КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплекс потребительского рынка муниципального образования: состояние и основные направления развития
Значение потребительского рынка для жизнедеятельности муниципального образования
Важная составляющая муниципального управления - регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит жизнедеятельность населения. Структуры потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивают потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимая предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения. Федеральный закон 2003 года относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения. На состояние потребительского рынка негативно воздействуют следующие факторы: - низкая покупательная способность большинства категорий граждан; - низкая конкурентоспособность части отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами; - снижение управляемости процессов реализации товаров и услуг на потребительском рынке и связанный с этим резкий рост числа нарушений прав потребителей; - недостаток у предприятий потребительского рынка финансовых средств для развития, модернизации и технического совершенствования. Трансформация отношений собственности путем приватизации предприятий сферы потребительского рынка стала первым и самым характерным этапом приватизационного процесса в российской экономике. Нормативной основой процессов разгосударствления собственности стал Закон РФ от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" с последующими изменениями и дополнениями. К настоящему времени в условиях свободы экономической деятельности почти 90% всех предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания перешло в частную собственность (исключение составили муниципальные предприятия школьного питания). Поэтому нормативно-правовое и экономическое регулирование потребительского рынка стало одной из важных функций как государства, так и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представляет собой систему скоординированных действий по организации управления и регулирования развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Основные сферы потребительского рынка
Как отмечалось выше, основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования являются торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Муниципальное регулирование каждой из них имеет свою специфику. Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствие которого - повышение платежеспособного спроса. Торговые предприятия классифицируются по различным группам (рис. 16).
┌───────────────────────────────┐ │ Торговая сеть │ │ (кроме общественного питания) │ └───────────────┬───────────────┘ ┌───────────────────┼───────────────────┐ ┌──────┴───────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌───────┴────────┐ │ Стационарная │ │ Рынки │ │ Мелкорозничная │ │ сеть │ │ │ │ сеть │ └─┬──────────┬─┘ └───┬───────┬─────┬─┘ └───┬────────┬───┘ ┌─┴────┐┌────┴─┐ ┌───┴──┐┌───┴──┐┌─┴─┐ ┌───┴───┐┌───┴───┐ │Непро-││Продо-│ │Спе- ││Продо-││Ве-│ │Павиль-││Машины,│ │до- ││воль- │ │циа- ││воль- ││ще-│ │ оны, ││тележ- │ │воль- ││ствен-│ │лизи- ││ствен-││вые│ │палат- ││ки,лот-│ │ствен-││ная │ │рован-││ные ││ │ │ ки, ││ки, │ │ная ││ │ │ные ││ ││ │ │киоски ││корзины│ └──────┘└──┬───┘ └──────┘└──────┘└───┘ └───────┘└───────┘ ┌───┴────┐ ┌──────┴─┐┌─────┴──┐ │Оптовая ││Магазины│ │торговля│└────────┘ └────────┘
Рис. 16. Структура торговой сети
Общественное питание в 90-е годы прошлого века утратило свою популярность. Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и другим показателям. Особенно это касается предприятий общественного питания, обслуживающих массовые слои населения по месту работы и учебы. Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы - восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и малозагруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т.п.). Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т.д. Типы предприятий общественного питания представлены на рис. 17.
┌─────────────────────────┐ │ Общественное питание │ └───────────┬─────────────┘ для граждан с высокими доходами ┌─────────────┬─────────┼────────┬──────────┐ ┌────┴─────┐ ┌────┴───┐ │ ┌────┴───┐ ┌───┴───┐ │Рестораны │ │ Бары │ │ │ Казино │ │ Клубы │ │ высокого │ └────────┘ │ └────────┘ └───────┘ │ класса │ │ └──────────┘ сеть массового обслуживания ┌──────┬───────┬─────────┴─────┬──────────────┐ ┌───┴─────┐│ ┌────┴───┐ ┌────────┴───────┐ ┌────┴───┐ │Рестораны││ │ Кафе │ │ Предприятия │ │Столовые│ └─────────┘│ └────────┘ │быстрого питания│ └────────┘ │ └────────┬───────┘ ┌─────┼─────┬──────────┬──────┴───┬──────────┐ \/ │ \/ \/ \/ \/ ┌────────┐ │┌────────┐┌───────────┐┌───────┐┌────────────┐ │Рюмочные│ ││Кофейни,││Макдональдс││Русское││ Закусочные │ └────────┘ ││ чайные │└───────────┘│ бистро││разных типов│ │└────────┘ └───────┘└────────────┘ │ ведомственные предприятия ┌─────┴────────────────┬────────────────────┐ ┌────┴─────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌───────┴───────┐ │ Рабочие: │ │ Школьные: буфеты, │ │ Институтские: │ │ столовые,│ │ столовые │ │ буфеты, кафе, │ │ буфеты │ └───────────────────┘ │ бары, столовые│ └──────────┘ └───────────────┘
Рис. 17. Типы предприятий общественного питания
Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия, способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на бытовые услуги удовлетворяется на 70 - 80%. Такое распределение обусловлено тем, что более 1/3 населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ. Перечень основных видов бытовых услуг приводится на рис. 18.
┌─────────────────┐ │ Бытовые услуги │ └────────┬────────┘ ┌────────┴────────┐ ┌─────────────────┐│┌───────────────┐│┌───────────────────┐ │ Парикмахерские ├┼┤Ремонт и пошив │├┤ Ремонт часов │ └─────────────────┘││одежды и обуви ││└───────────────────┘ │└───────────────┘│ ┌─────────────────┐│┌───────────────┐│┌───────────────────┐ │ Ремонт квартир ├┼┤ Химчистка │├┤ Фотография │ └─────────────────┘│└───────────────┘│└───────────────────┘ ┌─────────────────┐│┌───────────────┐│┌───────────────────┐ │Услуги бань, саун├┼┤ Стирка и │├┤ Ремонт │ └─────────────────┘││глажение белья │││ бытовой техники │ │└───────────────┘│└───────────────────┘ ┌─────────────────┐│┌───────────────┐│┌───────────────────┐ │Ритуальные услуги├┼┤Оздоровительные│├┤ Ремонт │ └─────────────────┘││ услуги │││телерадиоаппаратуры│ ┌─────────────────┐│└───────────────┘│└───────────────────┘ │ Ремонт ││┌───────────────┐│┌───────────────────┐ │ металлоизделий ├┴┤ Ремонт мебели │└┤ Услуги автосервиса│ └─────────────────┘ └───────────────┘ └───────────────────┘
Рис. 19. Основные виды бытовых услуг
Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения - содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях - в муниципальном районе) предприятий по оказанию социально значимых услуг повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечные, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотографии.
Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка: - обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги; - защита интересов низкодоходных групп населения; - обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка; - защита прав потребителей. Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка. Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов. Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рис. 20.
┌────────────────────┐ ┌────────────────────────────────┐ │ Установление │ │ Выделение земельных участков │ │ налоговых льгот │ │ для размещения объектов, сдача │ │ и льготные кредиты │ │ помещений в аренду │ └────────┬───────────┘ └────────────┬───────────────────┘ └────────────┬─────────────┘ ┌─────────────────┐ │ ┌───────────────────────┐ │ Выдача гарантий ├┐ │ ┌┤ Снижение для жизненно │ │ по займам ││ │ ││ важных предприятий │ └─────────────────┘│ │ ││тарифов на коммунальные│ ┌─────────────────┐│┌───────┴───────┐││ услуги │ │ Выдача │││ Механизмы ├┤└───────────────────────┘ │ муниципального ├┼┤ ││┌───────────────────────┐ │ заказа │││ │││ Изменение ставок │ └─────────────────┘│└───────┬───────┘├┤ арендной платы │ ┌─────────────────┐│ │ │└───────────────────────┘ │ Установление ││ │ │┌───────────────────────┐ │ обязательного ││ │ ││ Административный │ │ (минимального) ├┘ │ └┤контроль за соблюдением│ │ ассортимента │ ┌──────┴─────┐ │ прав потребителей, │ │ социально │ │Страхование │ │ правил торговли, │ │ значимых товаров│ │коммерческих│ │ санитарии, окружающей │ └─────────────────┘ │ рисков │ │ среды │ └────────────┘ └───────────────────────┘
Рис. 20. Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка. Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности. Муниципальные органы имеют возможность: - не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка; - оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия; - постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества. Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка. Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют организации с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций. Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан - союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе: - рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав; - обращаться в суды в защиту прав потребителей; - при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (услуг). В таблице 3 приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.
Таблица 3
Формы и методы воздействия на потребительский рынок различных регулирующих структур
Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, получают определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т.п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т.п. Для сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, изучающие потребительский рынок и заключающие договоры на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Действенным регулятором цен на потребительском рынке являются налоговые льготы. С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и сопредельных государств или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения. Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных механизмов. К ним могут быть отнесены: установление правил торговли на территории муниципального образования, предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции, взаимодействие с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, торговой и ветеринарной инспекций, создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций. В составе администрации муниципального образования обычно создается структурное подразделение по регулированию потребительского рынка, в состав которого могут входить специалисты по защите прав потребителей. В некоторых городах введена должность заместителя главы администрации по потребительскому рынку.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |