в ходе самостоятельного овладения учебным материалом; 3. выработка психологической установки на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научно-педагогической информации при решении новых познавательных задач; 4. управление самостоятельной познавательной деятельностью студентов в процессе обучения. Классификация видов самостоятельной работы в современном образовательном процессе может рассматривать по разным основаниям.
Классификация видов самостоятельной работы в вузе
Самостоятельная работа
по месту организации по целям организации по способу организации организации - аудиторная - поиск информации - индивидуальная - внеаудиторная - изучение новой информации - групповая - обобщение, систематизации знаний - формирование умений
К аудиторной самостоятельной работе можно отнести: 1. вычленение новой информации в процессе прослушивания подготовленных рефератов; 2. заполнение сопоставительных таблиц; 3. групповое обсуждение проблемы, решения задачи с подготовкой выступления; 4. анализ продуктов деятельности учителя (протоколы урока, планы воспитательной работы, и т.д.); 5. деловые игр; 6. тренинги; 7. анализ видеосюжетов; 8. работа с тестовыми заданиями.
Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает: 1. Конспектирование литературы; 2. Составление тезисов; 3. Написание аннотаций, рецензий 4. Подготовка аналитических обзоров литературных источников, интернет-сайтов; 5. Подготовка рефератов; 6. Выделение проблемных вопросов на основе анализа текста; 7. Теоретическое обоснование решения практических задач; 8. Решение педагогических задач, требующих: а) анализа ситуаций б) конструирования педагогических явлений; 1. Работа с компьютерными обучающими программами; 2. Анализ учебных программ, учебников и пособий для школы с определенными целями; 3. Анализ протоколов уроков. Продуктов деятельности учителя и учащихся (планы работы учителя, выполненные учащимися работы) 4. Проведение микроисследований; 5. Подбор педагогических ситуаций характеризующих те или иные педагогические явления; 6. Подготовка наглядного материала; 7. Подготовка методических разработок 8. Подготовка к участию в деловых играх; 9. Составление портфолио Введение балльно-рейтинговой системы, технологических карт дисциплин значительно повышает возможности студентов в организации самостоятельной работы. Они уже не могут сидеть пассивно, поскольку их участие в проведении лекционных и практических занятий оценивается соответственно разработанным баллам, обозначенным в технологической карте дисциплины. У активных студентов углубляется мотивация подготовки к учебным занятиям. Они творчески и с огоньком готовятся к каждому занятию. «Средний» студент повышает свою мобильность. Может поначалу уровень его самостоятельности не столь высок, как хотелось бы преподавателю, но структура, динамизм занятий побуждает его к самостоятельной деятельности. Во многом результат самостоятельных поисков зависит от организации самостоятельной работы студентов. Основные требования к организации самостоятельной работы студентов могут быть следующими: 1 Осознание цели самостоятельной работы 2. Наличие умений обеспечивающих выполнение самостоятельной работы; 3. Наличие интереса (положительной мотивации) к выполнению самостоятельной работы. 4. Максимальная активность студента при выполнении самостоятельной работы, развитие познавательных способностей, инициативности в принятии решения, творческого мышления. По форме организации самостоятельные работы в вузе можно разделить на: 1. Воспроизводящие 2. Индивидуальные 3. Фронтальные 4. Групповые Во многом, выбор формы организации самостоятельной работы определяется содержанием читаемой дисциплины и формой ее предъявления. Если это лекция, то, безусловно, в основе своей, это фронтальная работа. Она может быть и с элементами индивидуальной и групповой. Это зависит от темы лекции, а главное, от умения преподавателя вести дискуссию и умело вовлекать в нее студентов. Если это, практическое или лабораторное занятие, то определяющей формой может выступать групповая и индивидуальная. У студентов, особенно активных, появляется реальная возможность показать результаты своего самостоятельного поиска учебного материала. По уровню продуктивности можно выделить четыре типа самостоятельной работы (П.И.Пидкасистый): 1. Воспроизводящие 2. Реконструктивно-вариативные 3. Эвристические 4. Творческие Рассмотрим подробнее эти типы, исходя из основной идеи нашего параграфа – усиление самостоятельности студентов в свете идей Болонской декларации: Воспроизводящие самостоятельные работы необходимы для закрепления усвоенных знаний, способов действий. Самостоятельная работа реконструктивно-вариативного типа предполагает осмысленный перенос знаний в типовые профессионально значимые ситуации, предполагает анализ событий, явлений и фактов, формирует приемы и методы познавательной деятельности студентов, способствует развитию внутренних мотивов к познанию, создает условия мыслительной активности студентов. Именно этот тип самостоятельной работы формирует основание для развития творческой активности будущего специалиста. Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Знания, необходимые для решения поставленных задач студенты имеют, но умение использовать эти знания в решении нестандартных ситуаций еще не сформировано. Поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания студентов более гибкими, мобильными, способствуют развитию умений, навыков и потребностей самообразования. Творческие самостоятельные работы обеспечивают получение принципиально новых знаний, закрепляют навыки самостоятельного поиска, обеспечивают развитие творческого научного потенциала будущего специалиста. Таким образом, продуктивность самостоятельной работы студентов некоторым образом «подогревается» преподавателем. Но мало увлечь студентов идеей самостоятельного поиска, необходимо еще рационально организовать самостоятельную работу студентов. В ходе этой организации можно выделить несколько этапов: 1 этап -осознание целей и задач самостоятельной работы. Это очень важный этап, поскольку именно он задает основную цель самостоятельного поиска, формирует мотивацию к самостоятельным действиям; 2 этап – отбор информации необходимой для выполнения самостоятельной работы. На этом этапе роль преподавателя заключается, прежде всего, в информировании студентов об основных задачах учебной дисциплины и кредитах, призванных оценить их усилия; 3 этап – планирование самостоятельной работы. Содействию студентам в реализации данного этапа помогает технологическая карта дисциплины, помогающая им правильно спланировать свои действия, исходя их критериев заданий для самостоятельной работы, включенных в технологическую карту; 4 этап - определение умений и навыков, необходимых для выполнения работы. Важно определить насколько студенты склонны к самостоятельному поиску. Умеют ли они правильно работать с литературой. Отличают ли аннотацию от рецензии. Насколько владеют технологией работы с компьютером; 5 этап - выполнение самостоятельной работы в соответствии с поставленной целью. Этому способствует технологическая карта дисциплины, где обозначены виды самостоятельной работы и критерии ее оценки. Тщательный разбор элементов технологической карты способствует продуктивности самостоятельной работы студентов; 6 этап – оформление самостоятельной работы в соответствии с предъявляемыми требованиями. Можно оформить результаты самостоятельной работы студентов разными способами. Важно одно, чтобы студент мог максимально предъявить результаты своего самостоятельного поиска; 7 этап - самоанализ и самооценка выполненной работы. Этот этап практически является вершиной самостоятельной работы студентов, поскольку оценка преподавателя плавно «перетекает» в самооценку как высшую форму оценивания результатов самостоятельной работы студентов; 8 этап - подготовка выступления, презентации материалов выполненной работы. Можно использовать классическое выступление студентов перед аудиторией с докладами или рефератами. Но нам кажется, что более эффективной является компьютерная презентация. Можно в ходе подготовки разбить группу на подгруппы, каждая из которых подготовит часть целостной презентации. Можно провести деловую игру и в ходе ее оценить результаты самостоятельного поиска, которые студенты будут предъявлять. Для облегчения самостоятельной работы мы приводим описательные характеристики некоторых ее видов, помогающих по нашему убеждению в свете требований внедрения идей Болонского процесса в работу вузов, выстроить индивидуальную программу овладения знаниями по курсу самостоятельно, системно и ответственно.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |