Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управления качеством




Вклад российских ученых в развитие теории и практики

Значительный вклад в формирование существующих подходов к управлению качеством внесли не только зарубежные, но и отечественные исследователи. При этом развитие шло параллельно: в чем-то приоритеты принадлежали российским ученым, а в чем-то – их зарубежным коллегам.

В России одним из первых после Октябрьской революции 1917 года был принят декрет «О введении метрической системы мер и весов» (14 сентября 1918 года), имевший важное значение для развития стандартизации. В 1925 году при Совете труда и обороны был создан Комитет по стандартизации, основной задачей которого была стандартизация требований к качеству [15]. В 1926 году был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В том же году принимаются стандарты, позволившие наладить серийное и массовое производство стандартных деталей машин. Данные стандарты стали основой для овладения методами Тейлора по контролю качества продукции на основе системы допусков и посадок.

Одной из первых форм управления качеством в Советском Союзе стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные. В те годы об управлении качеством в современном понимании еще не было и речи, однако зарождались его элементы, связанные с установлением требований к качеству, контролем за их соблюдением.

Особую роль в становлении теории и практики управления качеством в России сыграло широко развернувшееся в 1920–1930-е годы движение за научную организацию труда. Это было связано с тем, что импорт в Россию иностранной техники, капитала и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области научной организации труда и менеджмента, в первую очередь идей тейлоризма. В 1921 году был создан Центральный институт труда (ЦИТ), который возглавил А. К. Гастев.

Алексей Капитонович Гастев – видный общественный деятель, ученый и поэт. В период с 1921 по 1938 год возглавлял Центральный институт труда. В этот же период (1924 – 1926) он был заместителем председателя и председателем Совета по научной организации труда; в 1932–1936 годах – председателем Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете труда обороны СССР, в эти же годы возглавлял журнал «Вестник стандартизации» (ныне «Стандарты и качество») [2].

На ЦИТ были возложены задачи исследования, разработки и практического внедрения в промышленность наиболее совершенных и прогрессивных методов организации труда и производства, подготовки кадров и усовершенствования орудий труда. Разработанная его коллективом концепция трудовых установок включала в себя три главных взаимосвязанных направления: теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места, методику рационального производственного обучения, теорию управленческих процессов [17].

Центральная проблема, которую решал коллектив ЦИТ во главе с А. К. Гастевым, заключалась в том, как развить в каждом работнике постоянную внутреннюю потребность в непрерывном совершенствовании своего труда. Понимая, что для решения этой задачи недостаточно использования одних внешних стимулов к производственному творчеству в виде премиальных систем, А. К. Гастев и его коллеги разработали специальную методику производственного обучения, ставшую краеугольным камнем всей концепции ЦИТ. На своих учебных базах в 170 городах институт подготовил свыше полумиллиона рабочих остродефицитных профессий.

Труды А. К. Гастева до сих пор не потеряли своего научного и практического значения, а его книга «Как надо работать», являясь введением в науку системы организации труда, представляет особый интерес и с точки зрения развития теории и практики управления качеством в России. Он считает, что русскому рабочему больше всего не хватает исполнительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служебные обязанности независимо от того, нравятся они ему или нет. В то же время, отмечает А. К. Гастев, человек проводит на работе лучшую часть своей жизни, поэтому необходимо научиться так трудиться, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой [4]. Поэтому он предлагал начинать с обучения исполнительской деятельности и переходить к распорядительной, начинать с организации труда и переходить к осмыслению его содержания. Для этого не только руководители, но и рядовые работники должны пройти через школу НОТ.

Памятка А. К. Гастева, приведенная в книге «Как надо работать», включает в себя 16 правил, выполнение которых, по его мнению, должно способствовать формированию трудовой выдержки независимо от вида выполняемой работы [4] (прил. 5).

Данные правила, не теряя своей актуальности и в настоящее время, по сути дела закладывают основу управления качеством труда и как следствие –достижения (при соблюдении прочих необходимых условий) требуемого уровня качества конечного продукта деятельности организации (продукции или услуги).

Особый вклад А. К. Гастев внес в теорию и практику стандартизации. Он уделял большое внимание вопросам методологии разработки стандартов, их обоснования и классификации, разрабатывал принципы согласования стандартов с определенной научно-технической культурой. Он рассматривал стандартизацию как метод организации всей культурно-технической жизни, образующий особое «стандартизационное хозяйство» страны, где доминирует принцип системности [2].

Обобщая вклад А. К. Гастева в становление российской школы управления качеством, важно отметить, что опыт работы в дореволюционное время в пе­риод эмиграции на заводе «Citroen» в Париже, тщательное исследование и критическое использование подходов Тейлора, активная деятельность в ЦИТе, переписка с компанией Форда – все это в совокупности повседневной творческой деятельностью привелик формированию концепций, представ­ляющих собой синтез передовой научно-технической мысли того времени и глубокого предвидения необходимых перемен.

Таким образом, в 20–30-е годы XX столетия, несмотря на то, что управления качеством в современном его понимании еще не было, происходит процесс зарождения его истоков, таких, как выявление необходимости планирования и контроля качества; определение ответственности за результаты труда; научная организация труда; определение значимости перестройки сознания работника для улучшения качества результатов деятельности.

Останавливаясь на достижениях российской школы управления качеством, необходимо выделить следующие приоритетные направления, отражающие этапы ее становления и развития:

- разработка методологических основ системного подхода к управлению качеством;

- внедрение на отечественных предприятиях систем управления качеством;

- формирование квалиметрии как области научных знаний;

- развитие экономико-статистических методов исследования качества продукции;

- разработка основ экономической теории качества;

- разработка вопросов выявления и использования резервов управления качеством;

- анализ затрат на управление качеством труда и продукции;

- активное участие в деятельности Европейской организации по качест­ву и Международной организации по стандартизации.

Значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления качеством внесли такие отечественные ученые, как Г. Г. Азгальдов, О. К. Антонов, А. В. Гличев, Б. В. Гнеденко, К. И. Клименко, М. И. Круглов, Д. С. Львов, В. И. Седов, В. И. Сиськов, А. И. Субетто, В. П. Панов, Д. Л. Томашевич, Я. Б. Шор, Л. Я. Шухгальтер и другие. Этот список не исчерпывает имен тех, кто формировал и продолжает развивать науку о качестве.

Одним из выдающихся российских ученых, внесших огромный вклад в развитие теории и практики управления качеством как в России, так и за рубежом, был Василий Васильевич Бойцов. Он сформулировал теоретические и методологические основы управления качеством всех элементов жизненного цикла технических объектов. Именно В. В. Бойцов стоял у истоков создания современной отечественной государственной системы стандартизации, эталонной базы страны, занимающей важнейшее место в решении вопросов организации производства и улучшения качества продукции. С 1963 по 1984 год он возглавлял Госстандарт СССР. Его научные разработки нашли отражение в многочисленных публикациях («Проблемы автоматизации и механизации мелкосерийного производства», «Комплексная нормализация элементов производственного процесса», «Инженерные методы обеспечения качества в машиностроении» и другие) [2].

Важнейшим звеном в творческом наследии В. В. Бойцова является развитие методов типизации технологических процессов на основе научно обоснованной классификации объектов производства, их автоматизации. Эти вопросы были рассмотрены, в частности, в контексте исследования качества производственных процессов конкретного предприятия – машиностроительного комплекса как своеобразной технической системы. Отмечая усиление роли в науке и производстве сложных технических систем и опираясь на мировой и отечественный опыт, В. В. Бойцов прогнозировал, что в ближайшем будущем в машиностроительной отрасли будет преобладать не массовое производство в его традиционном понимании (массовый выпуск малой номенклатуры изделий устойчивой конструкции), а производство широкого ассортимента постоянно обновляемой продукции, однородной лишь по основным конструктивно-технологическим параметрам. Номенклатура разнообразных изделий и моделей, выпускаемых одним заводом, будет неизменно увеличиваться [2].

Рассматривая проблемы организации управления качеством изделий машиностроения, В. В. Бойцов выделял возрастающее значение кибернетического подхода, сущность которого состоит в объединении разрозненных мероприятий в единую систему целеустремленных, постоянно осуществляемых действий на всех стадиях жизненного цикла изделий. Организация управления качеством с позиции кибернетического подхода может быть рассмотрена, по мнению ученого, в двух аспектах: структурном и функциональном [2].

Изучая методологические основы управления качеством изделий машиностроения, В. В. Бойцов выдвигает следующие требования:

- выработка стратегии и критерия управления;

- наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей наблюдение за реализацией стратегии управления качеством;

- наличие резервов;

- учет роли человеческого фактора [2].

Большое внимание в своих работах В. В. Бойцов уделял вопросам формирования и функционирования систем качества; планирования качества продукции; стимулирования повышения качества; сертификации продукции.

На посту президента Международной организации по стандартизации В. В. Бойцов был одним из инициаторов и участников создания системы стандартов ИСО серии 9 000, получивших наибольшее распространение в мире. Он является представителем отечественной научной школы, непосредственно связанной с разработкой и внедрением в практику деятельности российских предприятий системного подхода к управлению качеством.

Одним из отечественных создателей теории управления качеством является Александр Владимирович Гличев. Он автор более 300 научных трудов в области эффективности летательных аппаратов оборонного и гражданского назначения, надежности, управления качеством, стандартизации и сертификации. В течение 20 лет он руководил Институтом стандартизации Госстандарта СССР – ВНИИС; избирался президентом и вице-президентом Европейской организации по качеству, возглавлял Российскую академию проблем качества.

Под руководством А. В. Гличева осуществлялись разработки фундаментальных и прикладных направлений управления качеством. В его трудах большое внимание уделяется исследованию природы качества, взаимосвязи категорий «качество» и «потребительная стоимость»; методологии системного подхода к управлению качеством; проблемам сертификации; вопросам эффективности систем управления качеством; принятия решений и мотивации в системах качества; подготовке персонала в области управления качеством; проблеме соотношения качества и духовности и многим другим вопросам, составляющим содержание науки и практики управления качеством.

Одним из достижений российской школы управления качеством является формирование квалиметрии. К концу 1960-х годов группа научных работников (Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев, З. Н. Крапивенский, Ю. П. Кураченко, Д. М. Шпекторов, В. П. Панов, М. В. Федоров) выявила общие методологические основы способов количественной оценки качества совершенно разных объектов. Теоретическое обобщение этих способов привело к формированию самостоятельной научной дисциплины – квалиметрии. В соответствии с выработанным подходом квалиметрия трактовалась как научная область, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной количественной оценки качества объектов любой природы (одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы; имеющих материальный или духовный характер) [1]. Учеными были сформулированы основные задачи квалиметрии [8]:

- обоснование выбора показателей качества, отражающих цель исследования, особенности рассматриваемого процесса и управляющих им решений;

- разработка методик определения численных значений выбранных показателей, выбор исходных данных и определение требований к точности последних;

- разработка методик определения оптимальных значений показателей качества;

- постановка и решение задач оптимизации параметрических рядов для обоснования выбора оптимальных стандартов и технических требований;

- разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством;

- использование статистических методов исследования и другие.

По своей внутренней структуре квалиметрия подразделяется на теоретическую и прикладную [8]. Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Содержанием теоретической квалиметрии являются общие методологические проблемы количественной оценки качества, а также развитие математических методов, направленных на преодоление общих трудностей, характерных для многих конкретных методик и математических моделей, предназначенных для количественной оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения.

Становление и развитие квалиметрии оказало существенное влияние на теорию и практику управления качеством. В настоящее время общепризнанным стало положение, что эффективное управление качеством возможно лишь при наличии достаточно точных и объективных методов его измерения и оценки. Это в свою очередь стимулирует развитие квалиметрии и использование ее методов.

Параллельно с квалиметрией получило развитие и другое направление в российской школе управления качеством – экономико-статистическое. Проблема статистического исследования качества продукции привлекала отечественных ученых на протяжении многих десятилетий. Так, в нашей стране еще в 1940–1950-х годах усиленно разрабатывались статистические методы контроля и анализа качества продукции. В развитие этой области значительный вклад внесли В. И. Сиськов, А. М. Длин, А. Я. Боярский, Я. И. Лукомский, Я. Б. Шор и другие.

Впервые работы в этом направлении начали проводиться еще в 1930-х годах Центральным НИИ кожевенной промышленности. В 1955 году АаронЯковлевич Боярскийсформулировал основы экономико-статистического направления в исследовании качества продукции. В начале 1964 года НИИ ЦСУ СССР было принято решение о разработке методики экономико-статистической оценки качества продукции. Во исполнение этого решения начали широко проводиться экспериментальные работы по экономико-статистической оценке качества продукции различных отраслей промышленности: шинной, нефтеперерабатывающей, подшипниковой, мукомольной и др.

Концепция экономико-статистического направления достаточно подробно изложена в работе Владимира Ивановича Сиськова «Экономико-статистическое исследование качества продукции». В отличие от представителей квалиметрии ученые этого направления считали, что разработка единого комплексного показателя качества неприемлема с точки зрения практики, поскольку сравнение по эксплуатационным и эстетическим свойствам разнородных изделий невозможно. В рамках экономико-статистического направления признается, что качество продукции имеет две стороны: производственную и потребительскую (экономическую). В соответствии с этим различаются производственное и потребительское качество продукции, которые оторваны друг от друга во времени. Производственное качество характеризуется совокупностью свойств, предусмотренных техническими условиями. Информация о качестве имеет сугубо технологический характер. Даже в том случае, когда имеются сводные статистические по­казатели качества, такие, как индекс сортности, потери от брака, количество рекламаций и т. д., речь идет об оценке годности готовой продукции, то есть об оценке качества работы предприятия, а не качества продукции. Оценка многих характеристик качества продукции в процессе производства носит альтернативный характер (годное – бракованное изделие) и не имеет конкретных количественных выражений по каждому экземпляру изделия.

Потребительское качество характеризуется определенным результатом потребления, полезностью вещи в процессе использования продукции потребителями. Система информации носит в этом случае экономический характер. Это срок службы изделия, выход полезного вещества из единицы данной продукции, надежность и т. д. С целью выявления потребительского качества проводятся различные лабораторные исследования, эксплуатационные испытания. Качество в этом случае рассматривается в рамках конкретной потребности, характеризуемой совокупностью определенных условий потребления.

В то же время информация о потребительском качестве продукции значительно оторвана от времени ее выпуска. Но в соответствии с рассматриваемой концепцией потребительское и производственное качество находятся во взаимосвязи между собой. Качество определяется как степень, мера удовлетворения конкретной потребности в единице данного продукта в определенных условиях потребления, которая определяется совокупностью свойств продукции. Сводная экономико-статистическая оценка качества продукции основана на выявлении при помощи методов математической статистики связей потребительского качества с характеристиками производственного. При этом конкретный результат потребления зависит как от производственного качества, так и от условий потребления, поэтому зависимость результата потребления только от производственного качества является неполной, то есть корреляционной. Полученные корреляционные зависимости используются для прогноза показателей потребительского качества на основе изменений характеристик производственного качества в масштабах как предприятия, так и всего народного хозяйства [22].

На основе внедрения экономико-статистического направления были созданы предпосылки для разработки статистики качества продукции, для формирования системы экономической информации о качестве продукции, играющей значительную роль в процессе управления качеством. При этом представители исследуемого направления выделяют два важнейших, по мнению ученых, условия эффективного управления качеством [19]:

1) органическое включение экономической информации в процесс управления качеством на предприятии-изготовителе;

2) обеспечение обратной связи между экономической информацией о качестве продукции, получаемой потребителем, и производственной информацией о качестве, получаемой изготовителем.

Управление качеством в рамках экономико-статистического направления представляет собой «корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявления его в потреблении продукции, которое осуществляется на основании сигналов, несущих определенную информацию. Управление осуществляется на основе использования механизма обратной связи между потребительским и производственным качеством продукции» [22. С. 72].

Экономико-статистическое направление в исследовании качества продукции оказало существенное влияние на формирование современных взглядов на экономическую информацию о качестве, систему статистических показателей качества, анализ резервов повышения качества.

Еще одно направление, сформировавшееся в российской науке управления качеством, получило название экономической теории качества. Наиболее яркими представителями данного направления являются Д. С. Львов, Л. А. Долгих, И. А. Березанский, В. И. Седов, Ю. А. Зыков, Н. П. Макаркин, Ю. В. Богатин, Л. Б. Сульповар, М. Е. Ломазов и другие.

Значительное место в рамках данного направления занимали вопросы, связанные с исследованием качества как экономической категории, соотношением категорий «потребность» и «качество», определением экономической эффективности повышения качества промышленной продукции, оптимизацией ее качественных параметров. Основу данного направления составляло решение проблемы определения экономической эффективности повышения качества промышленной продукции. В работе «Стандарт и качество» Д. С. Львов, В. И. Сиськов и В. И. Седов отмечали, что «правильная оценка экономической эффективности повышения качества продукции в первую очередь зависит от обоснованности используемого критерия оптимальности» [14. С. 58]. Однако, по мнению ученых, ни один из использовавшихся в тот момент критериев оценки работы предприятий не удовлетворял полностью указанному условию.

Оценка экономической эффективности улучшения качества продукции должна производиться на основе сопоставления затрат и результатов производства по двум сферам – производства и потребления. В связи с этим ученые делают очень важный, на наш взгляд, вывод о невозможности «решения проблемы качества с позиции одного предприятия или одной отрасли. Она может решаться с общественных позиций, исходя из интересов народного хозяйства в целом» [14. С. 60]. В работе «Экономические проблемы повышения качества промышленной продукции», вышедшей в 1969 году, ее авторы Д. С. Львов, Л. А. Долгих, И. А. Березанский и Ю. А. Зыков сформулировали основные положения, а также особенности и проблемы определения экономической эффективности повышения качества промышленной продукции. В частности, они отмечали, что для ее определения используются те же экономические показатели, что и при расчетах экономической эффективности капитальных вложений: себестоимость или годовые эксплуатационные издержки, капитальные вложения, приведенные затраты [26]. При этом из нескольких вариантов повышения качества лучшим признается тот, который имеет минимальные приведенные затраты. Использование лучшего из сравниваемых вариантов обеспечивает наибольшую величину годового экономического эффекта. Однако, по мнению ученых, существовавшие в то время методики достаточно часто содержали противоречивые рекомендации. Это приводило к тому, что при выполнении расчетов одного и того же мероприятия по разным методикам получались результаты, отличающиеся друг от друга в несколько раз, что создавало несопоставимость и несводимость таких расчетов.

Развивая данное положение, Д. С. Львов, В. И. Седов и В. И. Сиськов в работе «Стандарт и качество» отмечают, что основным показателем улучшения качества продукции является народно-хозяйственный экономический эффект [14]. В соответствии с данным подходом повышение качества продукции должно обеспечивать максимальный экономический эффект от использования каждой единицы трудовых, материальных и природных ресурсов общества. Он представляет собой сверхнормативную часть прироста национального дохода страны. Нормативная величина прироста зависит от изменения численности работников материального производства и роста производительности их труда, являющегося главным источником увеличения национального дохода [14]. Дополнительный, или сверхнормативный, прирост национального дохода, по мнению ученых, может закономерно рассматриваться как народно-хозяйственный экономический эффект от использования новой продукции улучшенного качества [14]. В общем виде данный эффект определяется суммой экономических эффектов, получаемых отдельными потребителями новой продукции за весь планируемый период ее производства и использования.

Сущность экономического эффекта повышения качества продукции для изготовителей и потребителей, а также всего народного хозяйства в целом представлена на рис. 4.2.

ЭФФЕКТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

 


           
     

 

 


Рис. 4.2. Экономический эффект повышения качества продукции

 

В рамках экономической теории качества с середины 1960-х годов в нашей стране повышенное внимание стало уделяться вопросам анализа затрат по функциям управления качеством. Значительный вклад в изучение этой проблемы внесли российские ученые А. В. Гличев, Л. Я. Шухгальтер, В. И. Сиськов, Б. Л. Бенцман, В. Н. Войтоловский, В. И. Седов, Я. Ш. Котликов, Л. Б. Сульповар, А. И. Улицкий, Е. С. Васильева, И. П. Цимбалов, В. И. Терещенко, А. С. Шерешевский, Е. М. Карлик, Д. С. Демиденко и другие.

Одной из первых отечественных попыток анализа затрат на качество явились исследования, проведенные В. Н. Войтоловским. Автор выделяет три составляющие «стоимости качества»: «стоимость предупреждения», «стоимость оценки» и «убытки от брака». По мнению В. Н. Войтоловского, экономически допустимые границы увеличения расходов на контроль качества определяют размеры потерь от брака [21. С. 72].

В работах Е. М. Карлика и В. М. Шкловского затраты по обеспечению качества продукции подразделялись на затраты, связанные с обеспечением выпуска изделий планируемого качества и созданием изделий нового качества. При этом общие затраты включают затраты на гарантию качества и на предупреждение дефектов, расходы же на создание изделий нового качества авторы рекомендовали определять по перечню мероприятий, реализация которых ведет к созданию таких изделий [10. С. 80 – 81].

И. Г. Резник и О. В. Олешко все затраты классифицируют по трем категориям: расходы, связанные с выпуском продукции низкого качества; расходы, связанные с оценкой уровня качества и контролем производства продукции; расходы на управление качеством выпускаемой продукции [18. С. 31 – 32].

Приведенные классификации свидетельствуют о разном подходе отдельных авторов к распределению затрат на качество, об отсутствии четких границ между категориями затрат.

Большое внимание в рамках данного направления исследований уделялось совершенствованию системы учета в производстве, нормативной базы и методов определения и анализа затрат на качество. Подчеркивалось, что прогрессивные показатели затрат на функции управления качеством должны определяться с учетом достижений научно-технического прогресса, а система учета таких затрат должна быть органически увязана с системой учета затрат в целом по предприятию.

Тесно взаимосвязано с анализом затрат на качество выявление и использование резервов, способствующих повышению эффективности каждого предприятия и экономики в целом. Значительный вклад в изучение проблемы резервов производства внесли такие российские ученые, как Г. А. Пруденский, К. И. Клименко, Г. В. Теплов, О. Е. Каменицер, В. Н. Ганштак, П. А. Жуков, Л. Е. Стариков, Б. Л. Бенцман, В. М. Ларин, В. И. Сиськов и другие.

Так, В. М. Ларин отмечал, что особенности резервов качества продукции состоят в том, что между использованием того или иного резерва и получением эффекта в народном хозяйстве часто существует значительный разрыв во времени. Это особенно характерно для изделий с длительными сроками использования. Кроме того, место реализации резервов повышения качества продукции и место получения эффекта, как правило, не совпадают. Например, в конструкцию изделия вносятся усовершенствования, которые повышают ее технологичность. В данном случае резерв использован на стадии проектирования, в то время как часть эффекта от этого получается в процессе производства, а другая часть – в процессе потребления. Поэтому В. М. Ларин считал, что основополагающим признаком классификации резервов качества должны быть направления совершенствования процесса воспроизводства продукции. При этом необходимо учитывать различное влияние отдельных стадий воспроизводственного процесса на формирование качественных характеристик продукции и их изменение [13].

В рамках данного направления широко разрабатывались методы выявления и использования резервов повышения качества продукции. Развитие этих исследований оказало существенное влияние на формирование комплексного подхода к управлению качеством и эффективностью в рамках отдельного предприятия и всего народного хозяйства в целом.

Таким образом, рассмотренные основные направления формирования и развития российской школы управления качеством позволяют сделать следующие выводы.

Российская школа управления качеством является одной из сильнейших в мире в теоретико-методологическом и методическом подходах к исследуемой проблеме. Если 20–30-е годы XX века характеризуются развитием стандартизации, форм и методов научной организации труда, то конец 1960-х, а также 1970-е годы по праву можно назвать периодом расцвета российской школы управления качеством. Именно в это время формируется целая плеяда выдающихся ученых, чьи научные взгляды на долгие годы определили подходы к управлению качеством, причем не только в нашей стране, но и в мировом сообществе. При этом Россия, выступая в роли генератора идей, мозгового центра по разработке методологии управления качеством, в настоящее время вынуждена перенимать «зарубежные» подходы, родиной которых она же и является. Необходимо отметить приоритет российских ученых в разработке и внедрении системного подхода к управлению качеством, в формировании таких областей, как квалиметрия, экономико-статистическое исследование качества продукции, оценка эффективности повышения качества промышленной продукции. В отличие от зарубежных подходов российская школа управления качеством включает разноплановые и многообразные направления, взаимообогащающие и дополняющие друг друга. В те годы, когда рассмотренные направления только формировались, между их представителями шла острая дискуссия о правомочности каждого из них. Время показало право на существование и активное внедрение в практику основных положении всех этих направлений в рамках системного подхода к управлению качеством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.